Государственное регулирование аграрной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение особенностей госу-дарственного регулирования аграрной сферы в России.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Обобщить сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной сферы в России.
2. Рассмотреть особенности системы органов государственного регулирования аграрной сферы.
3. Проанализировать состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его государственного регулирования.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной
сферы в России 5
2. Система органов государственного регулирования аграрной сферы 10
3. Состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его
государственное регулирование 15
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

kontrolnaya.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра: «Государственное управление и финансы»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 

Тема: «Государственное регулирование аграрной сферы»

Студент Савина Н.В.

Группа 3 – 1 Б/с

 

Специальность 080109

 

Руководитель: Старикова Л.И.

 

Оценка  работы  Орел 2012г.

 

Содержание 

 

Введение            3

1. Сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной

сферы в России           5

2. Система органов  государственного регулирования  аграрной сферы         10

3. Состояние  аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его 

государственное регулирование               15

Заключение                   21

Список литературы                 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Актуальность  темы. Проводимые в России экономические реформы, направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной среды, формирование класса новых собственников, значительно изменили суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства, а также правовой статус хозяйствующих в этой отрасли субъектов.

Государственное управление сельским хозяйством заменено теперь его государственным регулированием, связанным с экономическим воздействием государства, на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства [15, с.257].

Особенностью  регулирования отношений в сельском хозяйстве является то, что аграрная реформа в стране оказалась незавершенной, хотя процесс реформирования длится уже второе десятилетие. За этот период не только изменилась экономическая, правовая и социальная ситуация в стране, но и поменялось содержание аграрной политики государства. Одним из последних шагов в этом направлении можно считать принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2].

Важнейший вопрос социально-экономического развития, обсуждаемый сегодня экономистами, политическими и общественными деятелями разных стран, - это повышение темпов экономического роста и обеспечение их устойчивости. Рассматриваются разные теоретические концепции и практические рецепты совершенствования хозяйственного механизма. Цель поиска - создание условий для оптимальной долговременной стратегии роста, для эффективного решения структурных экономических проблем, преодоления узких мест в народном хозяйстве. Особенно злободневным является этот вопрос для сельского хозяйства нашей страны [12, с.53].

Объект  исследования – общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования экономики.

Предмет исследования -  государственное регулирование аграрной сферы в России.

Целью контрольной работы является изучение особенностей государственного регулирования аграрной сферы в России.

Поставленная  цель предопределила решение следующих задач:

1. Обобщить сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной сферы в России.

2. Рассмотреть особенности системы органов государственного регулирования аграрной сферы.

3. Проанализировать состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, формы и методы государственного

регулирования аграрной сферы в России

 

В XXI веке вопрос об участии государства в регулировании аграрной экономики не является предметом дискуссии. Вопрос сводится к тому, как и каким образом, с помощью каких механизмов и методов можно обеспечить наиболее эффективное осуществление государством своих регулирующих функций.

Действующее законодательство не дает определения и не раскрывает понятие государственного регулирования  аграрной сферы. Лишь в некоторых законах о государственном регулировании отдельных отраслей делается попытка его определения. В ныне утратившем силу Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование определялось как экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на материально-техническое обеспечение и производственно - техническое обслуживание агропромышленного производства.

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности в сельском хозяйстве осуществляется в установленных Конституцией РФ целях. При этом государство выступает как субъект политической власти и носитель публичных интересов, для защиты и реализации которых оно вправе вмешиваться в частную хозяйственную деятельность в случаях, пределах и формах, которые предусмотрены Конституцией РФ [1], Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» [2] и иными федеральными законами.

Можно выделить пять функций государственного регулирования  аграрной сферы. Первая важная функция государственного регулирования состоит в том, чтобы создать устойчивую систему продовольственного обеспечения страны на основе формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, их достаточных резервов для государственных нужд, стабилизационных продовольственных фондов для сохранения здоровой окружающей среды и повышения качества жизни российских граждан.

В настоящее  время некоторые попытки решить вопросы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности страны, предприняты ФЗ «О развитии сельского хозяйства», выделившим в качестве основной цели государственного регулирования сельского хозяйства обеспечение населения российскими продовольственными товарами. Этим вызвана необходимость усиления и расширения публично-правовых форм государственного регулирования продовольственного рынка, связанных прежде всего с реализацией права российских граждан на полноценное питание. Важная роль в реализации этого права принадлежит, прежде всего, положениям части 1 ст. 7 Конституции РФ [1], которая рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя, отражая тем самым новую возросшую роль государства в материальной обеспеченности беднейших слоев населения базовыми продуктами питания на уровне стандартов современного развитого общества.

Вторая функция  государственного регулирования аграрной сферы связана с созданием рыночной производственной инфраструктуры на селе. Речь идет о формировании и функционировании федеральных и региональных продовольственных рынков. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы [5] особо выделены специальные правила регулирования рынка зерна, мяса, сахара. Для этого используются инструменты наблюдения за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, поддерживается паритет индексов таких цен (тарифов), закрепляется комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров.

Третья функция  государственного регулирования аграрной сферы состоит в том, что для формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство проводит закупочные интервенции в форме закупок и залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также торговые интервенции в форме их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов, закрепляет комплекс мер, направленных на повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Четвертая функция государственного регулирования аграрной сферы связана с ориентацией законодательства на повышение качества жизни сельского населения, повышение роста доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, создание материальной базы устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения.

Пятая функция  государственного регулирования аграрной сферы выполняется путем решения конкретных задач в области охраны окружающей среды и природопользования. Это нашло отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» [3], в котором выделена специальная глава VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Закон определяет эти требования как меру экологически допустимого поведения предпринимателя. Закон ужесточает требования к хозяйственной деятельности и признает недостаточным, как ранее, выдачу разрешений и лицензий на природопользование. В ст. 31 закрепляется требование об экологической сертификации, регистрации источников загрязнения, об отчетности предприятий, об организации производственного контроля [11, с.17-25].

Традиционными правовыми формами государственного регулирования аграрной сферы являются законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы аграрного права, принятые на основе и во исполнение нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ.

В последнее  время получило распространение  мнение, согласно которому «принятие законов и других нормативных правовых актов, направленных на правовое обеспечение аграрной реформы в Российской Федерации на различных этапах ее проведения» [14, с.130-131], является одним из направлений государственного регулирования аграрной сферы.

Второй самостоятельной  правовой формой государственного регулирования сельского хозяйства признаются договоры между федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. По таким договорам осуществляется финансирование мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и законодательства, которое предусматривает предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса [10, с.10-11].

Несмотря на то, что набор административных методов  регулирования (лицензирование, квотирование, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом) и экономических методов регулирования (денежно-кредитного и налогового регулирования) аграрной экономики после 2007 года не отличается существенной новизной от тех, которые применялись ранее, ориентация государственного регулирования продовольственного рынка претерпела существенные изменения. Современный законодатель ориентируется, прежде всего, на формирование развитых продовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства.

Рост значимости рыночных механизмов в деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств означает и смену акцентов государственного регулирования с административных (прямых) методов на косвенные. При этом возрастает роль и значение кредитного, налогового, таможенно-тарифного и нетарифного, антимонопольного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, которые выделены в качестве косвенных методов осуществления государственной аграрной политики.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимают закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд. Государство обеспечивает максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, используя при этом в качестве инструментов государственного регулирования интервенционные закупочные цены, интервенционные товарные цены, залоговые цены, государственные закупочные цены, тарифы на услуги по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Не менее  значима для формирования и развития продовольственного рынка роль такого фактора, как информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников продовольственного рынка. Информационное обслуживание субъектов агропродовольственного рынка признается одним из важнейших направлений государственной агропродовольственной политики, нацеленной на создание конкурентной среды. Создаются нормативные предпосылки для равной доступности информации всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, органов государственной власти и местного самоуправления, населения.

Традиционной  формой государственного регулирования  аграрной сферы является государственная поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов РФ. Такие программы разрабатываются по все более широкому кругу регионов, имеющих особо важное, иногда геополитическое значение для всей России [10, с.34-37].

Информация о работе Государственное регулирование аграрной сферы