Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………

Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..

2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………

2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….

2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..

2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования

агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

  Если  рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать товары из-за сокращения спроса на них, государство должно осуществлять закупочные интервенции. Закупочные интервенции по гарантированным ценам проводят в форме организации закупок и проведения залоговых операций. В результате предложение на рынке сокращается и рыночная цена стабилизируется (2).

  Если  уровень рыночных (договорных) цен  повышается в условиях дефицита продукции сверх максимального уровня их колебаний на рынке, государство должно осуществлять товарные интервенции в форме распродаж из федерального и региональных продовольственных фондов.

  В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на создание равных условий для конкуренции. Если цены внутренние и мировые находятся примерно на одном уровне, необходимости в регулировании нет, поскольку отечественный потребитель при прочих равных условиях выберет отечественную продукцию. Если внутренние цены выше тех цен по которым продается импортная продукция, а сбыт отечественного продовольствия затруднен, целесообразно введение так называемых пороговых (защитных) цен, используемых при установлении таможенных пошлин.

  Ценовая политика — тонкое дело, требующее  взвешенного научно обоснованного подхода. Государственное регулирование цен на продукцию АПК должно обеспечивать каждому нормально работающему предприятию, расположенному в зоне массового товарного производства, доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства, то есть уровень рентабельности (без учета инфляции) 30 — 40%. Кроме того, государственное регулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции, то есть по мере стабилизации экономики доля продукции, реализуемой по регулируемым ценам, должна неуклонно сокращаться.

  Важным  инструментом регулирования рыночной экономики являются налоги. Предприятия сельского хозяйства имеют ряд льгот в налогообложении. Сельскохозяйственные предприятия освобождены от уплаты налогов на прибыль, полученную от реализации произведенной продукции (включая ее переработку в хозяйствах), и имущество, от взносов в дорожные фонды.

  Важным  аспектом  государственного регулирования является страхование имущества сельскохозяйственных предприятий, включая посевы и поголовье скота.

  Государственная поддержка сельскохозяйственного страхования в настоящее время ведется преимущественно по линии оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, страхующим свое имущество. Так, при страховании урожая сельскохозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают 50% страховых взносов, а остальные уплачиваются за счет средств федерального бюджета. Учитывая бедственное финансовое положение большинства сельскохозяйственных предприятий, эта мера, безусловно, должна способствовать восстановлению системы сельскохозяйственного страхования. Однако опыт последних лет показывает, что этого недостаточно. В государственной поддержке нуждаются не только сельскохозяйственные страхователи, но и страховщики. Дело в том, что, сельскохозяйственное страхование, особенно страхование посевов, имеет свою специфику и связано с высокой степенью риска для страховщиков. Это требует создания очень больших резервных и уставных фондов. С целью обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, который формируется за счет отчислений в размере 5% от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.

  Государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной продукции имеет  своей целью продовольственную  безопасность страны. Протекционизм  выражается в стимулировании сельскохозяйственного  производства в стране, в повышении его эффективности, в ограничении импорта продовольствия путем квот или таможенных тарифов. За годы аграрно-экономических реформ существенно возрос импорт зерна и основных продуктов сельскохозяйственного происхождения (табл.5).

  Таблица 5.

  Импорт  основных видов продукции АПК России

  за  период 1999 – 2002 гг., тыс. т

Виды  продукции 1999 2000 2001 2002
Мясо 1166 980 598 820
Мясо  птицы 1147 236 687 1300
Молоко 127 243 112 42
Сливочное масло 170 38 54 100
Подсолнечное  масло 322 300 149 170
Сахар 3485 5902 4818 5200
Зерновые  культуры 3344 6861 4602 3500
Мука  и крупа 465 227 175 100
Шерсть 10 19 25 30
 

  Такой большой поток импортной продукции  может быть приостановлен путем  роста  инвестиций в развитие отечественного сельскохозяйственного производства, совершенствования межотраслевых связей в рамках АПК, преодоления диспаритета цен, развития кооперации и интеграции, создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции (1). 

  Эффективность сельскохозяйственного  производства и интеграционных связей в АПК. Система государственного регулирования и поддержки развития агропромышленного комплекса включает соответствующие механизмы ее осуществления: ценовое, налоговое, кредитно-финансовое регулирование, регулирование социального развития, бюджетную поддержку в рамках специальных целевых программ. В начале реформ (1992г.) было введено свободное ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Сельское хозяйство было объявлено недотационной отраслью с расчетом на то, что цены, сложившиеся под влиянием спроса и предложения, вызовут структурную перестройку повысят эффективность работы отрасли. Однако отсутствие рыночных механизмов вызвало распад сложившихся хозяйственных связей.

     Значительные  финансовые средства из аграрной сферы  были изъяты в этот период за счет несоответствия темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию, с одной стороны, и промышленную продукцию, поставляемую селу, - с другой. С 1991 г. по 1998 г., например, на каждый рубль удорожания сельскохозяйственной продукции в области приходилось 4,4 руб. роста цен на промышленную продукцию, в том числе на производство электроэнергии – 9,6 руб., тракторов - 13,3, удобрений - 5 руб. Это снизило покупательную способность сельскохозяйственных производителей, что привело к резкому сокращению объема приобретаемой ими промышленной продукции, особенно техники и удобрений. Поставки техники сельскому хозяйству в области менялись следующим образом: 1980 г. - 5169 тракторов, 1985 г. - 4917, 1990 г. – 3826, 1995 г. - 127, 2000 г. - 107.

     После финансового кризиса 1998 г. ситуация несколько улучшилась. С 1998 г. по 2001 г. на каждый рубль удорожания сельскохозяйственной продукции приходилось 0,7 руб. роста цен на промышленную продукцию, в том числе на производство электроэнергии для сельского хозяйства - 0,6 руб., тракторов - 0,8, удобрений - 0,4, горюче-смазочных материалов - 1,2 руб. Вместе с тем ценообразование в сфере материально-технических ресурсов формировал основную часть затрат на получение сельскохозяйственной продукции, на эти затраты приходилось более половины всей ее себестоимости. Наиболее высокими темпами росли цены на энергоносители, что и определило главную тенденцию в образовании цен на материально-технические ресурсы. Рост цен на промышленную продукцию и услуги для сельского хозяйства по сравнению с увеличением цен на сельскохозяйственную продукцию, до 1998 г. всегда был выше (табл. 6).

     Таблица 6.

Изменение цен на промышленную продукцию и услуги

для сельского хозяйства  и цен реализации сельскохозяйственной продукции

                                                                                            в % к предыдущему году

  1992 г. 1995 г. 1998 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Индексы цен производителей

промышленной  продукции

 
255,3
 
1962,1
 
337,7
 
112,3
 
117,7
 
107,9
В том  числе:

электроэнергетика

 
-
 
2714,6
 
288,8
 
107,2
 
126,8
 
131,8
Тракторное  и сельскохозяйственное машиностроение  
-
 
988,0
 
353,3
 
104,6
 
126,6
 
110,0
Пищевая промышленность 306,0 1619,1 361,6 114,9 119,8 106,5
Из  нее:

Хлебопекарная

 
237,6
 
1225,3
 
389,3
 
106,3
 
107,9
 
104,1
Мясная 410,9 1771,9 328,7 115,5 144,1 105,9
Маслосыродельная  и молочная 270,7 1635,7 413,9 120,7 116,2 106,1
Мукомольно-крупяная - 1509,7 363,9 92,6 101,8 76,8
Комбикормовая - - 277,6 86,9 128,9 98,5
Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции  
143,7
 
646,4
 
332,5
 
115,9
 
126,7
 
102,0
В том  числе:

Растениеводства

 
165,6
 
1316,2
 
228,8
 
96,0
 
106,7
 
86,5
животноводства 137,3 491,7 374,1 123,5 132,1 104,8

*Данные  по сельскохозяйственным предприятиям 

  Сложившаяся за десятилетия структура перерабатывающей промышленности, географическое расположение крупных и относительно немногочисленных перерабатывающих предприятий способствовали монополизации соответствующих сфер агропромышленного комплекса, позиции которых усилились в ходе приватизации. Доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене на продовольствие за годы реформ уменьшилась. По материалам выборочных обследований, проведенных областным комитетом государственной статистики на территории Кировской области в 2001 г., доля сельскохозяйственного сырья в розничной цене масла животного, например, превысила 60%, молока пастеризованного и муки – 45, мяса – 60, крупы – 34%. Однако основная масса прибыли от реализации конечного продукта досталась предприятиям розничной торговли и переработки, производство сырья в большинстве случаев убыточно. Эффективность интеграционных связей в агропромышленном комплексе области можно рассмотреть по данным таблицы 7.

  Таблица 7.

  Эффективность интеграционных связей в агропромышленном комплексе в 2001 г. (по данным выборочных обследований)

  (в  руб. в расчете на 1 кг готовой  продукции)

  Масло животное Молоко  пастери-зованное Кисло-молочная продукция  
Сыр
Мука  пшенич-ная Колбаса
вареная копченая
Себестоимость сырья 31,73 1,33 1,53 11,15 1,07 10,43 18,25
Закупочная  цена 14,51 0,91 1,00 8,30 1,13 12,33 18,42
Стоимость переработки 3,09 0,48 0,63 6,45 0,48 4,40 6,75
Отпускная цена 21,02 1,90 2,53 20,77 1,85 19,47 28,10
Расходы по реализации 1,07 0,08 0,13 0,82 0,32 2,96 4,64
Розничная цена 22,81 2,01 2,71 21,77 2,18 22,15 32,77
Прибыль в сфере:

производства  сырья

переработки

торговли

 
-17,22

3,42

0,72

 
-0,42

0,51

0,03

 
-0,53

0,90

0,05

 
-2,85

6,02

0,18

 
0,24

0,24

0,01

 
1,90

2,74

-0,28

 
0,17

2,93

0,03

Уровень рентабельности, %:

производства  сырья

переработки

торговли

 
-54,3

19,4

67,3

 
-31,6

36,7

37,5

 
-34,6

55,2

38,5

 
-25,6

40,8

22,0

 
22,4

14,9

0,03

 
18,2

16,4

-9,5

 
0,9

11,6

0,6

Доля  затрат в общей сумме, %:

производства  сырья

переработки

торговли

 
88,4

8,6

3,0

 
70,4

25,4

4,2

 
46,5

49,5

4,0

 
60,5

35,0

4,5

 
57,2

25,7

17,1

 
58,6

24,7

16,7

 
61,8

22,6

15,6

Информация о работе Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России