Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:18, курс лекций
1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории.
3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес-
тва.
4. Методы познания социально - экономических процессов.
5. Функции экономической теории.
6. Экономические знания - элемент культуры индивида и общества.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО КУРСУ
"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ"
МЕТОД И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
──────────────────────────────
ПЛАН.
1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории.
3. Система
экономических отношений.
тва.
4. Методы познания социально - экономических процессов.
5. Функции экономической теории.
6. Экономические
знания - элемент культуры индивида
и общества.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в нес-
колько этапов:
- научная
мысль древности (Платон, Аристотель,
Ксенофонт и др);
- этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами
внешней торговли);
- этап
физиократии (богатство
тия такой отрасли,
как сельское хозяйство);
- классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо,
Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко).
Они утверждали, что основой богатства общества является труд и с
научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, при-
быль, заработная
плата и др;
- этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия).
Они утверждали, что классовое общество - это вечное общество и
частная собственность
- это вечная собственность;
- марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс,
Энгельс, Ленин).
Содержание марксизма
возникновения и развития капиталистического способа производства, а
так же место и
роль пролетариата в этом обществе;
- Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:
a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в
свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть уми-
рающий капитализм;
б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк).
Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Цен-
ность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и
той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;
в) кембриджская (Альберт Маршалл).
Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить
теории издержек производства, спроса и предложения, производительнос-
ти и воздержания с теорией предельной полезности и предельной произво-
дительности;
г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).
Государство может регулировать все экономические отношения в обществе;
д) школа экономического роста (Ростоу).
Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического
роста от единого
индустриального до пост индустриального
общества.
2. Существует
несколько различных
кой теории.
Марксистское определение.
Экономическая теория изучает экономические отношения производства,
распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития об-
щества.
Самуэльсон.
Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выби-
рают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь
многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные то-
вары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных
индивидов или
групп общества.
Определение
экономики в учебнике
Во-первых экономика - это исследование поведения человека в про-
цессе производства, распределения и потребления материальных благ и
услуг в мире редких ресурсов.
Во-вторых
экономика исследует
ных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения
максимального удовлетворения
материальных потребностей человека.
3. Система экономических отношений - это есть отношения между
людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределе-
ния и потребления между классами и социальными группами, между страна-
ми, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и
крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических
отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.
Система
экономических отношений
водства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирова-
ние.
Материальное
производство является
ческих отношений.
Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и
изменяет его
Средства производства - это то, что человек помещает между собой и
предметом труда, и чем воздействует на предмет
труда.
Главным
фактором производства
Средства производства и работники, приводящие их в движение обра-
зуют производительные
силы общества.
Производительные
силы и экономические
производства.
По Марксу способ производства прошел 5 исторических этапов в своем
развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого
общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу).
Он выделяет 5 стадий экономического роста:
- традиционное общество;
- переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);
- стадия
сдвига и перехода к
- послеиндустриальное общество;
- стадия
массового потребления.
4. Методы
экономической науки
- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений
о предметах исследования от частного, случайного кратковременного,
единичного и
нахождение в них сущностного, постоянного
типичного.
- движение
от абстрактного к конкретному;
- метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положе-
ния и принципы;
- метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений осно-
вываются те или
иные частности экономических
- единство исторического и логического, т.е. экономические процес-
сы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения
и в логической
взаимосвязи;
- экономико-математическое моделирование, создание математических
моделей той или
иной экономической теории.
5. Существуют
несколько функций
- познавательная
функция;
- методологическая,
т.е. экономическая теория
экономические отношения, и производительные силы) и является методоло-
гической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические за-
коны, которые являются исходной методологической посылкой для исследо-
вания в других
науках.
- практическая функция - обеспечить на основе теоретических разра-
боток экономическую
политику.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
──────────────────────────────
НТП И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО ТИПА
──────────────────────────────
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
─────────────────────
1. Труд,
как процесс деятельности
да и производства. Структура
вещественных факторов
2. Функции человека в процессе труда и производства. Человек, как
предпосылка и результат
3. Воспроизводство. Экономический рост и его типы.
4. Сущность,
основные черты и
5. Технический,
экономический и социальный
ника, наука и технологический способ производства.
6. Современный тип экономического роста. Его составляющие и качес-
твенные особенности.
1. Труд
является основой богатства
Труд - это
есть целесообразная
ная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его
потребностей. Труд является главным фактором в развитии и совершен-
ствовании человека. В процессе труда складываются определенные эконо-
мические отношения
между людьми.
Труд
реализуется в процессе
модействие трех факторов:
- труда и рабочей силы;
- предметов труда;
- средств
труда.
Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способнос-
тей человека, его способность
к труду.
Предметы труда - это то, на что направлен труд человека. Они сос-