Денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:59, доклад

Краткое описание

Сеть институтов , обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги , обычно называется денежным рынком . Однако использовать этот термин следует с оговорками. Дело в том , что термин означает рынок краткосрочных высоколиквидных ценных бумаг. Во-вторых , следует подчеркнуть , что деньги , и в том же смысле , что продаются и покупаются товары . При сделках на рынке денег , деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости , измеренной в единицах номинальной нормы процента

Файлы: 1 файл

2 Денежный рынок.docx

— 20.28 Кб (Скачать)

2 Денежный рынок.

Сеть институтов , обеспечивающих взаимодействие предложения  и спроса на деньги , обычно называется денежным рынком . Однако использовать этот термин следует с оговорками. Дело в том , что термин означает рынок краткосрочных высоколиквидных  ценных бумаг. Во-вторых , следует подчеркнуть , что деньги , и в том же смысле , что продаются и покупаются товары . При сделках на рынке денег , деньги обмениваются на другие ликвидные  активы по альтернативной стоимости , измеренной в единицах номинальной  нормы процента 

. Как и на любом  ином рынке , равновесие на  денежном рынке имеет место  в пересечении кривых спроса  и предложения . Равновесие на  рынке денег означает , равенство  количества денег , которые агенты  хотят сохранить в своих портфелях  активов , количеству денег , предлагаемому  Центральными банками , при осуществлении  текущей денежно-кредитной политики .

Предположим , что  равновесие при заданном денежном предложении  денег имеет место при номинальной  норме процента равной 10% , тогда  при процентной ставке 8% сохраняется  альтернативная стоимость хранения денег и хозяйственные агенты начнут продавать свои альтернативные деньгам активы -также , как облигации - стремились увеличить свои денежные сбережения в их чистом виде . Поступая таким образом , они понижают рыночные цены на эти виды активов , и вместе с тем , увеличивают общий доход  от рыночных продаж. Если предположить , что норма процента поднялась  до 12,5% , то хозяйственные агенты предпочли  бы держать меньшую сумму в  форме денег из общей величины своих портфелей активов , хотя существовали бы денежные резервы . Они могли бы быть активизированы расширением масштабов  кредитных операций посредством  предложений заемщикам более  привлекательной нормы ссудного процента .

Пересечение кривых предложений и спроса на рынке  денег указывает точку равновесия рынка , в которой хозяйственные  агенты желают хранить в своих  портфелях активов как раз  то количество денег , которое способна предложить банковская система при  проведении текущей кредитно- денежной политики . Если норма процента превышает  уровень равновесия , хозяйственные  агенты не захотят держать в своих  портфелях то количество денег , которое  в этот момент предлагается банковской системой . Действия 

, предпринятые хозяйственными  агентами и банками с целью  приспособления своих портфелей  активов к изменившимся условиям , понижают норму процента до  достижения равновесного положения  , и наоборот .

Для осуществления  определенной денежно-кредитной политики необходимо проведение измерения денежной массы . Однако измерение количества денег - весьма непростое дело . Проблема состоит в том 

, что в современной  экономике различные виды активов  одновременно в той или иной  форме выполняют все функции  денег. Поэтому не имеется четких  оснований для того , чтобы провести  границу для, того чтобы повести  границу между собственно деньгами  и другими ликвидными активами . Наряду с уже упоминавшимся  агрегатом М1 , необходимо выделить  параметр М2 , который включает в себя несколько видов активов , являющимися ликвидными средствами накопления .

Поддержание предложения  денег в стране на таком уровне чтобы, не вызвать ни экономический  спад , ни инфляцию, является функцией центральных банков (Федеральной  резервной системы в США) . Воздействуя  на экономику посредством расширения ими сокращения обьема денежной массы 

(предложения денег)  эти органы осуществляют кредитно-денежную (монитарную) политику .

Цель кредитно-денежной политики состоит в том , чтобы  создать на денежном рынке условия  для того , чтобы в экономике  постоянно существовала такая масса  денег и кредитов, которая необходима для развития 

, а тем самым  обеспечить страну растущим количеством  товаров , услуг , рабочих мест . С другой стороны центробанки  должны следить , чтобы в обращении  не оказалось слишком много  денег и кредитов , потому что  такие излишки всегда приводили  к инфляции .

На пути осуществления  кредитно-денежной политики существуют сложности. Например , когда объем  денежной массы увеличивается и  в обращение поступает больше денег , то они дешевеют и банки  могут снизить процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение  денег на рынке может повлечь  за собой увеличение расходов и тем  самым повысить уровень инфляции. В периоды инфляции те деньги , которые  заемщики выплачивают кредиторам , имеют более низкую покупательную  способность , чем те , которые были , в свое время взяты в долг . Чтобы компенсировать потерю покупательной  способности , кредиторы должны добавить определенный процент 

(соответствующий  уровню инфляции) к тем ставкам  , которые они назначили бы  в другой ситуации . Поэтому если  рост инфляции обусловлен ростом  денежной массы , то фактически  может привести к повышению  процентных ставок .

Для проведения монетарной политики в условиях США 

Федеральная резервная  система располагает четырьмя основными  инструментами 

: 

--- изменение уровня  резервных требований ; 

--- изменение процентных  ставок , которые должны платить  банки , беря кредиты у центрального  института (учетная ставка) 

--- покупка и продажа  государственных ценных бумаг  (операции на открытых рынках) 

--- определение условий  для различных видов займов (выборочный  кредитный контроль) . 

Принципиальный механизм этих требований представлен на схеме .

| Для увеличения  ИНСТРУМЕНТЫ Для | 

|сокращения | 

|денежной массы  | 

|денежной массы  | 

| | 

| Уменьшить Резервные  требования Увеличить | 

| Снизить Учетная  ставка | 

|Повысить | 

| Покупать Операции  на | 

|Продавать | 

| открытом рынке  | 

| Ослабить Выборочный | 

|Усилить | 

| кредитный | 

| контроль |

Составлено по : Современный  бизнес .С.268.

Первый инструмент предполагает , что все банки и  финансовые институты создают резервы , то есть откладывали определенную сумму денег , равную какой то процентной доле их депозитов . Доля депозитов 

, которую банки  должны откладывать в качестве  резервов , называется резервными  требованиями.

Если центральный  институт приходит к выводу , что  отдельные потребители и фирмы  слишком много покупают и что  инфляция набирает силу, он повышает резервные  требования . Когда они возрастут , то банки не смогут выдавать по -прежнему ссуды своим клиентам и наоборот .

Банки могут взять  дополнительные средства для кредитования своих клиентов , взяв деньги в долг у регионального отделения центробанка , который в фигуральном смысле играет роль банкира банков . 

Процентная ставка по кредитам , которая устанавливается  в этом случае , называется учетной (дисконтной) ставкой . Такие дисконтные операции привлекают банки , когда они  могут взимать со своих клиентов еще более высокий процент  за кредиты .

Значит , если центральный  институт считает необходимым , чтобы  выдавалось больше кредитов , то он снижает  учетную ставку и наоборот 

. В целом считается  , что воздействие процентной  ставки на экономику ведет  к тому что усиливается экономический  рост . Так , снижение средней ставки  на 1% дает прибавку ежегодного  экономического роста страны  на 1 3 процента .

Операции на открытом рынке осуществляются посредством  купли-продажи государственных облигаций , которые предусматривают обязательство  выплатить долг с процентами . Поскольку  в подобном случае государственные  облигации может купить любой  желающий , эта практика получила наименование операции на открытом рынке .

Если центральный  финансовый институт опасается инфляции и хочет уменьшить обьем денег  в обращении , то он продает государственные  облигации банкам и населению . Деньги , полученные за облигации могут  немедленно изыматься из оборота . И  наоборот , когда этот институт вновь  собирается стимулировать оживление  в экономике , государство выкупает свои облигации ,и подобным образом  в экономику поступает довольно большое дополнительное количество наличности . По мере увеличения предложения  денег снижается процентная ставка , и компании берут кредиты в  больших обьемах , что расширяет  для них возможности роста  и усиливает конкуренцию между  ними 

.

Между отдельными секторами  рыночной экономической системы  существует кругооборот (замкнутый  поток ) доходов и продуктов . В  нем в качестве некоей жидкости вращаются  деньги . Зависимость между деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена :

МV = Py , где М - количество денег , находящихся в обращении , V - скорость обращения денег (среднегодовое  количество раз , когда каждая денежная единица используется для приобретения готовых товаров 

) , P - уровень цен  ( рассчитывается по отношению  к базовому годовому значению , равному 1 ) , у - реальный доход  , то есть доход расчитанный  с учетом , влияния инфляции .

Задачи денежных рынков состоят в том , чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических  единиц , которые зарабатывают больше чем тратят , в руки единиц которые  тратят больше чем зарабатывают . На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования , по которым средства переходят непосредственно к  заемщикам в обмен на акции  и долговые обязательства , или косвенные , где средства проходят через финансовых посредников - банки , взаимные фонды , страховые компании .

Фактически сегодня  существует несколько теорий функционирования денежного рынка . Одной из них  является монетаристская теория денежного  рынка М.Фридмана и А.Шварца . В  то время как в экономической  мысли возобладало мнение , что  деньги это не главное в экономике , то М.Фридман сделал другой вывод : во-первых , эта теория рассматривает  скорость обращения денег как  переменную величину , а не константу . Во-вторых , монитарная теория допускает  несовпадение между денежной массой , показателями валового национального  продукта и абсолютным уровнем цен . Основная рекомендация в стратегии  денежно-кредитной политики монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течении делового цикла  и центральные финансовые институты  должны проводить в жизнь постоянно  предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся  в обращении , примерно равный трехпроцентному  уровню роста реального обьема производства , характерному для долгосрочных временных  интервалов , представляет собой научную  с точки зрения большинства монетаристов денежную политику .

Монетаризм это  только одно из направлений анализа  денежного рынка . Важный вклад в  развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей , которое можно считать альтернативой  монетаризму .

Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая теория занятости , процента и денег”, важны взгляды о неэффективности  денежной политики и необходимости  регуляции и стимулирования экономики  посредством изменения налоговой  системы и структуры государственных  расходов . На сегодняшний день имеет  место синтезирование , включающее общие для обеих теорий элементов . Согласно современному кейнсианско- неокласическому синтезу , денежно-кредитная  политика и фискальная политика 

, проводимая центральным  правительством и его финансовыми  институтами , предоставляет им  значительные возможности в области  контроля за наличным 

ВНП . Между тем , этот новый подход не подтверждает уверенности  способности обеспечить процветания  экономики и победить инфляционные процессы .

В начале 80-х годов  приобрела значительное влияние 

, близкая к консервативному  направлению , достаточно близко  связанному с монетаризмом. Основная  идея связана с тем что надо  увеличивать предложение , увеличивать  уровень реального обьема производства , посредством уменьшения предельных  налоговых ставок , что должно  было бы преодолеть трехпроцентное  ограничение , предложенное монетаристами  .

Информация о работе Денежный рынок