Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что важно определить значение малого бизнеса в современных условиях применительно к конкретной стране. Предпринимательская деятельность в каждой стране имеет свои особенности: достаточно вспомнить различия в предпринимательской деятельности Запада и Востока, обусловленные национальными, этническими, культурными, историческими, социально-экономическими и др. особенностями. В нашей стране явление предпринимательства также имеет свои особенности, причудливо складывающиеся из русского характера, советского прошлого страны, казахстанского менталитета и заимствования западного опыта.
Цель курсовой работы – рассмотреть роль малого бизнеса в рыночной экономике и дать оценку малому предпринимательству в Республике Казахстан.
В курсовой работе поставлены задачи:
- дать сущностную характеристику малого предпринимательства;
- показать особенности функционирования малого бизнеса в экономиках стран мира;
- рассмотреть этапы законодательного обеспечения развития малого бизнеса в Республике Казахстан;
- провести анализ и оценку развития малого бизнеса в Казахстане;
- показать проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса;
- раскрыть мероприятия по государственной поддержке малого
бизнеса

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………..4
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства……………….........4
1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира………………………………....9

II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...……………………………………………………………13
2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан …...………………...21
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

49 Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК.doc

— 2.81 Мб (Скачать)

Рисунок 10 Количество субъектов малого бизнеса на 1000 человек

экономически активного населения в разрезе регионов Республики Казахстан на 01.01.2008 г., в %11

 

Из рисунка 10 видно, что в расчете на 1000 жителей экономически активного населения региона наибольшее число действует в Атырауской области – 119,8 ед., г. Алматы – 118,5 ед., ЮКО – 104,2 ед. и Мангистауской области – 99,8 ед. Наименьшее число субъектов малого бизнеса функционирует в Карагандинской – 46,6 ед., Актюбинской – 52,7 ед., Кызылординской – 55,3 ед. областях и СКО – 58,1 ед.

 

2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан

 

В настоящее время в Казахстане темпы развития предпринимательства не соответствуют темпам роста экономики. Это обусловлено тем, что перспективы и задачи развития предпринимательства рассматриваются только в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов развития государства на среднесрочную перспективу.

Развитию предпринимательской  деятельности мешают факторы, ограничивающие производственную деятельность, которые можно расположить в зависимости от отраслевой принадлежности (в процентах от числа опрошенных предпринимателей)12:

1. Промышленность:

- недостаток денежных средств  (41%);

- рыночная конкуренция со стороны  отечественных и зарубежных предприятий (36%);

- недостаток рынков сбыта (24%);

- изношенность оборудования (22%);

- неплатежеспособность потребителя  (18%);

2. Сельское хозяйство:

- недостаток финансовых средств  (53%);

- изношенность материально-технической  базы (42%);

- низкие закупочные цены (41%);

- недостаток оборотных средств  (31%);

- высокие ставки по кредитам (25%);

- высокие налоги (18%);

3. Строительство:

- высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (43%);

- недостаток заказов на работы (41%);

- высокий уровень налогов (35%);

- конкуренция со стороны других  строительных фирм (35%);

- недостаток квалифицированных работников (35%);

- нехватка и изношенность строительных  машин и механизмов (25%);

- неплатежеспособность заказчиков (22%);

- дефицит собственных оборотных  средств (20%);

- высокий процент коммерческого  кредита (18%);

4. Транспорт:

- рыночная конкуренция со стороны предприятий данного транспорта (54%);

- недостаток собственных денежных  средств (48%);

- изношенность материально-технической  базы (35%);

- недостаток вспомогательного  оборудования, запчастей (25%);

- недостаток транспортных средств (24%);

- рыночная конкуренция со стороны  других видов транспорта (18%);

5. Связь:

- рыночная конкуренция со стороны  отечественных предприятий (54%);

- недостаток собственных финансовых  средств (38%);

- недостаток необходимого оборудования (22%);

- недостаток рынка предоставляемых услуг (21%);

- неплатежеспособность потребителя  (16%);

- изношенность основного оборудования (12%);

6. Торговля

- возросшая конкуренция на рынке  (38%);

- недостаток собственных финансовых  средств (24%);

- снижение покупательского спроса (15%);

- высокие таможенные пошлины  (8%);

- нестабильность налоговой и  правовой политики (7%);

- несвоевременность расчетов с  поставщиками (7%).

Выявляются слабые стороны малого бизнеса:

- отсутствие четко выраженных  практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров;

- противоречивость законодательных и нормативных актов;

- проблемы доступа к финансовым  источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма);

- отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;

- отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность;

- бюрократизм, коррупция,  вымогательство;

- слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах  администрирования;

- повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям;

- низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.

Требуется углубление экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе международного опыта и  опыта предыдущих лет.

Проблемой развития предпринимательства  в Казахстане является "теневой  бизнес". Все группы предпринимателей в большой степени подвержены переходу в "теневой бизнес", что объясняется в основном несовершенством налоговой системы. Например, на предприятиях малого бизнеса распространено ведение двойной бухгалтерии, занижение численности работающих, что вызвано стремлением руководителей предприятий к уменьшению налогооблагаемой базы, для чего работники "выводятся за штат" и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств теневой экономики. Переходу предпринимателей в "теневой" бизнес также способствует наличие многочисленных административных барьеров, создаваемых со стороны государственных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями. В сфере "теневой" экономики находится собственность большого количества индивидуальных предпринимателей, которая в основном нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена. Основной причиной этого является то, что в случае образования долгов у индивидуального предпринимателя, под угрозой окажется его личная собственность.

 В настоящее время сложилась  ситуация, когда она не может  быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает из системы легального учета, и новых экономических отношений. Специфика казахстанской модели будет заключаться в следующем.

Первое. Учитывая разные условия, мотивации и цели предпринимателей, необходимо создание параллельно-последовательных уровней распределения государственной поддержки, через сегментацию сектора малого предпринимательства, при этом законодательно установив деление на микро-, малые предприятия, и определив соответственно систему мер по борьбе с "псевдомалым" и "теневым" бизнесом.

Второе. Необходимо создание системы мер (прямых и косвенных) по увеличению производительности труда и диверсификации производства индивидуального предпринимательства и переходу его в статус юридического лица.

Третье. Будет расширена практика применения принципов корпоративного управления с целью интегрирования малых предприятий в хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокотехнологического уровня.

Четвертое. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства будет направлена на осуществление отдельных мер поддержки для разных групп предпринимателей, определяя перспективы каждой из них в развитии различных отраслей экономики. Основное значение при этом будет уделяться активизации производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий.

Пятое. Будет изменен действующий механизм экономического регулирования, который будет заключаться в обязательном представлении всеми центральными и местными исполнительными органами заключения о последствиях принимаемых ими решений для малого предпринимательства. Главным условием для всех государственных органов при осуществлении отраслевой, региональной и международной политики будет учет конкретных потребностей малого предпринимательства.

 Шестое. Предприниматели и их общественные организации будут активно вовлекаться в процесс принятия государственных решений в области экономического регулирования. В связи с этим будет усилена роль Совета предпринимателей при Президенте Республики Казахстан и Комиссии по развитию малого бизнеса при Правительстве Республики Казахстан. При каждом государственном органе будут созданы Экспертные советы по взаимодействию с общественными организациями предпринимателей. В конечном итоге, будет создан такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему предпринимательству расширить возможности занятости и повысить свою производительность, а в долговременной перспективе обеспечить увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны до уровня развитых стран.

 

2.2 Государственная поддержка малого бизнеса

 

Используя накопленный опыт развитых стран по обеспечению государственной поддержки малого бизнеса, в нашей стране разрабатываются принципиально новые пути решения задач подъема промышленности и экономики, разрешения острой проблемы освобождения от импортозависимости. Принимаются меры по созданию новых рабочих мест и повышению занятости безработного населения, расширению налогового поля, развитию городов без поддержки республиканского центра.

Особую роль играет государственная поддержка предпринимательства.

В Казахстане важным направлением деятельности по поддержке субъектов малого предпринимательства  является оказание им содействия в решении проблемы финансирования. По мере достижения макроэкономической стабилизации, сбалансированности рынка товаров и услуг, снижения уровня инфляции, процентных ставок по кредитам и повышения доходности государственных ценных бумаг этот вопрос постепенно потеряет свою актуальность. Но сейчас проблема состоит в том, что крупные банки, располагающие свободными ресурсами, не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса и продолжают вкладывать средства в менее рискованные проекты. В результате введения квоты по обязательному кредитованию малого бизнеса для всех коммерческих банков, его кредитование в областях расширилось.

Реализация Государственных  программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002, 2003-2004, 2004-2006 гг.) позволила заложить основу становления и развития частного предпринимательства в Казахстане и сделала эту тенденцию необратимым процессом.  Их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике. Создан конкурентный рынок товаров и услуг и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства.

Итогом реализации программ явилось следующее:

- упрощен порядок регистрации  субъектов малого бизнеса - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в четыре раза;

- упрощена   процедура   сертификации   продукции   для   субъектов   малого бизнеса;

- введены льготы по  регистрации недвижимости и права  на землю;

- сокращено число контролирующих  и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими;

- проводятся тендеры  по передаче субъектам малого  бизнеса, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;

- введена система упрощенного  бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса.

Разработаны и утверждены следующие схемы кредитования субъектов малого  бизнеса:

- для обеспечения кредитными средствами развития малого бизнеса, фермерских хозяйств, создания рабочих мест в объеме 100 млн. долл. США получены средства Азиатского Банка Развития в объеме 50 млн. долл. США и 50 млн. долл.США Европейского Банка Реконструкции и Развития;

- микрокредитование,  предусматривающее выдачу кредитов  в объеме до 400 долларов США 30 тысячам семьям села;

- софинансирование сельскохозяйственных проектов,  предусматривающее кредитование сельскохозяйственных проектов на условиях софинансирования, как со стороны банков второго уровня, так и государства.

Однако анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1999-2000 гг., 2001-2002 гг., 2004-2006 гг.) показывает, что их реализация не обеспечила ожидаемое развитие субъектов малого бизнеса и поставленные показатели по количеству субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест и увеличению доли предпринимательства в ВВП не были достигнуты даже наполовину.

Целью Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы является создание  благоприятных условий для реализации свободы  предпринимательской инициативы и создание целостной системы государственной поддержки  в целях:

- создания условий для активного роста  количества  субъектов малого бизнеса, особенно  в форме юридического лиц,

- изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,

- активного вовлечения населения страны в предпринимательскую деятельность, раскрепощения их инициативы и созданию новых рабочих мест,

- увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до 30%.

Задачи программы:

- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам предпринимательства;

- совершенствование системы налогообложения  для субъектов малого бизнеса;

- развитие системы финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;

- развитие инфраструктуры, обучение  и информационное обеспечение  малого предпринимательства;

- создание оптимальной системы  контроля и проверок субъектов малого бизнеса.

Необходимые ресурсы и источники  их финансирования: средства республиканского бюджета, ежегодно выделяемые в объеме по 40,5 (50) млрд. тенге, средства местных бюджетов в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели, внебюджетные целевые средства, гранты международных и отечественных финансовых организаций, а также средства самих предпринимателей и их общественных организаций.

Информация о работе Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК