Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что важно определить значение малого бизнеса в современных условиях применительно к конкретной стране. Предпринимательская деятельность в каждой стране имеет свои особенности: достаточно вспомнить различия в предпринимательской деятельности Запада и Востока, обусловленные национальными, этническими, культурными, историческими, социально-экономическими и др. особенностями. В нашей стране явление предпринимательства также имеет свои особенности, причудливо складывающиеся из русского характера, советского прошлого страны, казахстанского менталитета и заимствования западного опыта.
Цель курсовой работы – рассмотреть роль малого бизнеса в рыночной экономике и дать оценку малому предпринимательству в Республике Казахстан.
В курсовой работе поставлены задачи:
- дать сущностную характеристику малого предпринимательства;
- показать особенности функционирования малого бизнеса в экономиках стран мира;
- рассмотреть этапы законодательного обеспечения развития малого бизнеса в Республике Казахстан;
- провести анализ и оценку развития малого бизнеса в Казахстане;
- показать проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса;
- раскрыть мероприятия по государственной поддержке малого
бизнеса
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………..4
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства……………….........4
1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира………………………………....9
II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...……………………………………………………………13
2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан …...………………...21
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35
Рисунок 10 Количество субъектов малого бизнеса на 1000 человек
экономически активного населен
Из рисунка 10 видно, что в расчете на 1000 жителей экономически активного населения региона наибольшее число действует в Атырауской области – 119,8 ед., г. Алматы – 118,5 ед., ЮКО – 104,2 ед. и Мангистауской области – 99,8 ед. Наименьшее число субъектов малого бизнеса функционирует в Карагандинской – 46,6 ед., Актюбинской – 52,7 ед., Кызылординской – 55,3 ед. областях и СКО – 58,1 ед.
2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан
В настоящее время в Казахстане темпы развития предпринимательства не соответствуют темпам роста экономики. Это обусловлено тем, что перспективы и задачи развития предпринимательства рассматриваются только в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов развития государства на среднесрочную перспективу.
Развитию предпринимательской деятельности мешают факторы, ограничивающие производственную деятельность, которые можно расположить в зависимости от отраслевой принадлежности (в процентах от числа опрошенных предпринимателей)12:
1. Промышленность:
- недостаток денежных средств (41%);
- рыночная конкуренция со
- недостаток рынков сбыта (24%);
- изношенность оборудования (22%);
- неплатежеспособность
2. Сельское хозяйство:
- недостаток финансовых средств (53%);
- изношенность материально-
- низкие закупочные цены (41%);
- недостаток оборотных средств (31%);
- высокие ставки по кредитам (25%);
- высокие налоги (18%);
3. Строительство:
- высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (43%);
- недостаток заказов на работы (41%);
- высокий уровень налогов (35%);
- конкуренция со стороны других строительных фирм (35%);
- недостаток квалифицированных работников (35%);
- нехватка и изношенность
- неплатежеспособность
- дефицит собственных оборотных средств (20%);
- высокий процент коммерческого кредита (18%);
4. Транспорт:
- рыночная конкуренция со стороны предприятий данного транспорта (54%);
- недостаток собственных
- изношенность материально-
- недостаток вспомогательного оборудования, запчастей (25%);
- недостаток транспортных средст
- рыночная конкуренция со
5. Связь:
- рыночная конкуренция со
- недостаток собственных
- недостаток необходимого
- недостаток рынка предоставляемых услуг (21%);
- неплатежеспособность
- изношенность основного
6. Торговля
- возросшая конкуренция на
- недостаток собственных
- снижение покупательского спроса (15%);
- высокие таможенные пошлины (8%);
- нестабильность налоговой и правовой политики (7%);
- несвоевременность расчетов с поставщиками (7%).
Выявляются слабые стороны малого бизнеса:
- отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров;
- противоречивость законодательных и нормативных актов;
- проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма);
- отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;
- отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность;
- бюрократизм, коррупция, вымогательство;
- слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования;
- повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям;
- низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.
Требуется углубление экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе международного опыта и опыта предыдущих лет.
Проблемой развития предпринимательства в Казахстане является "теневой бизнес". Все группы предпринимателей в большой степени подвержены переходу в "теневой бизнес", что объясняется в основном несовершенством налоговой системы. Например, на предприятиях малого бизнеса распространено ведение двойной бухгалтерии, занижение численности работающих, что вызвано стремлением руководителей предприятий к уменьшению налогооблагаемой базы, для чего работники "выводятся за штат" и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств теневой экономики. Переходу предпринимателей в "теневой" бизнес также способствует наличие многочисленных административных барьеров, создаваемых со стороны государственных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями. В сфере "теневой" экономики находится собственность большого количества индивидуальных предпринимателей, которая в основном нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена. Основной причиной этого является то, что в случае образования долгов у индивидуального предпринимателя, под угрозой окажется его личная собственность.
В настоящее время сложилась ситуация, когда она не может быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает из системы легального учета, и новых экономических отношений. Специфика казахстанской модели будет заключаться в следующем.
Первое. Учитывая разные условия, мотивации и цели предпринимателей, необходимо создание параллельно-последовательных уровней распределения государственной поддержки, через сегментацию сектора малого предпринимательства, при этом законодательно установив деление на микро-, малые предприятия, и определив соответственно систему мер по борьбе с "псевдомалым" и "теневым" бизнесом.
Второе. Необходимо создание системы мер (прямых и косвенных) по увеличению производительности труда и диверсификации производства индивидуального предпринимательства и переходу его в статус юридического лица.
Третье. Будет расширена практика применения принципов корпоративного управления с целью интегрирования малых предприятий в хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокотехнологического уровня.
Четвертое. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства будет направлена на осуществление отдельных мер поддержки для разных групп предпринимателей, определяя перспективы каждой из них в развитии различных отраслей экономики. Основное значение при этом будет уделяться активизации производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий.
Пятое. Будет изменен действующий механизм экономического регулирования, который будет заключаться в обязательном представлении всеми центральными и местными исполнительными органами заключения о последствиях принимаемых ими решений для малого предпринимательства. Главным условием для всех государственных органов при осуществлении отраслевой, региональной и международной политики будет учет конкретных потребностей малого предпринимательства.
Шестое. Предприниматели и их общественные организации будут активно вовлекаться в процесс принятия государственных решений в области экономического регулирования. В связи с этим будет усилена роль Совета предпринимателей при Президенте Республики Казахстан и Комиссии по развитию малого бизнеса при Правительстве Республики Казахстан. При каждом государственном органе будут созданы Экспертные советы по взаимодействию с общественными организациями предпринимателей. В конечном итоге, будет создан такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему предпринимательству расширить возможности занятости и повысить свою производительность, а в долговременной перспективе обеспечить увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны до уровня развитых стран.
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса
Используя накопленный опыт развитых стран по обеспечению государственной поддержки малого бизнеса, в нашей стране разрабатываются принципиально новые пути решения задач подъема промышленности и экономики, разрешения острой проблемы освобождения от импортозависимости. Принимаются меры по созданию новых рабочих мест и повышению занятости безработного населения, расширению налогового поля, развитию городов без поддержки республиканского центра.
Особую роль играет государственная поддержка предпринимательства.
В Казахстане важным направлением деятельности по поддержке субъектов малого предпринимательства является оказание им содействия в решении проблемы финансирования. По мере достижения макроэкономической стабилизации, сбалансированности рынка товаров и услуг, снижения уровня инфляции, процентных ставок по кредитам и повышения доходности государственных ценных бумаг этот вопрос постепенно потеряет свою актуальность. Но сейчас проблема состоит в том, что крупные банки, располагающие свободными ресурсами, не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса и продолжают вкладывать средства в менее рискованные проекты. В результате введения квоты по обязательному кредитованию малого бизнеса для всех коммерческих банков, его кредитование в областях расширилось.
Реализация Государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002, 2003-2004, 2004-2006 гг.) позволила заложить основу становления и развития частного предпринимательства в Казахстане и сделала эту тенденцию необратимым процессом. Их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике. Создан конкурентный рынок товаров и услуг и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства.
Итогом реализации программ явилось следующее:
- упрощен порядок регистрации субъектов малого бизнеса - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в четыре раза;
- упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого бизнеса;
- введены льготы по
регистрации недвижимости и
- сокращено число
- проводятся тендеры по передаче субъектам малого бизнеса, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;
- введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса.
Разработаны и утверждены следующие схемы кредитования субъектов малого бизнеса:
- для обеспечения кредитными сре
- микрокредитование,
предусматривающее выдачу
- софинансирование сельскохозяйс
Однако анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1999-2000 гг., 2001-2002 гг., 2004-2006 гг.) показывает, что их реализация не обеспечила ожидаемое развитие субъектов малого бизнеса и поставленные показатели по количеству субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест и увеличению доли предпринимательства в ВВП не были достигнуты даже наполовину.
Целью Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы является создание благоприятных условий для реализации свободы предпринимательской инициативы и создание целостной системы государственной поддержки в целях:
- создания условий для активного роста количества субъектов малого бизнеса, особенно в форме юридического лиц,
- изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,
- активного вовлечения населения страны в предпринимательскую деятельность, раскрепощения их инициативы и созданию новых рабочих мест,
- увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до 30%.
Задачи программы:
- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам предпринимательства;
- совершенствование системы
- развитие системы финансово-
- развитие инфраструктуры, обучение и информационное обеспечение малого предпринимательства;
- создание оптимальной системы контроля и проверок субъектов малого бизнеса.
Необходимые ресурсы и источники их финансирования: средства республиканского бюджета, ежегодно выделяемые в объеме по 40,5 (50) млрд. тенге, средства местных бюджетов в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели, внебюджетные целевые средства, гранты международных и отечественных финансовых организаций, а также средства самих предпринимателей и их общественных организаций.
Информация о работе Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК