Курс лекций по "Экономическому анализу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 12:59, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по дисциплине "Экономический анализ".

Файлы: 1 файл

ЭКАНАЛИЗ.DOC

— 170.00 Кб (Скачать)

  Лекция №1. Предмет и метод экон. анализа.

  Вопросы:

  1. Место экономического анализа в системе экономических наук и управления производством.
  2. Определение предмета ЭА и его содержания.
  3. Метод ЭА, его особенности.

  1.Место экономического анализа в системе экономических наук и управления производством.

  По классификации академика Астровитянинова все экономические науки разделены на 3 уровня:

  • экономическая теория (базовый уровень) - теоретическ основы для изуч экономической деят-ти.
  • отраслевые экон-ие науки (изучают общие законы и законом-сти функционирования сфер экономики).
  • специальные науки, кот-е дают количественную хар-ку этих законов и закономерностей (сюда относится и экономический анализ).

  ЭА - способ позн-ия хоз-ой деят-сти. Место ЭА в системе познания: ЭА базируется на основных принципах познания действительности: все хоз-ые процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимообусловленности, движении, развитии. Поэтому ЭА - причинный и факторный анализ. ЭА исторически вырос из Б/У. Родоначальницей явилась и статистика в плане методов.

  ЭА - ф-я управления. Качество упр-ого решения и степень его реализации зависят от качества проведения ЭА. ЭА - страховка по уменьшению риска принятия неэффект-ого упр-ого решения. Общая схема принятия упр-ого решения включает в себя несколько стадий. ЭА упреждает и завершает принятие упр-ого решения.

  Оценка сложившейся ситуации ® выявление, формирование, обоснование проблемы, определение целей ® подготовка вар-ов решений ® информационное насыщение вар-ов решений ® оценка предл-ых решений и отбор лучшего ® принятие ® реализация ® контроль исполнения, оценка эффективности.

  ЭА используется на стадиях оценки эффективности вар-ов, форрмирования целей, контроля исполнения.

  Таким образом ЭФ сопровождает принятие упр-ого решения

  2.Определение предмета ЭА и его содержания.

            Предмет - то, что отличает данную науку в изучении данного объекта. Предмет ЭА - оценка результатов деят-сти п/п и организаций с целью повышения эффективности этой деят-сти. Оценка делается на базе планов, отчетности, учета и другой информации, которая в ходе ЭА подвергается обработке с помощью специальных приемов.

  ЭА изучает хоз-ые процессы иявляется в рамках одного п/п, дает оценку рез-тов хоз-ия этой фирмы (эффективно или неэффективно осуществлялось хоз-ие), оценка дается на основе информации.

  Объект изучения ЭА - экономи-ая деят-сть п/п. Критерии , позволяющие охарактеризовать содержание ЭА.

  1. Источники и пользователи ЭА. (Внешний и внутренний анализ. Внешний базируется на публикуемой отчетности, которая можетбыть предъявлена любому пользователю. До 97 года обязательна была публикация отчетности только определенной группы п/п; на еебазе любой пользователь мог делать выводы. Начиная с 97 года (закон « Об АО») по приказу МФ о публикации отчетности АО. Внутренний анализ использует любую информацию, которой располагает п/п, включая инф-ию, содержащуюся в первичных документах и учетных регистрах. Осн. комм. тайной являются: сведения о затратах на производство и реализацию; часть технико-экономи-ой документ-ии, связанной с производством и реализацией продукции.

  Результаты внешнего анализа представляют интерес для:

  • акционеров (надежность их вложений, доходность, дивидендная политика);
  • банков, кредитных учреждений (устойчивость фин-ого положения и ликвидность,. Доходность, сохранность и оценка тов-но-материальных ценностей, которые могут стать педметом залога);
  • налоговых органов (сведения об имущественном положении, информация о рез-тах деят-сти в части налогов);
  • группа пользователей на руб (инвесторы и профессиональные участники РЦБ);
  • ВБФ и органы статистики;
  • работники п/п)

2. По аспектам исследования (Финансово-эконо-ий, технико-экономи-ий,  функционально-стоимостной. Финансово-экономический анализ дает оценку фин рез-ов п/п и причин, приведших к таким рез-там. Технико-экономический анализ позволяет показать, какое влияние на обобщ. результативные показатели оказала использ-мая техника, применяемая технология и орган-ия произ-ва, труда и управления. Функционально-стоимостной анализ позволяет еще больше детализировать возм ЭА, так как он углубляет ЭА до уровня продукта - товара, который производится. Он уже позволяет оценить конструкторские возможности производимого продукта, убрать все лишнее, сэкономить материал на стадии конструирования)

3. По кругу изучаемых вопросов. (Полный и тематический анализ);

  4. По хар-ру принимаемых решений (Предварительный, оперативный, итоговый и перспективный. Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния объекта при разработке какаих-либо мероприятий, при разработке бизнес-плана. Оперативный имеет целью оценить выполнение п/п-ем краткосрочных заданий. Итоговый имеет целью оценить рез-ты деят-сти и выявить причины отклонений. Перспективный имеет целью внести корректировки в полученные результаты и на их базе сост-ть прогноз на перспективу.

  3.Метод ЭА, его особенности.

  Метод - способ познания явления. В научной основе всех методов лежит теория познания. Все элементы теории познания применимы в ЭА:

  • переход количества в качество;
  • дедукция;
  • индукция;
  • взаимообусловленность явлений, их развитие.

           Все эти методы теории познания и диалектики применимы в ЭА.

           Метод ЭА - способ системного, комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на ход и динамику хоз-ого развития, осуществляемый путем обработки спец-ыми приемами показателей плана, учета и отчетности и другой инф-ии.

  Особенности:

  1. системность аналитического исслед-ия. Системность экономич-ого исслед-ия имеет 2 стороны:

         Во-первых, каждый хоз-ый объект рассматривается как часть системы более высокого уровня, и, во-вторых, каждый хоз-ый объект сам по себе система с элементами и определеными связями внутри сист-мы. Результат деят-сти этого объекта - комбинация элементов экономической системы и совокупность связей м/у ними.

  2. комплексность: заключается в понимании рез-ов (итогов деят-сти объекта) как следствие взаимодействия всех сторон его работы и факторов ее определяющих.Комплексность анализа подразделяется на 2 стадии: изолированное рассм-ие влияния отд-ых фак-ов на итог функционирования и сведение воедино рез-ов пофакторного анализа.

  3. аналитическое исследование включает в себя определенные этапы при проведении (свой технологический цикл):

  Изучение (предварительная оценка достигнутого объектом уровня развития, завершается описанием экономич модели) ® Измерение (заключается в количественной оценке направления и степени влияня отдельных причин на рез-ты функционирования объекта) ® Обобщение (включает в себя заключительную оценку состояния объекта, подсчет возможностей повышения его эффективности с помощью усиления влияния положительных факторов и сведения на нет или сокращения влияния отдельных факторов) ® Использование системы показателей (базой для нее является система пок-лей плана, учета, отчетности. Эти пок-ли - основа для анал-их пок-лей, которые не дублируют показатели плана, учета, отчетности.

  Система аналитических пок-лей образ-ся путем оценивания, сочетания и преобразования пок-лей других систем:

  • отклонение от плана
  • индексы

      Классификация аналит-их пок-лей:

  • по эконом-ому содерж-ию на количественные и качественные. Количественные выражают величину ресурсов, размер хоз-ого явления, колич-ые изменения, происходящие в колич-ых пок-ях. Качественные пок-ли характеризуют использование ресурсов (эффективность хоз-ия).
  • по степени обобщения хоз-ой деят-сти анализируемого объекта на обобщающие (дающие оценку деятельности п/п вцелом) и частные, характеризующие отдельные стороны деятельности.
  • по отношению к субъекту управ-ия - на объективно не зависящие от его усилий и те, которые подлежат и могут изменяться подвоздействием данного субъекта.
  • по роли в аналитическом исследовании - на результативные, хар-ие итог деят-сти и факторные.

                  Фактором в ЭА наз-ют активно действующие силы, вызывающие положит-ые или отриц-ые  изменения в состоянии объекта и в пок-лях его отражающих. Понятие «фактор» применяется в ЭА в 2-х значениях:

  • условие совершения хоз-ой операции;
  • причина изменеия состояния объекта.

  Классификация ф-ов в ЭА:

  1. экстенсивные и интенсивные
  2. постоянно и временно действующие
  3. основные и второстепенные (Барнгольц). Принято использовать понятие ранга (порядка) фактора.

             ® Специальные методы, позволяющие обраб-ть всю инф-ию плана и учета.

  Все спец-ые приемы можно разделить на: логические (классич-ие); экономико-матем-кие (эк-ко-статист-ие); эвристические (ассоциативные, интеллектуальные)

  Приемы ЭА.

  Все логич-ие методы, которые используются в ЭА, можно разделить на 3 группы в зависимости от стадии аналитического исследования:

  • Стадия изучения объекта.На стадии предварительной оценки сост-ия объекта и состояния его экономической модели используются следующие приемы: сравнения, группировки, детализации системы аналитических показателей. Сравнение: основ-ая цель - попытка рассмотр-ия нового явления через другие уже знакомые для нас объекты и явления. Базами сравнения в эконом-их сист-х являются: планы, нормы, лимиты, а также пок-ли предшеств-их периодов, других объектов, имеющих сходство с нашим объектом, идеальная модель. Для проведения сравнений нужно обеспечить одно условие - условие сопоставимости:тождество методики исчисления сравн. показателей; ценовой; структурной; временной; учет климат-их, террит-ых, национ-ых и прочих особенностей.

  Показатели приводятся в сопоставимый вид. Принцип приведения в сопост-ый вид:

  1. Приводить к сопост-сти следует те пок-ли, кроме тех по которым делается сравнение.
  2. В качестве базы приним-ся лучшие пок-ли по значению.

   Приемы ЭА отл. И специфичны. Прием группировки по назначению является обратным статистике, так как служит для раскрытия средних величин. Очень важно знать не среднюю, а раскрытую среднюю велич-ну (так как в среднем 15 компаний имеют прибыль А, но при раскрытии может выясниться, что несколько компаний вообще имееют убыток). Группировки в анализе нужны также для показательности изложения рез-ов анализа.

  В статистике исп-ся неск-ко видов группировок. Аналит-ая группировка - это группировки, увязанные м/у собой групп. данных по двум пок-лям.

  Метод детализации позволяет расширить с-му пок-лей и заключ-ся в разложении обобщающих пок-лей, хар-щих ту или иную сторону хоз-ой деят-сти на ряд частных показателей. Основная цель такого разложения - всесторонне оценить исследуемое явление, вскрыть основные причины, обуславливающие достигнутый рез-т.

  Основные направления детализации:

  • временное направление (детализация по времени);
  • по месту совершения хоз-ой операции;
  • по составным частям (по факторам), где выясняются причины и условия хоз-ых операций. В статистике (эк-ке) сущуствуют 2 вида связей: функциональная (детерм-я) - связь м/у пок-ем и факторами имеет однозначный хар-р, то есть любое изм-е фак-ра приводит к строго определенному изм-ю результ-ого пок-ля, связь жесткая, не меняется во времени и пространстве ( выпуск продукции=кол-во израсходованных мат-ов / материалоемкость): эта зависимость ограничена полем известных нам зависимостей, и вероятностная (стохастическая) - каждому значению фактора соответствует неск-ко значений результативного пок-ля, так как влияние каждого фактора на результативный показатель определяется с учетом одновременного совокупного влияния всех остальных факторов. Любая связь проявл-ся только в совокупности однотипных случаев. Это означает, что проявление закон. случайно. Особ-ти связи: большая совокупность; качественная однородность совокупности; изучается с помощью статист-их приемов, позволяет установить наличие связи и измерить ее силу.

  Способы удлинения факторных систем (детализация по факторам).

Информация о работе Курс лекций по "Экономическому анализу"