Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 11:08, курс лекций
Основные темы и понятия.
Светлана Ильфатовна Абдулаева
Основы экономики.
Введение в экономическую теорию.
Производство – создание новых мат. благ и услуг.
Распределение предполагает разделение товаров и услуг между теми лицами, чьи ресурсы были задействованы в их создании.
Обмен – процесс, при помощи которого созданный товар (мат. блага и услуги) поступают от производителя к потребителю. Виды обмена: бартер и товарно-денежный.
Потребление – процесс использования полезных свойств товара для удовлетворения нужд собственника.
Предмет экономики – поиск путей наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей.
Структура экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Изучают одни и те же вопросы экономики на разных уровнях.
Микроэкономика – это раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных экономических субъектов. Разделы микроэкономики: экономика семьи, экономика фирм, экономика рынка отдельных товаров и услуг, экономика рынка ресурсов.
Макроэкономика
– это раздел экономической теории, изучающей
национальное хозяйство как единое целое.
Основная проблема экономики.
Группы потребностей: физиологические, социальные, экзистенциальные (духовные). Экономика влияет на удовлетворения всех групп потребностей.
Благо – все, что цениться людьми для удовлетворения своих потребностей.
Все блага делятся на две большие группы: даровые (неограниченные) – блага, имеющийся объем которых превышает объем потребностей в них; экономические (ограниченные) – имеющийся объем которых меньше объема потребностей.
Ресурсы (факторы производства) – все, что может быть использовано для создания благ.
Виды факторов производства: земля – все ресурсы, имеющие естественное природное происхождение (плата за пользование этим видом ресурса называется рента); труд – деятельность человека, направленная на создание благ, способности человека которые можно использовать для создания благ (зарплата); капитал – средства производства, созданные промышленностью (процент); предпринимательство – особый вид деятельности человека, при котором предприниматель получает хозяйственные решения, действуя на свой страх и риск (прибыль); информация.
Основная проблема – несоответствие объема потребностей человека имеющемуся объему благ.
Проблема выбора - в каждый данный момент времени абсолютное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.
Цена выбора (альтернативная стоимость) – упущенная выгода.
Экономические системы.
Экономическая
система – это форма
Экономические системы различаются по двум основным критериям:
Собственность
– это систематически повторяющееся
воспроизводимые отношения
В экономике делят собственность на частную и общественную.
Типы экономических систем:
Основы теории рынка. Характеристика рыночной системы.
Рынок – в широком смысле вся рыночная система, в узком – отношения купли-продажи.
Виды рынков: 1). По объекту купли-продажи
2). По характеру сделок:
3). По характеру функционирования:
4).
По степени соблюдения
5).
По географическому признаку (по
степени обхвата рыночного
6).
По уровню развития
Виды рынков | Количество и размер фирм | Характер продукции | Доступ к информации | Условия входа и выхода | Особенности формирования цены |
Совершенная конкуренция | Много мелких и средних фирм | Однородный | Свободный | Свободные | Ценополучатели |
Несовершенная (монополистическая) конкуренция | Множество мелких и средних фирм | Разнородный | Свободные | Свободные | Ценоискатели |
Олигополия | Небольшое количество средних и крупных фирм | Разнородный или однородный | Возможно ограничение | Возможны ограничения | Ценоискатели |
Монополия | Одна крупная фирма | Уникальный | Существенно ограничен | Непреодолимое препятствие | Ценодержатели |
Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут приобрести. Объем спроса – это количество товаров и услуг, который потребители готовы приобрести по определенной цене.
Факторы спроса:
Предложение – обобщенная категория, которая описывает поведение продавцов. Это количество товаров и услуг, которые производители готовы предложить к продаже.
Факторы предложения:
Р – цена, Q – объем, d – спроса, s – спрос на другой товар.
Р1 ↑ => Qd1↓=>Qd2↑=>Qs2↑
Эластичность.
Эластичность – показывает меру реакции одной переменной на изменение другой.
Эластичность спроса по цене – показывает, в какой мере потребители реагируют на изменение цены на данный товар.
E – эластичность, d – спрос, P – цена.
Еdp= дельта Qd (%) /дельта Р (%)=2%/5%=2/5=0,4
Еdp=Qd2-Qd1/Qd1 : P2-P1/P1 (точечная эластичность)
Еdp=(Qd2-Qd1/(Qd1+Qd2):2) : (P2-P1)/(P2+P1):2 (дуговая эластичность)
Виды эластичности:
Эластичность предложения по цене.
Эластичность предложения по цене позволяет определить меру реакции производителей на изменение цены.
ЕSp= дельтаQs (%)/дельта P (%)
Еsp=Qs2-Qs1/Qs1 : P2-P1/P1
Еsp=(Qs2-Qs1/(Qs1+Qs2):2) : (P2-P1)/(P2+P1):2
Эластичность спроса и предложения можно измерить не только по цене, но и по любой другой количественной оценке.
I – доход.
Фирма.
Фирма
– это такое предприятие, которое
соответствует следующим