Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:18, курс лекций

Краткое описание

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории.
3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес-
тва.
4. Методы познания социально - экономических процессов.
5. Функции экономической теории.
6. Экономические знания - элемент культуры индивида и общества.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧ ТЕОРИЯ.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

КОНСПЕКТ  ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ" 
 

МЕТОД И  ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

───────────────────────────────────── 

ПЛАН. 

    1. Зарождение  и основные этапы развития  экономической теории.

    2. Предмет  экономической теории.

    3. Система  экономических отношений. Экономическая  структура общес-

       тва.

    4. Методы  познания социально - экономических  процессов.

    5. Функции экономической теории.

    6. Экономические  знания - элемент культуры индивида  и общества. 

                             

СОДЕРЖАНИЕ. 

    1. Зарождение  экономической теории и ее  развитие  прошло  в  нес-

колько этапов: 

    - научная  мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); 

    - этап  меркантевизма  (богатство  общества  определяется  объемами

внешней торговли); 

    - этап  физиократии (богатство общества  определяется уровнем разви-

тия такой отрасли, как сельское хозяйство); 

   - классическая экономическая теория (Адам  Смитт,  Давид Рикардо,

Уильям Петти, Франсуа  Кенэ, Тюрко).

      Они утверждали, что основой богатства  общества является труд и с

научных позиций  исследовали такие категории, как  товар,  деньги,  при-

быль, заработная плата и др; 

    - этап  буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия).

      Они утверждали, что классовое  общество - это вечное  общество  и

частная собственность - это вечная собственность; 

    - марксистская  или  пролетарская  экономическая  теория   (Маркс,

Энгельс, Ленин).

      Содержание марксизма сводилось  к тому,  чтобы  показать  историю

возникновения и  развития капиталистического  способа  производства,  а

так же место и  роль пролетариата в этом обществе; 

    - Конец  XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:

      a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает  в

свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм  есть  уми-

рающий капитализм;

      б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк).

Они утверждали теорию предельной полезности  материальных  благ.  Цен-

ность любого блага  определяется ограниченностью его, редкостью  его  и

той пользой, которую  может принести последний экземпляр  данного блага;

      в) кембриджская (Альберт Маршалл). 

Суть его теории сводилась к тому, что  он  сделал  попытку  объединить

теории издержек производства, спроса и предложения,  производительнос-

ти и воздержания  с теорией предельной полезности и предельной произво-

дительности;

      г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).

Государство может  регулировать все экономические  отношения в обществе;

      д) школа экономического роста  (Ростоу).

Общество проходит в своем  развитии  несколько  этапов  экономического

роста от единого  индустриального до пост индустриального общества. 

    2. Существует  несколько различных определений  предмета экономичес-

кой теории. 

    Марксистское  определение.

    Экономическая  теория изучает экономические  отношения производства,

распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития об-

щества. 

    Самуэльсон.

    Предмет  экономической теории изучает,  как люди  и  общество  выби-

рают способ использования  дефицитных  ресурсов,  которые  могут  иметь

многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные  то-

вары и распределить их сейчас или в будущем для  потребления  различных

индивидов или  групп общества. 

    Определение  экономики в учебнике Макконнела  и Брю.

    Во-первых  экономика - это исследование  поведения человека  в  про-

цессе производства, распределения и потребления  материальных  благ  и

услуг в мире редких ресурсов.

    Во-вторых  экономика исследует эффективное  использование ограничен-

ных производственных ресурсов или управление ими  с  целью  достижения

максимального удовлетворения материальных потребностей человека. 

    3. Система  экономических отношений  -  это   есть  отношения  между

людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их  распределе-

ния и потребления  между классами и социальными  группами, между страна-

ми, предприятиями или фирмами, внутри  предприятий,  между  мелкими  и

крупными собственниками в городе и деревне; вся система  экономических

отношений рассматривается  во взаимосвязи, в их единстве.

    Система  экономических отношений соответствовать   состоянию  произ-

водства, чтобы  обеспечивать его развитие и эффективное  функционирова-

ние.

    Материальное  производство является материальной  основой  экономи-

ческих отношений. 

    Предмет  труда - это то, на что человек  воздействует своим трудом и

                    изменяет его 

    Средства  производства - это то, что человек  помещает между собой и

                    предметом труда, и  чем   воздействует  на  предмет

                    труда. 

    Главным  фактором производства является  работник. 

    Средства  производства и работники, приводящие их в движение  обра-

зуют производительные силы общества. 

    Производительные  силы и экономические  отношения   образуют  способ

производства. 

    По Марксу  способ производства прошел 5 исторических  этапов в своем

развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии  человеческого

общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу).

Он выделяет 5 стадий экономического роста:

    - традиционное  общество;

    - переходное  общество (стадия подготовки условий для сдвига);

    - стадия  сдвига и перехода к индустриальному  обществу;

    - послеиндустриальное  общество;

    - стадия  массового потребления. 

    4. Методы  экономической науки разнообразны:

    - метод  научной абстракции, т.е. освобождение  наших  представлений

о предметах исследования  от  частного,  случайного  кратковременного,

единичного и  нахождение в них сущностного, постоянного  типичного. 

    - движение  от абстрактного к конкретному; 

    - метод  индукции, т.е. из анализа частного  выводятся общие положе-

ния и принципы; 

    - метод  дедукции (гипотетический), на основе  общих положений осно-

вываются те или  иные частности экономических объектов и процессов. 

    - единство  исторического и логического,  т.е. экономические процес-

сы рассматриваются в исторической последовательности их  возникновения

и в логической взаимосвязи; 

    - экономико-математическое  моделирование, создание  математических

моделей той или  иной экономической теории. 

    5. Существуют  несколько функций экономической  теории.

    - познавательная  функция; 

    - методологическая, т.е. экономическая теория исследует   общее  (и

экономические отношения, и производительные силы) и является методоло-

гической базой  для других наук, т.к. выявляет общие  экономические  за-

коны, которые являются исходной методологической посылкой для исследо-

вания в других науках. 

    - практическая  функция - обеспечить на основе  теоретических разра-

боток экономическую  политику. 
 
 
 
 
 
 

               ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФАКТОРОВ  ПРОИЗВОДСТВА.

               ──────────────────────────────────────────────

                  НТП И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ  НОВОГО ТИПА

                  ────────────────────────────────────────

                            ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

                           ───────────────────── 

                                    ПЛАН. 

    1. Труд, как процесс деятельности отношения.  Факторы процесса тру-

       да и производства. Структура  вещественных факторов производства.

    2. Функции  человека в процессе труда  и производства. Человек, как

       предпосылка и результат общественного  производства.

    3. Воспроизводство.  Экономический рост и его типы.

    4. Сущность, основные черты и закономерности  НТП.

    5. Технический,  экономический и социальный прогресс  общества. Тех-

       ника, наука и технологический  способ производства.

    6. Современный  тип экономического роста. Его  составляющие и качес-

       твенные особенности. 

                                 СОДЕРЖАНИЕ. 

    1. Труд  является основой богатства любого общества.

    Труд - это  есть целесообразная деятельность  человека,  направлен-

ная на изменение  предметов и сил природы в  целях  удовлетворения  его

потребностей. Труд является главным фактором в  развитии  и  совершен-

ствовании человека. В процессе труда складываются определенные  эконо-

мические отношения  между людьми. 

    Труд  реализуется в процессе производства, а оно предполагает взаи-

модействие трех факторов:

    - труда  и рабочей силы;

    - предметов  труда;

    - средств  труда. 

    Рабочая  сила - это совокупность физических и умственных способнос-

                   тей человека, его способность  к труду. 

    Предметы  труда - это то, на что направлен  труд человека. Они  сос-

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"