Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа
В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.
Введение
Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………
Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..
2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………
2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….
2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..
2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования
агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Созрели
предпосылки для изменений в
управлении экономикой. Ожидается рост
интереса к финансовому менеджменту. Пока
что в сельскохозяйственных предприятиях
эта работа практически отсутствует. Если
все приведенные факторы будут иметь место,
отрасль может выйти из финансового тупика
(5).
Заключение
Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики. « В скором времени, когда часть наших деревень окончательно вымрет, в наш адрес со стороны густонаселенных соседей могут раздаться упреки, что мы не умеем управлять своими территориями». И недоброжелатели будут абсолютно правы, ведь все реформы АПК за последние 20 лет привели только к увеличению импорта сельхозпродукции. По причине диспаритета цен на продовольственную и промышленную продукцию потери сельского хозяйства в 2004 г. составили 26 млрд. руб. к примеру, цены на дизельное топливо за год выросли на 60%, а на сельхозпродукцию - всего на 17. Поэтому затраты на приобретение ГСМ составляют у сельхозпредприятий до 30% себестоимости продукции, а остальные 70% включают весь комплекс производственных затрат и зарплату, которая немного ниже средней по стране.
«Мы стоим на пороге почти не решаемой проблемы - устойчивой сельской бедности».
27% - составляет сельское население в общей численности населения Российской Федерации (или 38,4 млн. человек) на 1 января 2004 года.
2991 руб. - такова средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве за ноябрь 2004 г. (42,4% от средней начисленной зарплаты по стране).
3792 млн. руб. – составляет просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2005 года в сельском хозяйстве.
Статистический анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры, в том числе предусмотренные постановлением Правительства РФ "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году", существенно не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. Более чем у 80% сельскохозяйственных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводившихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу к экономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.
Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние – инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение правил экономического поведения и противоречивость земельного и аграрного законодательства снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние – несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.
Чтобы выйти из кризисного состояния, необходимо устранить вышеуказанные причины и принять следующие меры.
1. В сложившихся кризисных условиях наряду с принятием регионами локальных мер по защите внутреннего рынка продовольствия необходимо усиление роли системы государственных закупок продовольствия. При определении объема государственных закупок основных сельскохозяйственных продуктов и финансовых ресурсов, направляемых на эти цели, следует учитывать возможности бюджетов всех уровней, средние мировые цены важнейших продуктов питания и сельскохозяйственного сырья; приоритетность продуктов для страны.
2.
Для осуществления
3. Основной упор в выделении средств федерального бюджета на финансирование АПК должен быть сделан на финансирование разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать финансовым возможностям бюджета.
4. Необходима целевая поддержка из федерального и региональных бюджетов наиболее жизнеспособных предприятий АПК, вокруг которых могут успешно функционировать и другие предприятия этой сферы.
5.
Важнейшей задачей является
отработка процедуры
6. Необходимо улучшить практику применения основных финансовых рычагов развития АПК, включая:
создание системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов;
государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые не могут получить кредит в коммерческих кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабатывающих предприятий).
7. Усовершенствовать систему государственной поддержки АПК через использование созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда; фонда льготного кредитования; фондов для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и др.
Кроме
того, необходимо помнить, что подъем
в агропромышленном секторе возможен
только после достижения устойчивой
макроэкономической стабилизации и
роста показателей в
Список литературы
Экономика отраслей АПК/ Под редакцией доктора экономических наук профессора И.А. Минакова. – Москва, «Колос», 2004.
Экономика сельского хозяйства/ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова. – М.: КолосС, 2004.
Экономика и управление в сельском хозяйстве: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Г.А. Петранева, А.В. Мефед, М.П. Тушкапов и др.; Под ред. Г.А. Петраневой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.