Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:05, курс лекций
В данной работе изложены различные лекции + тестирование.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА “МАЛАЯ РЕКА” (АННОТАЦИЯ).
Имитационная игра “ОЗЕРО”.
Тест по экономике природопользования.
Лекция 6. Формирование и регулирование рынка экологических услуг.
РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Природные ресурсы как экономический фактор.
Проблемы совершенствования экологической политики в переходный период.
Система экологических фондов в Р.Ф.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Экономическое стимулирование охраны О.С.
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -1998 гг.
Методические положения по взиманию платы за загрязнение О.С.
Экономические методы регулирования охраны О.С.
Проблемы введения экологического страхования в Р.Ф.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ).
.
Аннотация ”Модель региона”
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ)
“Модель региона” - развивающая компьютерная деловая игра, предназначенная для применения в подготовке и переподготовке специалистов и руководителей в области экономики, экологии, экономической географии и некоторых других.
Игра позволяет иллюстрировать явления, происходящие в биосфере, не доступные прямому наблюдению. Расширяет границы субъективного опыта. Является пробой собственных сил и возможностей в мысленном отражении разно порядковых, сложно взаимосвязанных явлений. В игре приобретаются знания о закономерностях и взаимосвязях, происходящих в биосфере процессов. Это средство пропаганды экологических знаний и воспитания экологического сознания. При специальной организации обучения и тренинга может стать основой повышения рефлективности мышления. Всё это - легко и незаметно в процессе увлекательной и порой даже азартной игры с компьютером.
В основе игры лежит имитационная модель, реализованная как программа REGION.EXE на ПЭВМ IBM PC/XT и работает в среде операционной системы MS DOS.
1. Описание имитационной модели
1.1. Общие сведения
Процессы, происходящие в биосфере, характеризуются многообразием типов обратных связей между различными её элементами и явлениями. Некоторые из таких важнейших связей легли в основу компьютерной имитационной модели.
В качестве составляющих имитационную модель блоков взяты элементы из реальной жизни. Это население, качество жизни, состояние окружающей среды, промышленность - традиционные понятия, которые обычно не связывают в кибернетическую систему.
В модели имитируются сложные, взаимоперекрёстные связи между этими элементами, которые действительно встречаются в реальности. Помимо простого указания различных типов связей в игре человек получает ощущение цельности такого сложного взаимодействия, опыт того, как определённые внешние воздействия сказываются на системе с перекрёстными элементами.
Поскольку модель содержит лишь часть из действительно существующих элементов и взаимосвязей, то она не подходит для немедленного решения проблем окружающей среды, а является средством иллюстрации и анализа возможных подходов к решению таких проблем.
1.2. Описание блоков моделируемой системы
Система состоит из следующих блоков, имеющих аналоги в реальности:
1. Качество жизни, отражающее здоровье населения, качество питания, уровень культуры, образование и т.п.
2. Окружающая среда,
состояние которой
3. Население, характеризующееся
общей численностью и
4. Народное хозяйство,
включающее в себя
5. Прибыль, обозначающая сумму денежных средств, энергии, товаров и пр.
В игре моделируются внешние факторы, оказывающие воздействие на систему. К ним относятся политические события, достижения науки, стихийные природные катастрофы и социальные процессы. Они учитываются в модели как случайные события и оказывают влияние на те или иные блоки системы и на величину прибыли.
1.3. Описание зависимостей между блоками системы
На общей схеме (см.рис.) показаны все взаимоперекрёстные связи между блоками системы.
Между блоками системы
установлены следующие
1. Качество жизни зависит от:
2. Состояния окружающей среды определяется:
3. Интенсивность роста населения зависти от:
4. Прибыль зависит от:
1.4. Игровое управление моделью
Игра состоит из последовательности туров, где каждый тур - управляющее воздействие на систему и получение результата. Под управляющим воздействием понимается распределение прибыли между основными блоками системы. В начале каждого тура игрок имеет определённое количество средств, которые могут быть вложены в развитие различных элементов системы.
Управлять развитием системы можно, вкладывая прибыль:
Ход развития параметров модели зависит от принимаемых решений. Достигнет ли система равновесия за малое или большое количество туров игры, кончится ли игра с высоким или низким уровнем качества жизни или даже катастрофой полностью зависит от предусмотрительности игрока.
Прибыль может быть распределена между всеми блоками системы, вложена в один блок или вовсе не распределена. Ограничение существует только в управлении рождаемостью - в этот блок нельзя вкладывать БОЛЕЕ 1ед. прибыли за один раз.
Цель игры добиться такой последовательности воздействий, которая привела бы к высокому уровню качества жизни, а система в целом достигла бы равновесия (т.е. состояния, когда качество жизни и население не меняются в течении 3-5 туров) за меньшее число туров игры.
В конце игры выдаётся
сообщение о результатах
2. Порядок работы с программой
2.1. условия применения игры и порядок загрузки программы
Для эксплуатации программы необходима следующая минимальная конфигурация технических средств:
Программа состоит из файлов: REGION.EXE .....................
и может функционировать в среде операционной системы MS DOS версии 3.0 и выше.
Для освоения работы за терминалом в диалоговом режиме от обучаемых не требуется специальной подготовки. Знакомство с условиями работы за терминалом производит сама программа.
Для работы с программой необходимо:
Через некоторое время появится заставка программы.
Если у вашей ПЭВМ имеется жёсткий диск, то для удобства пользования программой вы можете скопировать её на этот диск.
Для копирования необходимо:
После копирования Вы можете запускать программу с Вашего жёсткого диска. Для этого необходимо ввести следующую строку:
C:\[path]\REGION1.EXE и нажать клавишу ENTER.
Через некоторое время появится заставка программы.
3. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Описывая игру как учебную мы исходим из двух важных допущений. Во-первых, использование игры в обучении совершается в содержательном контексте того или иного предметного курса, в котором игра предназначается для достижения определённых учебных целей. Во-вторых, использование игры не ограничивается собственно игрой с компьютером: необходима организация процедуры её использования, включающей индивидуальные и групповые формы деятельности, дискуссии и письменные работы. Игра предоставляет богатые возможности для построения таких процедур, однако сама по себе не обеспечивает учебного эффекта. Поэтому прежде чем запускать игру в учебный процесс необходимо проанализировать содержание предметного курса, возможности игры и определить те цели обучения, для достижения которых игра необходима.
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ |
0 год |
предыдущее значение |
исходное значение |
Качество жизни (в баллах) |
9,00 |
9,00 |
9,00 |
Плотность населения (чел./км2) |
4,12 |
4,12 |
4,12 |
Интенсивность роста населения (%) |
7,43 |
7,43 |
7,43 |
Качество окружающей среды (в баллах) |
- 2,43 |
- 2,43 |
- 2,43 |
Средства на поддержание среды |
13,00 |
13,00 |
13,00 |
В развитие н/х вложено средств |
28,00 |
28,00 |
28,00 |
Прибыль (денежная единица) |
6,87 |
6,87 |
6,87 |
Нажмите ПРОБЕЛ для продолжения, I клавиша - графики зависимостей
S клавиша - общая схема, G клавиша - состояние системы в граф. Виде
Правила игры “ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНА”
Данная имитационная игра - обучающая игра, предназначенная для приобретения навыков по управлению сложными системами.
Здесь под сложной системой понимается модель региона, которая состоит из следующих её взаимосвязанных параметров:
1. Народное хозяйство (н/х) - промышленность, полезные ископаемые, услуги и т.п. - всё это в нашей модели объединено в одном блоке;
2. Окружающая среда;
3. НАСЕЛЕНИЕ;
4. БЛАСОСТОЯНИЕ НАРОДА (здоровье, питание, культура, образование и др.);
5. ПРИБЫЛЬ - денежные средства, энергия, товаров (в данной модели образуют один блок).
Игра состоит из последовательности 25 туров, где каждый тур - управляющее воздействие на систему и получение результатов этого воздействия в течении года.
Под управляющим воздействием понимается распределение прибыли с целью изменения значений параметров модели.
Нажмите любую клавишу.
Цель игры заключается в выборе такой последовательности управляющих воздействий, которая бы обеспечила стабильный рост благосостояния народа (качества жизни), стремящегося к наивысшему значению.
На каждом туре игры Вам будет предложено распределить денежные средства (ПРИБЫЛЬ):
ПОМНИТЕ:
Нажмите любую клавишу.
Информация о работе Лекции по "Экономическому природопользованию"