Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………

Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..

2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………

2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….

2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..

2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования

агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

   На  рынках сельскохозяйственной продукции  предприятия и другие производители  этой продукции взаимодействуют  с поставщиками средств производства и различных услуг для сельского  хозяйства, с перерабатывающими предприятиями, с оптовой торговлей и другими покупателями.

   На  особенностях рынка сельскохозяйственной продукции сказывается специфика  самой отрасли и производимых ею продуктов.

   В агропромышленном комплексе наряду с рынками сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров функционирует рынок материально – технических ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. На рынке сельскохозяйственной продукции проявляются следующие особенности спроса:

  • есть гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию;
  • спрос в этой сфере отличается производностью, т.е. потребность в одних продуктах вызывает спрос на другие, к примеру, рост спроса и потребления мяса вызывает спрос на корма;
  • возрастание спроса на сельскохозяйственные продукты как источника продуктов питания происходит медленно в связи с устоявшимися привычными затратами потребителя на питание;
  • спрос на продукты сельского хозяйства отличается низкой эластичностью.

   Эластичность  – это степень изменения количества спроса в ответ на изменение цены.

   Исследование  эластичности спроса необходимо для  ценообразования, решения вопроса  относительно изменения объема продаж и целесообразности привлечения  дополнительных затрат в производство. Наряду с эластичностью спроса по цене учитывают эластичность спроса по доходам, эластичность предложения по цене и перекрестную эластичность.

   Для определения коэффициента эластичности спроса по цене используется формула

   Кэ = ∆Q/∆P,

   где ∆Q – прирост спроса, %; ∆P – прирост цены, %.

   Если  Кэ > 1, то имеет место относительная эластичность. В этом случае небольшое процентное изменение рыночной цены означает значительное процентное изменение спроса или предложения.

   Если  Кэ < 1, то имеет место относительная неэластичность, т.е. значительное процентное изменение рыночной цены вызывает небольшое процентное изменение спроса или предложения.

   При Кэ = 0 отмечается абсолютная неэластичность, когда изменение рыночной цены не влияет на спрос или предложение. Это можно объяснить ситуацией, при которой потребителю требуется одно и то же количество продукта вне зависимости от его цены.

   Если  Кэ = 1, то эластичность считается единичной. Спрос и предложение изменяются в той же пропорции, что и рыночная цена.

   Методика  расчета эластичности спроса по доходу аналогична методике расчета эластичности спроса по цене.

   Зависимость спроса от доходов впервые была выявлена и описана в XIX в. немецким ученым Э. Энгелем. Суть закона Энгеля в следующем: с ростом дохода доля затрат на питание снижается, в то же время возрастает доля расходов на непродовольственные товары. При низких доходах большей части населения России удельный вес расходов на питание составляет от 30 до 80% (1).

 

    1. Система рынков в сельском хозяйстве.

   Аграрный  рынок, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную внутреннюю структуру и включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственной продукции, земли, средств производства (материальных ресурсов), труда. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных рынков приводит к снижению эффективности рыночных отношений. 

   Рынок сельскохозяйственной продукции — это сфера обмена товарами сельского хозяйства между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. Создание этого рынка тесно связано с ликвидацией монополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции по «твердым» ценам, с широким развертыванием прямой продажи произведенной продукции непосредственно самими товаропроизводителями. При формировании рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья государство использует экономические методы. Важное значение при этом заключается в соблюдении принципа паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

   В зависимости от видов сельскохозяйственной продукции, представленных на рынке, различают: рынок зерна, рынок картофеля и овощей, рынок мяса и мясопродуктов, рынок молока и молокопродуктов и т.д.

   Рынку сельскохозяйственной продукции свойственны  определенные особенности, вытекающие из особенностей самого сельскохозяйственного производства.

   1. Зависимость предложения от погодных условий, ограничивающая возможности контроля сельским товаропроизводителем количества и качества продукции.

   2. Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять потребности населения в пище. В определенной степени эта особенность компенсирует отрицательное влияние предыдущей.  Сельскохозяйственный товаропроизводитель может использовать ее для повышения эффективности своей деятельности. Он имеет возможность не производить из года в год одну и ту же продукцию, а маневрировать, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, таким образом успешно бороться с конкурентами и находить новые источники дохода.

   3.  Большой объем продукции и  ее скоропортящийся характер вызывают необходимость, с одной стороны, в хранилищах (в особенности для овощей, картофеля, плодов), с другой — в реализации в максимально сжатые сроки. Это позволяет избежать значительных потерь, а следовательно, снижения доходности производства.

   4.  Сосредоточение потребления сельскохозяйственной  продукции в городах, что вызывает необходимость ее сбыта через различного рода посредников. Это означает потери определенной доли дохода товаропроизводителей; они вынуждены «делиться» с посредниками частью стоимости своей продукции.

   В самом общем виде структура рынка  сельскохозяйственной продукции представлена на рисунке 3.

Рис.3. Структура рынка сельскохозяйственной продукции 

   В основе ценообразования на сельскохозяйственную продукцию должен лежать принцип учета спроса и предложения. При этом следует помнить, что рынок сельскохозяйственной продукции имеет ряд особенностей, которые не позволяют оставлять цены на нее полностью свободными. Это связано с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условий производства и высокой капиталоемкостью сельского хозяйства. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая:

   определение целевых цен, обеспечивающих доходность, достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства;

   установление  гарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже целевых и использоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня;

   введение  механизма залоговых операций и  использование рыночных цен; для залоговых операций целесообразно иметь квоты на гарантированные закупки продукции.

   Рыночные  отношения предполагают конкурентное, но беспрепятственное продвижение продукции от производителя к потребителю. Эта система должна включать: механизм квотирования, обеспечивающий гарантию реализации определенной части сельскохозяйственной продукции; создание фермерских региональных продовольственных фондов и резервов; закупки государством продукции для осуществления товарных инвестиций в случаях, когда необходимо вмешательство с целью ликвидации дефицита продукции, стабилизации и понижения уровня цен; обеспечение свободы перемещения продукции внутри страны (2). 

   Рынок земли. Во многих развитых странах такой рынок существует. В нашей стране вопрос о создании полномасштабного рынка земли остается открытым. У нас существует рынок, на котором основным товаром являются дачные участки и земельные участки личных подсобных хозяйств, в то время как основные земельные массивы сельскохозяйственных предприятий (ТОО, АО, сельскохозяйственных кооперативов, колхозов и т. д.) товаром не являются. Многие экономисты считают, что введение полномасштабного рынка земли преждевременно.

   Для формирования и развития рынка земли необходимо решить ряд проблем. Первая проблема — кому доверять землю. Предложение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации заключается в том, что земля не может в результате купли-продажи изыматься из сельскохозяйственного оборота. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть проданы только для сельскохозяйственного использования и только тому, кто своим трудом будет ее обрабатывать. Право на покупку земли должно предоставляться в первую очередь сельским жителям и сельскохозяйственным предприятиям.

   Вторая  проблема — ограничение площади  земли, находящейся в частной  собственности. Должны быть установлены  верхние пределы площади, дифференцированные по регионам.

   Третья  проблема — цена земли. Существует два вида цен на землю: нормативная и рыночная. Исходной является нормативная цена. Она определяется пропорционально земельному налогу. Некоторые экономисты считают, что это неправильно. Во-первых, сам земельный налог требует совершенствования; во-вторых, этот налог значительно отличается от реальной оценки качества земли. При определении нормативной цены земли необходимо также учитывать положение участка по отношению к рынкам сбыта продукции и снабжения, дорожной сети и т. д.

   На  свободном рынке будет господствовать рыночная цена земли, которая складывается под действием спроса и предложения. Предполагается, что в некоторых сельскохозяйственных зонах под влиянием большого числа предложений сложатся заниженные цены на землю. В этом случае потребуется защитить продавца, чтобы рыночная цена не упала ниже ее нормативного уровня. Наивысшие цены сложатся в пригородных зонах.

   Формирование  рынка земли будет иметь как  положительные, так и отрицательные  последствия. К положительным последствиям можно отнести следующие:

   продажа и аренда земли позволяет зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства, интенсивно использовать оставшиеся земли;

   внутрихозяйственные обороты земельных долей дадут  возможность увеличить размеры крестьянских и личных подсобных хозяйств до оптимальных;

   не  будет бесплатного изъятия земель.

   Из  негативных последствий следует  отметить такие:

   по причине низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию село неспособно конкурировать с городом на рынке земли, что приведет к изъятию из сельскохозяйственного оборота части земли;

   из-за низкой доходности сельские жители предложат свои земельные доли на продажу, в результате чего из собственников они опять превратятся в наемных работников с соответствующим отношением к земле;

   могут появиться крупные землевладельцы, рантье.

   В сложившихся условиях продажа земли не может быть свободной, нерегулируемой. Однако каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю должна быть предоставлена возможность в необходимых случаях приобрести дополнительную земельную площадь, требующуюся для доведения производства до оптимальных размеров и рациональной организации труда (2). 

   Рынок средств производства. Свободный рынок средств производства — это неотъемлемая часть рыночной экономики агропромышленном комплексе, поскольку старые методы централизованного распределения материально-технических ресурсов не могут обеспечить постоянно изменяющуюся потребность сельских товаропроизводителей в этих ресурсах при производстве и реализации сельхозпродукции в новых условиях. Свободная реализация средств производства предполагает насыщение рынка этой продукцией, конкуренцию поставщиков, возможность выбора потребителем наиболее выгодных, качественных и дешевых вариантов.

Информация о работе Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России