Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что важно определить значение малого бизнеса в современных условиях применительно к конкретной стране. Предпринимательская деятельность в каждой стране имеет свои особенности: достаточно вспомнить различия в предпринимательской деятельности Запада и Востока, обусловленные национальными, этническими, культурными, историческими, социально-экономическими и др. особенностями. В нашей стране явление предпринимательства также имеет свои особенности, причудливо складывающиеся из русского характера, советского прошлого страны, казахстанского менталитета и заимствования западного опыта.
Цель курсовой работы – рассмотреть роль малого бизнеса в рыночной экономике и дать оценку малому предпринимательству в Республике Казахстан.
В курсовой работе поставлены задачи:
- дать сущностную характеристику малого предпринимательства;
- показать особенности функционирования малого бизнеса в экономиках стран мира;
- рассмотреть этапы законодательного обеспечения развития малого бизнеса в Республике Казахстан;
- провести анализ и оценку развития малого бизнеса в Казахстане;
- показать проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса;
- раскрыть мероприятия по государственной поддержке малого
бизнеса

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
I.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………..4
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства……………….........4
1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира………………………………....9

II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН...……………………………………………………………13
2.1 Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан …...………………...21
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

49 Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК.doc

— 2.81 Мб (Скачать)

 

4. Малые предприятия включают  в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход, и национальное богатство.

Малые и крупные предприятия  имеют разную сферу деятельности. Малые же фирмы ориентируются на изготовление продукции мелкими партиями, удовлетворяя потребности покупателей на определенном сегменте рынка, на использовании отходов производства, вторичного сырья, работу с индивидуальными клиентами. Выполняя специфические функции, крупные и малые предприятия как бы дополняют друг друга. Поэтому неправомерно говорить о прямой конкуренции между крупными и малыми предприятиями. Малый бизнес успешно занимает свою нишу рынка в тех сферах деятельности, где он действует более эффективно, чем крупный бизнес. Сюда, в первую очередь, можно отнести торговлю, сервисное обслуживание, обеспечение материалами и др. Так, например, производство автомобилей - это, безусловно, сфера крупного бизнеса, а ремонт и техническое обслуживание автомобилей более эффективно выполняют малые фирмы.

Преимущества малого бизнеса следующие. Это и динамичность, его гибкость, способность быстро менять номенклатуру продукции, быть более восприимчивым к внедрению новшеств как в области технологии, так и в других сферах функционирования. Наконец, на малых предприятиях устанавливаются неформальные отношения в трудовом коллективе. Отсутствуют громоздкие бюрократические структуры, работники имеют возможность непосредственного участия в управлении, распоряжении доходами. Так, американская экономика зависит от малого бизнеса значительно больше, чем от изобретений и нововведений. Малые предприятия нанимают на работу людей, продают потребителям большую часть продукции, выпускаемой крупным* производителями. Кроме того, алый бизнес обеспечивает крупные предприятия множеством необходимых им услуг, материалов и сырья. Например, "Дженерал моторс" делает закупки у более чем 30 тыс. поставщиков, большинство которых относится к малым предприятиям.1

Главная особенность малых предприятий - стремление к коллективному труду, к работе бригадой, общая совместная заинтересованность в максимальном результате работы, обусловленная участием в прибылях и желанием сохранить занятость. В крупных фирмах основатели вынуждены привлекать профессиональных менеджеров к управлению предприятием, но это зачастую ведет к нестыковке интересов этих двух сторон, что, в свою очередь, отражается на эффективности управления в целом. В малых и средних предприятиях удается избежать этого противостояния, так как основатель и менеджер - это, как правило, одно и то же лицо.

На основе анализа мнений зарубежных и отечественных ученых-экономистов можно дать следующее определение малым формам предпринимательской деятельности: это наименьший элемент системы экономических отношений рыночной экономики, осуществляющий деятельность на основе спроса и предложения, обеспечивающий инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Предприятиями малого бизнеса следует считать те, которые создаются одним или несколькими инвесторами, функционируют в географически ограниченных зонах и имеют ограниченную долю рынка. Управление осуществляется основателями, которые принимают все основные стратегические решения; характер управления отличается гибкостью, отсутствием формализма в принятии решений; наблюдается высокая взаимозаменяемость работников, как в сфере управления, так и в сфере производства.

 

1.2 Малый бизнес в экономиках стран мира

 

В развитых странах доля малых и  средних предприятий в валовом  внутреннем продукте характеризуется  высоким уровнем, превышая во многих случаях 50%, а в некоторых странах  доходя до 60-70% ВВП. Еще больший удельный вес малые и средние предприятия имеют в общем количестве предприятий (в ряде случаев он достигает 95-98%) и совокупной численности занятых (до 60-80%). Не менее весомы указанные макропоказатели по развивающимся странам, где доли малых и средних предприятий в ВВП, численности занятых и общем количестве предприятий по подавляющему числу стран превышают 50%-ный рубеж.2 Причем такое положение характерно для длительного времени и проявляется практически на всех пройденных национальными и мировой экономиками стадиях развития, т.е. как в аграрной и индустриальной, так и в современной постиндустриальной моделях их функционирования.

  Малый бизнес приобрел большое  значение в странах Западной  Европе, США и Японии, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

В Японии 80 % всех промышленных рабочих заняты в малом бизнесе, в Германии - 50 %, в США - около 39%, в Индонезии - 35 %, Сингапуре - 40%, Малайзии - 45,8 %.

В Венгрии такие гиганты, как "Видеотон" и "Орион", не могут соперничать с малыми предприятиями. Так, кооператив "Компаргон" экспортирует программ на несколько миллионов долларов в год и преимущество в западные страны. Продукция малых и средних предприятий занимает существенное место в экспорте многих стран. На их долю приходится около 40% товарного экспорта Германии, Италии, Японии. Не намного отстают Франция и Голландия. Растет доля малого бизнеса в экспорте США.

Для современной экономики на Западе характерно наличие, как минимум, двух больших групп малых предприятий. Одна выступает в роли субпоставщика гигантам индустрии, другая предпочитает самостоятельное функционирование. Соотношение этих групп в США соответственно 50:50, в Великобритании - 20:80, в Японии - 70:30, во Франции - 40:60.3

В США малый бизнес фактически выступает движущей силой экономики. На его долю приходится 40% валового продукта и почти половина занятого трудоспособного населения. Мелкие предприятия осваивают вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. Особенно эффективны малые предприятия, занимающиеся производством интеллектуального продукта, работающие в наукоемких областях промышленности. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.

Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению. На фоне массы мелких компаний быстро развивалась концентрация капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений.

Особенность экономического строя – вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает  всю систему деловых отношений в стране. Различаются два уровня или типа образования экономических группировок. Первый – традиционный для большинства западных стран. Он базируется на переплетении капитала и личной унии. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу), которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.

Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компания не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от "двухслойной" структуры других западных стран (рынок – предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок – группа предприятия – собственно предприятие). Подчинению, а не поглощению мелких  средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процессы централизации капитала, предусматривая единодушное соглашение директоров подчиняемых компаний.

Помимо производственных связей структуру группы цементируют  другие виды зависимостей: участие головной компании в капитале зависимых фирм, направление в директораты фирм представителей головной компании, оказание различного рода услуг. В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая кэйрэцу представляет собой многослойную, крайне неоднородную структуру, и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей – вертикальная.

В связи с тем, что  кэйрэцу представляют собой не жестко зависимую организацию, как, например, вертикально интегрированные корпорации в США, а совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им более легко приспосабливаться к требованиям внешней среды.

Функционирующий на такой основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный рынок наличных товаров. Здесь ниже степень риска, ниже расходы по сделкам. На мелких предприятиях более низкий уровень заработной платы. Это служит одной из причин того, что в стране сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы между крупными, средними и мелкими компаниями. В среднем заработная плата на последних составляет около 60% оплаты занятых на крупных предприятиях.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя им стабильная его поддержка государством, осуществляемая в различных формах, в первую очередь путем налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования. Важную роль играет принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных перспективных программ развития малого предпринимательства.

В системе мер государственной  поддержки малого предпринимательства важная роль отводится совершенствованию системы кредитования малых предприятий. В странах, где мелкое предпринимательство уже развито, ресурсами для капитальных затрат, источником их дополнительных капиталов для дальнейшего развития могут быть либо собственные накопления, либо временно свободные средства самих же мелких предпринимателей. У нас предпринимательство не развито и собственных накопленных ресурсов малые предприятия не имеют. В ряде случаев единственным способом получения дополнительных средств является банковский кредит.

Существует несколько  подходов к основанию малого предприятия. Предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение  монопольных производств:

- выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

- выделение малых и средних  коллективов из состава крупных предприятий;

- создание небольших дочерних  предприятий по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, малые предприятия  можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Как показывает опыт, в экономически развитых странах в зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения выбирает то или иное малое предприятие на рынке и в хозяйственном союзе с другими предприятиями, выделяются следующие виды малых предприятий: коммутанты, патиенты и эксплеренты.

Коммутанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных деталей, узлов, иногда осуществляют промежуточную сборку изделий, изготовляют полуфабрикаты. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными фирмами через систему кооперационных связей или систему субподряда. С помощью малых предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного производства. При этом крупная фирма оказывает малым предприятиям научно-техническую, финансовую помощь, помощь сырьем и материалами и свободными оборудованием и мощностями. Малые предприятия этой группы находятся в сильной экономической зависимости от крупных фирм и ведут жесткую конкурентную борьбу между собою за получения заказов и за выживаемость.

Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске готовой  продукции, ориентированной в основном на локальные (местные) рынка сбыта с ограниченным спросом, а также на использовании местного сырья и материалов.

К этой группе малых предприятий  в основном относятся предприятия по производству продуктов питания, одежды, обуви, местных строительных материалов, строительные малые предприятия. Предприятия этой группы достаточно независимы от подобных крупных фирм, иногда могут составить конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемой продукции.

Эксплеренты. Предприятия этой группы, как правило, предприятия с высокой степенью предпринимательского риска или инновационные предприятия, занимающиеся в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением новых технологий, производством опытных партий товаров, консультационным и аудиторским бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТА

 

На рисунке 1 представлена структура сектора малого бизнеса в Республике Казахстан на 1 января 2009 г. Если рассматривать состав субъектов малого предпринимательства, то видно, что он включает следующие формы:

- индивидуальные предприниматели  (61%);

- крестьянско-фермерские хозяйства  (23%);

- предприятия малого бизнеса  (16%).

 

Рисунок 1 Количество действующих хозяйствующих субъектов

Республики Казахстан  на 1 января 2009 г. 4

 

За последние семь лет количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства увеличилось  более чем в четыре раза по сравнению c 2001 г. и достигло в 2007 г. 985 тыс. единиц. Однако доля действующих субъектов малого бизнеса в их числе составила в 2007 г. 75,6%, т.е. 745 тыс. единиц, оставаясь практически неизменной на протяжении последних семи лет (Рисунок 2).

Информация о работе Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК