Поддержка малого бизнеса в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:01, реферат

Краткое описание

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», от 18 февраля 2005 года отмечалось, что: «в таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50 % внутри валового продукта. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства

Оглавление

Введение
1. Поддержка малого бизнеса
1.1 Опыт развития малого бизнеса в Западных стран
1.2 Опыт развития малого бизнеса в странах Азии
1.3 Особенности развития малого бизнесав Республике Казахстан
2. Поддержка малого бизнеса в различных странах
2.1 Поддержка малого бизнеса в США
2.2 Поддержка малого бизнеса в Японии
2.3 Поддержка малого бизнеса в Казахстане
3. Примеры по поддержке малого бизнеса в Республике Казахстан
3.1 ТОО"Азия авто"
3.2 ТОО "Юг"

Файлы: 1 файл

Поддержка МБ в РК.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Данная поддержка предоставляется в виде: [8, стр.82]

организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и так далее);

финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и так далее);

имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и так далее).

Для развивающихся стран, ставивших перед собою задачу достижения экономического благополучия, стало очевидным, что пройти успешно все этапы эволюции в рамках образцовой западной модели, по крайней мере, нереально в течение исторически короткого времени с учетом своих национальных особенностей, нехватки капиталов и быстро меняющихся экономических реалий в мире.

Если западная экономическая модель развивалась относительно долго, сама диктуя условия производственных параметров, оказав решающее воздействие на мировой рынок, то ведущие азиатские страны, сегодня все ближе и ближе стававшие в один ряд с высокоразвитыми странами Запада, должны были приспособиться к уже существующим реалиям и двигаться по схеме ускоренного догона.

Требовалось разработать и внедрить принципиально новую модель форсированного развития, где государство, в силу нехватки ресурсов и практически нищего населения, отсутствия квалифицированного менеджмента и рабочей силы, смогло бы организовать ускоренный подъем экономики и создать условия для роста собственных рыночных сил. Так начало свое рождение азиатская экономическая модель.

Страны Азии приняли многие черты существующих экономических моделей развитых стран, сочетая это со своими социокультурными особенностями, учитывая специфику построения отношений в обществе. Другой отличительной чертой стала роль государства, как ускорителя в экономической жизни стран региона.

Поставив в основу своего развития принцип сравнительных преимуществ, многие страны Азии смогли совершить экономический взлет в относительно короткие сроки, взяв на вооружение принципиально новую экономическую доктрину.

Экономическая история показывает, что нигде в мире не было и нет чисто рыночной экономики. Государственное регулирование или государственный сектор в явной или скрытой форме все равно существуют, а их конкретные задачи определяются в зависимости от данного этапа развития экономики. На начальном этапе необходимость госсектора связана прежде всего с развитием материальной инфраструктуры и базовых отраслей промышленности, то есть отраслей, которые являются фундаментальными, капиталоемкими и не обеспечивают быструю отдачу. Эти отрасли в начале своего развития непривлекательны для частного капитала не только из-за низкой рентабельности, но и в силу отсутствия у частного сектора большого объема собственных капиталов.

Помимо этого, любая комплексная и фундаментальная реформа требует от правительства предварительного изучения и анализа структуру и перспективу всех направлений экономики, подбор и корректировка тех приоритетных, на которых должна строиться будущая модель. Каждое направление должно соответствовать одному либо всем из нижеизложенных критериев -экономика должна быть: экспортоориентированной; импортозамещающей по тем товарам, которые в силу больших объемов, долгосрочности их импорта или по стратегическим соображениям крайне необходимы для экономической жизни страны, либо имеют потенциал стать экспортоориентированной.

После определения приоритетных и неприоритетных секторов экономики страна берется за реорганизацию конкретных производственных единиц различных секторов экономики - за хозяйственных субъектов, для создания наиболее эффективных производственных цепочек.

Правильная оценка приоритетных для страны направлений и разработка механизмов оптимального взаимодействия всех цепочек хозяйства позволяет достичь максимально эффективного использования мобилизованных средств.

Азиатская модель экономического развития, в отличие от западной, имеет в себе колоссальную долю государственного участия. Оно проявляется как в форме владения государством акционерного капитала компаний в ключевых отраслях хотя бы на первом этапе, так и непосредственным его участием в развитии экономики в целом. Можно утверждать также, что частное владение акционерным капиталом здесь не имеет определяющее значение, поскольку практически вся власть принадлежит регулирующим государственным структурам.

Модель эта опирается не только на законы конкурентного саморазвития. Рынок рассматривается не столько как среда для самосовершенствования, сколько в качестве полигона для создания, апробирования и сбыта продукции. Мотором для самосовершенствования, модернизации и развития служит государство.

Для азиатской экономической модели характерны следующие черты: сдерживание текущего потребления в пользу накопления, экспортная экспансия, централизованное индикативное планирование, позволяющее мобилизовать государственные и частные ресурсы для крупных национальных производственных и научно-исследовательских проектов, субсидирование высокотехнологичных отраслей, наличие эффективно действующего бюрократического аппарата и реальных механизмов согласования интересов государства, бизнеса и профсоюзов.

Можно утверждать, что все явления, которые в популярной экономической литературе принято называть "азиатским экономическим чудом", состоялись в рамках единой экономической политики, проводимой из единого центра при соблюдения принципа преемственности социально-политического и экономического курса при смене правящих администраций.

Причем полувековой опыт развития восточной-азиатских стран показывает, что продуктивность экономических реформ, мало зависела от типа политического режима в стране. Он может быть либерально-демократическим с элементами традиционных иерархически-корпоративных отношений как в Японии, носить авторитарный характер, с постепенной его эволюцией в либерально-демократическом направлении, как это видно на примере Южной Кореи, наконец, носить черты, присущие обществу на переходном этапе его развития - от централизованной социалистической системы к авторитарному национально-державному государству, как это происходило в Китае в 80-90-е годы. Главный критерий здесь - способность правящей администрации контролировать эффективное функционирование государственного аппарата, поддерживать его управляемость, а также способность обеспечивать экономическую дисциплину и грамотно выбирать ориентиры и методы экономической политики.

В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

высокий уровень сбережений и инвестиций;

экспортная ориентация экономики;

высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

благоприятные институциональные факторы становления рыночно-ориентированной экономики.

 


1.3 Особенности развития малого бизнеса в Республике Казахстан

 

Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени система образующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.[3, стр.95]

Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутри региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутри региональная ориентация составляет более 70%.

Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западне -Казахстанская – 12-14 места (2,7%)

По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных Малых предприятий.

 

Таблица 1.2 - Количество предприятий малого бизнеса по регионам Республике Казахстан по состоянию на 1 июля 2008года*

 

Зарегистрировано

В т.ч. действующие

Из них активные

Занято

Реализация продукции и услуг

единиц

в % к итогу

единиц

в % к итогу по РК

в % к зарег.

единиц

в % к итогу по РК

в % к зарег.

место среди регионов

тыс. чел.

в % к итогу

млн. тенге

в % к итогу

Акмолинская

4525

3,3

3265

3,3

72,2

2447

5,0

54,1

8

15,8

3,2

6066,5

2,1

Актюбинская

5200

3,8

4084

4,2

78,5

1667

3,4

32,1

10

31,0

6,3

6865,7

2,3

Алматинская

5992

4,3

4349

4,5

72,6

3240

6,6

54,1

5

22,9

4,6

15699,9

5,3

Атырауская

3539

2,6

3097

3,2

87,5

1362

2,8

38,5

11

18,9

3,8

11322,6

3,8

Восточно-Казахстанская

9184

6,6

6556

6,7

71,4

4062

8,2

44,2

3

41,3

8,4

25595,0

8,7

Жамбылская

4095

3,0

2852

2,9

69,6

1147

2,3

28,0

16

15,8

3,2

4521,1

1,5

Западно-Казахстанская

2945

2,1

2501

2,6

84,9

1339

2,7

45,5

12

21,8

4,4

7189,6

2,4

Карагандинская

8935

6,5

6489

6,7

72,6

2937

5,9

32,9

6

37,8

7,7

17891,0

6,1

Костанайская

5441

3,9

4208

4,3

77,3

2229

4,5

41,0

9

24,5

5,0

15887,8

5,4

Кызылординская

2658

1,9

2231

2,3

83,9

1353

2,7

50,9

13

8,7

1,8

2903,0

1,0

Мангистауская

3761

2,7

3062

3,1

81,4

1351

2,7

35,9

14

16,4

3,3

8983,3

3,0

Павлодарская

6745

4,9

5152

5,3

76,4

2774

5,6

41,1

7

21,9

4,4

13700,2

4,6

Северо-Казахстанская

3199

2,3

2620

2,7

81,9

1241

2,5

38,8

15

22,3

4,5

9577,6

3,2

Южно-Казахстанская

12615

9,1

8393

8,6

66,5

3677

7,4

29,1

4

32,6

6,6

12455,8

4,2

г. Астана

11046

8,0

9016

9,2

81,6

4078

8,3

36,9

2

39,2

7,9

26003,5

8,8

г. Алматы

48499

35,0

29596

30,4

61,0

14476

29,3

29,8

1

123,2

24,9

111009,6

37,5

Итого по РК

138379

100,0

97471

100,0

70,4

49380

100,0

35,7

 

494,1

100,0

295672,2

100,0


 

Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше средне республиканского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%).

Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.

В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.

В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской области – 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.

В таблице 1.3. приведены показатели дохода по регионам Казахстана.

поддержка малый бизнес казахстан

Таблица 1.3 – Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие 2008 г. продукции (товаров, услуг)

Регионы

Области, города

Удельный вес в общем доходе, в %

1

2

3

Центральный

Акмолинская, Карагандинская

8,1

Западный

Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская

11,6

Восточный

Алматинская, Восточно-Казахстанская

14,0

Северный

Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская

13,3

Южный

Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская

6,7

г. Астана

г. Астана

8,8

г. Алматы

г. Алматы

37,5

Итого по РК

 

100,0

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в РК