Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:42, курс лекций
3.2. Использование мирового опыта для снижения инфляции в России
1.Общие сведения об инфляции.
1.1.Виды и причины инфляции.
1.2.Проблемы и последствия инфляции.
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.
2
Данные Росстата.
Т а б л и ц а 3
Структура источников формирования денежной базы,
трлн руб.
Источник 2007 2008
1.01.
2010
1.10.
2010
2011*
Чистые меж-
дународные
резервы
11,7 11,2 12,75 14,59 14,68
Чистые
внутренние
активы
–7,4 –6,8 –8,04 –9,45 –8,75
Итого денеж-
ная база**
4,3 4,4 4,71 5,14 5,92
* Прогноз Банка России.
** Денежная база включает
резервы кредитных организаций в Банке России.
Источник: данные Банка России. Основные направления
единой государственной
и на период 2011 и 2012 годов; Основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на
период 2010 и 2011 годов.
Некоторые российские специалисты считают, что
увеличение денежной массы в зависимости от роста чис-
тых международных резервов не характерно для рыноч-
ной экономики, где спрос на деньги определяется уровнем
процентной ставки и спросом на кредит. Так, по мнению
О. В. Вьюгина, «государство само делает инфляцию»,
покупая слишком много валюты и выпуская слишком
много денег
1
. Между тем выпуск денег в зависимости от
состояния чистых международных резервов страны ис-
пользуется в мировой практике, хотя в разной степени. В
России этот канал выпуска денег в обращение приобрел
гипертрофированное значение в ущерб кредитной эмис-
сии, а относительно высокие процентные ставки и не-
удовлетворенный спрос на доступные кредиты слабо
влияют на увеличение денежной массы.
Таким образом, несмотря на временное снижение
темпа роста агрегата М2 в условиях кризиса, при оценке
влияния денежных факторов на инфляцию необходимо
учитывать и другие компоненты денежного предложе-
ния. К тому же по мере выхода экономики из кризиса
увеличивается спрос на деньги и, по оценке Банка Рос-
сии, возобновился рост М2 (на 31,1% на 1.10.2010 г. и на
25–28% за год)
2
.
В этой связи для реальной оценки риска усиления
инфляции под влиянием денежных факторов и повыше-
ния эффективности денежной политики в целях сниже-
ния инфляции целесообразна установка на регулирова-
ние разных компонентов денежного предложения (не
ограничиваясь показателями М2) в соответствии с ре-
альным спросом на деньги в зависимости от макроэко-
номических показателей
3
. Для определения необходи-
1
Вьюгин О. Инфляцию в России остановит только па-
дение доллара // Правда. 2005. 26 апреля.
2
Основные направления единой государственной де-
нежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2012–
2013 годов.
3
Банк России полагает, что риск усиления инфляции
под влиянием денежных факторов находится на приемле-
мом уровне. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
22 ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 3/2011
мой денежной массы целесообразно анализировать ее
функциональные связи с потребностями хозяйственного
оборота путем усовершенствования формулы, основан-
ной на законе денежного обращения:
С
ВППКСЦТ
ДМ
+− −
= ,
где ДМ – денежная масса; СЦТ – сумма цен товаров и
услуг; К – сумма цен товаров и услуг, проданных в кре-
дит; П – сумма платежей по обязательствам; ВП – вза-
имные безналичные платежи; С – скорость обращения
денежной единицы.
Для повышения результативности регулирования
денежных факторов инфляции важно воздействовать не
только на показатель М2, но и на другие компоненты
денежного предложения – эмиссию частных денег фи-
нансово-кредитными учреждениями, использование ино-
странных валют, в том числе в наличной форме, во внут-
реннем денежном обращении России, а также скорость
оборота денег. В этой связи целесообразно усовершенст-
вовать методику ее определения. В российской стати-
стике, несмотря на критику, продолжает использоваться
несовершенная формула И. Фишера для подсчета скоро-
сти оборота денег:
М 2
ВВП
. При этом в числителе не учи-
тывается номинальный
знаменателе – другие компоненты денежной массы. В
этой связи для регулирования монетизации экономики как
одного из элементов управления инфляцией целесообраз-
но определять его уровень не только по денежному агре-
гату М2, а с учетом всех компонентов денежной массы и
факторов, влияющих на денежный спрос в конкретной
ситуации.
Кредитный фактор инфляции. В условиях финан-
сово-экономического кризиса проявились инфляционные
последствия предкризисной кредитной экспансии. Нарас-
тание темпа банковского кредитования нефинансовых
организаций, особенно потребительского и ипотечного
жилищного, достигло 39,6% в 2006 г., 51,6% в 2007 г.
Банковское «перекредитование» способствовало увеличе-
нию денежного предложения и сохранению значитель-
ного темпа инфляции, несмотря на кризисное падение
промышленного производства и ВВП.
Кризис усилил инфляционную составляющую дея-
тельности банков. «Перекредитование» экономики обер-
нулось в период кризиса увеличением просроченных
кредитов, накоплением «плохих» долгов заемщиков, их
невозвратом. Снизилась прибыльность банковской сис-
темы с 409,2 млрд руб. в начале 2009 г. до 6,8 млрд в
середине того года, когда 119 банков стали убыточными
1
.
Возникла проблема погашения внешних долгов в услови-
ях снижения доступа к их рефинансированию на мировом
финансовом рынке и нехватки ликвидности на россий-
ском финансовом рынке. Это проявилось в уменьшении
чистых заимствований банков за рубежом на 34,4% в
2008 г. (с 1284,6 млрд руб. до 843,1 млрд руб.)
2
.
1
Обзор банковского сектора. М.: Банк России, 2009.
Август.
2
Отчет о развитии банковского сектора и банковского
надзора. М.: Банк России, 2009.
В начале кризиса произошел резкий отток вкладов (в
сентябре–октябре 2008 г. 460 млрд руб., или 8% вкладов
населения), в результате падения доверия к банкам и не-
добросовестной конкуренции
центные ставки
1
. Кризис обнажил также связь инфляции с
глубинными причинами
на грани банкротства. В их числе структурные проблемы
банковской системы, низкое качество банковских активов и
управления рисками. Речь идет о кредитовании высокорис-
кованных проектов и выполнении обязательных нормати-
вов с использованием «серых» схем кредитования заведомо
неплатежеспособных подставных компаний, не ведущих
хозяйственной деятельности, увеличении долгов проблем-
ных банков. Антикризисная программа Правительства Рос-
сийской Федерации позволила смягчить последствия миро-
вого финансово-экономического кризиса ценой огромных
затрат и усиления инфляции.
Активизация функции Банка России как кредитора
последней инстанции в нестандартных формах (расши-
рение круга заемщиков, удлинение сроков кредитов)
привела к повышению кредитного компонента денежной
эмиссии, однако возвратность этих кредитов была не
всегда гарантирована.
Санирование банков, проводимое Агентством по
страхованию вкладов (АСВ), которое в условиях кризиса
кроме функций страховщика банковских вкладов и кон-
курсного управляющего (ликвидатора) стало выполнять
функцию предупреждения банкротства банков, входя-
щих в систему страхования вкладов, также свидетельст-
вует об инфляционной составляющей этой деятельности
с учетом ее источников
2
.
Использование мирового опыта санации с привлече-
нием частного инвестора, который вкладывает собственные
средства, покупает акции банка и управляет им, снижает
инфляционную составляющую подобного рыночного ме-
тода санации, но при условии возвратности кредита, пре-
доставленного частному инвестору Агентством по страхо-
ванию вкладов. Однако эти кредиты погашаются медленно.
На инфляционный процесс негативно влияло нецеле-
вое использование некоторыми банками государственной
антикризисной финансовой поддержки. Они часто пред-
почитали скупать иностранную валюту за счет этих
средств и переводить ее за рубеж вместо кредитования
производственных
предприятий в целях
экономического спада и безработицы. Доля кредитов бан-
ков в их активах снизилась с 71,2 до 67,5% в 2009 г. при
одновременном росте проблемных кредитов. Уменьшение
влияния кредитного мультипликатора на формирование
денежной массы ухудшило качество выпускаемых денег,
1
Деньги и кредит. 2009. № 12. С. 5.
2
На цели санации 18 банков, совокупные активы кото-
рых составляли 530 млрд руб., долг перед кредиторами –
свыше 450 млрд руб., в том числе 100 млрд руб. – перед
вкладчиками, АСВ в период 2008 – 2009 гг. использовало
304 млрд руб., в том числе за счет кредитов Банка России
(175 млрд руб.) и имущественного взноса Российской Феде-
рации в Агентство (129 млрд руб.), что составило 0,7% ВВП
за 2008 г.; Турбанов А. В. Финансовое оздоровление банков-
ской системы Российской Федерации: первые итоги и пер-
спективы // Деньги и кредит. 2009. № 12. С. 6. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 3/2011 23
их обеспеченность товарами и услугами, производимыми
с использованием банковских кредитов.
Фактором инфляции стала стагнация банковской
системы России в условиях финансово-экономического
кризиса. Это проявляется в медленном росте кредитного
портфеля, особенно в сфере кредитования экономики,
производственных предприятий с целью вывода их из
кризиса, несмотря на улучшение показателей банковской
ликвидности, удвоение резервов и повышение прибыли,
особенно десяти ведущих банков в 2009–2010 годах.
В условиях кризиса повысились средневзвешенные
номинальные процентные ставки по кредитам предпри-
ятиям (10,4% в январе 2008 г.; 20–25% в 2009 г.). Это сти-
мулировало инфляцию, так как заемщики перекладывали
эти дополнительные издержки на потребителей их про-
дукции. Снижение их до 13–14% в 2010 г. и ставки рефи-
нансирования с 13% в 2008 г. до 7,75% (01.06.2010 г.) –
одна из антиинфляционных мер.
Регулирование кредитных факторов инфляции
должно осуществляться с учетом двоякой роли кредита.
С одной стороны, для сдерживания кредитной экспан-
сии, перекредитования клиентов, нарушения принципов
кредитования необходима жесткая кредитная политика,
усиление банковского надзора и контроля. Об этом сви-
детельствуют уроки мирового кризиса. С другой сторо-
ны, расширение кредитования производства и обраще-
ния товаров и услуг, которые служат обеспечением ста-
бильности денег, способствует снижению инфляции.
С учетом кредитного фактора инфляции требуется
больше внимания уделять кредитной политике при раз-
работке Основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики. Целесообразно стимули-
ровать банковское кредитование инвестиционных и ин-
новационных проектов с использованием принципа го-
сударственно-частного партнерства и госгарантий
1
.
Регулирование кредитного фактора инфляции, на-
правленное на увеличение кредитного компонента эмис-
сии денег и источника формирования денежной базы,
повысит качество рубля как национальной валюты.
Финансовые факторы инфляции
Специфика инфляции в России проявляется в ее
развитии в условиях как профицита, так и дефицита го-
сударственного бюджета (табл. 4).
Бюджетный профицит, характерный для периода
2002–2008 гг., постепенно снизился с 7,5% ВВП в 2005 г.
и 2006 г. до 5,4% в 2007 г. и 4,1% в 2008 г. в связи с кри-
зисом. В 2009 г. сформировался значительный бюджет-
ный дефицит (6,9% ВВП) в связи с экономическим спа-
дом, уменьшением экспортной валютной выручки, уве-
1
В этой связи представляется нецелесообразным пред-
ложение А.Г. Аганбегяна продолжить антикризисный опыт
предоставления субординированных кредитов государст-
венным банкам до 2020 г. в целях долгосрочного кредито-
вания проектов модернизации экономики под низкий про-
цент // Аганбегян А. Г. Финансы для модернизации // Деньги
и кредит. 2010. № 3. С. 10.
личением антикризисных и
ций регионам
1
.
Т а б л и ц а 4
Профицит (+) и дефицит (–) федерального бюджета
(2007 – 2009 гг.)
Профицит (+), дефицит (–)
Год
Трлн руб. % к ВВП
2007 +1,8 5,4
2008 +1,7 4,1
2009 –2,6 6,8
2010* –2,9 5,8
2011* –1,9 4,0
2012* –1,6 3,0
* Прогноз.
Источник: http://www.cbr.ru; http://www.minfin.ru.
В условиях кризиса проявились недостатки бюджет-
ной системы и инфляционная составляющая бюджетной
политики. Ее ориентация на достижение роста ВВП за счет
валютных поступлений закрепила экспортно-сырьевую
модель развития экономики в ущерб ее диверсификации и
модернизации путем увеличения бюджетных расходов на
инвестиции. Установка бюджетной политики на снижение
инфляции под влиянием монетаристской концепции огра-