Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:39, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение особенностей госу-дарственного регулирования аграрной сферы в России.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Обобщить сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной сферы в России.
2. Рассмотреть особенности системы органов государственного регулирования аграрной сферы.
3. Проанализировать состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его государственного регулирования.
Введение 3
1. Сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной
сферы в России 5
2. Система органов государственного регулирования аграрной сферы 10
3. Состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его
государственное регулирование 15
Заключение 21
Список литературы 23
Подводя итоги,
отметим, что государственное
2. Система органов государственного
регулирования аграрной сферы
Государственное управление отраслями агропромышленного комплекса (растениеводством, животноводством, ветеринарией и другими отраслями) осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз) и подчиненные ему ведомства [9, с.678].
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;
по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;
по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства [13, с.540].
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы [4].
Федеральная служба
по ветеринарному и
Федеральная служба
по ветеринарному и фитосанитарном
Федеральная служба
по ветеринарному и
1. осуществляет надзор:
1.1. в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности;
1.2. за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов;
1.3. за использованием селекционных достижений;
1.4. за безопасностью лекарственных
средств для животных, кормов и кормовых
добавок, изготовленных из генно-инженерно-
2. выдает:
2.1. лицензии на отдельные виды деятельности в области племенного животноводства, элитного семеноводства, деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;
2.2. лицензии на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
2.3. разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами;
2.4. разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции (далее - поднадзорные грузы);
2.5 иные разрешения и свидетельства в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
2.6. удостоверения на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации [6];
3. регистрирует объекты надзора в установленной сфере деятельности;
4. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
осуществляет контроль за
соблюдением требований законодательства
Российской Федерации в сфере
ветеринарии и карантина
вносит в пределах своей компетенции предложения об установлении и отмене на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, устанавливает и упраздняет карантинные фитосанитарные режимы и зоны [6];
издает индивидуальные правовые акты, касающиеся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям;
принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль за деятельностью ее территориальных органов по их мобилизационной подготовке;
организует профессиональную подготовку работников Службы и ее территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации [6].
Федеральную службу
по ветеринарному и
Заместители руководителя Службы по должности одновременно являются главными государственными инспекторами Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности [6].
На региональном
уровне в Орловской области управление
сельским хозяйством осуществляет Департамент
сельского хозяйства
Подводя итоги, отметим, что функции государственного регулирования в сфере агропромышленного комплекса осуществляют Правительство РФ, а также Министерство сельского хозяйства РФ. Функции Минсельхоза России многообразны, поскольку связаны всеми подотраслями агропромышленного комплекса: растениеводством, мелиорацией земель, животноводством, ветеринарией, охотничьими ресурсами, пищевой и перерабатывающей промышленностью. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
3. Состояние аграрной сферы России в 2010-2011
годах и его государственное регулирование
Пережив финансовый кризис 2008-2009 годов, сельскохозяйственные товаропроизводители в 2010 году столкнулись с проблемами, вызванными природными аномальными явлениями, в результате которых возникла пауза в росте аграрной экономики. Несмотря на высокий уровень государственной поддержки и созданные для благоприятного развития сектора заделы в прошлом, индекс производства составил 88,1% (рис.1).
Рисунок 1 – Индекс производства продукции сельского хозяйства за январь-декабрь 2010 года, в % к соответствующему периоду прошлого года
Засуха вызвала ценовой всплеск на сельскохозяйственное сырье и продовольственную группу товаров, по характеру и динамике схожий с ценовым трендом 2007 года, в котором уровень агфляции к декабрю предыдущего года составил 15,6% (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г. – 12,9%). Мировой рынок агропродовольствия отреагировал подорожанием к концу 2010 года до рекордных уровней.
По результатам проведенной экспертизы, пострадавшими от засухи признаны 43 субъекта Российской Федерации, гибель сельскохозяйственных культур зафиксирована на площади 13,3 млн. га, прямой ущерб определен в объеме 41,8 млрд. рублей. В наибольшей степени от экстремальных погодных условий пострадали Приволжский и Центральный федеральные округа, где последствия засухи сказались в 14 и 16 субъектах соответственно [16, с.77].
В региональном разрезе последствия жаркого лета не для всех оказались столь драматичными (оказались неравнозначными). Так, юг России благодаря высоким ценам на сельхозпродукцию при хорошем урожае оказался в выигрыше.
Падение темпов роста отрасли было обусловлено не только сокращением производства в растениеводстве из-за засухи, но и проблемами молочного животноводства. Животноводство пока демонстрирует устойчивый рост, за исключением производства молока и КРС.
Одно из негативных явлений, назревавшее в животноводстве в течение последних лет и открыто проявившееся в 2010 году, стало массовое распространение на юге России африканской чумы свиней, которое может затормозить рост или свести на нет затраченные в свиноводческом секторе усилия и вложенные инвестиции.
По предварительным данным Росстата, в 2010 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки в Российской Федерации составил 60,9 млн. тонн, что на 37,3% (36,2 млн. тонн) меньше предыдущего года. Яровой и озимой пшеницы собрано 41,5 млн. тонн против 61,7 млн. тонн в 2009 году.
В засушливых условиях 2010 года снижение производства зерна произошло как за счет сокращения площадей (на 9,2%), так и в результате снижения урожайности (на 19,8%).
Низкий валовой сбор зерна по сравнению с урожаями прошлых лет обусловил необходимость принятия решения о моратории вывоза зерновых. Экспорт в 2011 сельскохозяйственном году составил 3,7 млн. тонн. Несмотря на неурожай, в совокупности объем производства и запасов на фоне закрытия экспорта в 2010 году позволят полностью покрыть внутренние потребности [16, с.77-78].
Информация о работе Государственное регулирование аграрной сферы