Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:05, курс лекций
В данной работе изложены различные лекции + тестирование.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА “МАЛАЯ РЕКА” (АННОТАЦИЯ).
Имитационная игра “ОЗЕРО”.
Тест по экономике природопользования.
Лекция 6. Формирование и регулирование рынка экологических услуг.
РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Природные ресурсы как экономический фактор.
Проблемы совершенствования экологической политики в переходный период.
Система экологических фондов в Р.Ф.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Экономическое стимулирование охраны О.С.
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -1998 гг.
Методические положения по взиманию платы за загрязнение О.С.
Экономические методы регулирования охраны О.С.
Проблемы введения экологического страхования в Р.Ф.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ).
.
“Система экологических фондов
в Р.Ф. ”
Природные ресурсы как экономический
фактор
Система экологических фондов в Р.Ф.
1. Этапы создания экофондов в Р.Ф.
2. Цели и задачи создания
3. Правовой и финансовый статус экофондов в Р.Ф.
4. Источники формирования
5. Направление целевого использов
6. Правовая база деятельности экофондов в Р.Ф.
7. Роль экофондов в финансовой
поддержке природоохранной
8. Консолидация внебюджетных
Этапы создания экофондов в Р.Ф.
Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.
С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.
1 этап (19.89-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.
2 этап (1991-1995гг.) - создание
системы внебюджетных
- федеральный;
- республиканский, краевой,
- местный.
2 этап - этап становления платных
услуг в сфере природопользования,
предусматривал формирование
- на создание единой системы
внебюджетных экологических
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
- установление лимитов
- установление нормативов платы
и размеров платежей за использ
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- возмещение в установленном
порядке вреда, причиненного
3 этап (1995г. по настоящее время)
- консолидация внебюджетных
Цель и задачи создания экологических фондов РФ.
Главной целью создания внебюджетных
экологических фондов России являлось
формирование автономного, независимого
от госбюджета источника гарантированной
поддержки природоохранной
В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:
- финансирование и кредитование
экологических программ и
- мобилизация финансовых
- экономическое стимулирование
рационального
- содействие в развитии
Правовой и финансовый статус экологических фондов Р.Ф.
В настоящее время во всех 89 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).
Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:
Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов) | |
Фонды образованы: | |
По решению представительных органов |
38 |
По решению администрации |
55 |
По решению Комитета охраны природы |
5 |
Положение о фонде утверждено: | |
Представительным органом власти |
39 |
Исполнительным органом власти |
61 |
Смета расходов утверждается: | |
Представительным органом власти |
28 |
Исполнительным органом власти |
72 |
Контроль за деятельностью фондов осуществляют: | |
Представительный орган власти |
12 |
Администрация |
22 |
Комитет охраны природы |
35 |
Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы |
13 |
Представительный орган власти, комитет охраны природы |
5 |
Администрация, комитет охраны природы |
13 |
Фонды, обладающие правами юридического лица |
35 |
Фонды, консолидированные в бюджет |
15 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
Источники формирования средств экофондов.
Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:
- средств, поступающих от
- средств, получаемых по искам
о возмещении вреда и штрафов
за экологические
- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,
незаконнодобытой с их помощью продукции;
- добровольных отчислений и
взносов предприятий и граждан,
- средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;
- доходов от издательской, хозяйственной
и иной коммерческой
- средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.
Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.
Платежи за нормативные и сверхнормативные
выбросы, сбросы вредных веществ, размещение
отходов перечисляются
10% - в Федеральный экологический
Фонд Российской Федерации на
реализацию
С момента образования
За период с 1990 по 1995гг.
в экологические фонды
Объем средств, поступивших в экологические фонды за 1991-1995гг. (в ценах соответствующих лет), (млрд. рублей). | ||||
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
0,98 |
8,32 |
87,6 |
403,1 |
921,5 |
Из общего объема средств, собранных в 1995г. в экологических фондах РФ, 78,4% получены в результате деятельности республиканских, краевых, областных и окружных фондов, 21.6% - за счет местных фондов (района, города). Оценить роль экологических фондов различных иерархических уровней управления в формировании финансовых средств экофондов стало возможным благодаря введению с 1995г. новой формы государственной статотчетности, где выделены иерархические уровни управления экофондами.
Направление целевого использования средств экофондов в Р.Ф.
Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:
60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;
30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;
10% - на реализацию природоохранных
мероприятий федерального
В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из данных на рис.2 видно, что на протяжении последних 5 лет стабильно приоритетными направлениями расходования средств экофондов являются: строительство природоохранных объектов, развитие материально-технической базы природоохранных органов, прочие расходы. Положительным моментом в тенденции расходования средств экологических фондов является сокращение в 2 раза (1995г. по сравнению с 1991г.) статьи "прочие расходы" и снижение доли средств, не используемых в отчетном году. Так если в 1991г. эта доля составила 46,0%о, в 1993г. - 20,8%о, в 1995г. - 11,6%о.
Наметившаяся тенденция
Правовая база деятельности экофондов Российской Федерации.
Начиная с 1989г. по настоящее
время серьезной проблемой
В настоящее время Госкомэкология РФ совместно с Исполнительной дирекцией Федерального экологического фонда осуществляют деятельность по совершенствованию правовой базы деятельности экофондов РФ. Работа проводится по двум направлениям:
1. Совершенствование действующих
нормативно-методических
- Положение о Федеральном
Информация о работе Лекции по "Экономическому природопользованию"