Лекции по "Экономическому природопользованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:05, курс лекций

Краткое описание

В данной работе изложены различные лекции + тестирование.

Оглавление

ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА “МАЛАЯ РЕКА” (АННОТАЦИЯ).
Имитационная игра “ОЗЕРО”.
Тест по экономике природопользования.
Лекция 6. Формирование и регулирование рынка экологических услуг.
РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Природные ресурсы как экономический фактор.
Проблемы совершенствования экологической политики в переходный период.
Система экологических фондов в Р.Ф.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Экономическое стимулирование охраны О.С.
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -1998 гг.
Методические положения по взиманию платы за загрязнение О.С.
Экономические методы регулирования охраны О.С.
Проблемы введения экологического страхования в Р.Ф.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ).

Файлы: 15 файлов

Doc2.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Doc3.doc

— 76.50 Кб (Открыть, Скачать)

OS.xls

— 250.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

мет1.doc

— 98.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп1.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп2.2.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп2.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

прп3.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

прп4.4.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

прп4.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

прп5.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп6.rtf

— 107.90 Кб (Скачать)

прп7.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Doc1.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

.                                                                                                                            Курс “Экономика природопользования”

Аннотация ”Модель региона”                                                                                                                                               .

ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ  РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ)


ВВЕДЕНИЕ


“Модель региона” - развивающая  компьютерная деловая игра, предназначенная  для применения в подготовке и  переподготовке специалистов и руководителей  в области экономики, экологии, экономической географии и некоторых других.

Игра позволяет иллюстрировать явления, происходящие в биосфере, не доступные прямому наблюдению. Расширяет  границы субъективного опыта. Является пробой собственных сил и возможностей в мысленном отражении разно  порядковых, сложно взаимосвязанных явлений. В игре приобретаются знания о закономерностях и взаимосвязях, происходящих в биосфере процессов. Это средство пропаганды экологических знаний и воспитания экологического сознания. При специальной организации обучения и тренинга может стать основой повышения рефлективности мышления. Всё это - легко и незаметно в процессе увлекательной и порой даже азартной игры с компьютером.

В основе игры лежит имитационная модель, реализованная как программа REGION.EXE на ПЭВМ IBM PC/XT и работает в среде операционной системы MS DOS.

 

1. Описание  имитационной модели


1.1. Общие сведения

 

Процессы, происходящие в биосфере, характеризуются многообразием  типов обратных связей между различными её элементами и явлениями. Некоторые  из таких важнейших связей легли в основу компьютерной имитационной модели.

В качестве составляющих имитационную модель блоков взяты элементы из реальной жизни. Это население, качество жизни, состояние окружающей среды, промышленность - традиционные понятия, которые обычно не связывают в кибернетическую систему.

В модели имитируются  сложные, взаимоперекрёстные связи  между этими элементами, которые  действительно встречаются в  реальности. Помимо простого указания различных типов связей в игре человек получает ощущение цельности такого сложного взаимодействия, опыт того, как определённые внешние воздействия сказываются на системе с перекрёстными элементами.

Поскольку модель содержит лишь часть из действительно существующих элементов и взаимосвязей, то она  не подходит для немедленного решения проблем окружающей среды, а является средством иллюстрации и анализа возможных подходов к решению таких проблем.

 

1.2. Описание блоков  моделируемой системы

 

Система состоит из следующих  блоков, имеющих аналоги в реальности:

1. Качество жизни, отражающее здоровье населения, качество питания, уровень культуры, образование и т.п.

2. Окружающая среда,  состояние которой определяется  степенью загрязнённости (промышленными  отходами, транспортом и т.д.) и  мероприятиями по её восстановлению (утилизация отходов, внедрение безотходных технологий и пр.)

3. Население, характеризующееся  общей численностью и плотностью  заселения на единицу территории.

4. Народное хозяйство,  включающее в себя промышленность, сельское хозяйство, услуги и  т.д.

5. Прибыль, обозначающая сумму денежных средств, энергии, товаров и пр.

В игре моделируются внешние  факторы, оказывающие воздействие  на систему. К ним относятся политические события, достижения науки, стихийные  природные катастрофы и социальные процессы. Они учитываются в модели как случайные события и оказывают влияние на те или иные блоки системы и на величину прибыли.

 

1.3. Описание зависимостей  между блоками системы

 

На общей схеме (см.рис.) показаны все взаимоперекрёстные связи  между блоками системы.

С Х Е М А


Между блоками системы  установлены следующие зависимости.

1. Качество жизни зависит  от:

  • количества вложенных в него средств (чем больше вложено средств, тем выше качество жизни);
  • состояния окружающей среды (чем лучше состояние среды, тем выше качество жизни);
  • плотности населения (чем выше плотность, тем ниже качество жизни);
  • естественной саморегуляции, устремляющей качество жизни от крайне плохих и крайне хороших значений к средним.

2. Состояния окружающей  среды определяется:

  • количеством вложенных в его восстановление средств (чем больше средств вложено, тем лучше состояние среды);
  • степенью развития народного хозяйства (чем более развито народное хозяйство, тем хуже состояние среды);
  • восстановительными процессами в природных экосистемах.

3. Интенсивность роста населения зависти от:

  • качества жизни (инвертированная V-образная зависимость);
  • управления рождаемостью (чем больше вложено средств, тем меньше рождаемость);
  • численности населения (с ростом численности населения интенсивность его роста снижается).

4. Прибыль зависит от:

  • развития народного хозяйства (прямая зависимость);
  • численности населения (прямая зависимость).

 

1.4. Игровое управление  моделью

Игра состоит из последовательности туров, где каждый тур - управляющее  воздействие на систему и получение  результата. Под управляющим воздействием понимается распределение прибыли между основными блоками системы. В начале каждого тура игрок имеет определённое количество средств, которые могут быть вложены в развитие различных элементов системы.

Управлять развитием системы можно, вкладывая прибыль:

  • в повышение качества жизни;
  • на восстановление среды;
  • в развитие народного хозяйства;
  • в управление рождаемостью.

Ход развития параметров модели зависит от принимаемых решений. Достигнет ли система равновесия за малое или большое количество туров игры, кончится ли игра с высоким или низким уровнем качества жизни или даже катастрофой полностью зависит от предусмотрительности игрока.

Прибыль может быть распределена между всеми блоками системы, вложена в один блок или вовсе  не распределена. Ограничение существует только в управлении рождаемостью - в этот блок нельзя вкладывать БОЛЕЕ 1ед. прибыли за один раз.

Цель игры добиться такой  последовательности воздействий, которая  привела бы к высокому уровню качества жизни, а система в целом достигла бы равновесия (т.е. состояния, когда качество жизни и население не меняются в течении 3-5 туров) за меньшее число туров игры.

В конце игры выдаётся сообщение о результатах деятельности и её оценка.

 

2. Порядок  работы с программой


 

2.1. условия применения игры и порядок загрузки программы

 

Для эксплуатации программы  необходима следующая минимальная  конфигурация технических средств:

  • ПЭВМ совместимая с IBM PC/XT АТ с графическим адаптером CGA и цветным дисплеем;
  • один накопитель на гибких магнитных дисках;
  • оперативная память не менее          К.

Программа состоит из файлов: REGION.EXE .....................

и может функционировать  в среде операционной системы MS DOS версии 3.0 и выше.

 

Для освоения работы за терминалом в диалоговом режиме от обучаемых не требуется специальной подготовки. Знакомство с условиями работы за терминалом производит сама программа.

 

Для работы с программой необходимо:

  • в ответ на сообщение системы С:> вставить в дисковод “А” магнитный диск с программой “Модель региона” и закрыть его;
  • набрать команду А:  и нажать клавишу ENTER
  • в ответ на запрос системы А:> набрать имя программы REGION1 и нажать клавишу ENTER.

Через некоторое время  появится заставка программы.

 

Если у вашей ПЭВМ имеется  жёсткий диск, то для удобства пользования программой вы можете скопировать её на этот диск.

Для копирования необходимо:

  • в ответ на запрос системы С:> (или А:>) вставить в дисковод “А” гибкий диск с программой и закрыть его;
  • набрать команду: COPY A:\*.* C:\[path] и нажать клавишу ENTER.

После копирования Вы можете запускать программу с Вашего жёсткого диска. Для этого необходимо ввести следующую строку:

C:\[path]\REGION1.EXE и нажать клавишу  ENTER.

Через некоторое время появится заставка программы.

 

3. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ


Описывая игру как  учебную мы исходим из двух важных допущений. Во-первых, использование игры в обучении совершается в содержательном контексте того или иного предметного курса, в котором игра предназначается для достижения определённых учебных целей. Во-вторых, использование игры не ограничивается собственно игрой с компьютером: необходима организация процедуры её использования, включающей индивидуальные и групповые формы деятельности, дискуссии и письменные работы. Игра предоставляет богатые возможности для построения таких процедур, однако сама по себе не обеспечивает учебного эффекта. Поэтому прежде чем запускать  игру в учебный процесс необходимо проанализировать содержание предметного курса, возможности игры и определить те цели обучения, для достижения которых игра необходима.

 

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ

0

год

предыдущее

значение

исходное

значение

Качество жизни (в баллах)

9,00

9,00

9,00

Плотность населения (чел./км2)

4,12

4,12

4,12

Интенсивность роста  населения (%)

7,43

7,43

7,43

Качество окружающей среды (в баллах)

- 2,43

- 2,43

- 2,43

Средства на поддержание  среды

13,00

13,00

13,00

В развитие н/х вложено  средств

28,00

28,00

28,00

Прибыль (денежная единица)

6,87

6,87

6,87


 

Нажмите ПРОБЕЛ для продолжения,   I клавиша - графики зависимостей

       S клавиша  - общая схема,   G клавиша - состояние системы в граф. Виде

 

Правила игры “ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНА”


 

Данная имитационная игра - обучающая игра, предназначенная  для приобретения навыков по управлению сложными системами.

 

Здесь под сложной  системой понимается модель региона, которая состоит из следующих её взаимосвязанных параметров:

1. Народное хозяйство (н/х) - промышленность, полезные ископаемые, услуги и т.п. - всё это в нашей модели объединено в одном блоке;

2. Окружающая среда;

3. НАСЕЛЕНИЕ;

4. БЛАСОСТОЯНИЕ НАРОДА (здоровье, питание, культура, образование и др.);

5. ПРИБЫЛЬ - денежные  средства, энергия, товаров (в  данной модели образуют один  блок).

 

Игра состоит из последовательности 25 туров, где каждый тур - управляющее  воздействие на систему и получение  результатов этого воздействия в течении года.

Под управляющим воздействием понимается распределение прибыли  с целью изменения значений параметров модели.

 

Нажмите любую клавишу.

Цель игры заключается  в выборе такой последовательности управляющих воздействий, которая  бы обеспечила стабильный рост благосостояния народа (качества жизни), стремящегося к наивысшему значению.

На каждом туре игры Вам  будет предложено распределить денежные средства (ПРИБЫЛЬ):

  1. НА РАЗВИТИЕ Н/Х;
  2. НА ПОДДЕРЖАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ среды;
  3. НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ (повышение благосостояния народа);
  4. НА УПРАВЛЕНИЕ РОЖДАЕМОСТЬЮ.

 

ПОМНИТЕ:

  1. ответ должен быть числовым;
  2. дробное число набирать через точку ( например 2.5);
  3. вы можете вложить все средства в какой-либо один блок;
  4. вы можете вложить средства в разные блоки
  5. в управление рождаемостью за один тур можно вложить не более 1 единицы средств;
  6. чтобы уменьшить прирост населения отвечайте числом со знаком “— ”;
  7. чтобы увеличить прирост населения отвечайте числом без знака.

 

Нажмите любую клавишу.


Информация о работе Лекции по "Экономическому природопользованию"