Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа
В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.
Введение
 
Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
 1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………
 
Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..
 
2.1. Понятие,  состав и структура АПК……………………………………………
 
2.2. Развитие  АПК и продовольственная безопасность………………………….
 
2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного 
производства………………………………………………………………………..
 
2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования
 
агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….
 
Заключение………………………………………………………………………….
 
Список  литературы…………………………………………………………………
   На 
рынках сельскохозяйственной продукции 
предприятия и другие производители 
этой продукции взаимодействуют 
с поставщиками средств производства 
и различных услуг для 
   На 
особенностях рынка сельскохозяйственной 
продукции сказывается 
В агропромышленном комплексе наряду с рынками сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров функционирует рынок материально – технических ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. На рынке сельскохозяйственной продукции проявляются следующие особенности спроса:
Эластичность – это степень изменения количества спроса в ответ на изменение цены.
Исследование эластичности спроса необходимо для ценообразования, решения вопроса относительно изменения объема продаж и целесообразности привлечения дополнительных затрат в производство. Наряду с эластичностью спроса по цене учитывают эластичность спроса по доходам, эластичность предложения по цене и перекрестную эластичность.
Для определения коэффициента эластичности спроса по цене используется формула
Кэ = ∆Q/∆P,
где ∆Q – прирост спроса, %; ∆P – прирост цены, %.
Если Кэ > 1, то имеет место относительная эластичность. В этом случае небольшое процентное изменение рыночной цены означает значительное процентное изменение спроса или предложения.
Если Кэ < 1, то имеет место относительная неэластичность, т.е. значительное процентное изменение рыночной цены вызывает небольшое процентное изменение спроса или предложения.
При Кэ = 0 отмечается абсолютная неэластичность, когда изменение рыночной цены не влияет на спрос или предложение. Это можно объяснить ситуацией, при которой потребителю требуется одно и то же количество продукта вне зависимости от его цены.
Если Кэ = 1, то эластичность считается единичной. Спрос и предложение изменяются в той же пропорции, что и рыночная цена.
Методика расчета эластичности спроса по доходу аналогична методике расчета эластичности спроса по цене.
Зависимость спроса от доходов впервые была выявлена и описана в XIX в. немецким ученым Э. Энгелем. Суть закона Энгеля в следующем: с ростом дохода доля затрат на питание снижается, в то же время возрастает доля расходов на непродовольственные товары. При низких доходах большей части населения России удельный вес расходов на питание составляет от 30 до 80% (1).
 
   Аграрный 
рынок, являющийся составной частью единого 
рынка страны, имеет сложную внутреннюю 
структуру и включает следующие специализированные 
рынки: сельскохозяйственной продукции, 
земли, средств производства (материальных 
ресурсов), труда. Отсутствие или недостаточное 
развитие любого из указанных рынков приводит 
к снижению эффективности рыночных отношений. 
Рынок сельскохозяйственной продукции — это сфера обмена товарами сельского хозяйства между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. Создание этого рынка тесно связано с ликвидацией монополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции по «твердым» ценам, с широким развертыванием прямой продажи произведенной продукции непосредственно самими товаропроизводителями. При формировании рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья государство использует экономические методы. Важное значение при этом заключается в соблюдении принципа паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
В зависимости от видов сельскохозяйственной продукции, представленных на рынке, различают: рынок зерна, рынок картофеля и овощей, рынок мяса и мясопродуктов, рынок молока и молокопродуктов и т.д.
Рынку сельскохозяйственной продукции свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого сельскохозяйственного производства.
1. Зависимость предложения от погодных условий, ограничивающая возможности контроля сельским товаропроизводителем количества и качества продукции.
2. Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять потребности населения в пище. В определенной степени эта особенность компенсирует отрицательное влияние предыдущей. Сельскохозяйственный товаропроизводитель может использовать ее для повышения эффективности своей деятельности. Он имеет возможность не производить из года в год одну и ту же продукцию, а маневрировать, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, таким образом успешно бороться с конкурентами и находить новые источники дохода.
3. Большой объем продукции и ее скоропортящийся характер вызывают необходимость, с одной стороны, в хранилищах (в особенности для овощей, картофеля, плодов), с другой — в реализации в максимально сжатые сроки. Это позволяет избежать значительных потерь, а следовательно, снижения доходности производства.
   4.  
Сосредоточение потребления 
В самом общем виде структура рынка сельскохозяйственной продукции представлена на рисунке 3.
Рис.3. 
Структура рынка сельскохозяйственной 
продукции 
В основе ценообразования на сельскохозяйственную продукцию должен лежать принцип учета спроса и предложения. При этом следует помнить, что рынок сельскохозяйственной продукции имеет ряд особенностей, которые не позволяют оставлять цены на нее полностью свободными. Это связано с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условий производства и высокой капиталоемкостью сельского хозяйства. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая:
определение целевых цен, обеспечивающих доходность, достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства;
установление гарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже целевых и использоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня;
введение механизма залоговых операций и использование рыночных цен; для залоговых операций целесообразно иметь квоты на гарантированные закупки продукции.
   Рыночные 
отношения предполагают конкурентное, 
но беспрепятственное продвижение продукции 
от производителя к потребителю. Эта система 
должна включать: механизм квотирования, 
обеспечивающий гарантию реализации определенной 
части сельскохозяйственной продукции; 
создание фермерских региональных продовольственных 
фондов и резервов; закупки государством 
продукции для осуществления товарных 
инвестиций в случаях, когда необходимо 
вмешательство с целью ликвидации дефицита 
продукции, стабилизации и понижения уровня 
цен; обеспечение свободы перемещения 
продукции внутри страны (2). 
Рынок земли. Во многих развитых странах такой рынок существует. В нашей стране вопрос о создании полномасштабного рынка земли остается открытым. У нас существует рынок, на котором основным товаром являются дачные участки и земельные участки личных подсобных хозяйств, в то время как основные земельные массивы сельскохозяйственных предприятий (ТОО, АО, сельскохозяйственных кооперативов, колхозов и т. д.) товаром не являются. Многие экономисты считают, что введение полномасштабного рынка земли преждевременно.
Для формирования и развития рынка земли необходимо решить ряд проблем. Первая проблема — кому доверять землю. Предложение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации заключается в том, что земля не может в результате купли-продажи изыматься из сельскохозяйственного оборота. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть проданы только для сельскохозяйственного использования и только тому, кто своим трудом будет ее обрабатывать. Право на покупку земли должно предоставляться в первую очередь сельским жителям и сельскохозяйственным предприятиям.
Вторая проблема — ограничение площади земли, находящейся в частной собственности. Должны быть установлены верхние пределы площади, дифференцированные по регионам.
Третья проблема — цена земли. Существует два вида цен на землю: нормативная и рыночная. Исходной является нормативная цена. Она определяется пропорционально земельному налогу. Некоторые экономисты считают, что это неправильно. Во-первых, сам земельный налог требует совершенствования; во-вторых, этот налог значительно отличается от реальной оценки качества земли. При определении нормативной цены земли необходимо также учитывать положение участка по отношению к рынкам сбыта продукции и снабжения, дорожной сети и т. д.
   На 
свободном рынке будет 
Формирование рынка земли будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным последствиям можно отнести следующие:
продажа и аренда земли позволяет зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства, интенсивно использовать оставшиеся земли;
внутрихозяйственные обороты земельных долей дадут возможность увеличить размеры крестьянских и личных подсобных хозяйств до оптимальных;
не будет бесплатного изъятия земель.
Из негативных последствий следует отметить такие:
по причине низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию село неспособно конкурировать с городом на рынке земли, что приведет к изъятию из сельскохозяйственного оборота части земли;
из-за низкой доходности сельские жители предложат свои земельные доли на продажу, в результате чего из собственников они опять превратятся в наемных работников с соответствующим отношением к земле;
   могут 
появиться крупные 
   В 
сложившихся условиях продажа земли 
не может быть свободной, нерегулируемой. 
Однако каждому сельскохозяйственному 
товаропроизводителю должна быть предоставлена 
возможность в необходимых случаях приобрести 
дополнительную земельную площадь, требующуюся 
для доведения производства до оптимальных 
размеров и рациональной организации 
труда (2). 
Рынок средств производства. Свободный рынок средств производства — это неотъемлемая часть рыночной экономики агропромышленном комплексе, поскольку старые методы централизованного распределения материально-технических ресурсов не могут обеспечить постоянно изменяющуюся потребность сельских товаропроизводителей в этих ресурсах при производстве и реализации сельхозпродукции в новых условиях. Свободная реализация средств производства предполагает насыщение рынка этой продукцией, конкуренцию поставщиков, возможность выбора потребителем наиболее выгодных, качественных и дешевых вариантов.