Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:05, курс лекций
В данной работе изложены различные лекции + тестирование.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА “МАЛАЯ РЕКА” (АННОТАЦИЯ).
Имитационная игра “ОЗЕРО”.
Тест по экономике природопользования.
Лекция 6. Формирование и регулирование рынка экологических услуг.
РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Природные ресурсы как экономический фактор.
Проблемы совершенствования экологической политики в переходный период.
Система экологических фондов в Р.Ф.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Экономическое стимулирование охраны О.С.
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -1998 гг.
Методические положения по взиманию платы за загрязнение О.С.
Экономические методы регулирования охраны О.С.
Проблемы введения экологического страхования в Р.Ф.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ).
.
Практические
методы управления охраной окружающей
среды.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Система управления природоохранной деятельностью различных стран развивалась под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов. Поэтому в различных странах используют различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
Существуют три основные группы методов управления: административное регулирование, система экономических стимулов и формирование рыночных отношений в сфере природопользования.
Все три подхода могут применяться на различных стадиях производственного процесса, рассмотренного в контексте его возможного воздействия на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса, применяемых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.
Рассмотрим подробнее элементы всех трех основных природоохранных стратегий.
Административные методы управления природоохранной деятельностью.
В административном регулировании главное место занимают нормативы и стандарты.
Стандарты качества окружающей природной
среды регламентируют допустимое состояние
воздушного и водного бассейнов,
почв и других ее составляющих. Обычно
для каждого из загрязнителей
предусмотрена предельно
Стандарты воздействия на окружающую
среду определенного
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятие ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы до уровня ПДВ. Закрывать же предприятие по экологическим причинам согласны немногие и у нас и за рубежом. Достаточно привести хотя бы пример с Байкальским целлюлозобумажным комбинатом. О том, что его надо немедленно закрыть, знали с момента, как он был пущен в эксплуатацию, но Байкальский комбинат работает до сих пор.
В качестве компромисса для них
были установлены нормативы временно
согласованных выбросов (ВСВ). Эти
нормативы устанавливались
Используются также:
Экономические методы
Среди экономических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сборы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения. Данная система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы вместо того, чтобы платить налог.
Налогами могут быть обложены также первичные ресурсы, конечная продукция или технология.
Чисто внешне по воздействию на предприятие налоги и платежи эквивалентны. Но когда мы произносим слово «налог», то подразумеваем, что во-первых, он направляется в бюджет, а, во-вторых, нет особых причин кроме пополнения казны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то. В данном случае платеж за загрязнение - это плата за право пользования потенциалом природной среды.
Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий.
Субсидии представляют собой специальные
выплаты фирмам-загрязнителям
Система обязательной ответственности. Если считать, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рассчитывается по факту выброса конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана его каким-либо образом компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного баланса, либо сделать еще что-то.
Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов используется для создания в этих целях стимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов, например покупка батареек, напитков в жестяных банках и т.д.
Система экономических методов отличается от административной тем, что предприятие-загрязнитель не сковывается жесткими стандартами. Предприниматель может выбрать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. Тем не менее все экономические параметры, являющиеся для него внешними (налоги, размер субсидий) жестко фиксируются. Они являются объектами централизованного регулирования. Таким образом, как и в предыдущем методе, фиксируется желаемое состояние среды, но предпринимателю дается возможность выбора: стратегия, позволяющая достичь этого состояния, не навязываться предпринимателю, но тем не менее посредством экономических мер он поставлен в жесткие экономические рамки.
Рыночные методы управления природоохранной деятельностью.
Создание рыночных отношений
в экологической сфере
По своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования потенциала природной среды. Все начинается с того, что общество определяет допустимые масштабы воздействия на природу, затем распределяет лицензии между заинтересованными сторонами. А затем, в отличие от административной и экономической систем регулирования предпринимателям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок, т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: закрепление прав собственности и организации, обеспечивающие реализацию этих прав; контроль за деятельностью экологических банков и бирж.
Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью. Но они не могут заменять другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый из методов имеет свою сферу применения.
Информация о работе Лекции по "Экономическому природопользованию"