Поддержка малого бизнеса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:01, реферат

Краткое описание

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», от 18 февраля 2005 года отмечалось, что: «в таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50 % внутри валового продукта. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства

Оглавление

Введение
1. Поддержка малого бизнеса
1.1 Опыт развития малого бизнеса в Западных стран
1.2 Опыт развития малого бизнеса в странах Азии
1.3 Особенности развития малого бизнесав Республике Казахстан
2. Поддержка малого бизнеса в различных странах
2.1 Поддержка малого бизнеса в США
2.2 Поддержка малого бизнеса в Японии
2.3 Поддержка малого бизнеса в Казахстане
3. Примеры по поддержке малого бизнеса в Республике Казахстан
3.1 ТОО"Азия авто"
3.2 ТОО "Юг"

Файлы: 1 файл

Поддержка МБ в РК.doc

— 1.03 Мб (Скачать)


Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

 

Введение

1. Поддержка малого бизнеса

1.1 Опыт развития малого бизнеса в Западных стран

1.2 Опыт развития малого бизнеса в странах Азии

1.3 Особенности развития малого бизнесав Республике Казахстан

2. Поддержка малого бизнеса в различных странах

2.1 Поддержка малого бизнеса в США

2.2 Поддержка малого бизнеса в Японии

2.3 Поддержка малого бизнеса в Казахстане

3. Примеры по поддержке малого бизнеса в Республике Казахстан

3.1 ТОО"Азия авто"

3.2 ТОО "Юг"

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», от 18 февраля 2005 года отмечалось, что: «в таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50 % внутри валового продукта. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства. Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды». Данный тезис подчеркивает необходимость изучения передового международного опыта развития малого предпринимательства для использования наиболее оптимальных методов поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года. Необходимо отметить наличие объективных специфических особенностей развития малого и среднего бизнеса в разных странах. Это обусловлено историческими и культурными традициями, уровнем развития экономики, а также законодательными и институциональными условиями поддержки. Исходя из этого, необходимо определить роль и место данного сектора в развитии экономики страны. Исторически роль малого и среднего бизнеса в индустриально-экономическом развитии различается от страны к стране и от десятилетия к десятилетию. Например, в таких странах как Южная Корея основой индустриализации стали крупные промышленные конгломераты, и лишь на более позднем этапе было уделено внимание развитию малого и среднего бизнеса. В других странах, например, на Тайване малый и средний бизнес стал движущей силой экономического и индустриального развития, который впоследствии вырос до масштабов транснациональных корпораций. В то же время, в ряде стран, например в Индии, наблюдалось развитие крупных импортозамещающих производств одновременно с развитием семейного и микро- бизнеса. Несмотря на обилие материалов, посвященных описанию различных форм и механизмов поддержки малых и средних предприятий, представляется крайне важным показать в сжатом виде опыт зарубежных стран в использовании государственных средств и возможностей для поддержки малого предпринимательства. Опыт этих стран убедительно показывает, что развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия.

 


1. Поддержка малого бизнеса

 

1.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

 

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. [6, стр.128]

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблица.1. 1.

 

Таблица 1.1 Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

Страны

Кол-во МСП (тыс.)

Кол-во МСП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численностизанятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11

 

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, то есть необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта. [7, стр.158]

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

 

1.2 Опыт государственного регулирования малого бизнеса в странах Азии

 

Как показывает опыт развитых рыночных экономик, практически в каждой стране существует определенное, только ей свойственное соотношение между теми функциями государства по отношению к экономике, которые определяются рыночным характером последней, и функциями государства, определяемыми спецификой страны, своеобразием ее исторического опыта, государственности, национальной культуры.

Практика, сложившаяся в странах с рыночной экономикой, показывает, что система стимулирования малого предпринимательства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на разрешение основной проблемы малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными организациями и крупным бизнесом через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции.

Можно выделить 2 взаимосвязанные подсистемы поддержки малого бизнеса: государственную и интеграционную государственное стимулирование малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям: во-первых государство, создавая общие условия для функционирования бизнеса, формирует ту среду (благоприятную или не очень), в которой предстоит развиваться малому бизнесу, во-вторых, на государственном уровне разрабатываются и реализуются специальные программы поддержки малого бизнеса; в-третьих, государство содействует становлению и развитию интеграционной подсистемы стимулирования малого предпринимательства. Эта политика проводится как на национальном и на наднациональном уровне. В последнее десятилетие наблюдается последовательная регионализация политики в отношении малого бизнеса: центр вырабатывает общую стратегию, обеспечивает законодательную базу и создание механизмов поддержки. Конкретная же поддержка осуществляется на уровне регионов и общин. Частный крупный бизнес, когда в его интересы входит развитие малого предпринимательства, тоже сотрудничает с государством, особенно в вопросах финансирования.

Не менее важной является задача государства по формированию благоприятного для предпринимательства социально-психологического климата, благожелательного отношения к бизнесу вообще и к мелкому бизнесу в частности. В странах с развитой рыночной экономикой для общественного сознания характерны симпатии к малым формам предпринимательства. Для стран же с переходной экономикой это пока остается серьезной проблемой.

Наряду с созданием общих условий функционирования бизнеса, государство разрабатывает программы специальной поддержки малого бизнеса, целью которых является обеспечение ему равных шансов с другими секторами экономики.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства.

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в РК