Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:42, курс лекций
3.2. Использование мирового опыта для снижения инфляции в России
1.Общие сведения об инфляции.
1.1.Виды и причины инфляции.
1.2.Проблемы и последствия инфляции.
2. Мировой опыт борьбы с инфляцией.
2.1. Средства борьбы с инфляцией в мире.
ничилась сдерживанием лишь ее денежных факторов путем
изъятия («стерилизации») излишней денежной массы в
государственные финансовые фонды. Такое направление
бюджетной политики не учитывало немонетарные факторы
инфляции, хотя доказало правильность накопления госу-
дарственных финансовых резервов, в том числе междуна-
родных, с точки зрения экономической безопасности стра-
ны. Эти фонды позволили провести масштабные антикри-
зисные меры и не допустить критического ухудшения со-
циально-экономической ситуации в России. Расходование
международных резервов для антикризисной поддержки
экономики привело к их сокращению с максимальной ве-
личины 597 млрд дол. в августе 2008 г. до минимальной –
386 млрд дол. в январе 2009 г.
2
Уроки современного кризиса, на наш взгляд, не
подтверждают мнение академика А. Г. Аганбегяна, буд-
то ни для какого покрытия риска столь большие золото-
валютные резервы не нужны, и тем более ссылку на
опыт развитых стран (кроме Японии), которые якобы
сознательно поддерживают их размер на уровне 100
млрд дол. и не увеличивают их
3
. Напротив, в условиях
1
В условиях кризиса увеличение бюджетного дефици-
та стало глобальным явлением. В зоне евро максимальным
считается бюджетный дефицит в размере 3% ВВП в соот-
ветствии с Маастрихтским
се он достиг 6,2% ВВП в 2009 г. против 2% в 2008 г. В
США традиционный бюджетный дефицит возрос до 6%
ВВП в 2008 г. и 11% в 2009 г. Всемирный банк в обзоре
мировой экономики в июне 2010 г. отметил риск усиления
инфляции в связи с
в бюджетной сфере и монетизацией бюджетного дефицита в
будущем; http://www.ereport.ru (Key characterisics of the euro
area, the United States and Japan. World Economic Outlook.
Wash.: IMF, April 2010).
2
http://www.cbr.ru
3
Деньги и кредит. 2010. № 3. С. 10. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
24 ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 3/2011
глобализации экономики риск нестабильности возраста-
ет, и без значительных государственных международных
резервов невозможно обеспечить экономическую безо-
пасность страны. Характерно, что США хранят 8,1 тыс. т
официальных золотых резервов и даже в условиях кри-
зиса не тратят их на покрытие огромного бюджетного
дефицита, хронического дефицита текущих операций
платежного баланса, внутреннего и внешнего долга.
В условиях кризиса проявились недостатки регио-
нальной бюджетной политики, что потребовало увели-
чения дотаций из федерального бюджета, повышения
доли межбюджетных трансфертов в доходах региональ-
ных и местных бюджетов.
Источники покрытия бюджетного дефицита – ис-
пользование Резервного фонда и увеличение госзаймов –
содержат риск усиления инфляции по мере их монетиза-
ции и увеличения денежного предложения.
Сохранение значительного
активизацией долговой политики государства. Предусмот-
ренный Бюджетным кодексом лимит привлечения иных
внутренних источников финансирования бюджетного де-
фицита в пределах 1% ВВП был превышен (до 2,64%), и
его действие приостановлено до 2013 г. Хотя значительная
часть бюджетного дефицита покрывается за счет Резервно-
го фонда (87,7% в 2009 г.; 63,3% в 2010 г.), внутренний
госдолг возрос с 1499,8 млрд руб. на 01.01.2009 г. до 2094,7
млрд руб. на 01.01.2010 г. Ежегодно увеличиваются гос-
займы, особенно внутренние (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Программа
привлечения государственных
Объемы займов, млрд руб.
Внутренние Внешние
2009 429,1 3,6
2010 568,4 13,6
2011 748,6 17,6
Источник: minfin.ru/publicdebt.
Инфляционным фактором стало погашение внеш-
них долгов полугосударственных корпораций и банков
за счет государственных финансовых фондов и валют-
ных резервов в рамках антикризисных мер (см. внешние
факторы инфляции).
Что касается возобновления (после десятилетнего
перерыва) выпуска еврооблигаций на мировом финансо-
вом рынке в 2010–2012 гг. на сумму 58,4 млрд дол., то
эффективность и инфляционный риск этого метода по-
крытия бюджетного дефицита зависят от условий этих
внешних займов и их целевого использования.
Инфляционная составляющая бюджетной политики
России обусловлена
контроля за доходами и расходами бюджетов всех уров-
ней. По оценке Счетной палаты Российской Федерации,
бюджетные злоупотребления удвоились за 2010 год.
В условиях кризиса усилилось отрицательное влия-
ние налоговых факторов на инфляцию в связи с резким
снижением налоговых поступлений в бюджет по сле-
дующим причинам:
– уменьшение базы исчисления налогообложения в
условиях экономического спада и убыточности боль-
шинства предприятий;
– снижение налоговых выплат нефтегазовых ком-
паний в условиях падения мировых цен и объемов экс-
порта топлива;
– предоставление налоговых льгот в соответствии с
государственной антикризисной программой
1
;
– уклонение от уплаты налогов с использованием
«лазеек» в законодательстве и нелегальных схем их ми-
нимизации;
– снижение выплат налоговых платежей и пошлин
участниками внешнеэкономической деятельности в связи
с усилением несанкционированного оттока капитала за
рубеж в условиях кризиса (особенно в 2008 и 2009 гг.);
– снижение поступлений подоходного налога на
физических лиц в связи с уменьшением фонда заработ-
ной платы, увеличением «теневой» заработной платы (в
«конвертах») и неуплатой налогов нелегальных мигран-
тов (ежегодно 8 млрд дол.)
2
.
В условиях кризиса возросла задолженность по на-
логам до 615 млрд руб. в августе 2009 года.
Инфляционный фактор связан также с включением
ожидаемого роста налоговых ставок в цену производи-
телей товаров и услуг с учетом возможных негативных
изменений в налоговом законодательстве.
В целях регулирования финансовых факторов инфля-
ции целесообразно: восстановить лимитрование бюджетно-
го дефицита; перейти от консервативной к активной бюд-
жетной политике в целях финансирования модернизации и
инноваций экономики в соответствии с бюджетной рефор-
мой (2011 – 2012 гг.). Для снижения темпа инфляции необ-
ходимо повысить результативность финансового контроля
за исполнением бюджета, разработать его показатели и
ввести ведомственную ответственность за его выполнение
и, наконец, принять соответствующий закон.
Для снижения инфляционной составляющей нало-
говой политики целесообразно проанализировать эффек-
тивность использования
противодействовать уклонению от налоговых платежей,
контролировать достоверность налоговых деклараций,
теневую заработную плату, доходы нелегальных мигран-
тов и несанкционированный отток капитала за рубеж.
Тарифно-ценовой фактор инфляции. Значитель-
ное влияние этого фактора на инфляцию в России, в том
числе в условиях современного кризиса, обусловлено
следующими причинами.
1. Либерализация цен и
ки в условиях, когда еще не сформировалась рыночная
конкуренция. Товаропроизводители и торговые посредники
возвели в принцип зависимость ценообразования только от
спроса без учета предложения товаров и услуг и реальных
издержек их производства. Продолжается практика моно-
полистического
этом свидетельствует повышение компаниями ТЭК внут-
ренних цен на нефть и нефтепродукты, даже при их резком
1
В их числе: снижение ставки налога на прибыль (с 24
до 20%) и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты;
сокращение сроков возмещения НДС российским предпри-
ятиям и издержек на налоговое администрирование. Регио-
нам предоставлено право снизить (втрое) налог на малые
предприятия. Увеличены социальные и имущественные
выплаты по подоходному налогу физических лиц.
2
Деньги и кредит. 2008. № 3. С. 8. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 3/2011 25
снижении на мировом рынке со 150 до 60–70 дол. за бар-
рель в начале кризиса. Некоторые товаропроизводители
повышают цены даже по государственным заказам на осу-
ществление крупных строительны
чились цены на медикаменты. Потребовались меры Прави-
тельства Российской Федерации и активизация действий
ФАС против ценового сговора, введение нового порядка
функционирования
ния цен и улучшения качества медикаментов.
2. Фактором инфляции стало
цен и тарифов естественных монополий, а также ЖКХ.
Это обусловлено либерализацией рынка и потенциаль-
ным дефицитом этих товаров и услуг с ростом потребле-
ния газа, электроэнергии, воды, а главное, низким каче-
ством управления естественными монополиями и ЖКХ и
неэффективностью их государственного регулирования.
Вклад этого фактора в повышение потребительских цен
возрос с 29 до 33% в 2009 г. Повышены тарифы для на-
селения на сжиженный газ на 30% в 2010 г. и 27,7% в
2011 г., электроэнергию – на 25 и 10%, тепловую энер-
гию – на 18 и 10 – 15% соответственно
1
.
3. В условиях кризиса усилился диктат производите-
лей и торговых посредников, которые бесконтрольно по-
вышают цены по любому поводу и без него. Это обуслов-
лено огромной сетью этих посредников, отсутствием ры-
ночной конкуренции, регулирующей цены, засильем на
рынках группировок, вступающих в ценовой сговор, а так-
же коррупцией. В итоге рост цен на продовольственном
рынке составил 21 – 22% с июня 2009 г. по июль 2010 г.
Усилению тарифно-ценового фактора инфляции способст-
вовали засуха, неурожай, продуктовый ажиотаж (особенно
в августе 2010 г.), увеличение спроса на хлеб, муку (в Мос-
ковской области на 12 – 15% и 30%), молоко и особенно на
гречневую крупу. Положительным явлением стала активи-
зация деятельности ФАС, которая возбудила ряд дел в
отношении производителей продовольствия в связи с
выявленными фактами ценового сговора. Однако одно
ведомство не может справиться с ценовым бес-
пределом
2
.
Торговая сеть обходит Закон о торговле, вступив-
ший в силу в 2010 г., дающий право Правительству ус-
танавливать на 90 дней максимальную цену товара, если
он подорожал на 30% в течение 30 дней. Магазины мето-
дично повышают цены в рамках установленного предела,
а спустя 30 дней вновь продолжают ценовую спираль.
Для регулирования тарифно-ценового фактора
инфляции целесообразны следующие меры:
• разработать ныне отсутствующую государствен-
ную политику в области цен и тарифов на основе сочетания
рыночного и государственного регулирования цен (должен
быть не прямой запрет повышения цен, а их регулирование);
1
По оценке, с 2009 г. регулируемые государством
энергетические, транспортные, коммунальные и другие
тарифы увеличились в среднем на 25% в условиях кризис-
ного экономического спада и снижения реальных доходов
населения. См.: Гурвич В. Бедность от богатства // Большой
бизнес. 2010. № 3. С. 30–33.
2
По оценке главы ФАС И. Артемьева, «существуют це-
новые сговоры, сговоры на торгах, сговоры на самых разно-
образных рынках – фармацевтическом, нефтяном, продуктов
питания» (http://www.garant.ru/cont/
• повысить качество ежегодного госрегулирова-
ния цен и тарифов на продукцию и услуги естественных
монополий и ЖКХ с учетом не только их интересов, но и
потребителей воды, тепла, света, газа. Необходимы раз-
работка методики определения их цен и тарифов (без
включения в них дополнительных инвестиционных рас-
ходов), упорядочение обширного законодательства о
естественных монополиях и ЖКХ. Для повышения ре-
зультативности действий ФАС по пресечению ценового
сговора и необоснованного повышения цен необходимо
вести эту деятельность совместно с заинтересованными
ведомствами и распространить ее не только на потреби-
тельские цены, но и цены производителей;
• для снижения торговых наценок требуется про-
вести инвентаризацию и сократить огромную сеть тор-
говых посредников в России с учетом мирового опыта;
• необходим контроль за реализацией программы
развития рыночной конкуренции и выполнением Феде-
рального закона «Об основах регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации», в частности, в
целях ограничения выплат поставщиков торговым сетям;
• полезно периодически проводить санацию по-
требительских рынков;
• что касается замораживания цен, эта крайняя
мера применима для пресечения ажиотажа на рынке и
при условии эффективного контроля за ее соблюдением.
Рост заработной платы и доходов. В условиях кри-
зиса сохранилась традиционная для России опережающая
динамика заработной платы и доходов по сравнению с про-
изводительностью труда в