Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:05, курс лекций
В данной работе изложены различные лекции + тестирование.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА “МАЛАЯ РЕКА” (АННОТАЦИЯ).
Имитационная игра “ОЗЕРО”.
Тест по экономике природопользования.
Лекция 6. Формирование и регулирование  рынка экологических услуг.  
РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ  ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ.
Природные ресурсы как экономический фактор.
Проблемы совершенствования экологической  политики в переходный период.
Система экологических  фондов в Р.Ф.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Экономическое стимулирование охраны О.С.
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -1998 гг.
Методические  положения по взиманию платы за загрязнение  О.С.
Экономические методы регулирования охраны О.С.
Проблемы введения экологического страхования в Р.Ф.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ  РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ).
 .                            
“Система экологических фондов 
в Р.Ф. ”                             
Природные ресурсы как экономический 
фактор                        
Система экологических фондов в Р.Ф.
1. Этапы создания экофондов в Р.Ф.
2. Цели и задачи создания 
3. Правовой и финансовый статус экофондов в Р.Ф.
4. Источники формирования 
5. Направление целевого использов
6. Правовая база деятельности экофондов в Р.Ф.
7. Роль экофондов в финансовой 
поддержке природоохранной 
8. Консолидация внебюджетных 
Этапы создания экофондов в Р.Ф.
Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.
С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.
1 этап (19.89-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.
2 этап (1991-1995гг.) - создание 
системы внебюджетных 
- федеральный;
- республиканский, краевой, 
- местный.
2 этап - этап становления платных 
услуг в сфере   природопользования, 
предусматривал формирование 
- на создание единой системы 
внебюджетных экологических 
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
- установление лимитов 
- установление нормативов платы 
и размеров платежей за использ
- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- возмещение в установленном 
порядке вреда, причиненного 
3 этап (1995г. по настоящее время) 
- консолидация внебюджетных 
Цель и задачи создания экологических фондов РФ.
Главной целью создания внебюджетных 
экологических фондов России являлось 
формирование автономного, независимого 
от госбюджета источника гарантированной 
поддержки природоохранной 
В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:
- финансирование и кредитование 
экологических программ и 
- мобилизация финансовых 
- экономическое стимулирование 
рационального 
- содействие в развитии 
Правовой и финансовый статус экологических фондов Р.Ф.
В настоящее время во всех 89 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).
Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:
| Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов) | |
| Фонды образованы: | |
| По решению представительных органов | 38 | 
| По решению администрации | 55 | 
| По решению Комитета охраны природы | 5 | 
| Положение о фонде утверждено: | |
| Представительным органом власти | 39 | 
| Исполнительным органом власти | 61 | 
| Смета расходов утверждается: | |
| Представительным органом власти | 28 | 
| Исполнительным органом власти | 72 | 
| Контроль за деятельностью фондов осуществляют: | |
| Представительный орган власти | 12 | 
| Администрация | 22 | 
| Комитет охраны природы | 35 | 
| Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы | 13 | 
| Представительный орган власти, комитет охраны природы | 5 | 
| Администрация, комитет охраны природы | 13 | 
| Фонды, обладающие правами юридического лица | 35 | 
| Фонды, консолидированные в бюджет | 15 | 
Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
Источники формирования средств экофондов.
Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:
- средств, поступающих от 
- средств, получаемых по искам 
о возмещении вреда и штрафов 
за экологические 
- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,
незаконнодобытой с их помощью продукции;
- добровольных отчислений и 
взносов предприятий и граждан,
- средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;
- доходов от издательской, хозяйственной 
и иной коммерческой 
- средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.
Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.
Платежи за нормативные и сверхнормативные 
выбросы, сбросы вредных веществ, размещение 
отходов перечисляются 
10% - в Федеральный экологический 
Фонд Российской Федерации на 
реализацию 
С момента образования 
За период с 1990 по 1995гг. 
в экологические фонды 
| Объем средств, поступивших в экологические фонды за 1991-1995гг. (в ценах соответствующих лет), (млрд. рублей). | ||||
| 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 
| 0,98 | 8,32 | 87,6 | 403,1 | 921,5 | 
Из общего объема средств, собранных в 1995г. в экологических фондах РФ, 78,4% получены в результате деятельности республиканских, краевых, областных и окружных фондов, 21.6% - за счет местных фондов (района, города). Оценить роль экологических фондов различных иерархических уровней управления в формировании финансовых средств экофондов стало возможным благодаря введению с 1995г. новой формы государственной статотчетности, где выделены иерархические уровни управления экофондами.
Направление целевого использования средств экофондов в Р.Ф.
Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:
60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;
30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;
10% - на реализацию природоохранных 
мероприятий федерального 
В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из данных на рис.2 видно, что на протяжении последних 5 лет стабильно приоритетными направлениями расходования средств экофондов являются: строительство природоохранных объектов, развитие материально-технической базы природоохранных органов, прочие расходы. Положительным моментом в тенденции расходования средств экологических фондов является сокращение в 2 раза (1995г. по сравнению с 1991г.) статьи "прочие расходы" и снижение доли средств, не используемых в отчетном году. Так если в 1991г. эта доля составила 46,0%о, в 1993г. - 20,8%о, в 1995г. - 11,6%о.
Наметившаяся тенденция 
Правовая база деятельности экофондов Российской Федерации.
Начиная с 1989г. по настоящее 
время серьезной проблемой 
В настоящее время Госкомэкология РФ совместно с Исполнительной дирекцией Федерального экологического фонда осуществляют деятельность по совершенствованию правовой базы деятельности экофондов РФ. Работа проводится по двум направлениям:
1. Совершенствование действующих 
нормативно-методических 
- Положение о Федеральном 
Информация о работе Лекции по "Экономическому природопользованию"