Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:39, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение особенностей госу-дарственного регулирования аграрной сферы в России.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Обобщить сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной сферы в России.
2. Рассмотреть особенности системы органов государственного регулирования аграрной сферы.
3. Проанализировать состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его государственного регулирования.
Введение 3
1. Сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной
сферы в России 5
2. Система органов государственного регулирования аграрной сферы 10
3. Состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его
государственное регулирование 15
Заключение 21
Список литературы 23
В соответствии с соглашением между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России продекларированы максимальные цены на минеральные удобрения, поставляемые на внутренний рынок для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, на первое полугодие 2011 года, которые в среднем на 12,8% выше действовавших ранее цен.
В 2010 году сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 3821,2 тыс. тонн дизельного топлива и 880,1 тыс. тонн автобензина, что составляет соответственно 96,6% и 89,1% к уровню предыдущего года.
В результате реализации мер по развитию животноводства в 2010 году наблюдался рост производства скота и птицы на убой (в живом весе) на 5,2%, в том числе свиней – на 6,4% и птицы – на 10,8 %.
Несмотря на государственную поддержку и большой объем инвестиций, направленных на развитие животноводства, в 2010 году продолжается спад производства крупного рогатого скота на убой (98,3% к уровню предыдущего года).
Вследствие засухи летом 2010 года проблемы с заготовкой кормов стали одной из основных причин снижения поголовья коров и, как следствие, производства молока. В 2010 году в хозяйствах всех категорий производство молока уменьшилось на 2,1% и составило 31,9 млн. тонн. Сокращение производства молока произошло в основном за счет снижения валового надоя молока в хозяйствах населения (96,6%).
Производство яиц в 2010 году составило 40,6 млрд. штук, или 102,9% к уровню 2009 года.
На конец декабря 2010 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 20,0 млн. голов (на 3,1% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 8,8 млн. голов (на 2,5% меньше). Поголовье свиней сократилось на 0,5% и составило (17,2 млн. голов), овец и коз - на 1,0% (21,8 млн. голов).
С учетом перераспределения средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2010 году были предусмотрены субсидии в объеме 98981,0 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2011 г., указанные субсидии профинансированы в объеме 95648,68 млн. рублей (96,6 процента) [16, с.78-79].
Объем продукции
сельского хозяйства в январе-
По данным Росстата, на 1 декабря 2011 г. в хозяйствах всех категорий, по расчетам, намолочено 99,0 млн. тонн зерна в первоначально оприходованном весе, 9,4 млн.тонн семян подсолнечника, накопано 45,3 млн.тонн сахарной свеклы (фабричной), 32,7 млн.тонн картофеля, собрано 14,6 млн.тонн овощей. В 2011 году зерна намолочено на 55,3% больше уровня предыдущего года. Подсолнечника собрано на 78,4% больше, сахарной свеклы (фабричной) - в 2 раза больше. Картофеля и овощей получено больше на 55,4% и 21,2% соответственно.
Под урожай будущего года озимые на зерно в сельхозорганизациях на 1 декабря 2011 г. посеяны на 11,3 млн. га, что на 1,4% меньше, чем год назад. Зябь вспахана на 19,3 млн. га против 21,3 млн. га на эту же дату в 2010 году.
В целях поддержки рынка зерна принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г №1990-р [8], предполагающее совершенствование механизма интервенций на зерновом рынке и предусматривающее возможность обратного выкупа зерна урожая 2011 года в январе-мае 2012 года, реализованного сельскохозяйственными товаропроизводителями в ходе закупочных интервенций в 2011 году.
По состоянию на 13 декабря 2011 года в рамках данного распоряжения в интервенционный фонд закуплено 230,4 тыс. тонн продовольственной пшеницы 3 и 4 классов на сумму 1,0 млрд. рублей по цене 4400-4580 рублей за 1 тонну. Данная мера способствует стабилизации рынка зерна в зерноизбыточных регионах Урала и Сибири, а также предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям возможность реализации выкупленного зерна (с учетом затрат по его содержанию) по более высоким ценам при увеличении спроса на него в I полугодии 2012 года.
В 2011 году обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями осуществляется в рамках Соглашения между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленным союзом России, в котором продекларированы максимальные цены на минеральные удобрения для российских сельхозтоваропроизводителей.
По данным Минсельхоза России на 5 декабря, с начала 2011 года сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 2257,4 тыс. тонн д.в. минеральных удобрений, что на 59,3 тыс. тонн д.в. больше, чем за соответствующий период 2010 года.
В целях своевременного
обеспечения
В результате реализации мер по развитию животноводства наблюдался рост производства основных видов животноводческой продукции.
По-прежнему в сельскохозяйственных организациях сохраняется тенденция сокращения производства крупного рогатого скота на убой (90,5% к аналогичному периоду предыдущего года).
В январе-ноябре 2011 г. производство молока в хозяйствах всех категорий сократилось на 0,9% и составило 29,5 млн. тонн. Однако в последние месяцы происходит восстановление динамики роста производства молока по сравнению с прошлогодним периодом.
Производство яиц в хозяйствах всех категорий в январе-ноябре 2011 г. составило 37,7 млрд. штук, или 101,0% к соответствующему уровню 2010 года.
На конец ноября 2011 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 20,3 млн. голов (на 0,2% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 8,9 млн. (на 0,5% больше). Поголовье свиней в указанный период составило 18,0 млн. голов (на 0,5% больше), овец и коз - 23,3 млн. голов (на 3,8% больше).
На государственную
поддержку
Таким образом, в 2010 – 2011 годах применялись достаточно эффективные меры государственного регулирования аграрной сферы, направленные на нейтрализацию последствий финансово-экономического кризиса 2008 года и засухи лета 2010 года.
Заключение
В заключение сделаем следующие выводы:
Первая важная функция государственного регулирования состоит в том, чтобы создать устойчивую систему продовольственного обеспечения страны на основе формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, их достаточных резервов для государственных нужд, стабилизационных продовольственных фондов для сохранения здоровой окружающей среды и повышения качества жизни российских граждан.
Вторая функция государственного регулирования аграрной сферы связана с созданием рыночной производственной инфраструктуры на селе.
Третья функция государственного регулирования аграрной сферы состоит в том, что для формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство проводит закупочные интервенции в форме закупок и залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также торговые интервенции в форме их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов, закрепляет комплекс мер, направленных на повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Четвертая функция государственного регулирования аграрной сферы связана с ориентацией законодательства на повышение качества жизни сельского населения, повышение роста доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, создание материальной базы устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения.
Пятая функция государственного регулирования аграрной сферы выполняется путем решения конкретных задач в области охраны окружающей среды и природопользования.
Традиционными
правовыми формами
Второй самостоятельной правовой формой государственного регулирования сельского хозяйства признаются договоры между федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Формой государственного регулирования аграрной сферы является государственная поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов РФ.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса; по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. На региональном уровне в Орловской области управление сельским хозяйством осуществляет Департамент сельского хозяйства Правительства Орловской области.
Пережив финансовый кризис 2008-2009 годов, сельскохозяйственные товаропроизводители в 2010 году столкнулись с проблемами, вызванными природными аномальными явлениями, в результате которых возникла пауза в росте аграрной экономики. Несмотря на высокий уровень государственной поддержки индекс производства составил 88,1%. В целом можно положительно оценить меры государственного регулирования аграрной сферы, направленные на снижение отрицательных последствий мирового финансово – экономического кризиса и засухи лета 2010 года.
Список литературы
Информация о работе Государственное регулирование аграрной сферы