Денежное довольствие военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - на основе уяснения сущности, состояния и необходимости структуры денежного довольствия военнослужащих на современном этапе, изучения и обобщения накопленного опыта совершенствования структуры денежного довольствия, действующего Российского законодательства, расширить и закрепить знания по теме исследования; исследовать проблему оптимизации оплаты воинского труда в условиях реформирования Вооруженных Сил, обобщить практику в этой области и выработать определенные рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
В соответствии с целью основными задачами данной работы являются:
1) Исследование теоретических принципов построения и развития структуры денежного довольствия военнослужащих.
2) Анализ существующей структуры денежного довольствия и ее нормативно-правовой базы.
3) Поиск основных направлений и путей по их совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Дипломная Воинский труд 1.doc

— 435.50 Кб (Скачать)

2) В годы Великой Отечественной  войны система денежного довольствия военнослужащих коренным образом не изменилась. В это время получило развитие материальное стимулирование воинского труда.

Материальные стимулы означали, как правило, получение дополнительных денежных сумм путем выплаты увеличенных окладов, добавочных видов денежного довольствия и компенсационных денег.

Первый путь - увеличение окладов. Повышенные оклады были установлены многим военнослужащим, причем не только офицерскому составу, но и военнослужащим срочной службы. В частности они предусматривались для военнослужащих: гвардейских частей, соединений и армий; ударных армий, штурмовых, инженерно – сапёрных частей и соединений; частей истребительно – противотанковой артиллерии и гвардейских миномётов, воинских частей и соединений противотанковых ружей, снайперам и членам экипажей танков.

Увеличение окладов большинству военнослужащих, имевших на это право, осуществлялось путем повышения получаемого должностного оклада, как правило, на 100% военнослужащим срочной службы и на 50% - офицерам.

Применялся и другой метод увеличения окладов. Так, срочнослужащим снайперам, личному составу воинских частей и подразделений противотанковых ружей оклады устанавливались по персональному воинскому званию. Присвоение же очередных воинских званий ставилось в прямую зависимость от боевых успехов военнослужащих. Так, снайперу, ефрейтору, полагался оклад в размере 25 рублей в месяц, младшему сержанту - до 100 рублей, сержанту - до 200 рублей (в зависимости от года службы)2.  Штатно – должностной оклад был значительно меньше, чем по присвоенному званию.

Использовался и третий способ увеличения окладов. Так, членам экипажей танков оклады устанавливались по штатному наименованию должности, независимо от штатного и персонального воинского звания. Оклады по наименованию должности были выше, чем по разряду этих должностей.

Второй путь усиления поощрительного характера денежного довольствия - это выплата военнослужащим вновь вводимых добавочных видов денежного довольствия. Характерной особенностью этих новых выплат являлось то, что они самым непосредственным образом были связаны и зависели от результатов боевой деятельности военнослужащего. Они полагались за боевые успехи, квалификацию, ремонт вооружения и техники.

Стимулирующие выплаты за успехи в боях особенно широкое применение нашли в авиации, где право на премии (вознаграждения) имели летчики за сбитые самолеты противника, а также их уничтожение на аэродромах, успешную бомбардировку военных и политических объектов, в том числе столицы фашисткой Германии Берлина, уничтожение подводных лодок и других кораблей противника, успешные боевые вылеты на самолетах штурмовой авиации и в ряде других случаев.

В сухопутных войсках предусматривались премии за подбитые, подожженные танки противника. Они выплачивались расчетам противотанковых ружей, экипажей танков, артиллеристам всех видов артиллерии, а также за танки, уничтоженные индивидуальными средствами борьбы.

Третья группа военнослужащих, получавших премиальные выплаты, - это лица, занятые ремонтом вооружения и техники. Денежными вознаграждениями стимулировались быстрота и высокое качество ремонта. Премии выплачивались также за эвакуацию танков с поля боя, сбор и сдачу стреляных гильз и специальной укупорки. Быстрый ремонт вооружения и техники и другие меры по их возращению в воинские части, бережное отношение к отходам цветных металлов положительно сказывались на военно-технической оснащенности войск, снабжении заводов цветными металлами.

Третий путь материального поощрения воинской службы - введение компенсационных выплат. Они состояли из единовременного денежного пособия и полевых денег.

Пособие выплачивалось офицерскому составу в размере месячного оклада денежного содержания. Оно выдавалось только один раз в течение всего периода военных действий взамен подъемного пособия, выплата которого на самих военнослужащих во время войны была отменена.

Полевые деньги выдавались всем военнослужащим, в том числе и срочнослужащим воинских частей действующей армии. Их размер зависел от величины получаемого денежного содержания (25%, 50%, 100%). Офицерский состав получал 25% оклада.

Назначение единовременного пособия и полевых денег - компенсировать дополнительные расходы военнослужащих на фронте, в отрыве от семьи, учесть особенности фронтовой службы, дать возможность военнослужащим оказать материальную помощь семьям.

В период войны наряду с введением новых видов денежного довольствия были отменены или ограничены некоторые выплаты, не отвечающие требованиям военного времени и отвлекавшие финансовые ресурсы от более неотложных нужд государства. Так, с началом войны отменена выплата подъемного пособия при перемещении военнослужащих; с октября 1942 года выплата вознаграждений и надбавок за службу в отдаленных местностях.

Таким образом, система денежного довольствия военнослужащих действующей армии за годы войны претерпела существенные изменения, она постоянно совершенствовалась с тем, чтобы содействовать решению боевых задач, стоявших перед Вооруженными Силами.

Материальные стимулы означали, как правило, получение дополнительных денежных сумм путем выплаты увеличенных окладов, добавочных видов денежного довольствия и компенсационных денег.

3) С окончанием Великой Отечественной  войны необходимо было отменить увеличенные оклады и специальные добавочные виды, установленные для военнослужащих действующей армии, поскольку не стало тех обстоятельств, которые оправдывали эти фронтовые преимущества. Однако с отменой этих выплат нельзя было допустить ухудшения материального положения военнослужащих.

С целью выполнения этой задачи в денежное довольствие военнослужащих внесен ряд принципиальных изменений, которые дают основание считать их реформой денежного довольствия военнослужащих 1946г.

В развитии окладов денежного содержания прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы четко просматриваются три периода.

Первый    из    них    -    середина    пятидесятых   годов,    когда уровень  материального  положения  сверхсрочнослужащих  был довольно     ощутимо    понижен     путем     уменьшения     окладов     по первому году службы, снижения норм повышения окладов за продолжительную службу и отмены вознаграждения за такую же службу. Для военнослужащих всех видов и родов войск установлены одинаковые размеры окладов, преимущества в оплате службы отдельных групп военнослужащих отменены. Отрицательные последствия таких действий незамедлительно сказались: многие сверхсрочнослужащие, особенно специалисты в авиации и на флоте, уволились из Вооруженных Сил.

Второй период - середина шестидесятых годов, когда материальное положение военнослужащих сверхсрочной службы несколько улучшено. Введена 1Х-разрядная сетка с увеличенными окладами. В большей мере стала поощряться продолжительная служба. Многим военнослужащим повышен размер вознаграждения за непрерывную службу и пособия на первоначальное обзаведение. Компенсация за неиспользованный отпуск стала выплачиваться на более справедливой основе.

За первые четыре с половиной десятка лет оклады по званию  повышались трижды (в 1971, 1974 и 1979) (Приложение 4) [21].

Третий период - девяностые годы, когда осуществлено значительное повышение денежного довольствия прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы. Основная причина тому - инфляция, обесценение рубля. В эти годы впервые устанавливаются оклады по воинским званиям сверхсрочнослужащим. В течение с 1991 по 1999 гг. оклады по званиям и должностям увеличивались несколько раз. Введена выплата надбавки за выслугу лет, в связи, с чем отменено повышение окладов в IX-разрядной сетке, применяемое с 1966г., т. е. в течение четверти века.

С марта 1991 года впервые введены вилочные оклады. Разница в окладах  от минимума до максимума с пересмотром размеров окладов увеличивалась, что позволяло командирам частей хорошо поощрять добросовестную службу военнослужащих, но из-за низкого размера денежного довольствия это не работало.

С февраля 1992 года впервые введены оклады по воинским званиям военнослужащих сверхсрочной службы. Денежные выплаты по званию подчёркивали важное значение, престижность сержантского звания, авторитет службы этого контингента военнослужащих.

Таким образом, в  период  с 1990 -1993 гг. оклады по званиям и должностям военнослужащих  возросли более чем в 300 раз. Однако это огромное возрастание отнюдь не свидетельствует об улучшении материального положения офицерского состава.

С введением в действие Закона РФ "О статусе военнослужащих" в 1993 году денежное довольствие военнослужащих стало зависеть от минимальных размеров оплаты труда гражданских работников. Согласно данного закона, оклады по воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не должны были быть меньше пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могли быть менее половины воинских должностных окладов, т.е. изменение минимального размера оплаты труда предполагало автоматическое изменение кладов денежного содержания военнослужащих, но это положение никогда не выполнялось [4].

Анализ соответствия окладов денежного содержания, установленных с 1 июля 1994 года по 1 июля 2007 года Правительством Российской Федерации, к окладам, которые следовало установить согласно действующему законодательству, характеризуется следующими данными:  

Таблица 3

Соответствие установленных окладов денежного содержания

действующему законодательству

Даты повышения МРОТ

Размер МРОТ

Размер ОДС в/сл - по контракту, рассчитанный по закону

Размер ОДС в/сл. - по контракту, определенный Правительством РФ

01.07.94г.

20

153750

155620

01.04.95г.

34

258000

202500

01.05.95г

43

31750

202500

01.08.95г.

55

412500

202500

01.09.95г.

55

412500

312000

01.11.95г.

57

433125

312000

01.12.95г.

60

453750

312000

01.01.96г.

63

474375

312000

01.05.96г.

75

569250

312000

01.01.97г.

83

626175

312000

01.03.98г.

83

626,17

363,5

01.01.99г.

83

626,17

523,5

01.07.99г.

83

626,17

628,0


 

Из приведенных данных видно, что с 1 апреля 1995 года размеры окладов по воинским должностям, установленных Правительством Российской Федерации, перестали соответствовать закону. Кроме того, за период с 1 сентября 1995 года до 1 марта 1998 года минимальная заработная плата  повышалась   6 раз, но денежное довольствие военнослужащим в это время не индексировалось.

В 2000 году была ликвидирована привязка окладов денежного содержания военнослужащих к минимальному размеру оплаты труда, который, начиная с  1 июля 2000г., повышался несколько раз.

Крайне низкий уровень материального обеспечения явился главной причиной того, что, например, в 1999г. около 12 тыс. офицеров не стали заключать новые контракты и изъявили желание уволиться с военной службы3. В этом же году досрочно уволилось с военной службы более 35 тыс. офицеров, из них почти половина в воинском звании «лейтенант» - «капитан». С целью повышения укомплектованности офицерских должностей МО РФ было вынуждено в 1999 – 2000гг. провести досрочный выпуск из ряда вузов.

Для разрешения крайне обострившейся проблемы низкого уровня материальной обеспеченности военнослужащих Президентом РФ в 1999г. было дано Поручение Правительству РФ (от 5.07.1999 № 485) рассмотреть вопрос о повышении размера денежного довольствия военнослужащих. В 2000г. решение о поэтапном повышении окладов денежного содержания военнослужащих было подтверждено Поручением Президента РФ от 18.01.2000г. № Пр-74. Указом  Президента РФ от 12.08.200г. № 1500 о повышении военнослужащим с 1.12.2000г. в 1,2 раза окладов денежного содержания (взамен минимально необходимого в 1,5 раза с сентября 2000г., как это предлагалось МО РФ), лишь частично решило вопрос материальной обеспеченности военнослужащих.

Совершенствовались дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях.

Так, с 1 января 1993 года приказами командующих округами (флотами) выплата повышенных должностных окладов была установлена в размере районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих в соответствующих местностях.

Произошло увеличение предельных сумм надбавки за непрерывную службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях. Определённое повышение уровня социальной защищённости отдельных военнослужащих было достигнуто с 1.01.2000г. за счёт реализации изменений  и дополнений  в ст. 11 и 13  Федерального закона « О статусе военнослужащих», внесённых Федеральным законом от 31.12.1999г. № 229–ФЗ. Согласно этому закону, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненным к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими условиями установлены к денежному довольствию коэффициенты и процентная надбавка, которые стали выплачиваться в порядке, который установлен для граждан, работающих и проживающих  в указанных местностях, т.е данные выплаты стали начисляться и на добавочные виды денежного довольствия [4].

Информация о работе Денежное довольствие военнослужащих