Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:01, реферат
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», от 18 февраля 2005 года отмечалось, что: «в таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50 % внутри валового продукта. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства
Введение
1. Поддержка малого бизнеса
1.1 Опыт развития малого бизнеса в Западных стран
1.2 Опыт развития малого бизнеса в странах Азии
1.3 Особенности развития малого бизнесав Республике Казахстан
2. Поддержка малого бизнеса в различных странах
2.1 Поддержка малого бизнеса в США
2.2 Поддержка малого бизнеса в Японии
2.3 Поддержка малого бизнеса в Казахстане
3. Примеры по поддержке малого бизнеса в Республике Казахстан
3.1 ТОО"Азия авто"
3.2 ТОО "Юг"
Количество МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства.
Наиболее высокая предпринимательская активность населения отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область – 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при средне республиканском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самосознательность; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально -экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей.
2. Поддержка малого бизнеса в различных странах
2.1 Поддержка малого бизнеса в США
Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким, предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.
В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация США и Конгресс считают подключение малого бизнеса к национальному экспорту. Глобализация ключевых отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника, машиностроение, привела к росту объемов международной торговли, однако большинство американских компаний остались в стороне от этих процессов.
Средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем более что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.
В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.
2.2 Поддержка малого бизнеса в Японии
Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органов, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.
Государственная политика содействия малым предприятиям включающие следующие направления:
обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцию в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благо введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);
поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель, улучшения условий труда, содействие торговле;
сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ.
Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.
Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур. [1, стр.122]
Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и тому подобное. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятии.
Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышения квалификации работников.
Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мер, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.
2.3 Поддержки малого бизнеса в Казахстане
Поддержка малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут так же привлекать МП к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным и местным властям должна быть предоставлена большая свобода для регулирования всех сторон деятельности МП. Так, необходимо разрешить регионам в дополнение к приоритетам, установленным на республиканском уровне, определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Особенно важно передать в руки регионов один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе - регулирование ставок некоторых налогов. В качестве примера можно привести опыт России, где в соответствии с федеральным законодательством регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, самостоятельно регулировать и размеры единого налога на вмененный доход, а также устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства. [2, стр.45]
В связи с тем, что дальнейшее совершенствование системы государственного управления в Республике Казахстан связывается с передачей ряда функций центральных органов местным исполнительным органам, в том числе и по непосредственной поддержке малого предпринимательства.
В настоящее время законодательно-нормативная база, регулирующая развитие малого предпринимательства в Казахстане, включает более 100 документов, которые по своему содержанию и направленности могут быть отнесены к следующим пяти группам: [4, стр.35]
- документы декларативного характера (законы, указы, постановления, концепции, программы, соглашения и др.);
- документы по институциональному обеспечению развития малого предпринимательства - определяющие функции органов государственного управления в части регулирования названной сферы, а также по вопросам развития инфраструктуры;
- налоговое законодательство;
- документы по развитию малого предпринимательства в регионах, сферах деятельности и отраслях экономики;
- международные договоры и соглашения.
Стержневым и консолидирующим общегосударственным актом в перечисленном списке документов является Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства».
В отношении государственных программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 5 государственных программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.
3. Примеры по поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан
3.1 ТОО «Азия авто»
При создание ТОО «Азия авто» Государства оказала такие поддержки как:
Аренда земли по минимальным процентным ставкам
Выкупили земли за небольшие деньги
На год освободила от бюджетных платежей, до момента показа образца
На один год государства 50% покрывали коммунальные услуги, до момента промышленной партии.
3.2 ТОО «Юг»
ТОО «Юг» Производит сельскохозяйственную продукцию виде выращивание грибов. При создание ТОО «Юг» государства оказывала такие поддержку по программе «развитие области и переработки сельскохозяйственную продукции» и оказали такие поддержки как:
Аренда земли на 90 лет бесплатно
В этой земле было строение которая, была одона через 6 месяцев бесплатно.
Бесплатно было предоставлено обучение руководителей
Бесплатно предоставили юридические услуги и пакет документов
Семена грибов одень пакет было предоставлено бесплатно.
Можно сказать что государства делает все условия для развития малого бизнеса и идёт на встречу предпринимателям.
Заключение
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%. В соответствии с гражданским законодательством В Республике Казахстан субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах. Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики. Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США,– малое предпринимательство находит все более широкую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде: организационно-