Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………

Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..

2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………

2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….

2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..

2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования

агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

   Реформирование  экономики, полное невмешательство  государства в дела сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности предопределили спад производства продуктов питания (табл.4).

   Производство  мясопродуктов сократилось на 80%, колбасных изделий – на 52, животного масла – на 67, цельномолочной продукции – на 60, растительного масла – на 10, хлеба и хлебобулочных изделий – на 54%. В целом с 1990 по 2002 г. объем валовой продукции сельского хозяйства снизился на 45%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился почти на 60%. 
 

   Таблица 4.

Производство  основных видов продуктов 

питания в Российской Федерации

Продукты 1990г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г.
Мясо (включая субпродукты), тыс. т 6629 113 1153 1284 1456
Колбасные изделия, тыс. т 2283 1113 1052 1224 1468
Животное  масло, тыс. т 833 262 265 271 279
Цельномолочная  продукция (в пересчете на молоко), млн. т 20,8 5,7 6,2 6,7 7,7
Растительное  масло, тыс. т 1259 881 1375 1281 1197
Сахар-песок, млн. т 3,8 6,8 6,0 6,6 6,2
Мука, млн. т 20,7 12,0 12,1 11,9 10,9
Крупа, млн. т 2,9 1,1 0,9 1,0 1,0
Макаронные  изделия, тыс. т 1038 554 704 764 821
Хлеб  и хлебобулочные изделия, млн. т 18,2 9,2 9,1 8,6 8,4
 

   Это, в свою очередь, привело к резкому увеличению импорта продовольственных товаров. В 1998 г. по сравнению с 1992 г. ввоз мяса свежемороженого (без птицы) составил 946 тыс. т, мяса птицы – 815 тыс., сливочного масла — 83 тыс., масла подсолнечного – 232 тыс. т. В то же время сократился импорт сельскохозяйственного сырья. Так, ввоз зерна уменьшился с 28,9 млн. до 1,7 млн. т, или на 94,2%. В целом импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за 1992—1998 гг. возрос с 9,6 млрд долларов, или на 7,3%.

   Доля импорта в формировании продовольственных ресурсов страны по мясу в последние годы составила 34 %, молокопродуктам - 18, сахару с учетом завоза сахара-сырца - 40, маслу растительному – 41, а в целом по продовольствию — около 25%. По продовольственным товарам, реализуемым в розничной торговле, доля импорта была более 40%, в крупных городах и отдельных промышленных центрах она достигала 80%.

   По нормативам, принятым международными организациями, для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо, чтобы ввоз продовольствия в общем объеме его потребления составлял не более 20%. В Российской Федерации доля импорта превышает эту цифру, то есть стране угрожает потеря продовольственной независимости.

   Продовольственная безопасность — это способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность.

   Условиями продовольственной безопасности являются прежде всего физическая и экономическая доступность продуктов питания в необходимом количестве и ассортименте.

   Физическая  доступность продовольствия предполагает безопасное его поступление в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих спросу и нормам, установленным для потребителей. В России процент наличия основных продовольственных товаров в розничной торговле высок (свыше 80%), что свидетельствует о физической доступности продовольствия.

   Экономическая доступность продовольствия характеризуется возможностью приобретения различными группами населения продовольственных товаров в нормативном размере на рынке при сложившемся уровне цен и доходов, а также поступлением продуктов питания в сферу потребления, минуя рыночные каналы, из фермерских и личных подсобных хозяйств. В России экономическая доступность продовольствия определяется возможностями населения приобретать его через торговлю, сельского населения - производить для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве, а городского — на садово-огородных участках. В стране 44,5 млн. человек являются собственниками приусадебных, дачных и огородных участков, использующих для этих целей 20,8 млн. га земель.

   Однако  значительная часть населения находится  за чертой бедности и не имеет возможности приобретать продукты питания, соответствующие по качеству и ассортименту физиологическим нормам.

   Угрозу  продовольственной безопасности страны представляет недостаточно регулируемая внешняя торговля. Например, экспорт рыбы возрос с 1991 г. почти в 2 раза, а потребление ее населением снизилось в 2 раза. Значительная часть рыбы, продаваемой за рубеж, возвращается в переработанном виде в Россию и реализуется уже по более высоким ценам.

   В последние годы возрос также экспорт  семян подсолнечника при одновременном  значительном увеличении импорта подсолнечного масла (более 30%).

   Отрицательно  на состоянии отечественного сельского хозяйства сказывается экспорт большой части производимых в России минеральных удобрений. Недобор продукции, обусловленный снижением внесения минеральных удобрений, составляет в пересчете на зерно около 30 млн т.

   Для изменения создавшегося положения необходимо активизировать работу агропромышленного комплекса. При сравнительно высокой обеспеченности земельными ресурсами на душу населения (1,5 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 0,9 га пашни) Россия может решить проблему продовольственной безопасности.

   Восстановление  продовольственной безопасности должно осуществляться за счет:

   создания  равных экономических условий хозяйствования для всех форм собственности и  организации производства;

   преимущественного развития коллективных хозяйств;

   оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

   обеспечения эквивалентного обмена промышленными  и сельскохозяйственными товарами;

   широкого  использования достижений науки, особенно по селекции и новейшим технологиям;

   сохранения  почв и повышения их плодородия;

   развития  инфраструктуры села (2).

 

    2.3. Государственное  регулирование развития  агропромышленного  производства. 

   Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.

   Задачами государственного регулирования являются стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

   Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

   дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды;

   дотирование племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

   компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, приобретение топлива и смазочных материалов, минеральных удобрений и средств химической защиты растений;

   финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети;

   формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

   поддержка инвестиционной деятельности, включая  приобретение техники, сортовых семян и племенных животных;

   защита  интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

   развитие  науки и осуществление научной  деятельности в сфере агропромышленного производства;

   развитие  социальной сферы села.

   В условиях становления рыночных отношений  экономическими рычагами государственного регулирования являются:

   цены  — целевые, гарантированные (защитные), залоговые;

   налоги  — льготные, дифференцированные;

   кредит  — льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;

   бюджет  — ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий;

   интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия — закупочные и товарные;

   страхование — частичная уплата страховых  взносов;

   таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

   аграрное  законодательство.

   Сегодня рыночные цены сложились на уровне, при которой производство практически  всей продукции животноводства и  отдельных видов продукции растениеводства убыточно, то есть рыночная цена ниже себестоимости. Отсюда возникает необходимость применения гарантированных цен, устанавливаемых органами государственной власти на уровне, обеспечивающем хотя бы минимально допустимую рентабельность производства.

  Объемы  реализации продукции по гарантированным  ценам определяются на основе квот, устанавливаемых Правительством Pоссийской Федерации. Размеры квот не должны превышать в среднем 50% объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если квоты установить на более высоком уровне, то будут потеряны рыночные стимулы, свернута рыночная активность товаропроизводителей. Изначальный смысл гарантированных цен в условиях рынка — оказать государственную поддержку предприятиям в случае, когда сбыт продукции по тем или иным причинам затруднен. Гарантированные цены целесообразно индексировать в зависимости от темпов инфляции.

  На  основе целевой цены определяются не только гарантированные цены, но и так называемые залоговые ставки, которые являются фиксированными и устанавливаются государством.

  Под залог продукции сельскохозяйственное предприятие может получить бюджетные ресурсы и кредиты. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Принятая в залог продукция оплачивается по залоговым ставкам в течение 10 дней с момента приема. По окончании срока залога залогодатель принимает одно из двух решений: он может выкупить заложенную продукцию, то есть возвратить кредиты с процентами, устанавливаемыми, как правило, по льготной ставке, или известить залогодержателя о невозвращении полученного кредита. В этом случае в собственности залогодержателя остается заложенная продукция.

  Использование гарантированных цен и залоговых операций позволяет сформировать государственные продовольственные ресурсы, осуществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулирование рыночной конъюнктуры по основным видам продукции (зерно, семена масличных культур, шерсть, продукция переработки).

Информация о работе Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России