Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - на основе уяснения сущности, состояния и необходимости структуры денежного довольствия военнослужащих на современном этапе, изучения и обобщения накопленного опыта совершенствования структуры денежного довольствия, действующего Российского законодательства, расширить и закрепить знания по теме исследования; исследовать проблему оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщить практику в этой области и выработать определенные рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
В соответствии с целью основными задачами данной работы являются:
1) Исследование теоретических принципов построения и развития структуры денежного довольствия военнослужащих.
2) Анализ существующей структуры денежного довольствия и ее нормативно-правовой базы.
3) Поиск основных направлений и путей по их совершенствованию.
Следует отметить, что наличие у военнослужащего воинского звания в известной степени характеризует его статус. Как известно, военнослужащие по отношению один к другому могут быть старшими и младшими, при этом старшинство определяется их воинскими званиями, т.е. любое изменение звания меняет и правовое положение военнослужащего. В ряде случаев изменение статуса является более существенным. Так, военнослужащие, имеющие офицерские звания, являются начальниками для всех военнослужащих в воинском звании до старшины. Это влечет наличие у них определенных общевоинскими уставами прав и обязанностей по отношению к подчиненным.
Исходя из изложенного, часть воинского труда, оплачиваемая окладом по воинскому званию, может быть определена следующим образом: оклад по воинскому званию устанавливается в целях оплаты выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством для лиц, имеющих статус военнослужащих, а также компенсации ограничений прав, установленных для военнослужащих федеральными законами. При этом оклады по более высоким воинским званиям устанавливаются в большем размере в целях справедливой оплаты более квалифицированного воинского труда и более высокого статуса военнослужащего.
Выявление сущности оклада по воинскому званию позволяет сделать вывод об отсутствии научной основы у приравнивания его величины к размеру надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующей категории государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Чтобы убедиться в этом, необходимо разобраться в значении, которое придается воинским званиям в Вооруженных Силах и квалификационным разрядам на государственной службе, а также выяснить порядок и условия их присвоения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» квалификационные разряды указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям соответствующих групп: младших, старших, ведущих, главных и высших государственных должностей государственной службы. Каждой из перечисленных групп соответствуют три квалификационных разряда, например, ведущим государственным должностям – советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса. Государственному служащему может быть присвоен любой из трех разрядов, соответствующих группе должностей государственной службы, к которой относится занимаемая им должность.
Для воинских званий законодательство не содержит указаний на личные либо служебные качества военнослужащего, которые характеризуются присвоенным ему званием. Во всяком случае, для них неприменима характеристика квалификационных разрядов государственных служащих, поскольку воинское звание не содержит указания на соответствие военнослужащего требованиям, предъявляемым к соответствующей воинской должности или группе должностей.
Данный вывод основан, прежде всего, на том обстоятельстве, что воинское звание присваивается всем военнослужащим вне зависимости от их служебных качеств. В ряде случаев присвоение очередного воинского звания производится одновременно с назначением военнослужащего на должность. Проверка личных и служебных качеств военнослужащего производится до его назначения на должность, которое подразумевает обоснованное и, как правило, подтвержденное выводами аттестации соответствие его требованиям по этой должности.
Исходя из изложенного, следует сделать вывод, что оклад по должности государственного служащего вместе с надбавкой за присвоенный ему минимальный квалификационный разряд, соответствующий занимаемой им должности, имеет ту же экономическую природу, что и должностной оклад военнослужащего. Однако на практике оклады по воинским должностям составляют меньшую сумму, что явно неправомерно.
Законодательством определено, что воинские звания присваиваются последовательно. В качестве одного из условий присвоения военнослужащему очередного воинского звания определен срок, который должен пройти со дня присвоения ему воинского звания. В определенных законодательством случаях воинские звания могут присваиваться досрочно, а также на одну ступень выше предусмотренного для занимаемой им должности.
С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что квалификационные разряды государственных служащих и воинские звания военнослужащих имеют принципиально разную природу, приравнивание окладов по воинским званиям к квалификационным разрядам государственных служащих не имеет под собой научной основы.
При установлении размера оклада по воинскому званию следует исходить не из желания повысить вознаграждение за труд после подтверждения соответствия качеств работника предъявляемым по его должности требованиям, как это имеет место для государственных служащих, а из необходимости оплачивать несение каждым военнослужащим общих обязанностей (помимо должностных) и соблюдения установленных законодательством ограничений прав.
Следует вспомнить лишенную ряда нынешних недостатков норму, которая содержалась в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» с января 1993 года по июнь 2000 года и устанавливала, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Привязка оклада по воинскому званию не к квалификационным разрядам государственных служащих, а к должностным окладам представляется более разумной. Исходя из изложенного, представляется правильным восстановить имевшуюся ранее в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» норму, несколько скорректировав ее в целях конкретизации следующим образом. Фиксированное соотношение между должностным окладом и окладом по воинскому званию сохранить лишь для первого тарифного разряда и воинского звания «рядовой» (т.е. установить, что оклад по воинскому званию «рядовой» устанавливается равным 50 % оклада по первому тарифному разряду). Разницу между окладами по последовательным воинским званиям установить в рублях либо в процентах от оклада по первому тарифному разряду. Последний вариант представляется более удобным в целях упрощения индексирования окладов в условиях роста стоимости жизни.
Для других выплат, входящих в денежное довольствие, возможно аналогичным образом выявить и сопоставить с окладами по должности и по воинскому званию их целевое предназначение. Это позволит обнаружить составляющие воинского труда, оплата которых дублируется. В качестве примера рассмотрим надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями.
Анализ текста соответствующих руководящих документов позволяет предположить, что данная выплата вводится в целях оплаты повышения сложности воинского труда, которое имеет место с увеличением численности личного состава, находящегося в подчинении военнослужащего. Бесспорно, что к командиру (начальнику), имеющему подчиненных, применяются повышенные требования в части наличия у него навыков психолога, воспитателя, организатора. Добавляется ответственность за действия подчиненных, появляются задачи по обеспечению их боевой подготовки, воспитания, воинской дисциплины, морально-психологического состояния, безопасности военной службы, внутреннего порядка.
Однако нельзя не учитывать, что работа с подчиненным личным составом входит в круг служебных обязанностей соответствующих должностных лиц. Выплата данной надбавки представляется столь же нелогичной, как выглядело бы, например, установление преподавателям надбавки за проведение учебных занятий или научным сотрудникам – за ведение научной работы.
Представляется правильным отказаться от выплат, лишенных логического научного обоснования. (Как мы уже упоминали, это в обязательном порядке должно сопровождаться соответствующим увеличением оклада по воинской должности с тем, чтобы суммарный размер денежного довольствия не уменьшился). Выполнение обязанностей по занимаемой должности должно оплачиваться должностным окладом. В случае если Министерство обороны считает, что размер должностного оклада не соответствует сложности задач, входящих в круг обязанностей должностного лица, следует повысить размер должностного оклада.
В условиях, когда престиж военной службы и мотивация выбора профессии военного упали, настало время принятия законодательного акта, устанавливающего порядок начисления и выплаты денежного довольствия военнослужащих. В нем должны быть закреплены обязательства государства – обеспечить достойный и отвечающий реалиям сегодняшнего дня уровень оплаты воинского труда, определены цели и общие принципы выплаты составляющих денежного довольствия, установлены эффективные механизмы его индексации. Высокий статус этого документа в иерархии нормативных правовых актов государства будет способствовать повышению уверенности военнослужащих в стабильности обеспечиваемого им правового регулирования.
Таким образом, в данном вопросе рассмотрен подход к совершенствованию структуры оплаты труда военнослужащих: определение целей и экономической природы выплат, входящих в денежное довольствие, на их основе размер и порядок начисления его составляющих и выработка предложений по формированию рационального перечня соответствующих выплат и их величине. Соответственно в следующем параграфе будут рассмотрены направления совершенствования структуры денежного довольствия в целях улучшения быта военнослужащих и поднятие престижа военной службы.
3.2 Направления совершенствования механизма оценки и стимулирования воинского труда
В Вооруженных Силах утверждается принципиально новая, во многом противоположная прежней, социально-экономическая ситуация. Совершенствование структуры денежного довольствия должно происходить в соответствии с основными направлениями строительства Вооруженных Сил и обеспечить решение таких задач как: стимулирование качественных показателей боевой готовности войск, рост профессиональной подготовки военнослужащих, сокращение Вооруженных Сил на основе роста эффективности воинского труда, комплектование армии и флота на контрактной основе [9].
В настоящее время президентом и правительством страны принимаются определенные меры по улучшению социального уровня военнослужащих. Однако проведенные исследования показали их не достаточность.
Совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил РФ на современном этапе должно предусматривать:
1.Отмену приравнивания оклада по воинской должности военнослужащих должностным окладам федеральных государственных служащих.
На основании изложенного материала в первом вопросе данной главы было обосновано, что должностные обязанности военнослужащих отличаются от обязанностей, исполняемых государственными служащими. Обязанности военнослужащих связаны в первую очередь с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил РФ, риском для жизни, что нельзя сказать об обязанностях федеральных государственных служащих.
2. Установление размера оклада по наименьшей воинской должности военнослужащих по контракту не ниже размера минимальной заработной платы установленного законодательством.
В соответствии с действующим законодательством, величина оклада по низшей воинской должности (первому тарифному разряду) не должна быть меньше минимальной заработной платы, установленной законом для гражданских работников, которая не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. По состоянию на 4 квартал 2007г. этот размер составляет 4166 руб., что превышает установленный оклад по 1 тарифному разряду (1616руб.) в 2,58 раза.
3. Установление окладов по воинской должности военнослужащих в минимальном и максимальном размере по одному тарифному разряду.
Для обоснования данного пункта, можно сказать, что «вилочные» оклады должны устанавливаться в целях оплаты труда военнослужащих в различных случаях их служебного положения. То есть необходимо законодательно определить, что военнослужащим, которые вступили в исполнение служебных обязанностей выплачивать максимальный должностной оклад, а военнослужащим, которые сдали дела и должность – минимальный. Причём, так же необходимо предоставить право командирам (начальникам) уменьшать должностной оклад, но не ниже минимального при допущении военнослужащими дисциплинарных проступков, упущении по службе, сдавшим итоговую проверку на «неудовлетворительно» и т.д.
4. Установление окладов по
5. Установление регионального (повышающего) коэффициента к окладам денежного содержания военнослужащим, проходящим военную службу в г. Москве, Московской области и Санкт - Петербурге.
Это объясняется тем, что прожиточный минимум в этих регионах значительно превышает прожиточный минимум в других регионах. Коэффициент должен исчисляться как частное между прожиточными минимумами в вышеперечисленных регионах и среднего по стране. На настоящий момент такой коэффициент для окладов военнослужащих, проходящих службу в г. Москве должен составлять 1,58, рассчитанный как отношение прожиточных минимумов по Москве (6563) и среднего по стране (4166).
6. Отмена надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями.
В обосновании данного пункта можно сказать, что уровень оплаты воинского труда должны характеризовать оклады по воинской должности, так как в действующей системе денежного довольствия по конкретной воинской должности присваивается конкретный тарифный разряд.
7. В целях повышения социальной защиты военнослужащих, ввести выплату ежемесячной денежной помощи военнослужащим имеющих детей в размере не менее прожиточного минимума на ребёнка.
Согласно проведённого анализа соотношения денежного довольствия и прожиточного минимума в предыдущей главе, было установлено, что военнослужащие, у которых на иждивении находятся дети находятся в худших условиях, чем у которых их нет. Данную помощь необходимо выплачивать военнослужащим, у которых жёны находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трех лет, так как в этот период ей нет возможности трудоустроиться. Так, на примере ряда зарубежных стран рассмотренных в параграфе 1.3 данная выплата нашла свое применение.