Государственное регулирование аграрной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение особенностей госу-дарственного регулирования аграрной сферы в России.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Обобщить сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной сферы в России.
2. Рассмотреть особенности системы органов государственного регулирования аграрной сферы.
3. Проанализировать состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его государственного регулирования.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной
сферы в России 5
2. Система органов государственного регулирования аграрной сферы 10
3. Состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его
государственное регулирование 15
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

kontrolnaya.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

В соответствии с соглашением  между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России продекларированы максимальные цены на минеральные удобрения, поставляемые на внутренний рынок для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, на первое полугодие 2011 года, которые в среднем на 12,8%  выше действовавших ранее цен.

В 2010 году сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 3821,2 тыс. тонн дизельного топлива и 880,1 тыс. тонн автобензина, что составляет соответственно 96,6% и 89,1% к уровню предыдущего года.

В результате реализации мер по развитию животноводства в 2010 году наблюдался рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) на 5,2%, в том числе свиней – на 6,4% и птицы – на 10,8 %.

Несмотря на государственную поддержку и  большой объем инвестиций, направленных на развитие животноводства, в 2010 году продолжается спад производства крупного рогатого скота на убой (98,3% к уровню предыдущего года).

Вследствие  засухи летом 2010 года проблемы с заготовкой кормов стали одной из основных причин снижения поголовья коров и, как следствие, производства молока. В 2010 году в хозяйствах всех категорий  производство молока уменьшилось на 2,1% и составило 31,9 млн. тонн. Сокращение производства молока произошло в основном за счет снижения валового надоя молока в хозяйствах населения (96,6%).

Производство  яиц в 2010 году составило 40,6 млрд. штук, или 102,9% к уровню 2009 года.

На конец декабря 2010 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 20,0 млн. голов (на 3,1% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 8,8 млн. голов (на 2,5% меньше). Поголовье свиней сократилось на 0,5% и составило (17,2 млн. голов), овец и коз - на 1,0% (21,8 млн. голов).

С учетом перераспределения  средств на государственную поддержку  сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2010 году были предусмотрены субсидии в объеме  98981,0 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2011 г., указанные субсидии профинансированы в объеме 95648,68 млн. рублей (96,6 процента) [16, с.78-79].

Объем продукции  сельского хозяйства в январе-ноябре 2011 г. в хозяйствах всех категорий в действующих ценах, по предварительным данным, составил 121,7% к соответствующему периоду 2010 года, или 3432,6 млрд. рублей.

По данным Росстата, на 1 декабря 2011 г. в хозяйствах всех категорий, по расчетам, намолочено 99,0 млн. тонн зерна в первоначально  оприходованном весе, 9,4 млн.тонн семян подсолнечника, накопано 45,3 млн.тонн сахарной свеклы (фабричной), 32,7 млн.тонн картофеля, собрано 14,6 млн.тонн овощей. В 2011 году зерна намолочено на 55,3% больше уровня предыдущего года. Подсолнечника собрано на 78,4% больше, сахарной свеклы (фабричной) - в 2 раза больше. Картофеля и овощей получено больше на 55,4% и 21,2% соответственно.

Под урожай будущего года озимые на зерно в сельхозорганизациях  на 1 декабря 2011 г. посеяны на 11,3 млн. га, что на 1,4% меньше, чем год назад. Зябь вспахана на 19,3 млн. га против 21,3 млн. га на эту же дату в 2010 году.

В целях поддержки  рынка зерна принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г №1990-р [8], предполагающее совершенствование механизма интервенций на зерновом рынке и предусматривающее возможность обратного выкупа зерна урожая 2011 года в январе-мае 2012 года, реализованного сельскохозяйственными товаропроизводителями в ходе закупочных интервенций в 2011 году.

По состоянию  на 13 декабря 2011 года в рамках данного  распоряжения в интервенционный  фонд закуплено 230,4 тыс. тонн продовольственной  пшеницы 3 и 4 классов на сумму 1,0 млрд. рублей по цене 4400-4580 рублей за 1 тонну. Данная мера способствует стабилизации рынка зерна в зерноизбыточных регионах Урала и Сибири, а также предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям возможность реализации выкупленного зерна (с учетом затрат по его содержанию) по более высоким ценам при увеличении спроса на него в I полугодии 2012 года.

В 2011 году обеспечение  сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями осуществляется в рамках Соглашения между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России, в котором продекларированы максимальные цены на минеральные удобрения для российских сельхозтоваропроизводителей.

По данным Минсельхоза  России на 5 декабря, с начала 2011 года сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 2257,4 тыс. тонн д.в. минеральных удобрений, что на 59,3 тыс. тонн д.в. больше, чем за соответствующий период 2010 года.

В целях своевременного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями в 2011 году, а также стабилизации цен на них, по рекомендации Минсельхоза России органы управления АПК субъектов Российской Федерации организовали работу по заключению соглашений с производителями по объемам, ценам и срокам поставок минеральных удобрений. Проведена работа с субъектами Российской Федерации по созданию логистических разгрузочно-накопительных центров средств химизации, определению региональных операторов поставок минеральных удобрений.

В результате реализации мер по развитию животноводства наблюдался рост производства основных видов животноводческой продукции.

По-прежнему в  сельскохозяйственных организациях сохраняется  тенденция сокращения производства крупного рогатого скота на убой (90,5% к аналогичному периоду предыдущего года).

В январе-ноябре 2011 г. производство молока в хозяйствах всех категорий сократилось на 0,9% и составило 29,5 млн. тонн. Однако в последние месяцы происходит восстановление динамики роста производства молока по сравнению с прошлогодним периодом.

Производство  яиц в хозяйствах всех категорий  в январе-ноябре 2011 г. составило 37,7 млрд. штук, или 101,0% к соответствующему уровню 2010 года.

На конец  ноября 2011 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 20,3 млн. голов (на 0,2% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 8,9 млн. (на 0,5% больше). Поголовье свиней в указанный период составило 18,0 млн. голов (на 0,5% больше), овец и коз - 23,3 млн. голов (на 3,8% больше).

На государственную  поддержку сельскохозяйственного  производства  и социальное развитие села в 2011 году предусмотрены субсидии в  объеме  109316,0 млн.рублей. На 1 декабря 2011 года из федерального бюджета в  субъекты Российской Федерации направлено 105325,7 млн.рублей,  что составляет 96,3% лимита [17, с.55-57].

Таким образом, в 2010 – 2011 годах применялись достаточно эффективные меры государственного регулирования аграрной сферы, направленные на нейтрализацию последствий финансово-экономического кризиса 2008 года и засухи лета 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В заключение сделаем следующие выводы:

Первая важная функция государственного регулирования  состоит в том, чтобы создать  устойчивую систему продовольственного обеспечения страны на основе формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, их достаточных резервов для государственных нужд, стабилизационных продовольственных фондов для сохранения здоровой окружающей среды и повышения качества жизни российских граждан.

Вторая функция  государственного регулирования аграрной сферы связана с созданием рыночной производственной инфраструктуры на селе.

Третья функция  государственного регулирования аграрной сферы состоит в том, что для формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство проводит закупочные интервенции в форме закупок и залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также торговые интервенции в форме их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов, закрепляет комплекс мер, направленных на повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Четвертая функция  государственного регулирования аграрной сферы связана с ориентацией  законодательства на повышение качества жизни сельского населения, повышение роста доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, создание материальной базы устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения.

Пятая функция  государственного регулирования аграрной сферы выполняется путем решения конкретных задач в области охраны окружающей среды и природопользования.

Традиционными правовыми формами государственного регулирования сельского хозяйства являются законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы аграрного права, принятые на основе и во исполнение нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ.

Второй самостоятельной  правовой формой государственного регулирования сельского хозяйства признаются договоры между федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Формой государственного регулирования аграрной сферы является государственная поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов РФ.

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса; по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. На региональном уровне в Орловской области управление сельским хозяйством осуществляет Департамент сельского хозяйства Правительства Орловской области.

Пережив финансовый кризис 2008-2009 годов, сельскохозяйственные товаропроизводители в 2010 году столкнулись с проблемами, вызванными природными аномальными явлениями, в результате которых возникла пауза в росте аграрной экономики. Несмотря на высокий уровень государственной поддержки индекс производства составил 88,1%. В целом можно положительно оценить меры государственного регулирования аграрной сферы, направленные на снижение отрицательных последствий мирового финансово – экономического кризиса и засухи лета 2010 года.

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.2009.
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ (ред. от 28.02.2012) «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета. – 01.03.2012.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 27.06.2012.
  4. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 №450 (ред. от 04.09.2012) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 06.09.2012.
  5. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 №446 (ред. от 28.02.2012) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» // Российская газета. – 01.03.2012.
  6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №327 (ред. от 17.10.2011) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.11.2011.
  7. Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 №201 (ред. от 14.11.2011) «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 16.11.2011.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2011 №1990-р «О реализации в январе - мае 2012 года зерна урожая 2011 года из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21.11.2011.
  9. Агапов А.Б. Административное право. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 984с.
  10. Буздалов И.Н. Социальное рыночное хозяйство как базовое общественное условие устойчивости развития агропромышленной системы. В кн.: Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. Никоновские чтения-2007. - М., 2007. - С.10-11.
  11. Быстров Г.Е. Государственное регулирование сельского хозяйства в России (понятия, функции, формы, методы): теория, практика, проблемы // Том I, Правовое регулирование аграрных отношений в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС. – М.: Март, 2009. - С.17-37.
  12. Галиновская Е.А. Оборот земель и направления российской аграрной политики // Журнал российского права. – 2010. - №10. – С.53-60.
  13. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – 1008с.
  14. Козырь М.И. Аграрное право России. - М.: Норма, 2011. – 336с.
  15. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. Учебно - методический комплекс. – М.: Норма, 2010. – 380с.
  16. Отчет «Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации за 2010 год». - М.: Издательство Министерства экономического развития Российской Федерации, 2011. - 208с.
  17. Отчет «Об итогах социально – экономического развития Российской Федерации за январь – ноябрь 2011 года». – М.: Министерство экономического развития РФ, 2011. – 180с.

Информация о работе Государственное регулирование аграрной сферы