Денежное довольствие военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - на основе уяснения сущности, состояния и необходимости структуры денежного довольствия военнослужащих на современном этапе, изучения и обобщения накопленного опыта совершенствования структуры денежного довольствия, действующего Российского законодательства, расширить и закрепить знания по теме исследования; исследовать проблему оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщить практику в этой области и выработать определенные рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
В соответствии с целью основными задачами данной работы являются:
1) Исследование теоретических принципов построения и развития структуры денежного довольствия военнослужащих.
2) Анализ существующей структуры денежного довольствия и ее нормативно-правовой базы.
3) Поиск основных направлений и путей по их совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Дипломная Воинский труд 1.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

В результате проведенного анализа по данному разделу можно сделать вывод, что денежное довольствие военнослужащих, как единственный источник получения доходов не поддерживает должного уровня материального положения военнослужащих в обществе. Повышение денежного довольствия военнослужащих в период с 2001 по 2007г. не обеспечили существенного улучшения их материального положения, а лишь компенсировало инфляцию.

4. Четвертая проблема. Низкий уровень  окладов денежного содержания  покрывается массой дополнительных и иных добавочных видов денежного довольствия, введенных в период с 1991 по 2005 год. Из-за них денежное довольствие стало громоздким (пример – в расчетно-платежной ведомости порой не хватает стандартного бланка по причине существующего множества дополнительных выплат денежного довольствия), ухудшается подготовка кадров финансовой службы, происходит рост переплат, о чем свидетельствуют различные информационные письма. Ряд выплат, включенных в состав денежного довольствия, не выполняют свои главные задачи. Например:

 – не стимулируют продолжительность  военной службы. Так, пособие при  заключении (перезаключении) контракта  у офицеров, прапорщиков не предусмотрено, а для военнослужащих по контракту  установлено низкого размера. По  этим же причинам, данная выплата может способствовать проблеме комплектования частей постоянной готовности контрактниками в рамках федеральной целевой программы по переходу к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей [14];

- не осуществляют стимулирование  воинского труда. Так, низкий размер  денежного вознаграждения за  классную квалификацию и громоздкость  процедуры присвоения (подтверждения) класса, не вызывают у военнослужащих желание повышать свое мастерство и овладевать новыми специальностями.

Таким образом экономико-правовая база не способствует поддержанию Вооруженных Сил в нужной степени боевой готовности, так как не обеспечивает достойный уровень повседневного быта военнослужащих, является громоздкой и не скомпонованной, поэтому  необходимо рассмотреть правила и порядок выплаты денежного довольствия военнослужащих, что даст возможность составить наиболее полную картину структуры денежного довольствия для дальнейшей выработки предложений по ее усовершенствованию.

 

2.2. Правила, порядок выплаты  денежного довольствия 

военнослужащих МО РФ

 

 Денежное довольствие военнослужащих  Вооруженных Сил Российской Федерации  состоит из месячного оклада  в соответствии с занимаемой  воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат [14].

Месячные и иные дополнительные выплаты занимают в последние годы все более значимое место в структуре денежного довольствия военнослужащих, в несколько раз превосходя оклады денежного содержания.

По этому целесообразно рассмотреть правила выплаты месячных дополнительных видов денежного довольствии военнослужащих в соответствии с  приказом МО РФ 2006г. № 200.

1. Процентная надбавка за выслугу  лет (ПНВЛ пп. 94-96 приказа).

Основной проблемой, с которой мы сталкиваемся при начислении ПНВЛ – это отсутствие нормативного порядка расчета выслуги количества лет, месяцев и дней, истекшими между двумя произвольными датами.

2. Процентная надбавка за работу  со сведениями, составляющих гос. тайну (ПН за С пп. 97-100 приказа).

Пункт 100 устанавливает, что данная надбавка не выплачивается «за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы». На практике финансовые органы обычно путают с этим отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток (по п. 31 Положения о порядке прохождения военной службы) и основной, пропорционально времени, прослуженному в году увольнения.

Данная надбавка установлена постановлением Правительства РФ 2006г. № 573 в соответствии со статьей Федерального Закона «О государственной тайне». Ни закон, ни постановление не содержат каких-либо специальных норм, регламентирующих выплаты в период нахождения в отпуске. Однако имеется постановление Минтруда и социального развития 1994г. № 84, которым утверждено разъяснение «О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к гос. тайне». Пункт 5 данного разъяснения устанавливает, что указанная надбавка выплачивается за период отпуска, предоставляемого при увольнении. Этот пункт должен относится и к военнослужащим. Гражданскому персоналу в период нахождения в отпуске, какие-либо надбавки не выплачиваются, им просто сохраняется средняя заработная плата, в которую входит и величина ПНзаС. Это еще один недостаток.

3. Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный  режим военной службы (НСН – пп. 108-111 приказа; ПМО 2007г. №367).

Порядок выплаты данной надбавки изменился с принятием ПМО 2007г №367 «О внесении изменений в приказ министра обороны российской федерации от 30 июня 2006 года №200». Во-первых, фактически включены военнослужащие, зачисленные в распоряжение, а также освобожденные от занимаемых должностей. Во-вторых, ПМО2007г. №367 внесены изменения в ПМО 2006г. №200  где предусмотрено, что  конкретные размеры надбавки устанавливается приказом командира воинской части (для командира, начальника - приказ вышестоящего командира, начальника) не более чем на один год. По решению соответствующих командиров размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы [17].

Пункт 108 приказ гласит: «Ежемесячная надбавка за сложность…, выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы в следующих размерах…» (приложение 8) без каких-либо оговорок. Хотя пункт 109 приказа предусматривает, что размер надбавки военнослужащим при изменении условии военной службы и т.д. по решению командиров (начальников) может быть изменен ранее периода на который она установлена, однако качество исполнения обязанностей и т.д. не названы среди условий, определяющих размер надбавки, указанной в пункте 108 приказа. Кроме того, что в пункте 110 приказа, определяющем особенности НСН в повышенном размере при прохождении военной службы в городах Москва, Санкт-Петербург, Московской и Ленинградской областях, ее размер связывается со званием военнослужащих, а не в соответствие со штатно-должностной категорией (приложение 8).

4. Ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями  и воинскими частями (пп. 112-115 приказа).

Пункт 112 содержит противоречие в части определения одного из оснований назначения надбавки: абзац первый устанавливает в качестве соответствующего критерия численность подчиненного личного состава, а  содержащаяся в этом же пункте таблица – штатную численность подразделения (части), хотя численность подчиненного личного состава и штатная численность подразделения – несовпадающие величины. 

5. Ежемесячные надбавки за ученую  степень (ученое звание), воинские  должности профессора (доцента) (пп. 118-122 приказа).

Пункт 120 приказа предусматривает выплату военнослужащим, занимающим воинские должности профессора и доцента, надбавки к должностному окладу: 60% за должность профессора и 40% за должность доцента. Одновременно указано, что данным военнослужащим надбавки за ученое звание доцента или профессора не выплачиваются. При сопоставлении указанного пункта с п.118 возникает вопрос: если стимулируется получение военнослужащими ученых званий, то почему такое стимулирование предусмотрено для всех должностей, кроме профессора и доцента? Кроме того, весьма неэффективным представляется установление надбавки лишь за должность профессора или доцента, при отсутствии данной выплаты для лиц, занимающим должности зам. начальника кафедры или начальника кафедры и др. должностей. Фактически это стимулирует отказ от назначения на вышеуказанные должности, поскольку возрастание сложности воинского труда, ответственности за принимаемые решения, здесь сопровождается снижением размера денежного довольствия.

В п. 121 приказа определено, что выплата надбавки за ученую степень производится «с даты принятия высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ решения о выдачи диплома кандидата наук или о присуждении ученой степени доктора наук». В части, касающейся кандидатов наук, данное положение противоречит п. 5 Положения о порядке присуждения ученых степеней (постановление Правительства РФ 2002 г. № 74), которым установлено, что «ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем». Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными в апреле 2006г. в Положение о порядке присуждения ученых степеней, вместо существующих ранее диссертационных советов образуются советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. Представляется целесообразным привести в этой части содержание приказа в соответствие с нормативно-правовыми актами более высокого уровня [14].

6. Надбавка за особые условия  БП (пп. 123-124 приказа).

Отмечается экономическая нецелесообразность относительных размеров данной надбавки и величины окладов по воинским должностям. Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях 42-ой гвардейской МСД и занимающим воинские должности, для которых штатами предусмотрены воинские звания «рядовой» и «ефрейтор», надбавка выплачивается в размере 4500 руб. в месяц, что превышает должностной оклад командира мотострелкового (танкового) корпуса (4424 руб.). Сомнительно, что усложнение воинской службы солдат в соединения постоянной готовности по сравнению с остальными частями и соединениями должно оплачиваться выше, чем должностные обязанности офицеров, занимающих столь высокие воинские должности [30].

7. Денежное вознаграждение за  классную квалификацию (пп. 149-156). Выплачивается  в установленных приказом процентах  и составляет: 2 класс-5%, 1 касс-8%, мастер-10% от ОВД за фактическое время исполнения должности. . Денежное вознаграждение выплачивается со дня подписания приказа о присвоении (подтверждении, снижении) военнослужащим класса квалификации, но не ранее дня вступления в исполнение обязанностей по соответствующей воинской должности. Выплата военнослужащим денежного вознаграждения сохраняется при условии подтверждения или повышения в установленном порядке присвоенного им класса квалификации.

Объем работы не позволяет проанализировать здесь все надбавки, предусмотренные разделом 4 приказа «Месячные дополнительные выплаты». Вместе с тем, приведенные примеры свидетельствуют о том, что проведение всестороннего экономико-правового анализа Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ на этапе разработки его проекта позволило бы избежать появления немалого числа недочетов, в т.ч. противоречий и пробелов в правовом регулировании.

В статьях сметы сосредоточены все виды денежного довольствия, которые можно свести в две группы:

-оклады месячного денежного содержания;

-дополнительные выплаты денежного  довольствия.

Одновременно с денежным довольствием существует множество компенсационных и социальных выплат, которые начисляются и выплачиваются по другим целевым статьям, видам расходов и кодам экономической классификации расходов. Они также направлены на повышение жизненного уровня военнослужащего, членов его семьи, однако далеко не достаточны и делают бюджетную классификацию громоздкой, по этому их целесообразно было бы включить в систему денежного довольствия военнослужащих (по опыту стран НАТО).

Несмотря на то, что Вооруженные Силы должны иметь один источник своего содержания – федеральный бюджет, сегодня объективно существуют внебюджетные источники выплаты денежного довольствия военнослужащим. Это, в основном, премии, предусмотренные различными приказами МО РФ (за экономию ГСМ, за сбор, сдачу черных и драгоценных приказов, за ведение подсобного хозяйства и др.).

Существующие премии имеют незначительный размер и также не способствуют к стимулированию служебной деятельности военнослужащих. Также никак не решается вопрос о введение премии за экономическую работу, которая без значительного материального стимулирования исполняется лишь на бумаге. Касаемо нормативной базы по выплате премий из внебюджетных источников можно сделать вывод: существующая нормативная база опять же не унифицирована, и не имеет четко сформированного руководства.

Таким образом, практика существующей системы денежного довольствия раскрывает и показывает цепь взаимосвязанных проблем имеющих место быть в принципах построения, нормативно-правовой базе, порядке выплаты и источниках денежного довольствия, что ведет к невозможности поднятия престижа, продолжительности военной службы, полноценной подготовки специалистов, комплектования Вооруженных Сил, низким пенсиям военнослужащих.

В настоящее время образована устойчивая цепочка проблем в системе денежного довольствия: низкий уровень окладов денежного содержания – наличие множества различных дополнительных видов денежного довольствия, компенсационных и социальных выплат (никак не влияющих на пенсию) – их низкий размер не стимулирует труд и службу военнослужащих – низкие пенсии – в итоге не желание служить – падение престижа военной службы.

Продекларированное повышение денежного довольствия с 1 декабря 2007 года и 1 февраля 2008 года не решило эти проблемы. Представляется, что настало время проведения комплексного исследования данного вопроса, подготовки научно обоснованных предложений по принятию основополагающих нормативных правовых актов по вопросам организации денежного обеспечения военнослужащих.  Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть организационно-правовые принципы структуры денежного довольствия военнослужащих, выработать новые предложения по ее оптимизации.

 

2.3.Организационно-правовые принципы структуры денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу по контракту

 

Денежное довольствие является основным видом материального обеспечения военнослужащих, выступает главным фактором, определяющим уровень жизни их семей. По своей сути оно является формой реализации конституционного права военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд (ст.37 Конституции Российской Федерации). Право на труд военнослужащие реализуют посредством прохождения военной службы (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих») [4]. Таким образом, можно сказать, что денежное довольствие военнослужащих - это доля национального дохода, которую в денежной форме получают военнослужащие  для удовлетворения своих материальных и культурных потребностей в соответствии с количеством и качеством труда, с учетом особенностей военной службы и порядка ее прохождения различными категориями военнослужащих [22].

Информация о работе Денежное довольствие военнослужащих