Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

3.2. Использование мирового опыта для снижения инфляции в России
1.Общие сведения об инфляции.
1.1.Виды и причины инфляции.
1.2.Проблемы и последствия инфляции.
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

лютной выручки, поступлением товаров  и услуг по опла-

ченным импортным контрактам,  переводами по фиктив-

ным международным операциям с  ценными бумагами;

• для уменьшения инфляционной составляющей

иностранных инвестиций целесообразно стимулировать

прямые,  а не портфельные инвестиции спекулятивного ха-

рактера, наиболее склонные к  «бегству»  при кризисных по-

трясениях,  а также,  в целях  сдерживания оттока капитала,

устанавливать срок,  по истечении  которого иностранные

инвесторы могут продавать российские ценные бумаги;

• с учетом негативных уроков кризиса  необходи-

мы меры по снижению инфляционной составляющей

бесконтрольных внешних заимствований  российских

корпораций и банков  (в том  числе введение их монито-

ринга,  квалифицированная экспертиза валютно-финансо-

вых условий внешних займов,  усиление контроля за их

использованием) и созданию единой системы управления

долгом государства в расширенном  понимании;

• учитывая влияние курсовой политики Банка России

на инфляцию,  сохранить режим  регулируемого плавания

курса рубля, пока экономика не будет  готова к нейтрализа-

ции негативных последствий свободного плавания его курса.

Инфляционные ожидания.  Под  влиянием кризиса

усилился субъективный фактор инфляции в связи с не-

доверием к обесценивающемуся  рублю.  Повысились

нестабильность инфляционного  индикатора делового

климата и адаптивные инфляционные ожидания с уче-

том высокого темпа инфляции в России по сравнению с

другими странами.  Эти наименее логичные ожидания

переплетаются с рациональными  ожиданиями,  бази-

рующимися на информации и медленном  снижении ин-

фляции, несмотря на кризис. Причем в  России доминиру-

ют инерционные инфляционные ожидания,  а не рацио-ТОЧКА ЗРЕНИЯ

нальные,  поскольку темп инфляции определяется потре-

бительской корзиной с узким  набором товаров и услуг.

Для снижения инфляционных ожиданий требуется

совершенствование метода измерения  инфляции, унифи-

кация способа подсчета ее темпа  во избежание разных

подходов  (например,  Минфина и Минэкономразвития),

соблюдение ежегодных целевых  ориентиров роста по-

требительских цен,  отказ от заведомо нереальных опти-

мистических прогнозов их снижения.

В целях снижения инфляции необходимо дальнейшее

совершенствование основных направлений  единой государ-

ственной денежно-кредитной политики. С учетом мирового

опыта предпочтителен постепенный  пepexoд к гибкому тар-

гетированию инфляции с использованием в течение опреде-

ленного периода режима регулируемого  плавания валютного

курса рубля. При этом должен соблюдаться приоритет цели

по снижению инфляции по сравнению  с ориентиром по со-

блюдению определенного уровня курса рубля.

На наш взгляд,  целесообразно  возобновить докри-

зисную практику разработки утверждаемых Правитель-

ством Российской Федерации планов комплексных мер

по снижению  потребительских  цен (на 2006 г., затем на 

2007–2008 гг.), приняв меры по их  совершенствованию в

целях повышения результативности.

Таким образом, необходимо комплексное  регулиро-

вание инфляции вместо разрозненных мер в соответст-

вии с теорией инфляции как многофакторного  процесса

и принципами системного подхода.                                   ■

Список литературы

1. Бельчук А. Мифы и реальность  ценовой политики //

Российская Федерация сегодня. 2008. № 5.

2. Глазова Е.С., Степанова М.П. Инфляция: эволюция,

факторы,  государственное регулирование //  Финансовый

менеджмент. 2010. № 1.

3. Красавина Л.Н., Абрамова М.А.  О единой государст-

венной денежно-кредитной политике на 2011 – 2013 годы //

Банковское дело. 2011. № 1.

4. Малкина М.Ю. Инфляция:  теория  и практика,  исто-

рия и современность.  Н.Новгород:  Нижегородский универ-

ситет, 1998.

5. Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной  по-

литики Банка России для перехода к таргетированию ин-

фляции // Банковское дело. 2010. № 1.

6.  Фетисов Г.Г. Монетарная  политика и развитие де-

нежно-кредитной системы России в условиях глобализации:

национальный и региональные аспекты. М.: Экономика, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Особенности инфляции  и антиинфляционная политика  в странах мира

 

Мировой опыт подтверждает приоритетность цели снижения инфляции в экономической политике, а также  свидетельствует о наличии богатого арсенала инструментов для ее достижения. В последние полтора десятилетия  для мировой экономики было характерно значительное снижение темпов инфляции. Эта тенденция стала общей как для развитых, так и для развивающихся стран. Если в первом случае замедление темпов составило порядка 5 - 8 % то во втором - 20-40 % и более. Одновременно существенно сократилась инерционность инфляции, это свидетельствует о том, что в условиях ценовой стабильности воздействие негативных шоков стало менее глубоким и продолжительным, чем ранее.

Средние темпы инфляции в промышленно развитых странах  являются низкими с начала 1990-х  годов, что отражает успехи в проведении мер по стабилизации инфляции 1970-х - начала 1980-х годов. В частности, ее темпы в среднем колеблются на уровне 2-3%, хотя, в начале 1980-х годов они составляли около 9%. Низкие и в основном постоянные показатели инфляции весьма близки к объявленным или подразумеваемым центральными банками целевым показателям инфляции.

С начала 1990-х годов  средние темпы инфляции существенно  снизились и в странах с  формирующимся рынком - во многих случаях  с двух-трехзначных величии до примерно 5% в настоящее время. Этот низкий уровень инфляции, имеющий тенденцию к сокращению, является достижением по сравнению с периодом, когда она оставалась высокой вследствие повторяющихся периодов вялой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в сочетании с шоками цен на биржевые товары.

Указанные показатели инфляции отражают все большее стремление органов власти поддерживать инфляцию на низком и стабильном уровне. Такой  сдвиг в политике отчасти обусловлен предшествующим опытом высокой и  изменчивой инфляции как в странах с формирующимся рынком, так и в странах с развитой экономикой. В начале 1980-х годов видимые издержки, связанные с двухзначными темпами, инфляции, увеличились, так как ее высокий уровень совпал с низким экономическим ростом и безработицей. Правительства стран с развитой экономикой первыми отреагировали на эту ситуацию, начав укреплять институциональные основы и проводить экономическую политику с целью повышения стабильности в денежно-кредитной сфере. Снижение внешней инфляции, использование опыта успешной политики в развитых странах и общественное недовольство инфляцией обусловили последующий переход к политике, направленной на поддержание низкой инфляции, и в странах с формирующимся рынком. Кроме того, инфляционное финансирование бюджетных дефицитов стало менее распространенным благодаря постепенному развитию внутренних финансовых рынков и расширению независимости центральных банков. Проведению более осмотрительной денежно-кредитной политики также способствовала глобализация, проявляющаяся в открытии национальных экономик.

В результате всех положительных  преобразований наблюдаются подвижки в шкале интенсивности инфляции. Если раньше умеренной считалась  инфляция на уровне 15-30%, то сейчас интервал уменьшился до 7-10%. На фоне широкомасштабной стабилизации инфляции на низком уровне крайне неблагоприятно выглядят страны, характеризующиеся относительно высокими темпами роста цен. [10]

Если говорить о странах  бывшего СССР, то необходимо отметить, что в 2006 г. только в Молдове и  Таджикистане инфляция была выше, чем в России.

инфляция денежный обращение

 

 

 

 

 Чепурин, М.Н. Курс экономической теории [Текст]: Учебник. - 5-е изд., перераб. и  доп. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2005. - 830 с.

Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред.. - Кузнецовой, Е.И - М.: Финансы и статистика, 2002. - 464 с.

Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 464 с.

Грязнова, А. Г. Экономическая  теория [Текст]: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой. - М.: Кнорус, 2007. - 462 с.

Кучуков, Р.А. Экономическая  теория [Текст]: Учебник / Под. Ред. Р.А. Кучукова. - М.: Гардарики, 2004. - 288 с.

Камаев, В.Д. Экономическая теория [Текст]: Учебник. - 13 -е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 591 с.

Сажина, М.А. Экономическая теория [Текст]: Учебник. / Под ред. М.А. Сажиной. - М.: НОРМА, 2003. - 464 с.

8 Улюкаев, А.С. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ [Текст] / А.С. Улюкаев // Вопросы экономики - 2008. - Вып. 1. - с. 47-57

Комков, А.А. Таргетирование инфляции в России [Текст] / А.А. Комков // Финансы - 2008. - Вып. 9. - с. 12 - 15

10 Кудринн, А. Инфляция: российские и мировые тенденции [Текст] / А. Кудрин // Вопросы экономики - 2007. - Вып. 10. - с. 12-18.

11 Френкель, А.А. Прогноз  развития экономики России на 2008 год [Текст] / А.А. Френкель // Вопросы  статистики: институт экономики  РАН. - 2008. - Вып. 2. - с. 45-49.

 

 

 

 

 

 

 

В этой курсовой работе будут  рассмотрены  виды  инфляции,  причины  в

следствии которых  она возникает и ее последствия.  Будут  также  рассмотрены

основные методы борьбы с инфляцией в  мире,  а  также  проблемы  инфляции  в

некоторых странах с переходной экономикой.

2.1. Средства борьбы с  инфляцией в мире.

 

 

      Негативные социальные и экономические  последствия  инфляции  вынуждают

правительства разных стран проводить  определенную  экономическую  политику.

Значительное  внимание всегда уделялось государством  регулированию  денежной

массы.  Антиинфляционная  политика  насчитывает  богатый  ассортимент  самых

разных денежно-кредитных, бюджетных  мер,  налоговых  мероприятий,  программ

стабилизации  и действий по регулированию и  распределению доходов.

      Оценивая характер антиинфляционной  политики, можно выделить в ней   три

общих подхода. В рамках  первого  (предлагаемого  сторонниками  современного

кейнсианства)    предусматривается    активная    бюджетная    политика    -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия  на

платежеспособный спрос: государство ограничивает  свои  расходы  и  повышает

налоги. В результате сокращается  спрос, снижаются  темпы  инфляции.  Однако,

одновременно может произойти  спад  инвестиций  и  производства,  что  может

привести к застою и  даже к  явлениям,  обратным  первоначально  поставленным

целям, развиться безработица.

      Бюджетная  политика проводится  и  для   расширения  спроса  в  условиях

спада. При недостаточном  спросе  осуществляются  программы  государственных

капиталовложений  и  других  расходов   (даже   в   условиях   значительного

бюджетного  дефицита),  понижаются  налоги.  Считается,  что  таким  образом

расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран  в  60-е  и  70-е

годы, может  усиливать  инфляцию.  К  тому  же  большие  бюджетные  дефициты

ограничивают  правительственные   возможности   маневрировать   налогами   и

расходами [1, с. 645].

      Второй  подход  рекомендуется  авторами-сторонниками   монетаризма   в

экономической  теории.  На   первый   план   выдвигается   денежно-кредитное

регулирование, косвенно и  гибко воздействующее  на  экономическую  ситуацию.

Этот   вид   регулирования   проводится    неподконтрольным    правительству

Центральным банком, который  определяет эмиссию, изменяет количество денег  в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода  считают,  что

государство должно проводить  антиинфляционные  мероприятия  для  ограничения

платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование  экономического  роста  и

искусственное поддержание  занятости  путем  снижения  естественного  уровня

безработицы ведет  к потере контроля над инфляцией [10, c. 432].

      Пытаясь обуздать  вышедшую  из-под   контроля  инфляцию,  правительства

многих стран, начиная с 60-x годов, проводили так  называемую политику цен  и

доходов,  главная  задача  которой  по  существу  сводится   к   ограничению

заработной  платы  -  третий  метод.   Поскольку   эта   политика   означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией, она не  всегда

достигает объявленной  цели.

       Большой опыт проведения антиинфляционных  мероприятий в западных

странах показывает целесообразность сочетания долговременной и

краткосрочной политики.

      Долговременная политика включает  в себя,  во-первых,  задачу  погасить

инфляционные  ожидания населения, которые нагнетают  текущий спрос.

      Во-вторых, меры по сокращению  бюджетного дефицита  за  счет  повышения

налогов и снижения расходов государства.

      В-третьих, мероприятия в области   денежного  обращения,  в   частности,

установление  жестких  лимитов  на  ежегодный  прирост  денежной  массы,  что

позволяет контролировать уровень инфляции.

      В-четвертых, ослабление влияния  внешних  факторов.  Задача  состоит  в

уменьшении инфляционного  воздействия  на  экономику  переливов  иностранного

капитала в  виде краткосрочных кредитов и  займов  правительства  за  рубежом

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"