Лекции по "Экономическому природопользованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:05, курс лекций

Краткое описание

В данной работе изложены различные лекции + тестирование.

Оглавление

ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА “МАЛАЯ РЕКА” (АННОТАЦИЯ).
Имитационная игра “ОЗЕРО”.
Тест по экономике природопользования.
Лекция 6. Формирование и регулирование рынка экологических услуг.
РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
Природные ресурсы как экономический фактор.
Проблемы совершенствования экологической политики в переходный период.
Система экологических фондов в Р.Ф.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Экономическое стимулирование охраны О.С.
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -1998 гг.
Методические положения по взиманию платы за загрязнение О.С.
Экономические методы регулирования охраны О.С.
Проблемы введения экологического страхования в Р.Ф.
ОБУЧАЮЩАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА “МОДЕЛЬ РЕГИОНА”(АННОТАЦИЯ).

Файлы: 15 файлов

Doc2.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Doc3.doc

— 76.50 Кб (Открыть, Скачать)

OS.xls

— 250.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

.                                                                                                                           Курс “Экономика природопользования”.

Формирование и регулирование  рынка экологических услуг.                                                                                           .

Формирование  и регулирование рынка экологических  услуг.


 

  1. Экологическое предпринимательство.
  2. Система экологической сертификации.
  3. Экологическая паспортизация.
  4. Характеристика экологического паспорта предприятия

 

Экологическое предпринимательство.


Одним из стратегических направлений обеспечения успешной реализации экономических преобразований в России является развитие предпринимательства. Широкое развитие предпринимательства, которое создало уже и будет создавать в перспективе множество предприятий с разнообразной сферой деятельности. Их деятельность может добавить к уже имеющимся новые серьезные экологические проблемы. Это вызывает необходимость образования системы регулирования, имеющей целью создание условий для экологической безопасности предпринимательства, а значит и обеспечение экологической безопасности территорий и страны в целом.

Важным звеном в реализации мероприятий по обеспечению экологической  безопасности является создание собственно экологического предпринимательства, под которым понимаются виды деятельности предприятий, поставленные на обеспечение экологической безопасности производства.

Среди приоритетных направлений  развития названы экологическая  безопасность предпринимательства  и рынок экологических товаров. Но практически никаких конкретных реальных действий до настоящего времени в этом направлении предпринято не было.

Учитывая сложившуюся  крайне неблагоприятную экологическую  ситуацию в стране, развитие предпринимательства  без учета экологического фактора  сегодня невозможно.

Односторонняя направленность предпринимательства на финальные результаты без должного обеспечения его экологической безопасности не может обеспечить ему устойчивое и продолжительное развитие.

В то же время резкое уменьшение государственного финансирования в  экологическую сфера привела к практической ликвидации государственных предприятий и организаций, ранее обеспечивающих производство товаров, выполнение услуг природоохранного назначения.

В рамках административно  хозяйственной системы управления они располагали механизмом регулирования их объемов и качества, которого в настоящее время больше не существует.

В этих условиях задачей  государственной важности является интенсивное формирование новых  предприятий и организаций экологической  ориентации.

Однако в условиях резкого свертывания государственных природоохранных программ всех уровней, в настоящее время экологическое предпринимательство в основном сводится к посредническим услугам, связанным с реализацией природных ресурсов.

В таком виде экологическое  предпринимательство абсолютно не соответствует коренным интересам общества в оздоровлении экологической ситуации в стране и требует немедленной государственной поддержки. Ссылки на тяжелую экономическую ситуацию, отсутствие средств не могут быть приняты.

По различным источникам в 1991-93 гг. Десятки млрд. долларов осели на счетах различных физических и юридических лиц в зарубежных банках от реализации продуктов природно-ресурсных отраслей России.

Сегодняшняя кредитно-финансовая и налоговая политика привели  к тому, что государство потеряло эти деньги, они работают за границей, а мы ищем средства на обеспечение экологической безопасности и ликвидацию ущерба.

В России сегодня более 90 % прибыли в народном хозяйстве  создается за счет природно-ресурсных  отраслей, поэтому совершенно необходимо часть е направлять на охрану и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление экологической обстановки.

Сегодня расходы на природоохранные  цели у нас совершенно недостаточны.

По расчетам в 1995 году экономический ущерб от загрязнения  ОС в России составил 600-800 трл. руб. (~8% от ВНП), а общая сумма затрат на природоохранные мероприятия Ё80 трлн. руб. (0,8 % от ВНП), но только для стабилизации экологической ситуации в стране требуется увеличение средств на эти цели не менее, чем в 2-3 раза.

Промышленно-развитым странам загрязнение ОС обходится в размере 6-7% от ВНП, стабилизационные природоохранные затраты составляют Ё2% от ВНП, а в периоды проведения мероприятий по оздоровлению экологической ситуации эти затраты составляют 3-5%, а в Японии около 7% от ВНП в год.

Экономическое стимулирование экологического предпринимательства  в промышленно-развитых странах  осуществляется по разным направлениям в налоговой и финансово-кредитной  сферах..

Государственные денежные средства на охрану природы в Японии поступают из централизованного бюджета, местных бюджетов, а также по системе правительственных кредитов и инвестиций через государственные финансовые кредитные корпорации.

Довольно большие суммы  средств тратят крупные компании, но все же около 2 третей от всей стоимости очистного оборудования составляет госзаказ.

Широко используется в Японии система  налоговых льгот, в частности, в  отношении сроков амортизации очистного  оборудования, что увеличивает скорость оборота возмещенной стоимости  основного капитала и дает предпринимателю большую массу прибыли.

Система ускоренной амортизации  основного оборудования юридически закреплена в законодательстве о  специальных налоговых мерах. Эти  льготы довольно большие – допустимые списания составляют 50% стоимости очистного  оборудования за первый год (в США в эти же 80-е годы – около 100% в течение 5 лет, в Германии – 50% в течение 5 лет). Для малых и средних предприятий Японии – по 30 % стоимости очистного оборудования списывается ежегодно в течение 3 лет.

Некоторые виды очистного оборудования освобождаются от уплаты местных налогов. В целом в жизни налоги дифференцированы: с крупных фирм – 44%, средних – 32%, кооперативов – 28%.

Большое внимание уделяется  решению проблемы отходов производства и потребления. В Японии, например, бесплатная передача отходов предприятиями друг другу запрещена. Согласие предприятия перерабатывать отработанные батарейки оплачивают муниципальные службы, которые их поставляют, хотя предприятие уже получило прибыль от производства и реализации дополнительной продукции в виде цветных металлов из них.

Весь этот механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности в развитых странах действует  в направлениях, определенных соответствующими законодательными актами.

Мировая практика показала, что устойчивая деловая активность и стабильное экономическое развитие возможны только при налогах на субъектов предпринимательства не выше 35%.

Сегодня многочисленные налоги у нас намного превышают  указанный оправданный уровень  и становятся просто непосильными для предпринимательства (кроме торгово-посреднических услуг), особенно в такой в целом неприбыльной сфере, как экология.

Вместе с тем можно  назвать несколько важных, с экологической  точки зрения, направлений предпринимательства, где можно получить собственную прибыль: разработка экологических процессов, энерго-и-ресурсо-сберегающих технологий, утилизация отходов производства и потребления.

Однако без серьезной  государственной поддержки, на развитие экологического предпринимательства  рассчитывать трудно. Эта поддержка должна создавать экономическую заинтересованность в сфере экологии и осуществляться на соответствующей нормативно-правовой основе.

Система экологической  сертификации.


В России введена обязательная сертификация товаров, на которые законом установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны ОС.

Анализ зарубежного  опыта показывает, что экологическая  сертификация развивается не только как сертификация продуктов по соответствующим  параметрам, но и как сертификация других объектов, связанных с охраной ОС и рациональным природопользованием.

В США разработка экологических  требований для автомобильной техники  проводится также под эгидой Агентства  по охране окружающей среды. Это же Агентство разрабатывает механизм штрафных санкций за несоблюдения установленных норм. Производители обязаны сами проверять выпускаемую ими автомобильную технику и указывать ее соответствие установленным экологическим требованиям.

В настоящее время  Министерство природы РФ уже выдает сертификаты о подготовленности месторождений полезных ископаемых к освоению. В выдаваемых материалах имеются сведение по качеству разведанных запасов, которые необходимо дополнить показателями требований экологической безопасности в зависимости от направления использования.

Экологическая паспортизация.


Паспорт дает возможность  получить сведения об используемом сырье  и топливе как исходных продуктов  для образования в процессе производства токсичных веществ.

Он позволяет получить полную экологическую характеристику производства, представив сведения о применяемых на предприятии технологических схемах и процессах, в том числе о наличии малоотходных, безотходных, водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых системах водоснабжения, использовании обеззараженных сточных вод.

Паспорт также содержит сведения об очистке сбросов сточных  вод, об утилизации твердых отходов  производства, о наличии и качественных характеристиках применяемых на предприятии технологических схем и оборудования для чистки.

Полученные при паспортизации количественные и качественные данные о выбросах, сбросов и твердых отходов производства позволяют объективно определить масштабы негативного воздействия предприятия в целом и его отдельных производств на окружающую среду.

Одной из важных задач паспортизации является последующее использование паспортной информации.

В настоящее время  просматриваются несколько направлений  использования паспортов:

  • использование паспорта в качестве своеобразного банка различных данных о предприятии, о его экологическом влиянии на окружающую среду;
  • выявление узких мест в технологии, определение приоритетных направлений в природоохранной деятельности как предприятий, так и по рынку в целом;

С учетом изложенных соображений  можно отметить следующие особенности  экологических паспортов, обуславливающие необходимость скорейшей их разработки предприятиями.

Экологический паспорт - нормативный  документ, учитывающий комплексное  влияние предприятий на окружающую среду и позволяющий на основе материальных балансов получить достоверные данные о величине подобного воздействия.

Экологический паспорт - нормативный  документ, оценивающий «экологичность»  применяемых технологий, и может  являться базой для разработки системы  нормирования воздействия предприятия  на окружающую среду.

Экологический паспорт - нормативный документ, отвечающий требованиям, необходимым для использования в многоуровневой информационной системе. Он является банком данных о современном состоянии использования природных ресурсов, их охраны и антропогенном воздействии на окружающую среду.

Таким образом цель экологической  паспортизации - определение влияния  предприятий на окружающую среду, соблюдение ими природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности и разработку не основе данных паспортизации  природоохранных мероприятий.

Структура и содержание экологического паспорта предприятия.

Характеристика  экологического паспорта предприятия.


Экологический паспорт  является документом, в котором должны быть отражены следующие сведения:

  1. Общие сведение о предприятии и его развитии. В общих сведениях указывается взаимное расположение данного мероприятия с граничащими характерными объектами. Приводится карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод, водозаборами, местами складирования отходов и т.д. На карте схеме района размещения предприятия указываются границы санитарно-защитной зоны, жилых массивов, промышленных зон, лесов, с/х угодий, транспортных магистралей, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры, домов отдыха.
  2. Краткая природо-климатическая характеристика района расположения предприятия. Приводятся метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере города; определяются фоновые концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием; характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод. Содердит характеристику климатических условий; характеричтику источников водозабора и приемников сточных вод, фоновый химический состав вод водных объектов.
  3. сведения об используемых предприятием технологиях.
  4. Количественные и качественные харктеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии (балансовая схема материальных потоков, т.е. того, что предприятие потребляет)
  5. Количественные характеристики выпускаемой продукции.
  6. Количественые и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ от предприятия (отдельно в виде справки, с указанием времени, объемов и состава приводятся данные о залповых и аварийных выбросах в атмосферу загрязняющих веществ.
  7. Характеристика водопотребления, водоотведения, состояния водоочистных сооружений отражает объемы, удельные нормативы, состав, качественные и количественные значения содержания загрязняющих веществ в сточных водах предприятия.
  8. Характеристика отходов, перечень полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования), отдельно, в виде справки с указанием времени, объема, состава и места приводятся данные о внеплановых и аварийных случаях сброса в почву, в водные объекты, вывоза, захоронения (складирования) загрязняющих веществ.
  9. Сведения о рекультивации нарушенных земель.
  10. Результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими отечественными и зарубежными.
  11. Сведения о эколого-экономической деятельности предприятия включают данные о затратах на природоохранные мероприятия, их эффективности и основываются на действующих методах оценки.

мет1.doc

— 98.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп1.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп2.2.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп2.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

прп3.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

прп4.4.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

прп4.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

прп5.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

прп6.rtf

— 107.90 Кб (Скачать)

прп7.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Doc1.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Экономическому природопользованию"