Государственное регулирование аграрной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение особенностей госу-дарственного регулирования аграрной сферы в России.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Обобщить сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной сферы в России.
2. Рассмотреть особенности системы органов государственного регулирования аграрной сферы.
3. Проанализировать состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его государственного регулирования.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, формы и методы государственного регулирования аграрной
сферы в России 5
2. Система органов государственного регулирования аграрной сферы 10
3. Состояние аграрной сферы России в 2010-2011 годах и его
государственное регулирование 15
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

kontrolnaya.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Подводя итоги, отметим, что государственное регулирование  аграрной сферы представляет собой  деятельность государства по воздействию  на систему аграрного предпринимательства, функционирующего преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а также государственных заказов, лицензий, квот, иных административных методов воздействия.

2. Система органов государственного

регулирования аграрной сферы

 

Государственное управление отраслями агропромышленного  комплекса (растениеводством, животноводством, ветеринарией и другими отраслями) осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз) и подчиненные ему ведомства [9, с.678].

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

по выработке  и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

по оказанию государственных услуг в сфере  агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства [13, с.540].

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет  заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Структурными  подразделениями Министерства сельского  хозяйства Российской Федерации  являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы [4].

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному  надзору (Россельхознадзор) находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [6]. 

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному  надзору осуществляет следующие  полномочия:

1. осуществляет надзор:

1.1. в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности;

1.2. за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов;

1.3. за использованием селекционных достижений;

1.4. за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения;

2. выдает:

2.1. лицензии на отдельные виды деятельности в области племенного животноводства, элитного семеноводства, деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

2.2. лицензии на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

2.3. разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами;

2.4. разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции (далее - поднадзорные грузы);

2.5  иные разрешения и свидетельства в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

2.6. удостоверения на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации [6];

3. регистрирует объекты надзора в установленной сфере деятельности;

4. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере  ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов, в том числе:

вносит в  пределах своей компетенции предложения  об установлении и отмене на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, устанавливает и упраздняет карантинные фитосанитарные режимы и зоны [6];

издает индивидуальные правовые акты, касающиеся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям;

принимает решения  о проведении сортового и семенного  контроля в отношении посевов  и семян сельскохозяйственных растений;

осуществляет  функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

осуществляет  прием граждан, обеспечивает своевременное  и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает  в пределах своей компетенции  защиту сведений, составляющих государственную тайну;

обеспечивает  мобилизационную подготовку Службы, а также контроль за деятельностью ее территориальных органов по их мобилизационной подготовке;

организует  профессиональную подготовку работников Службы и ее территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

осуществляет  иные полномочия в установленной  сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации [6].

Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному  надзору возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра сельского хозяйства Российской Федерации.

Заместители руководителя Службы по должности одновременно являются главными государственными инспекторами Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности [6].

На региональном уровне в Орловской области управление сельским хозяйством осуществляет Департамент  сельского хозяйства Правительства  Орловской области.

Подводя итоги, отметим, что функции государственного регулирования в сфере агропромышленного комплекса осуществляют Правительство РФ, а также Министерство сельского хозяйства РФ. Функции Минсельхоза России многообразны, поскольку связаны всеми подотраслями агропромышленного комплекса: растениеводством, мелиорацией земель, животноводством, ветеринарией, охотничьими ресурсами, пищевой и перерабатывающей промышленностью. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

3. Состояние аграрной сферы России в 2010-2011

годах и его государственное регулирование

 

Пережив финансовый кризис 2008-2009 годов, сельскохозяйственные товаропроизводители в 2010 году столкнулись с проблемами, вызванными природными аномальными явлениями, в результате которых возникла пауза в росте аграрной экономики. Несмотря на высокий уровень государственной поддержки и созданные для благоприятного развития сектора заделы в прошлом, индекс производства составил 88,1% (рис.1).

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Индекс производства продукции сельского  хозяйства за январь-декабрь 2010 года, в % к соответствующему периоду прошлого года

 

Засуха вызвала  ценовой всплеск на сельскохозяйственное сырье и продовольственную группу товаров, по характеру и динамике схожий с ценовым трендом 2007 года, в котором уровень агфляции к декабрю предыдущего года составил 15,6% (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г. – 12,9%). Мировой рынок агропродовольствия отреагировал подорожанием к концу 2010 года до рекордных уровней.

По результатам  проведенной экспертизы, пострадавшими от засухи признаны 43 субъекта Российской Федерации, гибель сельскохозяйственных культур зафиксирована на площади 13,3 млн. га, прямой ущерб определен в объеме 41,8 млрд. рублей. В наибольшей степени от экстремальных погодных условий пострадали Приволжский и Центральный федеральные округа, где последствия засухи сказались в 14 и 16 субъектах соответственно [16, с.77].

В региональном разрезе последствия жаркого лета не для всех оказались столь драматичными (оказались неравнозначными). Так, юг России благодаря высоким ценам на сельхозпродукцию при хорошем урожае оказался в выигрыше. 

Падение темпов роста отрасли было обусловлено не только сокращением производства в растениеводстве из-за засухи, но и проблемами молочного животноводства. Животноводство пока демонстрирует устойчивый рост, за исключением производства молока и КРС.

Одно из негативных явлений, назревавшее в животноводстве в течение последних лет и открыто проявившееся в 2010 году, стало массовое распространение на юге России африканской чумы свиней, которое может затормозить рост или свести на нет затраченные в свиноводческом секторе усилия и вложенные инвестиции. 

По предварительным  данным Росстата, в 2010 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки в Российской Федерации составил 60,9 млн. тонн, что на 37,3% (36,2 млн. тонн) меньше предыдущего года. Яровой и озимой пшеницы собрано 41,5 млн. тонн против 61,7 млн. тонн в 2009 году.

В засушливых условиях 2010 года снижение производства зерна произошло как за счет сокращения площадей (на 9,2%), так и в результате снижения урожайности (на 19,8%).

Низкий валовой  сбор зерна по сравнению с урожаями прошлых лет обусловил необходимость принятия решения о моратории вывоза зерновых. Экспорт в 2011 сельскохозяйственном году составил 3,7 млн. тонн. Несмотря на неурожай, в совокупности объем производства и запасов на фоне закрытия экспорта в 2010 году позволят полностью покрыть внутренние потребности [16, с.77-78].

Информация о работе Государственное регулирование аграрной сферы