Экономическая теория. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 11:08, курс лекций

Краткое описание

Основные темы и понятия.

Файлы: 1 файл

Основы экономики.docx

— 52.32 Кб (Скачать)

   Светлана  Ильфатовна Абдулаева

   Основы  экономики.

   Введение  в экономическую  теорию.

    • Экономика – правила ведения домашнего хозяйства. Ксенофонт.
    • Экономика – народное хозяйство определенной территории, страны, региона.
    • Экономика  - особая сфера жизни общества, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

   Производство – создание новых мат. благ и услуг.

   Распределение предполагает разделение товаров и услуг между теми лицами, чьи ресурсы были задействованы в их создании.

   Обмен – процесс, при помощи которого созданный товар (мат. блага и услуги) поступают от производителя к потребителю. Виды обмена: бартер и товарно-денежный.

   Потребление – процесс использования полезных свойств товара для удовлетворения нужд собственника.

    • Экономика – это наука, улучающая особую сферу жизни общества, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

   Предмет экономики – поиск путей наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей.

   Структура экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Изучают одни и те же вопросы экономики на разных уровнях.

     Микроэкономика – это раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных экономических субъектов. Разделы микроэкономики: экономика семьи, экономика фирм, экономика рынка отдельных товаров и услуг, экономика рынка ресурсов.

   Макроэкономика  – это раздел экономической теории, изучающей национальное хозяйство как единое целое. 

   Основная  проблема экономики.

   Группы  потребностей: физиологические, социальные, экзистенциальные (духовные). Экономика  влияет на удовлетворения всех групп  потребностей.

   Благо – все, что цениться людьми для  удовлетворения своих потребностей.

   Все блага делятся на две большие  группы: даровые (неограниченные) –  блага, имеющийся объем которых превышает объем потребностей в них; экономические (ограниченные) – имеющийся объем которых меньше объема потребностей.

   Ресурсы (факторы производства) – все, что  может быть использовано для создания благ.

   Виды  факторов производства: земля –  все ресурсы, имеющие естественное природное происхождение (плата  за пользование этим видом ресурса  называется рента);  труд – деятельность человека, направленная на создание благ, способности человека которые можно использовать для создания благ (зарплата);  капитал – средства производства, созданные промышленностью (процент); предпринимательство – особый вид деятельности человека, при котором предприниматель получает хозяйственные решения, действуя на свой страх и риск (прибыль); информация.

   Основная  проблема – несоответствие объема потребностей человека имеющемуся объему благ.

   Проблема  выбора - в каждый данный момент времени  абсолютное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.

   Цена  выбора (альтернативная стоимость) – упущенная выгода.

Экономические системы.

   Экономическая система – это форма организации  хозяйственной жизни общества, система  отношений складывающихся между  экономическими субъектами по поводу производства и распределения благ.

   Экономические системы различаются по двум основным критериям:

    1. Форма собственности на средства производства
    2. Способ координации хозяйственной жизни общества.

   Собственность – это систематически повторяющееся  воспроизводимые отношения неразрывно связанные с имущественными правами.

   В экономике делят собственность  на частную и общественную.

   Типы  экономических систем:

    1. Традиционная (общественная форма собственности; способ координации – традиции, обычаи; однотипность и устойчивость производимых продуктов; преобладающая форма хозяйства – натуральное (производство продукции для внутреннего потребления), неразвитость обмена; мелкотоварное производство; универсальность труда, неразвитость разделения труда).
    2. Рыночная (чистый рынок) (существование: 18-конец 19-го века, единственной формой собственности является частная собственность, способ координации – рынок (производитель ó потребитель)). Признаки рынка: нерегулируемые спрос, предложение, цена; ключевые вопросы экономики решаются опосредованно через цены, свобода выбора и предпринимательства, наличие конкуренции, господство потребителя. Плюсы: качество товара, широкий ассортимент, обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов. Минусы: склонность к монополизации, безработица, инфляция, склонность к экономическим кризисам, недопроизводство общественных благ.
    3. Командная экономика (форма собственности – государственная, способ координации – государство). Признаки: крайняя централизация, планирование (государство ->производители ->гос. торговля ->потребитель), отсутствие конкуренции, дефицит.  Плюсы: отсутствие имущественного расслоения, отсутствие безработицы, высокий темп развития, отсутствие инфляции, стабильные цены. Минусы: диспропорция в развитии, теневая экономика, дефицит, минимальный уровень жизни общества, отсутствие конкуренции.
    4. Смешанная экономика (современная рыночная) (форма собственности – многообразна (основная – частная), способ координации – основные вопросы экономики решаются рынком, но часть ресурсов распределяются государством с помощью командных механизмов с целью компенсации слабых сторон рыночной экономики).
    5. Переходная экономика (в разных вариантах).
 

Основы  теории рынка. Характеристика рыночной системы.

    Рынок – в широком смысле вся рыночная система, в узком – отношения  купли-продажи.

    Виды  рынков: 1). По объекту купли-продажи

    • Потребительские рынки
    • Рынки ресурсов

    2). По характеру сделок:

    • Оптовый
    • Розничный

    3). По характеру функционирования:

    • Формальный (регулируемый)
    • Неурегулированный

    4). По степени соблюдения законности:

    • Легальные
    • Нелегальные (теневые)

    5). По географическому признаку (по  степени обхвата рыночного пространства):

    • Локальные
    • Региональные
    • Национальные
    • Межнациональные
    • Мировые

    6). По уровню развития конкуренции:

Виды  рынков Количество  и размер фирм Характер  продукции Доступ  к информации Условия входа  и выхода Особенности формирования цены
Совершенная конкуренция Много мелких и средних фирм Однородный Свободный Свободные Ценополучатели 
Несовершенная (монополистическая) конкуренция Множество мелких и средних фирм Разнородный Свободные Свободные Ценоискатели
Олигополия Небольшое количество средних и крупных  фирм Разнородный или однородный Возможно  ограничение Возможны  ограничения Ценоискатели
Монополия Одна крупная  фирма Уникальный  Существенно ограничен Непреодолимое препятствие Ценодержатели
 

    Спрос – это количество товаров и  услуг, которое потребители хотят  и могут приобрести. Объем спроса – это количество товаров и  услуг, который потребители готовы приобрести по определенной цене.

    Факторы спроса:

    1. Ценовые факторы – цена на данный товар. Закон спроса: при прочих равных условиях при нормально поведении потребителей зависимость между ценой и объемом спроса является обратной. Аномальное поведение – не подчиняющееся закону спроса (ожидание еще большего поведения цены, дефицита; эффект снобизма и др.). Эффект Гифина (пример с картофелем и мясом). 
    2. Факторы неценовые: все кроме цены на данный товар.
    • Цены на другие товары (товары субституты или взаимозаменяемые товары, товары комплименты (товары взаимодополняющие друг друга), индифирентные товары (не связанные друг с другом)).
    • Изменение дохода (изменение суммарного потребительского бюджета) – 1). Нормальные товары (качественные, обычные товары), чем больше доход, тем больше объем спроса (выделяются товары насыщения и товары ненасыщения); 2). Инфириорные (дешевые, некачественные).
    • Потребительские предпочтения
    • Потребительские ожидания
    • Количество покупателей на рынке

    Предложение – обобщенная категория, которая описывает поведение продавцов. Это количество товаров и услуг, которые производители готовы предложить к продаже.

    Факторы предложения:

    1. Ценовые – цена на данный товар. Цена растет – предложение увеличивается. Закон предложения: при прочих равных условиях при нормальном поведении продавцов зависимость между изменением цены и изменения количества предложения является прямой.
    2. Неценовые факторы:
  • Изменение цен на другие товары.

    Р – цена, Q – объем, d – спроса, s – спрос на другой товар.

    Р1 ↑ => Qd1↓=>Qd2↑=>Qs2↑

  • Изменение цен на ресурсы. Зависимость обратная.
  • Политика государства в области налогов и субсидий (рост налогов – сокращение предложения).
  • Разнообразные внешние факторы (войны, аномальная жара и т.д.).

    Эластичность.

    Эластичность  – показывает меру реакции одной  переменной на изменение другой.

    Эластичность  спроса по цене – показывает, в какой  мере потребители реагируют на изменение  цены на данный товар.

    E – эластичность, d – спрос, P – цена.

    Еdp= дельта Qd (%) /дельта Р (%)=2%/5%=2/5=0,4

    Еdp=Qd2-Qd1/Qd1 : P2-P1/P1 (точечная эластичность)

    Еdp=(Qd2-Qd1/(Qd1+Qd2):2) : (P2-P1)/(P2+P1):2 (дуговая эластичность)

    Виды  эластичности:

    1. Товары с эластичным спросом (Е>1). Потребители чутко реагируют на изменение цены (товары роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета, легкозаменяемые товары). Понижение цены приносит прибыль.
    2. Товары с неэластичным спросом (Е<1). Потребители не чутко реагируют на изменение цены.  Повышение цены приносит прибыль (предметы первой необходимости, товары стоимость, которых не значительна для семейного бюджета, труднозаменяемые товары).
    3. Товары с совершенно неэластичным спросом (Е=0). Потребители совершенно не реагируют на повышение цены.
    4. Товары с единичной эластичностью (Е=1). Изменение объема спроса равно изменению цены.

    Эластичность  предложения по цене.

    Эластичность  предложения по цене позволяет определить меру реакции производителей на изменение  цены.

    ЕSp= дельтаQs (%)/дельта P (%)

    Еsp=Qs2-Qs1/Qs1 : P2-P1/P1

    Еsp=(Qs2-Qs1/(Qs1+Qs2):2) : (P2-P1)/(P2+P1):2

    Эластичность  спроса и предложения можно измерить не только по цене, но и по любой другой количественной оценке.

    I – доход.

Фирма.

    Фирма – это такое предприятие, которое  соответствует следующим признакам:

    1. Фирма выполняет функцию производства в промышленном масштабе
    2. Приобретение ресурсов с целью производства товаров
    3. Фирма является самостоятельным экономическим агентом (юридическая независимость, организационная независимость, производственная свобода)
    4. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли

Информация о работе Экономическая теория. Лекции