Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………

Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..

2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………

2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….

2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..

2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования

агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

  Созрели предпосылки для изменений в  управлении экономикой. Ожидается рост интереса к финансовому менеджменту. Пока что в сельскохозяйственных предприятиях эта работа практически отсутствует. Если все приведенные факторы будут иметь место, отрасль может выйти из финансового тупика (5). 
 

 

   Заключение 

  Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики. « В скором времени, когда часть наших деревень окончательно вымрет, в наш адрес со стороны густонаселенных соседей могут раздаться упреки, что мы не умеем управлять своими территориями». И недоброжелатели будут абсолютно правы, ведь все реформы АПК за последние 20 лет привели только к увеличению импорта сельхозпродукции. По причине диспаритета цен на продовольственную и промышленную продукцию потери сельского хозяйства в 2004 г. составили 26 млрд. руб. к примеру, цены на дизельное топливо за год выросли на 60%, а на сельхозпродукцию - всего на 17. Поэтому затраты на приобретение ГСМ составляют у сельхозпредприятий до 30% себестоимости продукции, а остальные 70% включают весь комплекс производственных затрат и зарплату, которая немного ниже средней по стране.

  «Мы стоим на пороге почти не решаемой проблемы - устойчивой сельской бедности».

  27% - составляет сельское население в общей численности населения Российской Федерации (или 38,4 млн. человек) на 1 января 2004 года.

  2991 руб. - такова средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве за ноябрь 2004 г. (42,4% от средней начисленной зарплаты по стране).

  3792 млн. руб. – составляет просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2005 года в сельском хозяйстве.

  Статистический  анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры, в том числе предусмотренные постановлением Правительства РФ "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году", существенно не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. Более чем у 80% сельскохозяйственных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводившихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу к экономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.

  Существуют  как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние – инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение правил экономического поведения и противоречивость земельного и аграрного законодательства снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую   покупательную   способность   и   сокращение   платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние – несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.

  Чтобы     выйти     из     кризисного     состояния,     необходимо     устранить вышеуказанные причины и принять следующие меры.

  1. В сложившихся кризисных условиях наряду с принятием регионами локальных мер по защите внутреннего рынка продовольствия необходимо усиление   роли   системы   государственных   закупок   продовольствия.   При определении объема государственных закупок основных сельскохозяйственных продуктов   и   финансовых  ресурсов,   направляемых   на  эти   цели,   следует учитывать возможности бюджетов  всех  уровней,   средние мировые   цены важнейших      продуктов      питания      и      сельскохозяйственного      сырья; приоритетность продуктов для страны.

  2. Для осуществления государственных  закупок целесообразно создание  специальной     государственной     системы,     имеющей    в     распоряжении необходимую материально-техническую базу.

  3.   Основной   упор   в   выделении   средств   федерального   бюджета   на финансирование АПК должен быть сделан на финансирование разработанных федеральных    программ,    количество    которых    должно    соответствовать финансовым возможностям бюджета.

  4.  Необходима  целевая  поддержка   из   федерального  и  региональных бюджетов наиболее жизнеспособных предприятий АПК, вокруг которых могут успешно функционировать и другие предприятия этой сферы.

  5.  Важнейшей  задачей  является  отработка  процедуры  банкротства   и санации предприятий АПК.

  6.  Необходимо улучшить практику  применения основных финансовых рычагов развития АПК, включая:

  создание  системы сельскохозяйственных кредитных  кооперативов;

  государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые не могут получить кредит в коммерческих кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабатывающих предприятий).

  7. Усовершенствовать систему государственной поддержки АПК через использование созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда; фонда льготного кредитования; фондов для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и др.

  Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и  роста показателей в промышленных отраслях.

 

   Список литературы 

  1. Минаков И.А.

Экономика отраслей АПК/ Под редакцией доктора экономических наук профессора И.А. Минакова. – Москва, «Колос», 2004.

  1. Минаков И.А., Сабетова Л.А., Куликов Н.И.

Экономика сельского хозяйства/ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под  ред. И.А. Минакова. – М.: КолосС, 2004.

  1. Петранева Г.А.

Экономика и управление в сельском хозяйстве: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Г.А. Петранева, А.В. Мефед, М.П. Тушкапов и др.; Под ред. Г.А. Петраневой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  1. Ежемесячный научно-практический журнал «Экономист» №10/2003.
  2. Ежемесячный научно-практический журнал «Экономист» №6/2004.
 
 

 

Информация о работе Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России