Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа
В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.
Введение
Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………
Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..
2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………
2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….
2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..
2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования
агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Вятская
государственная
Экономический факультет
Кафедра
политической экономии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
экономической теории
«Особенности
рынков аграрной продукции, необходимость,
способы и эффективность государственного
регулирования в России»
Выполнила: Батухтина С.А.
Специальность: Экономика и управление на предприятии
Группа: ЯЭ - 11
Форма обучения: заочная ускоренная
Год приема: 2005
Регистрационный номер в деканате: 19
Руководитель:
Куклин А.В.
Яранск 2006 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..
2.1. Понятие,
состав и структура АПК……………………
2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….
2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………
2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования
агропромышленного
комплекса РФ………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.
По мнению многих экономистов, система рынка лучше, чем другие системы, приспособлена для использования достижений научно- технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для полного удовлетворения потребностей общества. Его преимущество состоит в том, что она содержит стимулы к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Рынок информирует производителей о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, указывает направления и характер изменения производства. Через него происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей.
Реформирование сельского хозяйства на современном этапе направлено на переход к рыночной экономике. Непременные условия развития рыночных отношений – формирование многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность предполагает функционирование различных форм собственности и хозяйствования при условии максимального использования их ресурсного потенциала, эффективного ведения хозяйства и расширенного воспроизводства.
В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения производственных отношений, заключающиеся в переходе от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Аграрная
реформа осуществляется в сложной
социально-экономической
В
курсовой работе я рассмотрела основные
категории рынка, его виды, классификацию,
сущность рыночных отношений, систему
рынков в сельском хозяйстве (рынок
сельскохозяйственной продукции, рынок
земли, рынок средств производства,
рынок труда), подробнее рассмотрена
земельная реформа, агропромышленный
комплекс в условиях рынка, государственное
регулирование агропромышленного производства.
Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции.
1.1. Понятие рынка и его основные категории.
Рынок определяют как систему экономических отношений, которая охватывает все стадии воспроизводства и выражает взаимодействие покупателей и продавцов как основных его субъектов. Рынок начинает проявляться там, где продукт становится товаром. Продукт может стать товаром в двух случаях:
Основными для рынка являются: закон стоимости, закон отраслевой и межотраслевой конкуренции, закон спроса и предложения. Рынок характеризуется такими категориями, как спрос, предложение, цена, конкуренция и монополия, а также государственным вмешательством в рыночную экономику (поддержкой и регулированием).
Сельское хозяйство, вступив в систему рыночных отношений, столкнулось со следующими проблемами:
Сравнение с дорыночной, планово – централизованной экономикой выявило как достоинство, так и принципиальные недостатки рыночной экономики.
Достоинства рынка:
Принципиальными недостатками рынка является то, что он:
Решение этих проблем берет на себя государство. Оно, в частности, поддерживает развитие малого бизнеса в условиях рынка, исходя из того, что эта форма предпринимательства имеет значительные экономические преимущества (чуткая реакция на изменение запросов потребителей; гибкость и мобильность внедрения прогрессивных технологий; обеспечение рабочих мест и повышения доходности населения; проявление тенденции возрастания удельного веса малого бизнеса в валовом национальном продукте и др.).
Являясь сложной системой хозяйствования, рынок выполняет ценообразующую, информационную, посредническую, регулирующую и санирующую функции.
Ценообразующая функция рынка состоит в том, что цена на рынке устанавливается путем признания им лишь общественно необходимых затрат с учетом требований закона стоимости, при одновременном установлении равновесной цены в соответствии с законом спроса и предложения и взаимной договоренности покупателей и продавцов. Таким образом, в условиях конкуренции цену устанавливает рынок. Конкуренция и цены – основные элементы рыночного механизма наряду со спросом и предложением.
Рынок дает производителям информацию об уровне цен, ставках и тарифах, о спросе, о требованиях к качеству товаров и др., позволяя тем самым своевременно и правильно ориентировать собственное производство, приспосабливая его к условиям рынка.
Рынок выполняет посредническую функцию, сводя обособленных товаропроизводителей для обмена результатами их деятельности, для выбора поставщика сырья и потребителя его продукции.
Рынку присуща регулирующая функция при решении вопросов: что и сколько производить, для кого производить, как производить.
Наконец, рынок выполняет специфическую функцию, которую называют санирующей. Суть этой функции в том, что конкуренция вытесняет с рынка, следовательно, из общественного производства, тех хозяйствующих субъектов рынка, которые имеют низкую эффективность, неустойчивы и слабо приспосабливаются к требованиям рынка. На рынке в результате такого отбора остаются более эффективные и устойчивые производители, и уровень экономики в целом повышается.
Выполняя перечисленные функции, рынок, таким образом, обеспечивает признание затраченного общественно – необходимого труда на производство рыночного продукта; стимулирует за счет конкуренции снижение производственных затрат на единицу продукции; содействует установлению взаимосвязей между производством, распределением, обменом и потреблением; стимулирует повышение качества товаров, поскольку наряду с общественной стоимостью рынок признает потребительскую стоимость (1).
1.2. Сущность рыночных
отношений.
Главная
цель сельского хозяйства –
Сельскохозяйственное производство является составной частью товарного производства страны. Товарное производство – форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Хозяйство, в котором производство ориентировано на рынок, а связь производителей и потребителей продукции осуществляется через продажу товаров, называется товарным. Общественные отношения между производителями и потребителями в процессе производства и обмена товаров называются товарно-денежными.
В нашей стране долгие годы товарно-денежные отношения регулировались планово-распределительной системой. В настоящее время происходит ее замена рыночной системой. Если раньше в формировании отношений между производителем и потребителем господствовали административные методы, то в условиях рынка – экономические, основанные на спросе и предложении.
Экономическая ситуация, сложившаяся на рынке под воздействием спроса и предложения, называется конъюнктурой рынка.
Под спросом понимают тот объем товара, который покупатели желают приобрести в определенный период времени на определенном рынке. По закону спроса, по мере роста цены спрос на товар падает.