Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - на основе уяснения сущности, состояния и необходимости структуры денежного довольствия военнослужащих на современном этапе, изучения и обобщения накопленного опыта совершенствования структуры денежного довольствия, действующего Российского законодательства, расширить и закрепить знания по теме исследования; исследовать проблему оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщить практику в этой области и выработать определенные рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
В соответствии с целью основными задачами данной работы являются:
1) Исследование теоретических принципов построения и развития структуры денежного довольствия военнослужащих.
2) Анализ существующей структуры денежного довольствия и ее нормативно-правовой базы.
3) Поиск основных направлений и путей по их совершенствованию.
Вывод по главе заключается в том, что основой стимулирования военной службы является выплата денежного довольствия, которое обеспечит достойный уровень жизни военнослужащих. Современная структура оплаты воинского труда прошла развитие со времен Великой Отечественной Войны, но последнее десятилетие не смогла обеспечить высокий уровень оплаты воинского труда.
Структура денежного довольствия военнослужащих ряда зарубежных стран является более гибкой и продуманной, обеспечивающей высокий уровень жизни военных, а как следствие и престижность военной службы. В нашей стране этого не достигнуто, поэтому необходимо провести анализ действующей структуры денежного довольствия с выявлением основных проблем и недостатков и дальнейшей выработкой предложений по их устранению.
Глава 2. Анализ существующей структуры денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу по контракту
2.1 Экономико-правовое
регулирование денежного
Задачей нормативных актов, регулирующих систему денежного довольствия, является установление норм права, регулирующих распределение средств, полученных из федерального бюджета для оплаты труда военнослужащих в соответствии с количеством и качеством их труда, с учетом особых условий службы и прохождения ее различными категориями военнослужащих.
Под правовым регулированием денежного довольствия понимается деятельность государственных органов и органов военного управления по установлению и применению норм права, направленных на более полное использование в Вооруженных Силах РФ принципов оплаты за количество и качество воинского труда и материального стимулирования военнослужащих. Оно характеризуется наличием правовых норм в области денежного довольствия, а также сводом прав и обязанностей органов военного управления по применению этих норм (приложение 7).
В современных условиях правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих осуществляется двумя методами:
- метод государственного
- смешанный метод.
Смешанный метод заключается в том, что оклады по тарифным разрядам, оклады по воинским званиям, виды и материальные нормы вознаграждений, надбавок, премий военнослужащим устанавливаются в результате государственного нормирования, а конкретные размеры окладов по воинским должностям, показатели и порядок выплаты (или лишения) вознаграждений, надбавок, премий определяются непосредственно командирами (начальниками) воинских частей, кораблей, организаций и учреждений. Использование этого метода в процессе правового регулирования денежного довольствия позволяет полнее увязать размер некоторых выплат, причитающихся военнослужащему, с результатами его труда, состоянием воинской дисциплины, спецификой военной службы, личным вкладом в повышение боевой готовности подразделения, воинской части, корабля, другого воинского формирования.
В настоящее время основу нормативной правовой базы, регулирующей вопросы денежного довольствия составляют: Конституция (Основной закон) Российской Федерации , Законы РФ «Об обороне» и «О государственной тайне», Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» .
Этими законами определены порядок комплектования Вооруженных Сил, прохождения военной службы различными категориями военнослужащих, а также права военнослужащих на различные виды обеспечения, в том числе денежное довольствие.
Нормативные акты издаются с целью реализации принятых законов по вопросам комплектования Вооруженных Сил, установления норм денежного довольствия, а также определяют общие важнейшие условия оплаты труда военнослужащих, схемы окладов по типовым должностям военнослужащих, оклады по воинским званиям, виды и нормы месячных и иных надбавок, дополнительные денежные выплаты, общие условия их выплаты.
В процессе правового регулирования денежного довольствия используются и ведомственные нормативно-правовые акты: положения, инструкции, наставления, руководства, вводимые приказами и директивами Министра обороны РФ; отдельные положения, объявляемые приказами и директивами Главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ; сборники указаний и указания, издаваемые Главным управлением военного бюджета и финансирования МО РФ; указания и разъяснения, даваемые довольствующими финансовыми органами.
Основное назначение этих правовых актов состоит в конкретизации и уточнении общих положений по вопросам денежного довольствия с учетом особых условий прохождения военной службы в различных видах Вооруженных Сил, отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях, практики применения действующего законодательства в войсках, регулирующего выплату денежного довольствия.
Рассмотрим действующую экономико-правовую базу денежного довольствия в порядке начисления отдельных выплат [20].
Ежемесячные
1.ОВЗ (оклад по воинскому званию – ПМО 2006г. № 200) [14].
2.ОВД (оклад по воинской должности - ПМО 2006г. № 200, ПМО 2003г. № 040) [14].
3. ПН за СОМ (процентная надбавка за военную службу в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностям и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных - ПМО 1993г. № 130).
4.ПНВЛ (процентная надбавка за выслугу лет- ПМО 2006г. № 200 [14], Постановление Правительства 2000г. №524) [4] от (ОВЗ+ОВД+ПДО) в размере:
- от 6 мес. до 1 года ––––––––5%
- от 1 года до 2 лет –––––––––10%
- от 2 лет до 5лет ––––––––––25%
- от 5 лет до 10 лет ––––––––40%
- от 10 лет до 15 лет –––––––45%
- от 15 лет до 20 лет –––––––50%
- от 20 лет до 22 лет –––––––55%
- от 22 лет до 25 лет –––––––65%
- от 25 лет и более –––––––––70%
5.НСН (надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы – ПМО 2006г. № 200; ПМО 2007 №367) выплачивается военнослужащим в соответствующих размерах (приложение 8) [14].
6. ПНС (надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – ПМО 2007г. № 33, ПМО 2006г. № 200, ПМО 2007. №367) от ОВД[14,16,17].
7. НОУС (надбавка за особые условия службы – ПМО 2006г. № 200, ПМО 2007г. № 510, Постановление Правительства 2005г. №796), в зависимости от категории военнослужащего и места службы. в размере [7,14].
9. ДВКК (денежное вознаграждение
за классную квалификацию - ПМО 2007
№075) нормы установлены ПМО 2006 г.
№ 200, без учета особенностей
Ежеквартальные
11.Премия (ПМО 2006г. № 200) в размере до 3х ОДС в год [14].
Ежегодные
12.ЕДВ (за добросовестное исполнение должностных обязанностей – ПМО 2006г. № 200) в размере 3х ОДС в год [14].
13. Материальная помощь (ПМО 2006г. № 200) в размере: (ОВЗ+ОВД)х2 [14].
При увольнении
16. Единовременное пособие при увольнении с военной службы (ПМО 2006г. № 200) в размере [14]:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по болезни, по организационно-штатным мероприятиям, в связи с существенным, систематическим невыполнением контракта в отношении военнослужащего со стороны МО:
- 5 ОДС при выслуге менее 10 лет
- 10 ОДС при выслуге от 10 до 15 лет
- 15 ОДС при выслуге от 15 до 20 лет
- 20 ОДС при выслуге более 20 лет
б) по другим основаниям – 40% от размеров указанных в пункте а.
Такова общая схема экономико-
Таким образом, структура денежного
довольствия базируется на
1.К недостаткам действующей
нормативно-правовой базы
2. Низкий уровень (недостаточность)
денежного довольствия военносл
Таблица 4
Рост доходов военнослужащих по сравнению с ростом прожиточного минимума (среднего по стране)
Годы |
Прожиточный минимум |
Лейтенант ( с нераб. женой) |
Капитан (с нераб. женой и 1 ребёнком) | ||||||||
|
Трудосп. Населен. |
Дети |
мин.на семью |
Сумма |
%к мин. |
мин.на семью |
Сумма ДД |
%к мин. | |||
31.12.2001 |
1711 |
1570 |
3422 |
2772 |
81 |
4592 |
3267 |
71 | |||
31.12.2003 |
2136 |
1965 |
4272 |
6047 |
141 |
6237 |
6904 |
110 | |||
1.03.2005 |
2690 |
2394 |
5380 |
7979 |
148 |
7774 |
9077 |
117 | |||
31.07.2007 |
4166 |
3647 |
8332 |
11673 |
140 |
11979 |
13447 |
112 | |||
1.12.2007 |
4166 |
3647 |
8332 |
1468 |
1706 |
11979 |
16758 |
130 | |||
Годы |
Прожиточный минимум |
подполковник ( с нераб. женой и 2 детьми) |
полковник (с нераб. женой и 2 детьми) | ||||||||
|
Трудосп. Населен. |
Дети |
мин.на семью |
Сумма |
%к мин. |
мин.на семью |
Сумма ДД |
%к мин. | |||
31.12.2001 |
1711 |
1570 |
6562 |
3443 |
52 |
6562 |
4247 |
65 | |||
31.12.2003 |
2136 |
1965 |
8202 |
8193 |
99 |
8202 |
10110 |
123 | |||
1.03.2005 |
2690 |
2394 |
10168 |
10607 |
104 |
10168 |
12826 |
126 | |||
31.07.2007 |
4166 |
3647 |
15626 |
15420 |
99 |
15626 |
17477 |
112 | |||
1.12.2007 |
4166 |
3647 |
15626 |
19054 |
119 |
15626 |
21446 |
137 | |||
Годы |
Прожиточный минимум |
Военнослужащий контрактник( с нераб. женой) |
Военнослужащий контрактник( с нераб. женой и 1 реб.) | ||||||||
|
Трудосп. Населен. |
Дети |
мин. на семью |
Сумма |
%к мин. |
мин.на семью |
Сумма ДД |
%к мин. | |||
31.12.2001 |
1711 |
1570 |
3422 |
1596 |
47 |
4592 |
1596 |
35 | |||
31.12.2003 |
2136 |
1965 |
4272 |
3234 |
76 |
6237 |
3234 |
52 | |||
1.03.2005 |
2690 |
2394 |
5380 |
4669 |
87 |
7774 |
4669 |
60 | |||
31.07.2007 |
4166 |
3647 |
8332 |
8538 |
102 |
11979 |
8538 |
71 | |||
1.12.2007 |
4166 |
3647 |
8332 |
11080 |
133 |
11979 |
11080 |
92 |
При расчете на 1.12.2007 года прожиточный минимум брался за 2 квартал 2007 года.
Из данных таблицы видно, что рост прожиточного минимума для трудоспособного населения и детей с 2001г. до конца 2007г. увеличился в 2,43 и 2,32 раза соответственно, а денежное довольствие было увеличено в среднем в 5,4 раза. Это говорит об улучшении материального положения военнослужащих. До приравнивания денежного довольствия военнослужащих к оплате труда госслужащих, денежное довольствие военнослужащих не обеспечивало достойного уровня жизни. Доход военнослужащих на семью в месяц на тот момент, в зависимости от категории военнослужащих составлял от 35 до 81% прожиточного минимума. Из таблицы видно, что доход «контрактника», на семью без ребёнка в месяц составлял 74% минимального прожиточного минимума, а с ребёнком всего 50%. Отсюда можно сделать вывод, что в период реформирования Вооружённых Сил, и попытки перейти на контрактную основу комплектования военнослужащими, меры принимаемые руководством страны не обеспечили поднятие привлекательности и престижности военной службы.
Ещё в худшем положении оказались военнослужащие проходящие военную службу в г. Москве и Санкт – Петербурге, так как прожиточный минимум в таких городах как Москва и Санкт – Петербург значительно выше чем по стране (приложение 13).
3. Третья проблема. Показатели роста денежного довольствия не дают точного ответа, что фактически этот рост означает. В некоторой мере ответ на этот вопрос даёт метод сопоставления уровня денежного довольствия военнослужащих с заработной платой гражданского персонала. Такое сравнение правомерно, поскольку между заработной платой и денежным довольствием немало общего. Сопоставление предполагает выбор равнозначных должностей в гражданской сфере и в армии, сравнение этих размеров. Закономерный и правильный вывод об уровне материального положения офицеров может быть сделан лишь с признанием бесспорного постулата – размер денежного довольствия офицеров должен быть выше, чем заработная плата по равнозначным должностям в гражданском секторе. Анализ данных о заработной плате работников предприятий оборонной промышленности и денежного довольствия офицерского состава позволяет сделать следующие заключения (Приложение 10).
Уровень начисленного денежного довольствия офицерского состава в период с 2001 по 2007 гг. по сравнению с начисленной средней заработной платой в промышленности имеет существенный рост. У командира полка денежное довольствие на конец 2007 г. стало превышать заработную плату в 2,02 раза, а в 2001 г. составляло 92%. У командира батальона соответственно составляет превышение на конец 2006г. 1,75 раза, в 2001г. составляло всего 74%. А по должностям младшего офицерского состава денежное довольствие на сегодняшний день превышает среднею заработную плату в 1,46 и 1,38 соответственно [29].