Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:42, курс лекций
3.2. Использование мирового опыта для снижения инфляции в России
1.Общие сведения об инфляции.
1.1.Виды и причины инфляции.
1.2.Проблемы и последствия инфляции.
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.
При обсуждении антиинфляционных мер
принято выделять антиинфляционную политику
в широком и узком смысле слова. В широком
смысле - это экономическая политика правительств
и центральных банков, опирающаяся на
классические меры денежно-кредитного
регулирования, взвешенную бюджетную
стратегию в обеспечении низкого целевого
уровня инфляции. Для этого ведущие страны
используют механизм инфляционного таргетирования.
Невыполнение целей по инфляции является
признаком неспособности государства
контролировать денежное предложение.
К антиинфляционной политике в узком
смысле слова можно отнести реагирование
денежных властей на высокий уровень инфляции,
то есть на допущенные неэффективные действия.
Принимаются антиинфляционные планы.
Но поскольку инфляция характеризуется
инерционностью, реакция цен на действия
правительств требует определенного времени.
Достижение целей по снижению инфляции
происходит, как правило, в среднесрочном
периоде, поэтому меры «быстрого реагирования»
редко дают результат в короткие сроки.
Несомненно, регулирование денежного
предложения путем изменения ставки рефинансирования,
увеличения депозитов на счетах центральных
банков или номинальное изменение курса
валюты имеют продолженный характер, а
действия правительств в условиях утвержденных
бюджетов на год естественным образом
ограничены во времени.
Очевидно, единственный способ остановить
«вечный двигатель» - это реализовать
пользующуюся общественным доверием антиинфляционную
политику в широком и узком смысле слова.
Если экономические агенты будут уверены
в том, что власти выполнят свои обещания,
они не станут завышать цены на свою продукцию,
соответственно работники не потребуют
повышения заработной платы, а спекулятивные
операции на финансовых рынках будут минимизированы.
Опыт многих стран подтверждает важность
авторитета и последовательных действий
денежных властей в успешной борьбе с
инфляцией.
В случае когда инфляция не является
результатом избыточного объема средств
платежа в экономике, где уже полностью
задействованы все производственные мощности
и ресурсы рабочей силы, более разумны
комплексные действия по сдерживанию
инфляции на основе мер как денежно-кредитной
политики, так и прямого воздействия на
специфические, подпитывающие ее факторы
с использованием всех доступных правительству
средств в арсенале экономической политики.
В зависимости от особых причин инфляционного
давления в каждом отдельном случае и
в каждый отдельный момент в дополнение
к ограничению денежной массы могут использоваться
следующие меры.
^ Политика доходов,
то есть формы прямого соглашения между
предпринимателями и работниками, когда
повышение цен является следствием использования
чрезмерных возможностей профсоюзов для
достижения увеличения заработной платы,
не обоснованного ростом производительности.
^ Антимонопольная политика,
направленная на общий рост конкуренции
на рынках товаров и рабочей силы, на устранение
или предупреждение использования преимуществ
монопольного положения в производстве
или реализации товаров. Если подобные
монопольные позиции сильны и широко распространены,
требуется длительное и масштабное ограничение
денежной массы, чтобы падение спроса
принуждало монополистов сдерживать цены
на производимые ими товары и услуги.
^ Структурная политика направлена
на общее повышение производительности
либо на перераспределение ресурсов в
те сектора, которые образуют «узкие места»
в экономике.
Опыт стран, достигших успеха в снижении
инфляции, без сомнения, является полезным
для России. Так, представляют интерес
выводы по итогам проведенного в 2005 г.
совещания представителей центральных
банков под эгидой Банка международных
расчетов. Среди основных факторов, способствовавших
снижению среднего уровня инфляции в мировой
экономике и в отдельных странах, а также
инфляционной инертности, были выделены:
Недавно экономистами МВФ было проведено
исследование, которое позволило обобщить
опыт развивающихся стран. Его результаты
показали, что в странах с открытой экономикой,
подверженной внешним шокам, и с высоким
уровнем долларизации действуют принципиально
иные механизмы денежной трансмиссии.
Однако это не исключает возможности использования
режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного
механизма в данном случае становится
обменный курс.
Во-первых, можно ожидать, что в такой
экономике обменному курсу отводится
роль якоря той или иной степени значимости.
Следовательно, эффект влияния обменного
курса на инфляцию также оказывается большим.
Более того, резкое изменение, в частности
снижение курса национальной валюты, может
спровоцировать эффекты второго порядка,
связанные с утратой доверия экономических
агентов к национальной валюте и политике
правительства. Во-вторых, резкое обесценение
курса национальной валюты (например,
в результате изменения направленности
капитальных потоков) вместо положительного
может дать отрицательный эффект и привести
к существенному замедлению темпов экономического
роста и ухудшению положения банков. В
условиях недостаточной диверсификации
экономики и подверженности внешним шокам
денежные власти пытаются ограничить
колебания обменного курса и придерживаются
курсовой политики, получившей название
«lean against wind» - «дуть против ветра». В качестве
инструмента используются прямые интервенции
на валютном рынке. Экономисты утверждают,
а опыт отдельных стран показывает, что
такая курсовая политика с успехом может
сочетаться с ИТ, если денежные власти
не стремятся воздействовать на динамику
обменного курса в долгосрочной перспективе.
Инфляционное таргетирование, как показывает
опыт, может применяться в условиях развивающихся
стран, а также стран с переходной экономикой,
в том числе реализующих режим управляемого
плавания. Однако следует иметь в виду
их специфику. Рассмотрим этот вопрос
подробнее.
……
^ Для России важнейшим инструментом борьбы
с инфляцией должно стать установление
контроля над динамикой денежного предложения. При
этом в равной степени важны меры, как
ограничивающие избыточный рост денег
в экономике (с целью снижения инфляции),
так и стимулирующие повышение спроса
на деньги (результатом чего в конечном
счете также станет снижение инфляции,
но сверх того повышение уровня монетизации
экономики).
Предлагается для анализа и прогнозирования
перейти к использованию показателя «среднегодовой
уровень инфляции» вместо показателя
«декабрь к декабрю». Показатель роста
индекса потребительских цен к декабрю
предыдущего года имеет два существенных
недостатка. Во-первых, происходит неадекватная
индексация показателей бюджета. Финансирование
бюджетных расходов и поступление доходов
осуществляются в течение всего года,
а не только в декабре. Поэтому более адекватная
индексация требует оценки того, насколько
цены выше цен предыдущего года на протяжении
всего года, а не только за один месяц -
декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя
«декабрь к декабрю» является более сложным
вследствие его повышенной волатильности.
Колебания среднегодовой (скользящей
средней) инфляции значительно меньше
колебаний инфляции по показателю «месяц
к аналогичному месяцу предыдущего года».
Для развивающихся стран и стран с переходной
экономикой инфляционное таргетирование
не является ни панацеей, ни единственно
возможной стратегией. Достижение низкой
и стабильной инфляции в рамках режима
ИТ требует не меньшей работы (по крайней
мере, на первом этапе, который может продолжаться
5 и более лет), чем в рамках любого другого
режима. Последовательное снижение инфляции
возможно и в рамках сохранения определенного
контроля над динамикой обменного курса.
Следует иметь в виду, что форсированное
снижение инфляции в среднесрочной перспективе
затруднено в силу:
Эффективность этих мер доказана опытом
многих стран, значит, с большой долей
вероятности они окажутся эффективными
и в условиях России.
В целом отметим, что инфляция подпитывается
множеством факторов, затрудняющих борьбу
с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного
эффекта должен быть выработан комплексный
подход с акцентом на среднесрочных мерах
по снижению инфляционных ожиданий и повышению
доверия к политике правительства, к национальной
валюте. Важно также развитие финансового
рынка и усиление контроля Центрального
банка над динамикой денежных агрегатов.
Проведенный анализ показал необходимость
комплексного подхода к снижению инфляции
при высоком и даже умеренном ее уровне
(7-10%), поскольку инфляция является одним
из базовых факторов торможения структурных
изменений в экономике и создания конкурентной
среды, сдерживания модернизации производства,
замедления темпов роста доходов населения,
особенно наименее обеспеченных его групп.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. [ 6, с.423]
Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.
Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:
1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка» что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3. Отсутствие
чистого свободного рынка и совершенной конкуренци
4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.
5.Инфляционные ожидания – возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, и раскачивают тем самым маховик инфляции [8, с. 284].
Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В этой работе дается классификация инфляции по нескольким параметрам: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы. Рассказывается также про инфляцию спроса и инфляцию издержек.
С точки зрения темпа роста цен инфляцию делят на:
Таблица 1.1.1. Индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз).1
Потребительские цены |
Среднедушевой доход | |
Азербайджан |
12,1 |
5,0 |
Армения |
9,0 |
2,8 |
Белоруссия |
11,6 |
8,2 |
Казахстан |
10,7 |
6,7 |
Киргизия |
11,9 |
4,3 |
Молдавия |
12,1 |
4,9 |
Россия |
15,7 |
7,5 |
Таджикистан |
10,1 |
3,4 |
Туркменистан |
8,7 |
7,1 |
Узбекистан |
5,1 |
5,2 |
Украина |
12,5 |
-- |
С точки зрения
ожидаемости или
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая – возникает стихийно, прогноз невозможен. Воздействие инфляции на уровень реальных доходов противоречиво. Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции, которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода.
С точки зрения критерия соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. А при несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:открытую и подавленную.
Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно [5, c. 282]
Выделяют также инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Таким образом, избыток платежных средств в обращении создает дефицит предложения, когда производители не могут реагировать на рост спроса.