Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа
В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.
Введение
Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………
Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..
2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………
2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….
2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..
2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования
агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Анализ формирования российского рынка средств производства для сельского хозяйства показывает, что многие объективные требования не соблюдаются, а система материально-технического обеспечения села не только не улучшается, а, наоборот, приходит в упадок.
За годы реформ было практически разрушено централизованное обеспечение сельского хозяйства России ресурсами на основе выделяемых фондов. В то же время формирование новых горизонтальных связей между поставщиками и потребителями продукции и производственного назначения идет медленно и с большими трудностями. В условиях нарастающего спада производства материально-технических средств для села существенно усилился диктат поставщиков по отношению к потребителям в отношении определения объемов, номенклатуры, качества, сроков поставки и цен на продукцию. Почти полностью отсутствует такое обязательное для нормального функционирования рынка условие, как конкуренция предприятий и торговых организаций-поставщиков.
В
результате ухудшения материально-
Разрушение системы централизованных поставок ресурсов по фондам и лимитам не привело к созданию условий для формирования свободного рынка средств производства. Предприятия-монополисты, преобладающие в ресурсопроизводящих отраслях, воспользовались правом свободного повышения цен на продукцию, что позволило им получать высокие доходы при сокращении объемов выпуска продукции. Уменьшению поставок материально-технических ресурсов также способствовало снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей в результате значительного диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Для разрешения трудностей в формировании рыночных связей между поставщиками и потребителями требуется экономическое регулирование рынка. Такое регулирование носит не административный, а финансово-экономический характер.
Опыт регулирования рынков в развитых странах представляет большой интерес для России. Главным является поддержание государством такого уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, который компенсировал бы возрастающие затраты на приобретение средств производства, что гарантирует сохранение паритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. В развитых странах за счет государственных субсидий покрывается до 1/3 производственных издержек сельских товаропроизводителей, а это, в свою очередь, способствует созданию емкого рынка для сбыта техники, топлива, минеральных удобрений и других материальных ресурсов, то есть нормальному функционированию рынка средств производства.
В сложившейся ситуации приемлемой формой экономических связей между поставщиками средств производства и их потребителями могут быть лизинговые отношения, позволяющие получить нужную технику и ресурсы с оплатой в год получения лишь части стоимости (30 - 40%). Помимо облегчения условий закупок дорогостоящей техники лизинговые отношения позволяют обеспечить гарантированные технические уходы и ремонт техники (2).
Рынок труда — это общественно-экономическая форма движения рабочей силы, занятой в аграрной сфере. Он представляет собой систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Для рынка труда характерны следующие особенности. Во-первых, если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Во-вторых, предложение рабочей силы определяется демографическими факторами — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В-третьих, серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы миграции. В-четвертых, на потребность в рабочей силе влияет научно-технический процесс. Эти особенности необходимо учитывать при формировании и развитии рынка труда в аграрной сфере.
В процессе становления рынка труда в аграрном секторе обостряются проблемы занятости и возникают новые проблемы, обусловленные проводимыми преобразованиями в сельском хозяйстве. Сокращается естественный прирост населения в сельской местности в результате снижения рождаемости и повышения смертности, возрастает скрытая безработица, уменьшается число высококвалифицированных работников и специалистов сельского хозяйства, работников в трудоспособном возрасте, увеличивается средний возраст работников аграрного сектора. Однако миграция населения из села уменьшается. Сокращение оттока работников из села в город не является следствием улучшения ситуации в деревне, а обусловлено сокращением спроса на рабочую силу в городе.
Опыт развитых стран показывает, что рынок аграрного труда способен значительно улучшить использование трудовых ресурсов села, резко сократить потребность в них в сельском хозяйстве. В то же время рыночные отношения ведут к целому ряду негативных социальных последствий, наиболее болезненным из которых является безработица (2).
В последний период различные международные организации (ФАО и др.) широко занимаются анализом продовольственного обеспечения населения России. Результаты такого анализа потом используются при решении вопросов предоставления гуманитарной помощи, щадящих режимов в торговле. В своих оценках они, как правило, стараются смягчать глубину кризисного положения в продовольственной сфере нашей страны. Их цель: добиться большей открытости российского продовольственного рынка для импорта продуктов.
Анализ показывает, что реальные доходы населения снизились в большей степени, чем спад производства. В 2002 г. объем валового внутреннего продукта составил 72,3% к уровню 1990 г., а реальные доходы на душу населения - только 50,5%. Иначе говоря, если объем ВВП сократился в 1,38 раза, то доходы населения - в 2 раза. Это означает, что доля населения в результатах производства, выраженных объемом валового внутреннего продукта, снизилась за годы реформ на 30% (50,5 : 72,3 = 0,70, или 70%), т. е. экономика за годы реформ стала еще менее социально ориентированной, чем прежде, хотя в постдефолтовский период наблюдается рост темпов развития, но он обеспечивается в основном за счет нефтегазовых сфер в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. По сравнению с 1997 г. экспорт минерального сырья возрос в 2001 г. 25 млрд. долл., или на 750-800 млрд. руб. Понятно, что такой прирост портных доходов за природное сырье оказывает непосредственное и значительное влияние на общий объем ВВП, другие экономические показатели и темпы их прироста. По расчетам специалистов, за 1999-2003 гг. ВВП увеличивался в среднем на 6,2% в год. Из этого прироста 5,9% приходится на благоприятные цены международного рынка минерального сырья ("фактор удачи") и только 0,3% - на другие факторы. Если весь прирост принять за 100%, то экспортно-сырьевой дает 95% (5,9 : 6,2 • 100), а внутренние факторы - лишь (0,3 : 6,2 • 100).
К сожалению, даже в эти годы продолжается и усугубляется сложившаяся прежде тенденция отрыва экономики от человека. Так, в 2002 г. ВВП составил по отношению к 1997 г. 119,5%, а реальные доходы населения - только 97,1%. Это означает, что при заметном росте производства и доходов общества страна по доходам населения не вышла даже на уровень 1997 г. (снижение около 3%). Антисоциальное содержание экономического курса еще более наглядно просматривается при сравнении приведенных данных о приросте доходов за экспорт минерального сырья с расходами на социальные нужды. В 2001 все социально-культурные расходы по бюджету составили 203 млрд. руб., а дефицит средств для повышения доходов населения до прожиточного уровня равнялся 230 млрд. руб. И в этих сверхблагоприятных условиях государственные органы не только не обеспечили назревшего повышения доходов населения, но даже полностью не решили вопрос о задолженностях по заработной плате и пенсиям (4).
На Западе основанием для роста безработицы является исчерпание рынка, когда дальнейшее его расширение означало бы перепроизводство продовольственных товаров, а значит, и снижение эффективности деятельности. В сельском хозяйстве России нет пока факторов перенасыщения и, следовательно, могут создаваться новые рабочие места для высвобожденных работников. Препятствием является отсутствие достаточных инвестиций. Следовательно, в ближайшие годы рынок аграрного труда будет в значительной мере дисбалансирован, то есть одновременно будут иметь место как дефицит кадров, так и безработица.
На формирование рынка труда большое влияние оказывает сезонность производства в сельском хозяйстве. На сельскохозяйственных предприятиях резко возрастает потребность в рабочей силе в весенне-летний период. Особенно высока потребность трудовых ресурсах у хозяйств, занимающихся возделыванием сельскохозяйственных культур, с низким уровнем механизации работ - овощеводческих, плодоводческих и др. Например, на уборку семечковых плодов крупные садоводческие хозяйства привлекают до 2 тыс. сезонных и временных рабочих, что в 3 – 4 раза превышает численность постоянных работников. Для выполнения сельскохозяйственных работ в этот период используют работников промышленных предприятий, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, что способствует сокращению скрытой безработицы. Но в осенне-зимний период многие постоянные работники сельскохозяйственных предприятий, особенно растениеводческих, не обеспечены работой. Это важный фактор роста скрытой безработицы на селе.
Следует отметить, что в сельской местности темпы роста высвобождаемых работников более высокие, чем в городах. Обострение безработицы — следствие продолжающегося спада сельскохозяйственного производства. Увеличение числа безработных происходит и за счет незанятого населения (домохозяйки и т. д.). В сельской местности на их долю приходится 12 % трудоспособного населения.
Безработица в сельской местности сдерживается руководителями сельскохозяйственных предприятий, которые, несмотря на спад производства, стараются удержать имеющиеся кадры путем сокращения вакансий, назначения минимальных должностных окладов работающим, принудительного отправления работников в длительные отпуска без сохранения заработной платы, т. е. имеет место скрытая безработица. Пополняют ряды безработных и обанкротившиеся фермеры, которые в условиях проводимой налоговой, ценовой, кредитной политики нередко разоряются.
Стабилизации рынка труда в аграрной сфере будет способствовать создание дополнительных рабочих мест за счет развития различных видов индивидуальной трудовой деятельности, мелкого бизнеса, организации новых форм хозяйствования. Для этого необходимы поддерживающие меры со стороны государства.
Следует отметить, что условия формирования рынка труда будут сложными: анализ демографического состава безработных показывает, что 2/3 из них — женщины, более 67 % — молодежь в возрасте от 16 до 19 лет. Преобладание в составе сельских безработных женщин связано прежде всего с сокращением объемов производства животноводческой продукции, уменьшением численности специалистов и служащих на сельскохозяйственных предприятиях, а также с разрушением социально-культурной сферы села.
Масштабы
безработицы могут
Службы (центры) занятости не обладают достаточным потенциалом для решения сложных задач, стоящих перед ними.
В процессе развития рыночных отношений произойдут определенные сдвиги в структуре занятости сельского населения, качественном составе работников, соотношении управленцев, специалистов и рабочих кадров. В связи с этим перед сельскими службами занятости, администрациями районов стоит важная задача по формированию цивилизованного рынка аграрного труда.
Политика на рынке труда должна включать государственные меры поддержки трудоспособного сельского населения, потерявшего работу, но желающие эффективно трудиться и активно ищущего новые виды деятельности. Основными направлениями государственного регулирования развития рынка труда являются: стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест, подготовка и переподготовка работников, содействие найму рабочей силы, выделение средств на пособия безработным (2).
Закон, которого так ждали, - закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения - вступил в силу с 24 января 2003 г.
Новый закон не пересматривает результаты приватизации земель, он полностью сохраняет все права, которые имели собственники земельных участков и земельных долей до принятия закона. Но, во-первых, необходимо было законодательно отрегулировать земельные отношения. Во-вторых, снять неоправданные ограничения на аренду, ипотеку, куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. В-третьих, четко разделить полномочия федеральных и региональных органов власти.
Закон распространяется лишь на земли сельскохозяйственного назначения, но не на все.
Действия данного закона не распространяются на земли сельхозназначения, на которых расположены застройки, дороги, личные подсобные хозяйства, индивидуальные и коллективные садоводства и огородничества, леса, прочие земли. Их оборот регулируется в соответствии с Земельным кодексом РФ. В общей сложности из действий данного закона исключены около 160 млн. га земель сельхозназначения.
Закон об обороте земель сельхозназначения и земельный кодекс существенно изменили правила приватизации земель. Теперь бесплатно получить земли сельхозназначения в собственность нельзя. Земля предоставляется только за плату. Из этого правила нет исключений. Исключения могут быть установлены Федеральным законодательством и законами субъектов РФ. В Земельном кодексе уже установлены два исключения: граждане, имеющие землю в бессрочном пользовании или наследуемом владении, могут один раз приватизировать ее бесплатно.