Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что важно определить значение малого бизнеса в современных условиях применительно к конкретной стране. Предпринимательская деятельность в каждой стране имеет свои особенности: достаточно вспомнить различия в предпринимательской деятельности Запада и Востока, обусловленные национальными, этническими, культурными, историческими, социально-экономическими и др. особенностями. В нашей стране явление предпринимательства также имеет свои особенности, причудливо складывающиеся из русского характера, советского прошлого страны, казахстанского менталитета и заимствования западного опыта.
Цель курсовой работы – рассмотреть роль малого бизнеса в рыночной экономике и дать оценку малому предпринимательству в Республике Казахстан.
В курсовой работе поставлены задачи:
- дать сущностную характеристику малого предпринимательства;
- показать особенности функционирования малого бизнеса в экономиках стран мира;
- рассмотреть этапы законодательного обеспечения развития малого бизнеса в Республике Казахстан;
- провести анализ и оценку развития малого бизнеса в Казахстане;
- показать проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса;
- раскрыть мероприятия по государственной поддержке малого
бизнеса

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………..4
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства……………….........4
1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира………………………………....9

II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...……………………………………………………………13
2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан …...………………...21
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

49 Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК.doc

— 2.81 Мб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………..4

1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства……………….........4

1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира………………………………....9

 

II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...……………………………………………………………13                                                       

2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан …...………………...21 

2.2 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...…24 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наши дни сфера малого бизнеса  широко распространена в мировой экономике, число малых фирм имеет тенденцию к росту и доля малых предприятий в экономике достаточно стабильна. На современной стадии развития постиндустриального общества существование корпораций не препятствует малым предприятиям, которые находят и занимают специализированные ниши на рынке и могут проявлять высокую гибкость для того, чтобы переживать периоды спадов.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что  важно  определить значение малого бизнеса в современных условиях применительно к конкретной стране. Предпринимательская деятельность в каждой стране имеет свои особенности: достаточно вспомнить различия в предпринимательской деятельности Запада и Востока, обусловленные национальными, этническими, культурными, историческими, социально-экономическими и др. особенностями. В нашей стране явление предпринимательства также имеет свои особенности, причудливо складывающиеся из русского характера, советского прошлого страны, казахстанского менталитета и заимствования западного опыта.

Цель курсовой работы – рассмотреть роль малого бизнеса в рыночной экономике и дать оценку  малому предпринимательству в Республике Казахстан.

В курсовой работе поставлены задачи:

- дать сущностную характеристику малого предпринимательства;

- показать особенности  функционирования малого бизнеса  в экономиках стран мира;

- рассмотреть этапы законодательного обеспечения развития малого бизнеса в Республике Казахстан;

- провести анализ и  оценку развития малого бизнеса в Казахстане;

- показать проблемы, сдерживающие  развитие малого бизнеса;

- раскрыть мероприятия  по государственной поддержке малого

бизнеса

Теоретико-методологическая база исследования. При написании  работы использовались труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статьи периодической печати. Анализ информации, характеризующей предпринимательский потенциал Республики Казахстан, проведен на основе данных периодической печати и статистических данных Агентства Республики Казахстан по статистике.

 

 

 

 

 

 

 

I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

1.1 Сущность малого предпринимательства

 

Структура современной экономики  характеризуется сочетанием крупных и мелких форм производства и, соответственно, большого и малого бизнеса во всех сферах хозяйствования. Такое сочетание вполне естественно, поскольку экономика не может состоять только из крупных или только из мелких фирм и сводиться исключительно либо к большому, либо малому предпринимательству. Хозяйственное поле всегда шире. Оно складывается из разных по размерам капитала и производства предприятий и осуществляемого этими предприятиями разномасштабного бизнеса.

Обычно считают, что базой развития любой национальной экономики, лидером хозяйственного роста выступает крупное производство и большой бизнес, поскольку последний является "носителем" основной части хозяйственных процессов, источником их финансирования, инициатором продуктовых нововведений и новых механизмов мировой экономики.

Малый же бизнес рассматривается как  остаточная, дополнительная форма производства, являющаяся в лучшем случае "цеховым придатком" большого бизнеса, а в отдельных вариантах - неустойчивой, связанной со многими проблемами ветвью предпринимательства. Проблема, однако, заключается в том, что ни статистические данные, ни эволюция предпринимательства не подтверждают как данность указанные выше концепции и предположения. Статистика свидетельствует том, что мелкие формы производства занимают больший, чем крупные предприятия, удельный вес в производстве ВВП, численности занятых и общем количестве действующих предприятий в экономике большинства стран.

Что касается эволюции предпринимательства, то ее динамика в условиях рыночной экономики содержит движение от мелкого бизнеса к крупному, но не сводится только к нему, а включает, согласно хозяйственной практике второй половины XX в. - начала нынешнего столетия, и обратное движение: от крупного к мелкому бизнесу, разукрупнение ранее сложившихся производственных агломератов-гигантов и все более широкое использование мелких форм производства. Происходит своеобразный "ренессанс" мелкого предпринимательства.

Малые формы хозяйствования - это прежде всего правовая форма организации трудового коллектива, как самостоятельно хозяйствующего субъекта разных форм собственности. Это и его связь с содержанием и спецификой производственной деятельности вообще.

Малая форма хозяйствования - понятие, связанное с экономическим потенциалом хозяйствующего субъекта числом работников, доходом и размерами налоговых платежей. Малые предприятия имеют специфику производственно-технологического содержания, не позволяющую разрастаться до средних, а тем более до крупных размеров. Они лишь подвержены интеграционному единению на условиях, применяемых для участников интеграционного союза: компании, корпорации, синдикаты, тресты и другие.

Определение "малый" по отношению к бизнесу может пониматься в смысле числа работников, общих активов капитала, прибыли и годового оборота. При классификации фирм по размерам в основном учитывается первый критерий: малым считается предприятие с численностью работников менее 100 человек (в Казахстане до 50 чел.). Но, в то же время, одним из непременных условий также является принадлежность предприятия определенному собственнику: оно не должно быть частью любого другого предприятия. Еще одно дополнительное требование - это независимое управление (свобода предпринимательской деятельности): предприниматель должен быть волен вести свое собственное дело, так как он предпочитает. Что касается капитала, то можно заметить, что вариабельность соотношения между трудом и капиталом на малых предприятиях достаточно высока.

В течение многих лет ученые различных  стран пытаются дать определение малому бизнесу. В Комитет Конгресса США было представлено около 700 определений малого бизнеса. Существуют различные критерии для характеристики малого бизнеса, например, объем продаж, количество работающих, объем депозитов. Одни предлагают считать малым бизнесом предприятия с численностью до 100 работников другие - от 50 до 1000 работников, третьи - от 100 до 1500 работников. Существуют исследования, в которых авторы предлагают уйти от подхода определять малый бизнес через такие показатели, как количество работников, оборот капитала, объем производства и другие. Вместо этого предлагается акцентировать внимание на таких характеристиках, которые принципиально отличают малый бизнес от крупного, в частности: доля рынка, управление предприятием основателями, отсутствие влияния крупных предприятий на процесс принятия решений. Подобную позицию занимают и Австралийские ученые, предлагающие считать малым бизнес, в котором один или два человека уполномочены принимать все стратегические решения в области финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом, снабжения, маркетинга, производства или обеспечения услуг, продаж без помощи собственных специалистов.

В США, по определению Администрации  малого бизнеса (АМБ), в малом бизнесе  доминируют те отрасли, где объем среднегодовой численности рабочей силы приходится на предприятии с численностью занятых до 500 человек. Под эти сферы попадают торговля, сфера услуг, жилищное строительство, сельское и лесное хозяйство и рыбная промышленность. В малом и среднем бизнесе Франции, аналогично, заняты до 500 человек, а в Голландии – 120.

В современных исследованиях предлагаются следующие характеристики малого бизнеса: отсутствие открытой продажи ценных бумаг предприятия; предприятие имеют ограниченный круг ценных бумаг; ограниченная ответственность отсутствует; основатели - предприниматели в первом поколении, имеющие склонность к риску; команда менеджеров укомплектована не полностью; бизнес несет высокие маркетинговые затраты; взаимоотношения с акционерами носят менее формальный характер; бизнес имеет более высокую степень гибкости при выборе различных видов компенсации.

В исследованиях Д.Лонгеке, К.Моора, У.Петти подход с позиций отдельных показателей совмещается с поиском более принципиальных различий и предлагаются следующие критерии для определения малого бизнеса:

- финансирование бизнеса осуществляется  одним или небольшой группой инвесторов. Только в исключительных случаях бизнес может иметь более 15-20 инвесторов;

- реализуя свою маркетинговую  программу, фирмы функционируют в географически ограниченных зонах;

- количество работников в бизнесе  обычно не превышает 100 человек;

- в сравнении с крупными фирмами,  бизнес может считаться малым.

Характерной чертой малого бизнеса  является то обстоятельство, что он основывается на частной собственности, имея в виду, что частная собственность существует в разновидностях: личной, семейной, групповой и акционерной, то есть коллективной. Возможность эффективного функционирования малых фирм предпринимательства объясняется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством. В таблице 1 представлен анализ различий между малым и крупным бизнесом.

1. Эти преимущества определяются: близостью к местным рынкам  сбыта продукции и быстрым  приспособлением к запросам потребителей; производством продукции малыми партиями, что невыгодно делать крупным фирмам, простотой и эффективностью управления фирмой и другими. Малому бизнесу под силу дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

2. В силу массовости производства  развитие малого и среднего  производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создается много дополнительных рабочих мест; расширяется потребительский сектор, активнее и эффективнее идет структурная перестройка производств, отраслей и экономики страны в целом, лучше используются местные сырьевые ресурсы; быстрее происходит насыщение рынка товарами и услугами, возрастает экспортный потенциал экономики страны.

3. Кроме того, малый бизнес является своеобразной школой овладения знаниями, методами и формами организации бизнеса, разнообразной сферой приложения труда и развития творческих способностей предпринимателей, эффективным способом использования свободных производственных мощностей. Малые предприятия эффективны не только в сфере потребления, но и как производители отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, малых механизмов и других предметов труда, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых экономически невыгоден крупным фирмам, и они по договору поручают их производство малым предприятиям, создавая на основе франчайзинга им выгодные условия.

Таблица 1

Сопоставительный анализ крупного и малого бизнеса

 

Критерии

Крупный бизнес

Малый бизнес

1

Отрасли производства и обслуживания

Промышленность, топливно-энергетический комплекс, энергетика

Обеспечивающие производства, торговля, сфера услуг

2

Характер выпускаемой продукции

Массовое производство

Мелкосерийное или индивидуального производства

3

Восприимчивость к нововведениям

Менее восприимчивы к нововведениям

В 24 раза больше нововведений, чем в крупных

4

Изменение стратегии

6-10 лет

0,5-1 год

5

Сфера деятельности

Крупные города и промышленные комплексы

Как в крупных, так и малых городах

6

Создание конкурентной среды

Ограничение конкуренции за счет захвата значительной доли рынка

Усиление конкурентной среды

7

Регистрация и создание предприятия

Значительные финансовые затраты и длительная процедура регистрации

Минимальные первоначальные затраты и регистрационные требования

8

Создание новых рабочих мест

Темпы создания рабочих мест значительно ниже

Рабочие места создаются более быстрыми темпами (в 3 раза)

9

Возможность маневрирования рабочей силой

Отсутствие из-за узкой специализации работников

Имеется, благодаря высокой взаимозаменяемости работников

10

Структура управления

Громоздкие управленческие структуры

Гибкость в управлении, минимальное число работников аппарата управления

11

Совмещение интересов в системе управления

Отсутствует из-за противоречий в интересах учредителей и менеджеров

Функции менеджеров и учредителей совмещены в одном лице, отсутствие противостояния интересов в системе управления

Информация о работе Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК