Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему рынков в сельском хозяйстве (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства.

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………
1.Понятие рынка и его основные категории………………………………...
2.Сущность рыночных отношений…………………………………………..
3.Классификация и виды рынков…………………………………………….
4.Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
5.Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………

Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..

2.1. Понятие, состав и структура АПК……………………………………………

2.2. Развитие АПК и продовольственная безопасность………………………….

2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного
производства………………………………………………………………………..

2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования

агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Экономический факультет

Кафедра политической экономии 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  экономической теории 

«Особенности  рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России» 
 
 
 
 

              Выполнила: Батухтина С.А.

              Специальность: Экономика и управление на предприятии

              Группа: ЯЭ - 11

              Форма обучения: заочная ускоренная

              Год приема: 2005

              Регистрационный номер в деканате: 19

              Руководитель: Куклин А.В. 
               
               
               
               

Яранск  2006 г.

Содержание 

Введение

Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции………………………………

    1. Понятие рынка и его основные категории………………………………...
    2. Сущность рыночных отношений…………………………………………..
    3. Классификация и виды рынков…………………………………………….
    4. Система рынков в сельском хозяйстве…………………………………….
    5. Развитие земельной реформы в XXI веке…………………………………

Глава 2. Агропромышленный комплекс в условиях рынка……………………..

2.1. Понятие,  состав и структура АПК……………………………………………

2.2. Развитие  АПК и продовольственная безопасность………………………….

2.3. Государственное регулирование развития агропромышленного

производства………………………………………………………………………..

2.4. Возможные пути усовершенствования механизма реформирования

агропромышленного комплекса РФ……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список  литературы…………………………………………………………………

 

Введение 

  Рынок представляет собой совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.

  По  мнению многих экономистов, система  рынка лучше, чем другие системы, приспособлена для использования достижений научно- технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для полного удовлетворения потребностей общества. Его преимущество состоит в том, что она содержит стимулы к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

  Рынок информирует производителей о состоянии  дел во всех отраслях и сферах хозяйственной  жизни, указывает направления и характер изменения производства. Через него происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей.

  Реформирование  сельского хозяйства на современном  этапе направлено на переход к  рыночной экономике. Непременные условия развития рыночных отношений – формирование многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность предполагает функционирование различных форм собственности и хозяйствования при условии максимального использования их ресурсного потенциала, эффективного ведения хозяйства и расширенного воспроизводства.

  В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения производственных отношений, заключающиеся в переходе от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

  Аграрная  реформа осуществляется в сложной  социально-экономической ситуации, для которой характерны инфляция, диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, резкое сокращении государственной поддержки сельского хозяйства. В связи с этим значительно возрастают требования к уровню экономической подготовки специалистов сельского хозяйства.

  В курсовой работе я рассмотрела основные категории рынка, его виды, классификацию, сущность рыночных отношений, систему  рынков в сельском хозяйстве (рынок  сельскохозяйственной продукции, рынок  земли, рынок средств производства, рынок труда), подробнее рассмотрена земельная реформа, агропромышленный комплекс в условиях рынка, государственное регулирование агропромышленного производства. 
 

 

Глава 1. Рынок сельскохозяйственной продукции.

1.1. Понятие рынка и его основные категории.

      Рынок определяют как систему экономических отношений, которая охватывает все стадии воспроизводства и выражает взаимодействие покупателей и продавцов как основных его субъектов. Рынок начинает проявляться там, где продукт становится товаром. Продукт может стать товаром в двух случаях:

  • если это избыток продукта, производимого для собственного потребления, и эта избыточная часть направляется на рынок;
  • если производство специально ориентировано на рынок.

  Основными для рынка являются: закон стоимости, закон отраслевой и межотраслевой  конкуренции, закон спроса и предложения. Рынок характеризуется такими категориями, как спрос, предложение, цена, конкуренция и монополия, а также государственным вмешательством в рыночную экономику (поддержкой и регулированием).

  Сельское  хозяйство, вступив в систему рыночных отношений, столкнулось со следующими проблемами:

  • монополизмом сфер АПК;
  • диспаритетом цен;
  • слабой адаптацией предприятий отрасли к рынку;
  • низкой эластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию;
  • недостаточной государственной поддержкой.

  Сравнение с дорыночной, планово – централизованной экономикой выявило как достоинство, так и принципиальные недостатки рыночной экономики.

Достоинства рынка:

  1. способность конкурентного рынка эффективно распределять и использовать ограниченные ресурсы, направляя их в производство тех товаров и услуг, в которых общество в данный момент больше всего нуждается, а стремление производителя (поставщика) продукции получить личную выгоду способствует лучшему обеспечению общества этой продукцией;
  2. возможность личной свободы, поскольку рыночная экономика, как доказывает ее история, преуспевает на основе свободы предпринимательства, свободы выбора принятии решений по сделкам, по найму рабочей силы, по достижению собственной выгоды, но с учетом того, что в случае нарушения законодательства следует наказание;
  3. рынок диктует необходимость осуществления предпринимателями активной инновационной деятельности, то есть использования новейшей высокопроизводительной техники, принципиально новых технологий, в том числе информационных и других;
  4. гибкость и высокая степень адаптации (приспособления) с рынка к непрерывно меняющимся условиям экономической среды (1).

    Принципиальными недостатками рынка  является то, что он:

  1. неспособствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, ограничиваясь правовыми средствами;
  3. не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования и не имеет механизма регулирования использования ресурсов, принадлежащих всему человечеству;
  4. не гарантирует право на труд и воспроизводит неравенство в доходах;
  5. отличается значительной подверженности нестабильности и инфляционным процессам.

    Решение этих проблем берет на себя государство. Оно, в частности, поддерживает развитие малого бизнеса в условиях рынка, исходя из того, что эта форма предпринимательства имеет значительные экономические преимущества (чуткая реакция на изменение запросов потребителей; гибкость и мобильность внедрения прогрессивных технологий; обеспечение рабочих мест и повышения доходности населения; проявление тенденции возрастания удельного веса малого бизнеса в валовом национальном продукте и др.).

   Являясь сложной системой хозяйствования, рынок  выполняет ценообразующую, информационную, посредническую, регулирующую и санирующую функции.

   Ценообразующая  функция рынка состоит в том, что цена на рынке устанавливается путем признания им лишь общественно необходимых затрат с учетом требований закона стоимости, при одновременном установлении равновесной цены в соответствии с законом спроса и предложения и взаимной договоренности покупателей и продавцов. Таким образом, в условиях конкуренции цену устанавливает рынок. Конкуренция и цены – основные элементы рыночного механизма наряду со спросом и предложением.

   Рынок дает производителям информацию об уровне цен, ставках и тарифах, о спросе, о требованиях к качеству товаров и др., позволяя тем самым своевременно и правильно ориентировать собственное производство, приспосабливая его к условиям рынка.

   Рынок выполняет посредническую функцию, сводя обособленных товаропроизводителей для обмена результатами их деятельности, для выбора поставщика сырья и потребителя его продукции.

   Рынку присуща регулирующая функция при решении вопросов: что и сколько производить, для кого производить, как производить.

   Наконец, рынок выполняет специфическую  функцию, которую называют санирующей. Суть этой функции в том, что конкуренция вытесняет с рынка, следовательно, из общественного производства, тех хозяйствующих субъектов рынка, которые имеют низкую эффективность, неустойчивы и слабо приспосабливаются к требованиям рынка. На рынке в результате такого отбора остаются более эффективные и устойчивые производители, и уровень экономики в целом повышается.

   Выполняя  перечисленные функции, рынок, таким  образом, обеспечивает признание затраченного общественно – необходимого труда на производство рыночного продукта; стимулирует за счет конкуренции снижение производственных затрат на единицу продукции; содействует установлению взаимосвязей между производством, распределением, обменом и потреблением; стимулирует повышение качества товаров, поскольку наряду с общественной стоимостью рынок признает потребительскую стоимость (1).

 

    1.2. Сущность рыночных отношений. 

   Главная цель сельского хозяйства – производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, то есть основная масса продукции приобретает форму товара. Товарэто продукт, произведенный для продажи. Назначение товара состоит в том, чтобы удовлетворить те или иные материальные и духовные потребности людей.

   Сельскохозяйственное производство является составной частью товарного производства страны. Товарное производство – форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Хозяйство, в котором производство ориентировано на рынок, а связь производителей и потребителей продукции осуществляется через продажу товаров, называется товарным. Общественные отношения между производителями и потребителями в процессе производства и обмена товаров называются товарно-денежными.

   В нашей стране долгие годы товарно-денежные отношения регулировались планово-распределительной системой. В настоящее время происходит ее замена рыночной системой. Если раньше в формировании отношений между производителем и потребителем господствовали административные методы, то в условиях рынка – экономические, основанные на спросе и предложении.

   Экономическая ситуация, сложившаяся на рынке под  воздействием спроса и предложения, называется конъюнктурой рынка.

   Под спросом понимают тот объем товара, который покупатели желают приобрести в определенный период времени на определенном рынке. По закону спроса, по мере роста цены спрос на товар падает.

Информация о работе Особенности рынков аграрной продукции, необходимость, способы и эффективность государственного регулирования в России