Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - на основе уяснения сущности, состояния и необходимости структуры денежного довольствия военнослужащих на современном этапе, изучения и обобщения накопленного опыта совершенствования структуры денежного довольствия, действующего Российского законодательства, расширить и закрепить знания по теме исследования; исследовать проблему оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщить практику в этой области и выработать определенные рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
В соответствии с целью основными задачами данной работы являются:
1) Исследование теоретических принципов построения и развития структуры денежного довольствия военнослужащих.
2) Анализ существующей структуры денежного довольствия и ее нормативно-правовой базы.
3) Поиск основных направлений и путей по их совершенствованию.
В совокупности организационные принципы оплаты воинского труда, виды, нормы и правила выплаты окладов денежного содержания образуют систему денежного довольствия, в которой проявляются две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны вознаграждения за труд: во-первых, оно является основным источником удовлетворения потребностей военнослужащих; во-вторых, служит средством стимулирования их труда
Таким образом, по своей экономической сущности принципы, на которых строится оплата воинского труда, призваны обеспечить дифференциацию денежного довольствия в зависимости от социальной значимости ратного труда, его количества и качества, вида Вооруженных Сил, особых условий военной службы.
В качестве выводов по второй главе можно сказать, что на современном этапе в целях поднятия престижа военной службы и устранения социальной несправедливости, необходимо реформирование структуры денежного довольствие военнослужащим, совершенствование нормативно-правовой базы, изменение правил, порядка а также размеров выплат денежного довольствия, которое обеспечило бы им достойный уровень жизни и позволило бы военнослужащим нашей страны быть гордыми за выбранную ими профессию.
Глава 3. Направления совершенствования оптимизации структуры денежного довольствия военнослужащих проходящих службу по контракту
3.1 Необходимость оптимизации
структуры денежного
В настоящее время уровень денежного довольствия военнослужащих российской армии является недостаточно высоким. Труд военнослужащих, требующий высоких профессиональных знаний, напряженный, связанный с большим риском, ответственностью за подчиненных и за точное выполнение поставленных задач, оплачивается не только намного ниже труда аналогичного уровня сложности в коммерческих организациях, но даже ниже, чем труд государственных чиновников сопоставимого ранга (для сравнения: и США денежное обеспечение военнослужащих превышает заработки гражданских служащих соответствующих категорий в 1,5-2 раза (см. п1.3 приложение 5,6) ) [27].
С переходом страны к рыночным отношениям, в условиях строительства Вооруженных Сил по контрактному принципу, Минобороны России оказалось в положении одного из многих конкурентов на рынке труда. Для привлечения на военную службу специалистов, квалификация которых соответствует сложности решаемых задач, уровень их денежного довольствия должен быть выше доходов, которые они получали бы в других сферах приложения своих способностей. В противном случае существующая ситуация, когда наиболее подготовленные молодые люди при выборе профессии начинают отдавать предпочтение другим сферам деятельности, а треть выпускников военных вузов покидают военную службу непосредственно после окончания учебного заведения, будет только усугубляться.
Таким образом, проблема совершенствования структуры денежного довольствия военнослужащих приобрела на современном этапе развития финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил особую актуальность и остроту.
Нынешняя структура оплаты воинского труда существует в Вооруженных Силах более 50 лет и за этот период убедительно доказала свою жизнеспособность. Вместе с тем она сформировалась в СССР с его плановым подходом к производству и распределению, уровню цен и доходов граждан с жесткой государственной регламентацией многих других сторон жизни общества и конкретного человека. Однако в настоящее время экономическая система государства претерпела кардинальные изменения [24].
За последние 10 лет структура денежного довольствия неоднократно подвергалась корректировке. К сожалению, многие попытки ее совершенствования, проведенные в последние годы, оказались малоэффективными и не привели к существенному улучшению материального положения военнослужащих и их семей.
Введение ряда новых выплат, хотя и преследовало благородную цель повышения уровня денежного довольствия всех или отдельных категорий военнослужащих, однако не всегда корректно вписывалось в общую структуру оплаты воинского труда. К таким выплатам, в частности, можно отнести надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, за особые условия боевой подготовки (в воинских частей, переводимых на новый способ комплектования), за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, ежемесячное денежное поощрение (военнослужащим, проходящим военную службу в центральных органах военного управления).
Например, при введении надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы повышение размера денежного довольствия военнослужащих не сопровождается соответствующим увеличением размеров военных пенсий. Это мало похоже на научно обоснованное решение по вопросам совершенствования оплаты воинского труда. Наличие перечисленных надбавок наглядно свидетельствует о том, что существующие размеры должностных окладов военнослужащих не соответствуют сложности и интенсивности оплачиваемого ими воинского труда и не способны на требуемом уровне стимулировать военную службу. Введение выплат, которые разрушают внутреннюю стройность и целостность системы оплаты воинского труда, являются лишь средством «затыкания зияющих дыр» в денежном довольствии, а не результатом его продуманного системного совершенствования.
Исходя из этого, представляется необходимым критически проанализировать существующую структуру оплаты воинского труда и на системной основе выработать предложения по ее оптимизации.
Предварительно отметим, что существование самостоятельных выплат, входящих в денежное довольствие, оправданно лишь в том случае, если каждая из них оплачивает конкретную часть воинского труда или компенсирует ограничения, тяготы и лишения, связанные с военной службой или стимулирует военнослужащего к тому типу поведения, который выгоден для Вооруженных Сил. При этом соответствующая часть воинского труда не должна оплачиваться другими составными частями денежного довольствия.
Если для какой-либо выплаты невозможно установить, что именно она оплачивает, то следует сделать вывод о том, что ей не место в системе денежного довольствия, которое является вознаграждением за труд. Она может иметь характер поощрения (награды), социального пособия, компенсации не выданного натурального довольствия и др. Когда же некоторая часть воинского труда оплачивается несколькими выплатами, их необходимо объединить в одну.
Какие же из существующих в настоящее время составных частей денежного довольствия необходимо сохранить при реформировании системы оплаты воинского труда и от каких отказаться? Каков должен быть их размер?
Очевидно, что каждая выплата вводится в конкретных целях - оплаты определенной части воинского труда, возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с особенностями военной службы, и т.п. Без определения конкретной части оплачиваемого ими воинского труда любые дискуссии о том, каким должен быть размер составных частей денежного довольствия, будут беспредметными. Например, на утверждение о том, что размеры должностных окладов военнослужащих необоснованно малы, возможно возражение, что имеются надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, за важность выполняемых задач, за особые условия военной службы и др.
Для поиска ответов на поставленные выше вопросы об определении рационального перечня составляющих денежного довольствия и их величины предлагается следующая последовательность действий:
1. Формулирование целей каждой выплаты.
2. Сопоставление частей
3. Выработка рекомендаций по
«привязке» размера выплаты к
величине других выплат или
значениям иных социально-
Реализацию предлагаемого подхода рассмотрим на примере основных выплат, входящих в денежное довольствие военнослужащих: окладов по воинской должности и по воинскому званию.
Месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью, как следует из его названия, должен выплачиваться за исполнение военнослужащим своих должностных обязанностей. Причем для должностей, по которым напряженность труда может существенно изменяться в зависимости от обстоятельств несения службы, этот оклад должен оплачивать исполнение обязанностей в режиме минимальной (нормальной) интенсивности. За повышение напряженности труда должны быть предусмотрены отдельные выплаты. Например, надбавка за особые условия службы личному составу, несущему боевое дежурство, при работе на технике и др.
Должностным окладом не должно оплачиваться исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего военнослужащего без освобождения от обязанностей по основной должности, несение службы во внутреннем наряде, выполнение ряда внештатных обязанностей и т.п. Для оплаты данных видов воинского труда должны быть предусмотрены специальные выплаты.
Таким образом, общие принципы выплаты оклада по воинской должности, на наш взгляд, должны быть сформулированы следующим образом: оклад по воинской должности (должностной оклад) устанавливается в целях оплаты труда военнослужащего по исполнению им своих должностных обязанностей в мирное время в обычном режиме.
В определенных случаях должна предусматриваться выплата оклада по воинской должности, когда должностные обязанности фактически не выполняются либо когда исполняются обязанности по должности с меньшим окладом. К таким периодам могут быть отнесено нахождение в распоряжении командира (начальника), следование к новому месту службы, временное исполнение обязанностей по другой должности, государственных или общественных обязанностей и др.
Необоснованно установлены размеры окладов по воинской должности путем приравнивания их к должностным окладам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, поскольку речь идет о совершенно различных сферах деятельности и вытекающих из этого специфике и характере труда. Нельзя приравнивать обязанности государственного служащего к особому предназначению и ответственности военнослужащего, обязанного по приказу командира немедленно убыть в любую точку мира для решения задач, связанных с повышенным риском для жизни, проходящего службу в условиях, фактически, ненормированного служебного времени, находящегося в постоянной готовности выполнять задачи по боевой тревоге, не имеющего права отказаться от перевода к другому месту службы, в том числе, находящегося в удаленном или с тяжелыми климатическими условиями районе. Так, например оклад по должности командира полка соответствует окладу заместителя руководителя территориального органа с населением менее 100тыс. человек, командира батальона – окладу начальника отдела в территориальном органе, командира роты – заместителя начальника отдела, командира взвода – ведущего специалиста.
Законодательство предусматривает для военнослужащих ряд ограничений гражданских, в том числе конституционных, прав. Например, ограничено конституционное право военнослужащих на свободу передвижения и выбор места жительства. Статья 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункт 243 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ устанавливают, что выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в статье 19 содержит ограничение выезда военнослужащих за границу, который допускается лишь при наличии разрешения командования. Статья 15 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривает возможность перевода военнослужащего в воинскую часть, находящуюся в другой местности (в том числе удаленной, а также с тяжелыми климатическими условиями), без согласия военнослужащего.
Таких ограничений свободы передвижения и выбора места жительства не имеет ни одна другая категория граждан России.
Имеется ограничение конституционного права военнослужащих на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений. В частности, статья 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих» запрещает военнослужащим обсуждать и критиковать приказы командира. Эта же статья исключает участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением [24].
Пункт 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит ограничение конституционного права военнослужащих на свободное распоряжение своими способностями к труду и использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности: им запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью (за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы), а также осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями [4].
Таким образом, все военнослужащие, вне зависимости от того, назначены они на воинские должности или проходят службу в распоряжении командира, отстранены от должности, находятся на отдыхе, на лечении, в командировке, а также от других подобных обстоятельств, несут определенные обязанности и на них распространяется ряд ограничений гражданских прав.
Очевидно, что для оплаты данной части воинского труда, выходящей за рамки исполнения прямых должностных обязанностей, оклад по воинской должности не подходит. Объем общих обязанностей и ограничений прав, практически, не зависят от занимаемой должности, следовательно, нецелесообразно оплачивать соответствующую часть воинского труда также и надбавкой к должностному окладу. Представляется, что наиболее адекватной выплатой для этого является оклад по воинскому званию. В обоснование данного предложения можно привести следующие аргументы. Во-первых, воинское звание присваивается каждому военнослужащему, общие обязанности и ограничения гражданских прав также несут все военнослужащие. Во-вторых, для оклада по воинскому званию трудно найти иное рациональное объяснение целей его выплаты.