Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что важно определить значение малого бизнеса в современных условиях применительно к конкретной стране. Предпринимательская деятельность в каждой стране имеет свои особенности: достаточно вспомнить различия в предпринимательской деятельности Запада и Востока, обусловленные национальными, этническими, культурными, историческими, социально-экономическими и др. особенностями. В нашей стране явление предпринимательства также имеет свои особенности, причудливо складывающиеся из русского характера, советского прошлого страны, казахстанского менталитета и заимствования западного опыта.
Цель курсовой работы – рассмотреть роль малого бизнеса в рыночной экономике и дать оценку малому предпринимательству в Республике Казахстан.
В курсовой работе поставлены задачи:
- дать сущностную характеристику малого предпринимательства;
- показать особенности функционирования малого бизнеса в экономиках стран мира;
- рассмотреть этапы законодательного обеспечения развития малого бизнеса в Республике Казахстан;
- провести анализ и оценку развития малого бизнеса в Казахстане;
- показать проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса;
- раскрыть мероприятия по государственной поддержке малого
бизнеса
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………..4
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства……………….........4
1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира………………………………....9
II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...……………………………………………………………13
2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан …...………………...21
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………..4
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства……………….....
1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира………………………………....9
II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...………………………………………………
2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан …...………………...21
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни сфера малого бизнеса широко распространена в мировой экономике, число малых фирм имеет тенденцию к росту и доля малых предприятий в экономике достаточно стабильна. На современной стадии развития постиндустриального общества существование корпораций не препятствует малым предприятиям, которые находят и занимают специализированные ниши на рынке и могут проявлять высокую гибкость для того, чтобы переживать периоды спадов.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что важно определить значение малого бизнеса в современных условиях применительно к конкретной стране. Предпринимательская деятельность в каждой стране имеет свои особенности: достаточно вспомнить различия в предпринимательской деятельности Запада и Востока, обусловленные национальными, этническими, культурными, историческими, социально-экономическими и др. особенностями. В нашей стране явление предпринимательства также имеет свои особенности, причудливо складывающиеся из русского характера, советского прошлого страны, казахстанского менталитета и заимствования западного опыта.
Цель курсовой работы – рассмотреть роль малого бизнеса в рыночной экономике и дать оценку малому предпринимательству в Республике Казахстан.
В курсовой работе поставлены задачи:
- дать сущностную характеристику малого предпринимательства;
- показать особенности
функционирования малого
- рассмотреть этапы законодатель
- провести анализ и оценку развития малого бизнеса в Казахстане;
- показать проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса;
- раскрыть мероприятия по государственной поддержке малого
бизнеса
Теоретико-методологическая база исследования. При написании работы использовались труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статьи периодической печати. Анализ информации, характеризующей предпринимательский потенциал Республики Казахстан, проведен на основе данных периодической печати и статистических данных Агентства Республики Казахстан по статистике.
I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность малого предпринимательства
Структура современной экономики характеризуется сочетанием крупных и мелких форм производства и, соответственно, большого и малого бизнеса во всех сферах хозяйствования. Такое сочетание вполне естественно, поскольку экономика не может состоять только из крупных или только из мелких фирм и сводиться исключительно либо к большому, либо малому предпринимательству. Хозяйственное поле всегда шире. Оно складывается из разных по размерам капитала и производства предприятий и осуществляемого этими предприятиями разномасштабного бизнеса.
Обычно считают, что базой развития любой национальной экономики, лидером хозяйственного роста выступает крупное производство и большой бизнес, поскольку последний является "носителем" основной части хозяйственных процессов, источником их финансирования, инициатором продуктовых нововведений и новых механизмов мировой экономики.
Малый же бизнес рассматривается как остаточная, дополнительная форма производства, являющаяся в лучшем случае "цеховым придатком" большого бизнеса, а в отдельных вариантах - неустойчивой, связанной со многими проблемами ветвью предпринимательства. Проблема, однако, заключается в том, что ни статистические данные, ни эволюция предпринимательства не подтверждают как данность указанные выше концепции и предположения. Статистика свидетельствует том, что мелкие формы производства занимают больший, чем крупные предприятия, удельный вес в производстве ВВП, численности занятых и общем количестве действующих предприятий в экономике большинства стран.
Что касается эволюции предпринимательства, то ее динамика в условиях рыночной экономики содержит движение от мелкого бизнеса к крупному, но не сводится только к нему, а включает, согласно хозяйственной практике второй половины XX в. - начала нынешнего столетия, и обратное движение: от крупного к мелкому бизнесу, разукрупнение ранее сложившихся производственных агломератов-гигантов и все более широкое использование мелких форм производства. Происходит своеобразный "ренессанс" мелкого предпринимательства.
Малые формы хозяйствования - это прежде всего правовая форма организации трудового коллектива, как самостоятельно хозяйствующего субъекта разных форм собственности. Это и его связь с содержанием и спецификой производственной деятельности вообще.
Малая форма хозяйствования - понятие, связанное с экономическим
потенциалом хозяйствующего субъекта
числом работников, доходом и размерами
налоговых платежей. Малые предприятия
имеют специфику производственно-
Определение "малый" по отношению к бизнесу может пониматься в смысле числа работников, общих активов капитала, прибыли и годового оборота. При классификации фирм по размерам в основном учитывается первый критерий: малым считается предприятие с численностью работников менее 100 человек (в Казахстане до 50 чел.). Но, в то же время, одним из непременных условий также является принадлежность предприятия определенному собственнику: оно не должно быть частью любого другого предприятия. Еще одно дополнительное требование - это независимое управление (свобода предпринимательской деятельности): предприниматель должен быть волен вести свое собственное дело, так как он предпочитает. Что касается капитала, то можно заметить, что вариабельность соотношения между трудом и капиталом на малых предприятиях достаточно высока.
В течение многих лет ученые различных стран пытаются дать определение малому бизнесу. В Комитет Конгресса США было представлено около 700 определений малого бизнеса. Существуют различные критерии для характеристики малого бизнеса, например, объем продаж, количество работающих, объем депозитов. Одни предлагают считать малым бизнесом предприятия с численностью до 100 работников другие - от 50 до 1000 работников, третьи - от 100 до 1500 работников. Существуют исследования, в которых авторы предлагают уйти от подхода определять малый бизнес через такие показатели, как количество работников, оборот капитала, объем производства и другие. Вместо этого предлагается акцентировать внимание на таких характеристиках, которые принципиально отличают малый бизнес от крупного, в частности: доля рынка, управление предприятием основателями, отсутствие влияния крупных предприятий на процесс принятия решений. Подобную позицию занимают и Австралийские ученые, предлагающие считать малым бизнес, в котором один или два человека уполномочены принимать все стратегические решения в области финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом, снабжения, маркетинга, производства или обеспечения услуг, продаж без помощи собственных специалистов.
В США, по определению Администрации малого бизнеса (АМБ), в малом бизнесе доминируют те отрасли, где объем среднегодовой численности рабочей силы приходится на предприятии с численностью занятых до 500 человек. Под эти сферы попадают торговля, сфера услуг, жилищное строительство, сельское и лесное хозяйство и рыбная промышленность. В малом и среднем бизнесе Франции, аналогично, заняты до 500 человек, а в Голландии – 120.
В современных исследованиях
В исследованиях Д.Лонгеке, К.Моора, У.Петти подход с позиций отдельных показателей совмещается с поиском более принципиальных различий и предлагаются следующие критерии для определения малого бизнеса:
- финансирование бизнеса
- реализуя свою маркетинговую программу, фирмы функционируют в географически ограниченных зонах;
- количество работников в
- в сравнении с крупными
Характерной чертой малого бизнеса является то обстоятельство, что он основывается на частной собственности, имея в виду, что частная собственность существует в разновидностях: личной, семейной, групповой и акционерной, то есть коллективной. Возможность эффективного функционирования малых фирм предпринимательства объясняется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством. В таблице 1 представлен анализ различий между малым и крупным бизнесом.
1. Эти преимущества определяются:
близостью к местным рынкам
сбыта продукции и быстрым
приспособлением к запросам
2. В силу массовости
3. Кроме того, малый бизнес является своеобразной школой овладения знаниями, методами и формами организации бизнеса, разнообразной сферой приложения труда и развития творческих способностей предпринимателей, эффективным способом использования свободных производственных мощностей. Малые предприятия эффективны не только в сфере потребления, но и как производители отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, малых механизмов и других предметов труда, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых экономически невыгоден крупным фирмам, и они по договору поручают их производство малым предприятиям, создавая на основе франчайзинга им выгодные условия.
Таблица 1
Сопоставительный анализ крупного и малого бизнеса
Критерии |
Крупный бизнес |
Малый бизнес | |
1 |
Отрасли производства и обслуживания |
Промышленность, топливно-энергетический комплекс, энергетика |
Обеспечивающие производства, торговля, сфера услуг |
2 |
Характер выпускаемой продукции |
Массовое производство |
Мелкосерийное или индивидуального производства |
3 |
Восприимчивость к нововведениям |
Менее восприимчивы к нововведениям |
В 24 раза больше нововведений, чем в крупных |
4 |
Изменение стратегии |
6-10 лет |
0,5-1 год |
5 |
Сфера деятельности |
Крупные города и промышленные комплексы |
Как в крупных, так и малых городах |
6 |
Создание конкурентной среды |
Ограничение конкуренции за счет захвата значительной доли рынка |
Усиление конкурентной среды |
7 |
Регистрация и создание предприятия |
Значительные финансовые затраты и длительная процедура регистрации |
Минимальные первоначальные затраты и регистрационные требования |
8 |
Создание новых рабочих мест |
Темпы создания рабочих мест значительно ниже |
Рабочие места создаются более быстрыми темпами (в 3 раза) |
9 |
Возможность маневрирования рабочей силой |
Отсутствие из-за узкой специализации работников |
Имеется, благодаря высокой взаимозаменяемости работников |
10 |
Структура управления |
Громоздкие управленческие структуры |
Гибкость в управлении, минимальное число работников аппарата управления |
11 |
Совмещение интересов в системе управления |
Отсутствует из-за противоречий в интересах учредителей и менеджеров |
Функции менеджеров и учредителей совмещены в одном лице, отсутствие противостояния интересов в системе управления |
Информация о работе Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК