Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:05, курс лекций
В данной работе изложены различные лекции + тестирование.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА “МАЛАЯ РЕКА” (АННОТАЦИЯ).
Имитационная игра “ОЗЕРО”.
Тест по экономике природопользования.
Лекция 6. Формирование и регулирование рынка экологических услуг.
РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Природные ресурсы как экономический фактор.
Проблемы совершенствования экологической политики в переходный период.
Система экологических фондов в Р.Ф.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Экономическое стимулирование охраны О.С.
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -1998 гг.
Методические положения по взиманию платы за загрязнение О.С.
Экономические методы регулирования охраны О.С.
Проблемы введения экологического страхования в Р.Ф.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ).
.
Аннотация “Озеро”
Имитационная игра “ОЗЕРО” предназначена
для использования в учебном
процессе как одна из лабораторных
работ в природоохранном
Имитационная игра “ОЗЕРО” реализована как программа LAKE на ПЭВМ IBM PC/XT и работает в среде операционной системы MS DOS.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Имитационная игра “ОЗЕРО” предназначена
для использования в учебном
процессе как одна из лабораторных
работ в природоохранном
2. ОПИСАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Моделируемая в процессе игры экологическая система включает в себя:
Обучаемый в игре выполняет функции диспетчера по управлению экологической системой “ОЗЕРО”. Для успешного управления он должен усвоить закономерности, лежащие в основе водного баланса, превращений и деструкции веществ, насыщения воды кислородом, влияния метеоусловий на экологические процессы; ему необходимо научиться оптимальному планированию нескольких взаимосвязанных параметров управления в условиях ограничения суммарной стоимости расходов.
Ниже приводятся описания элементов системы:
Данные о деятельности предприятий заложены в программу, моделирующую экосистему. Эти данные обучаемый при желании может получить во время игры. Они выводятся на экран по частям, в соответствии с рассматриваемой в конкретный момент игры декадой.
В игре установлен предел допустимых концентраций (ПДК) в мг/л по кислороду, органике и неорганике для каждой зоны. Ниже приводится таблица, где представлены ПДК, причём ПДК по кислороду определяет нижнюю границу, ПДК по органике и неорганике - верхнюю.
Таблица 2
Пром. зона |
Средн. зона |
Культ. зона | |
Кислород |
2 |
4 |
6 |
Органика |
60 |
40 |
25 |
Неорганика |
350 |
300 |
220 |
Данные об изменениях погодных условий заложены в игру и остаются одними и теми же, поэтому все игроки оказываются в равных условиях, диктуемых внешней обстановкой.
5) Служба управления
качеством воды. Осуществляет подкачку
чистой воды в промышленную
зону, сброс воды из культурной
зоны, искусственную аэрацию вод.
Интенсивность аэрации
В части водного баланса обучаемому следует учесть, что станции перекачки воды переводятся автоматически на режим подъёма уровня (Р=5000,S=0) или его снижение (Р=0,S=5000) на одни сутки, если уровень воды выходит за пределы допустимых норм. Чтобы управлять уровнем воды, следует учитывать баланс воды
В = Wg - Wu - Wc + (P - S)
Где Wg и P приход воды в озеро за счёт дождей и перекачки, Wu, Wc, S - расход за счёт испарения, забора воды ботаническим садом и сброса.
6) Финансирующий орган. На
В игре денежные расходы не выведены
на передний план, однако отсутствие их
учёта будет со стороны обучаемого
большой ошибкой. Как только выделенная
сумма буде израсходована, так в
оставшиеся дни экологическая система
будет развиваться без
Таким образом разумная экономия при благоприятных условиях, свободный расход в условиях неблагоприятных и ориентир на среднесуточный расход 5 руб - позволяет обучаемому сохранить свою роль диспетчера до конца срока игры.
3. ОПТИМАЛЬНАЯ
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
При выборе параметров управления обучаемый должен усвоить основные закономерности экологической системы и учитывать складывающуюся ситуацию.
Процесс управления экосистемой имеет циклический характер. В начале каждого цикла, обучаемый оценивает по информации кадра дисплея:
После этого его задачей оказывается выбор:
3.1. Длительность цикла.
Выбор большой длительности цикла не эффективен по ряду причин: невозможность воздействовать на систему до конца цикла, инерциальность системы в целом, изменения метеоусловиях, декадность прогноза. Начинающему следует придерживаться выбора длительности цикла 3-4 суток с выходом на первый день каждой декады.
3.2. Искусственная аэрация.
Обучаемый должен понять, что растворённый в воде кислород как расходуется, так и пополняется ввиду нескольких причин. Расход обусловлен разложением органики и водообменном с предприятиями: забирая воду обогащённую кислородом, и сбрасывая воду без кислорода, предприятие уменьшает концентрацию кислорода в воде; чем больше расходуется в воде органики и выше температура, тем больше расходуется кислорода на её разложение. Пополняется кислородом вода за счёт естественной и искусственной аэрации, а также за счёт дождевой воды и подкачиваемой чистой воды. Однако есть и такой фактор: перекачка и сброс воды создают в озере течение от промышленной зоны через среднюю в культурную. Вывод: концентрацию кислорода в промышленной зоне можно повышать за счёт перекачки чистой воды, тогда как в средней и культурных зонах это следует делать за счёт аэрации, причём аэрация в средней зоне должна быть выше чем в культурной.
3.3. Подкачка и сброс воды.
Концентрация органики растёт только за счёт сброса сточных вод предприятиями, а убывает за счёт деструкции (4%) и разложения. Кроме того, концентрация органики изменяется вследствие перетопка воды из одних зон в другие. Следует иметь в виду, что чем выше концентрация кислорода в воде тем сильнее идёт разложение органики, а значит увеличивается концентрация неорганики. Концентрацию неорганики можно понизить только проточностью воды.
4. ИГРА - ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЭКОСИСТЕМОЙ.
(ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ).
После вызова программы - набором слова LAKE и нажатием на клавишу ENTER, на экране дисплея появится картинка - рабочее поле программы с зоной “меню”, необходимо нажать на клавишу ESC. Игроку представляется одна из пяти возможностей: Помощь, Управление, Состояние, Работа, Прогноз. Чтобы войти в один из этих режимов, следует подвести графический курсор к одному из этих названий с помощью клавиш ® и ¬ на клавиатуре ПЭВМ. После установки курсора в нужное поле зоны “меню”, т.е. для входа в тот или иной режим управления экосистемой, необходимо нажать на клавишу ENTER. Для выхода из любого режима нажимают на клавишу ESC.
4.1. Режим “помощь”
предназначен для выдачи
К режиму “помощь” следует обращаться до начала игры, а затем во время игры - если в этом возникает необходимость.
4.2. Режим “управление”
- предназначен для задания
Для задания параметров используются следующие клавиши:
стрелка вверх, вниз - для перехода к тому или иному параметру;
PgUp - увеличение шага изменения параметра в 10 раз;
PgDn - уменьшение шага изменения параметра в 10 раз;
® - увеличение значения параметра на величину шага;
¬ - уменьшение значения параметра на величину шага.
4.3. Режим “СОСТОЯНИЕ”
- предназначен для выдачи на
экран текущего состояния
4.4. Режим “РАБОТА” - предназначен для запуска программы на счёт.
4.5. Режим “ПРОГНОЗ” - предназначен для выдачи на экран прогноза погоды на текущую декаду и прогноза деятельности предприятий.
4.6. Выход из режима. Для выхода из любого режима необходимо нажать на клавишу ESC.
5. СТРАТЕГИЯ ОБУЧАЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.
Обычный игровой цикл состоит из последовательности обращений к режимам в таком порядке: Состояние - Прогноз - Управление - Работа.
Общая задача игрока состоит в том, чтобы в течении июня вывести озеро из запущенного состояния до уровня ПДК во всех зонах по каждому из трёх градиентов, а затем в течении июля поддерживать качество воды в озере на уровне этих ПДК. Как решить эту задачу?
В начале каждого игрового цикла следует проанализировать наличные концентрации кислорода, органики, неорганики, получив все сведения с помощью режима “Состояние”. Затем необходимо оценить прогноз погоды и прогноз деятельности предприятий (режим “Прогноз”). На основании проведённого анализа игрок должен выбрать параметры управления - величины P, S, A1, A2, а также Т - количество суток очередного цикла. Эти величины сообщаются машине в режиме “Управление”. Для набора значений используются клавиши управления курсора (стрелка влево, стрелка вправо, стрелка вниз, стрелка вверх). После нажатия клавиш (стрелка вниз, стрелка вверх) совершается переход от одной строки к другой ( на каждой строке - свой параметр). Увеличение или уменьшение на 1 каждого разряда числа производится нажатием клавиш:
PgUp - увеличение в 10 раз;
PgDn - уменьшение в 10 раз.
После задания всех пяти параметров ( войти в режим “Управление” обязательно, но можно не менять старое значение одного или нескольких параметров - они сохранятся в машине на новый игровой цикл) и выхода из режима “Управление” вызывается режимом “Работа”, в котором экологическая ситуация развивается в течении заданного числа Т суток. За увеличением или уменьшением концентраций ингредиентов, получаемых от стационарных станций, можно следить по графикам на экране дисплея.
По завершении одного игрового цикла вновь оценивается состояние экосистемы, определяется прогноз, выбираются параметры управления, и система запускается в работу.
6. ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ.
В течении июня, пока игрок выводит озеро из запущенного состояния, штрафные баллы не начисляются. В течении июля обучаемому начисляются штрафные баллы - по одному за каждый день, когда не было обеспечено качество воды в любой зоне. Итоговая оценка выставляется обучаемому только за количество набранных штрафных баллов. Итоговыми могут быть следующие оценки:
Информация о работе Лекции по "Экономическому природопользованию"