Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:18, курс лекций
1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории.
3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес-
тва.
4. Методы познания социально - экономических процессов.
5. Функции экономической теории.
6. Экономические знания - элемент культуры индивида и общества.
ческих и гражданских лиц;
- самостоятельное
формирование программы
тельности, выбор поставщиков и потребителей, установление цен в соот-
ветствии с законодательством;
- свободный наем работников;
- привлечение
и использование материально-
трудовых, природных и других ресурсов, использование которых не запре-
щено и не ограничено законом;
- свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесение пла-
тежей, установленных законодательством;
- самостоятельное
осуществление внешней
Предпринимательство
на Украине может
мах - по выбору предпринимателя.
5. Основными условиями осуществления предпринимательской дея-
тельности являются:
а) Государственная регистрация предпринимателей в исполнительном
комитете. Для этого необходимо: заявление, решение учредителей, ус-
тав.
б) Право найма работников и социальные гарантии при использовании
их труда. Наймы осуществляются на основании договора об использовании
труда. Условия труда, охрана, оплата (не ниже минимального уровня, ус-
тановленного государством).
в) Социальные гарантии (социальное и медицинское страхование и со-
циальное обеспечение).
г) Ответственность предпринимателя:
- не причинять ущерба
- не нарушать охраняемые
предпринимателей и
д) Условия
о прекращении
- по собственной инициативе;
- по решению суда или арбитража;
- по истечении срока действия лицензии;
- при банкротстве.
Государственное предпринимательство всегда гарантирует со стороны
государства:
а) Равные права, равные возможности для доступа к материально-тех-
ническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ре-
сурсам.
б) Неприкосновенность имущества предпринимателя и обеспечение за-
щиты прав его
собственности.
в) Поддержка
предпринимательства
- предоставление земельных
- передача государственного
принимательской деятельности;
- организация информационного обслуживания предпринимателей;
- подготовка и переработка
- стимулирование
чагов (целевые субсидии, налоговые льготы);
- стимулирование модернизации технологий и освоения новых ви-
дов продукции и услуг;
- предоставление
- предоставление других видов
помощи.
г) Обязательное
регулирование
- законодательное обеспечение
принимателями;
- защита потребителей от
ции и монополизма;
- строительство своих отношений с предпринимателями на основе
налоговой и финансово-
- предпринимательство
Иностранные
граждане имеют право
нимательство и
несут такие же обязанности, как
и граждане Украины.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТИПЫ
──────────────────────────────
ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - ПЕРВООСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
──────────────────────────────
1. Сущность,
основные черты, формы и
ства.
2. Товарный тип хозяйства: сущность, условия становления и основ-
ные черты.
3. Система основных категорий товарного производства и обращения,
их эволюция:
а) товар, его потребительская стоимость;
б) стоимость товара, меновая стоимость, индивидуальная и об-
щественная стоимость товара, механизм определения величи-
ны стоимости товара, факторы величины стоимости товара;
в) особенности товарных
г) деньги: происхождение, сущность и функции;
д) система денежного
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Два
типа хозяйствования: натуральное
и товарное.
Натуральный тип - это такой тип организации общественного хозяй-
ствования, при котором
для внутреннего потребления.
Производитель
продукта должен быть
ства.
Продукт
труда не является товаром.
Формы
натурального хозяйства
разными. Границы натурального хозяйства определяются системой внутрен-
него потребления.
2. Товарный тип объективно обусловлен на определенном этапе разви-
тия человеческого общества.
Определение
товарного производства
те по поводу так называемого вопроса о рынках : "...под товарным
производством разумеется
такая организация
ния, когда продукты производятся отдельными обособленными производите-
лями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо
продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необхо-
дима купля - продажа продуктов (становящихся в силу этого товаром) на
рынке".
Для
становления товарного
- общественное разделение труда;
- обмен, рынок.
Основные черты товарного хозяйства:
- производитель продукта труда может быть собственником средств
производства, но может и не быть им;
- продукт труда является товаром;
- рабочая
сила становится товаром.
3а. Товар, это есть продукт труда, удовлетворяющий какую либо че-
ловеческую потребность через
обмен, рынок.
Товар
обладает потребительской
товара удовлетворять какую либо общественную потребность. Исходя из
общественной потребности товары делятся на средства производства и
предметы потребления.
Средства производства - это товары, удовлетворяющие производствен-
ные потребности общества.
Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие личные потреб-
ности человека.
3б. Товар имеет стоимость. По вопросу величины стоимости сущес-
твуют три подхода:
- марксистский:
величина стоимости
воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух
факторов:
а) производительности труда;
б) интенсивности труда.
Производительность труда - это количество продукции, производимой
в единицу времени.
Интенсивность труд - это количество труда, затраченное в единицу
времени.
Рост
производительности труда
рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не ме-
няет стоимости
единицы продукции.
- австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ог-
раниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может при-
нести последний
экземпляр товаров определенной
группы.
- кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется
издержками производства, спросом и предложением и предельной полезнос-
тью.
Меновая стоимость - это количество или пропорция, в которой одна
потребительская стоимость
на рынке.
Стоимость
бывает индивидуальная и
Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого
производителя.
Общественная
стоимость проявляется на
Величина стоимости товара зависит от трех факторов:
а) общественная производительность труда;
б) ограниченность и редкость ресурсов;
в) спрос
и предложение.
3в) Транспорт
это четвертая сфера
ле промышленности,
строительства и сельского
Продукция
транспорта - само перемещение (перевозка).
Понятие товара нельзя отрывать от интереса потребителя. Он готов
платить за такой товар транспорта, который удовлетворяет следующим
требованиям: