Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - на основе уяснения сущности, состояния и необходимости структуры денежного довольствия военнослужащих на современном этапе, изучения и обобщения накопленного опыта совершенствования структуры денежного довольствия, действующего Российского законодательства, расширить и закрепить знания по теме исследования; исследовать проблему оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщить практику в этой области и выработать определенные рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
В соответствии с целью основными задачами данной работы являются:
1) Исследование теоретических принципов построения и развития структуры денежного довольствия военнослужащих.
2) Анализ существующей структуры денежного довольствия и ее нормативно-правовой базы.
3) Поиск основных направлений и путей по их совершенствованию.
8. В целях стимулирования
дальнейшей военной службы офиц
В настоящее время, в соответствии с приказом МО 2006 года № 200 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава при заключении и перезаключении контракта о прохождении военной службы выплачивается единовременное пособие: при заключении контракта на 3 года - 1, на 5 лет - 2, на 10 лет - 5 окладов денежного содержания[14].
Лицам, принимаемым на военную службу по контракту на должности офицерского состава и прапорщиков (мичманов) вышеуказанное единовременное пособие не выплачивается. Такое положение ущемляет права военнослужащих этих категорий и не способствует стимулированию более продолжительной военной службы, в то время как укомплектованность должностей офицеров и прапорщиков составляет основу боевой готовности воинских частей и сил флота.
Исходя из вышеизложенного,
необходимо ввести выплату офицерам
и
прапорщикам единовременного пособия
при заключении и перезаключении
ими контракта
о прохождении военной службы
в размерах: при заключении контракта на
3 года - 3, на 5 лет - 5, на 10 лет - 10 окладов денежного содержания.
В связи с вышеизложенным есть необходимость определить сумму денежного довольствия военнослужащих, и убедиться, что их материальное положение в виду вышеперечисленных предложений не ухудшиться. Для этого оклад по 1 т.р. возьмём в размере прожиточного минимума на 2 квартал 2007г. оклады по званию в размере 50% от оклада по должности (приложение 11).
Из расчета видно, что в среднем денежное довольствие увеличилось в 1,5 раза и достигло уровня обеспечивающего достойное положение военнослужащих в обществе, следовательно и поднятие престижа военной службы.
В качестве вывода по данному вопросу хочется сказать, что основу денежного довольствия должны составлять оклады денежного содержания, а не дополнительные виды денежного довольствия, которые должны быть установлены в таком размере, что бы денежное довольствий обеспечило достойный уровень жизни военнослужащим, и кроме того облегчить его начисление. В соответствии с этим возникает проблема совершенствования нормативно-правовой базы по начислению денежного довольствия, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.
3.3. Совершенствование нормативно-
Существующая нормативно-правовая база в основном охватывает большую часть проблем, связанных с обеспечением военнослужащих денежным довольствием.
Тем не менее, немаловажной проблемой является наличие множества руководящих документов по этим вопросам. Некоторые из них противоречат друг другу либо не соответствуют действующему законодательству. Это приводит к обоснованным жалобам военнослужащих и многочисленным судебным решениям. Поэтому, с точки зрения организации системы денежного довольствия необходимо продолжать объединять все существующие руководящие документы в одно положение о денежном довольствии с обязательной увязкой с федеральными законами по вопросам прохождения военной службы. Остановимся на тех моментах, которые требуют совершенствования действующей нормативной правовой базы по денежному довольствию, так например после принятия в 1993 году Закона РФ «О статусе военнослужащих» все военнослужащие подразделяются на проходящих службу по контракту или по призыву. В тоже время существуют неоправданные различия по отдельным правовым нормам внутри категории военнослужащих, проходящих службу по контракту (курсанты и т.п.)[4].
Различия нормативно-правовой базы военнослужащих, проходящих службу по контракту
Вид выплаты, нормы, права |
Имеют право |
Предлагается распространить | ||||
Оф. |
Прап. |
Контр. |
Оф. |
Прап. |
Контр. | |
1. ЕДВ за длительную, непрерывную службу на кораблях (судах) и в управлениях их соединений |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
2. Единовременное пособие при заключении контракта |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
3. ЕДВ за непрерывную военную службу офицерам, служба которых связана с совершением прыжков с парашютом. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рассмотрим причины указанных в таблице несоответствий.
Так, в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2006 года № 200 единовременное денежное вознаграждение за длительную, непрерывную службу на кораблях (судах) и в управлениях их соединений выплачивается только офицерам. Данное положение также представляется алогичным, так как офицер и мичман на атомной подводной лодке находятся в одинаковых условиях и длительность их пребывания на корабле должна оцениваться сообразно этому факту.
Представляется необходимым распространить действие выплаты единовременного денежного вознаграждения за длительную, непрерывную службу на кораблях (судах) и в управлениях их соединений на всех военнослужащих, проходящих службу по контракту.
Вместе с тем, согласно приказу Министра обороны РФ 2006 года № 200 единовременное пособие при заключении контракта выплачивается лишь военнослужащим, проходящим службу по контракту на должностях рядового, сержантского и старшинского состава. В данном случае также не поддается здравому смыслу ущемление прав офицеров и прапорщиков.
Такое положение не способствует стимулированию более продолжительной военной службы, в то время как укомплектованность должностей офицеров и прапорщиков составляет основу боевой готовности воинских частей и сил флота.
В целом реформирование нормативно-правовой базы целесообразно вести по двум основным направлениям:
1. Анализа существующей нормативно-правовой базы;
2. Унификации нормативно правовой базы;
На основании установленных недостатков, обозначенных в данной работе, а также в целях наиболее эффективного функционирования системы денежного довольствия, в рамках реформирования нормативно- правовой базы необходимо провести следующие мероприятия:
1. Проанализировать всю существующую на сегодняшний день нормативно-правовую базу, касающуюся вопросов начисления денежного довольствия (в том числе за счет внебюджетных средств и по приказам, имеющим гриф секретности) и прочих компенсационных и социальных выплат. Конкретные мероприятия затрагивают здесь анализ федеральных законов, подведомственных, ведомственных актов, а также издания справочного руководства о действующих всех нормативно-правовых актах, касаемых денежного довольствия (заработной платы), прочих социальных и компенсационных выплат.
2. Переработать существующее положение (приказ МО РФ 2006 г. № 200), с учетом исправленных пунктов о порядке выплаты различных видов денежного довольствия. Включить в него дополнительные пункты, касающиеся выплаты прочих видов денежного довольствия, объявленными другими постановлениями Правительства РФ и приказами МО РФ (в том числе имеющих гриф секретности) (приложение 12)
3. При включении в состав денежного довольствия прочих компенсационных и социальных выплат, разработать и объявить приказом МО РФ отдельное положение о денежном довольствии (компенсационных и социальных выплатах) (приложение12).
Проведение вышеуказанных мероприятий позволит унифицировать нормативно-правовую базу по денежному довольствию, компенсационным и социальным выплатам военнослужащим, позволит качественно отслеживать и своевременно вносить изменения в действующую нормативную базу, обеспечат наилучшую подготовку кадров финансовой службы в этом вопросе, что в конечном итоге должно привести к сокращению недоплат, переплат и неположенных выплат, наиболее полному финансовому обеспечению военнослужащих и членов их семей.
Одновременно государство, в лице Президента и Правительства РФ, должно стремиться к исключению второго источника (внебюджетные средства) содержания Вооруженных Сил и проводить в дальнейшем устойчивую политику, направленную на значительное повышение окладов денежного содержания военнослужащих с постепенным сокращением прочих выплат по денежному довольствию, компенсационных и социальных выплат, что в конечном итоге позволит повысить благосостояние военнослужащих.
Военная служба - это служба в интересах всего народа, государства, это труд во имя жизни и счастья миллионов людей, труд почетный, нужный обществу и в то же время очень сложный, кропотливый, нелегкий, требующий огромного напряжения физических и духовных сил. И одной из важнейших составных частей обеспечения высокой обороноспособности страны является всестороннее обеспечение личного состава армии и флота, выполняющего этот труд.
Таким образом, рассмотренная тема продолжает оставаться актуальной, т.к. имеет множество проблем в практическом плане, а это требует совершенствования всей существующей структуры денежного довольствия и ее нормативно-правовой базы.
Рыночная цена воинского труда определяется спросом и предложением. Сегодня сложно говорить о престиже военной службы, поэтому низкооплачиваемый спрос компенсируется некачественным предложением. Не конкурентоспособность воинского труда на рынке рабочей силы крайне негативно влияет на процесс комплектования Вооруженных Сил РФ, особенно должностей младшего офицерского состава (взвод, рота), и влечет за собой более слабую подготовку военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, рост преступности и неуставных взаимоотношений среди военнослужащих.
В условиях постепенного перехода к профессиональному комплектованию Вооруженных Сил РФ на первое место выдвигаются качественные параметры, которые возможно оптимизировать только путем реальной заботы о людях в погонах.
Это позволит сконцентрировать в Вооруженных Силах РФ действительно профессиональные и опытные кадры, а не безынициативных, которым просто некуда деваться и продолжающих служить по инерции военнослужащих.
В рамках достижения поставленной цели проведен анализ составных частей денежного довольствия военнослужащих, призванных оказывать стимулирующее воздействие на деятельность личного состава Вооруженных Сил по повышению боевой готовности войск. В ходе анализа приведена характеристика выплат и дана оценка их эффективности воздействия на труд военнослужащих.
Определены основные проблемы недостаточного выполнения действующей структурой денежного довольствия своих функций. Это, прежде всего, низкий уровень оплаты воинского труда, не позволяющий компенсировать затраченные физические и духовные силы военнослужащих при выполнении своего воинского долга. Реальные доходы военнослужащих не позволяют им содержать свои семьи на достойном уровне жизни, хотя денежное довольствие, с одной стороны должно обеспечить военнослужащим и их семьям необходимые средства к существованию, являясь основным источником удовлетворения материальных потребностей военнослужащих и их семей, а с другой стороны – служит средством стимулирования добросовестного воинского труда, который связан со значительными трудностями, тяготами и лишениями. Сегодня денежное довольствие необходимо рассматривать как систему денежного обеспечения военнослужащих, которая не возникла спонтанно.
На основании данных проведенного анализа действующей структуры денежного довольствия выявлены проблемы оплаты воинского труда в современных условиях и намечены основные направления совершенствования этой структуры. При реформировании ныне существующей структуры, необходимо обращаться как к положительному историческому опыту развития структуры в нашей стране так и зарубежных стран. Существующая структура денежного довольствия развитых стран свидетельствует о ее глубоком развитии, гибкости и разнообразии в зависимости от особенностей воинского труда и характера службы военнослужащего. Она полностью выполняет свою социальную функцию. Действующая же структура денежного довольствия российских военных профессионалов не соответствует стандартам, сложившимся в армиях ведущих зарубежных государств.
Решением рассмотренных проблем необходимо заниматься уже сегодня, так как из-за низкого уровня оплаты воинского труда ситуация с комплектованием Вооруженных Сил РФ, и младших офицерских должностей в особенности, находится не на лучшем уровне. Руководство государства должно на деле показать необходимость и почетность военной службы, обеспечив людям в погонах достойный уровень жизни.