Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием
Единой методики оценки человеческого капитала не существует. Известны различные точки зрения авторов, которые можно кратко изложить следующим образом. Одним из наиболее распространенных методов является исчисление человеческого капитала отдельной личности и его оценки в структуре интеллектуального капитала компании. Данной теории придерживаются такие ученые как У. Фарр, Л.Дублин и др.
В основу метода положена попытка оценки приведенной (дисконтированной) стоимости потока затрат, связанных с формированием человеческого капитала и будущего потока доходов, которое обеспечит получение человеческого капитала конкретной личности.
Рассмотрим подробнее
некоторые методы оценки человеческого
капитала. Человеческий капитал как
сложная экономическая
В экономической литературе используется большое разнообразие подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки.
Одним из наиболее простых способов является способ, использующий натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).
Распространенным методом
измерения человеческого
Каждого человека можно рассматривать
как комбинацию одной единицы
простого труда и известного количества
воплощенного в нем человеческого
капитала. Следовательно, и заработную
плату, которую получает любой работник,
также можно рассматривать как
сочетание рыночной цены его «плоти»
и рентного дохода от вложенного в
эту «плоть» человеческого
Человеческий капитал в качестве компонента имущества приносит доход, который можно представить как дисконтируемую заработную плату, получаемую работником в течение всего трудоспособного периода жизни. Доход, который получает индивидуум от использования человеческого капитала, как средневзвешенная величина годовых заработков, ожидаемых за весь трудоспособный период жизни, есть «перманентный» (постоянный, непрерывный) доход индивидуума, который приносит ему человеческий капитал как компонент имущества.
В отечественной экономической литературе долгое время вместо понятия «человеческий капитал» использовали понятие «фонд образования», который представляет собой стоимостную оценку накопленных работниками знаний, навыков, умений и опыта.
При оценке фонда образования используются два основных подхода:
1. Подсчитываются фактические
затраты на образование,
2. Производится оценка
реальной производительной
Для современных компаний можно предложить ряд основополагающих подходов для оценки их человеческого капитала.
Методы расчета стоимости человеческого капитала компании:
1. Метод расчета прямых
затрат на персонал. Наиболее
простой способ для менеджеров
компании рассчитать общие
2. Метод конкурентной
оценки стоимости
- полных затрат на персонал,
производимых ведущим
- индивидуальных премий
каждому работнику компании (полученных
на основе квалифицированных
экспертных оценок), которые могла
бы заплатить конкурирующая
- дополнительных затрат
компании, необходимых на поиск
эквивалентной замены
- экономического ущерба,
который понесет компания на
период поиска замены, снижение
объема продукции или услуг,
затраты на обучение нового
работника, ухудшение качества
продукции при замене
- потери уникальных
- возможности потери части
рынка, роста продаж
- изменения системных
эффектов синергии и
Структура приведенной оценки
человеческого капитала показывает,
что реальная стоимость человеческого
капитала в 3-500 раз выше номинально
оцениваемой сегодня в
Этот метод сложнее, но он дает гораздо более эффективную оценку реальной стоимости человеческого капитала фирмы. Опыт массового переезда за рубеж и перехода многих российских работников в зарубежные фирмы показывает, что многие работники, имевшие в российских условиях ежемесячную заработную плату в размере 17000-15000 руб. получили за рубежом работу с заработной платой более $15 тыс. в месяц.
3. Метод перспективной
стоимости человеческого
Учитывает в дополнение к методу конкурентной стоимости оценку динамики стоимости человеческого капитала в перспективе на 3, 5,10 и 25 лет. Эта оценка, в первую очередь, необходима для компаний, занимающихся разработкой крупных и долгосрочных проектов, например, проводящих исследования в сфере создания инноваций или строящих крупные высокотехнологичные объекты, так как стоимость ряда сотрудников при этом меняется неравномерно, резко вырастая в период достижения ими наиболее важных результатов по истечении достаточно длительного периода времени и приближения ими к получению ожидаемых конечных результатов, когда возможный уход из компании части персонала сопряжен с большими экономическими потерями.
4. Оценка стоимости
- по конкретным результатам,
полученным работником, исходя из
прибыли, которую он принес
фирме, или по увеличению ее
активов, в том числе
- оценка человеческого
капитала на основе системы
Деловых Учений по менеджменту,
Если смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США. Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце ХХ в.
5. Качественная оценка человеческого капитала (Экспертный подход).
Суть данного подхода
к оценке человеческого капитала
заключается в том, что оценке
подвергаются качественные показатели,
характеризующие как
Качественные характеристики конкретного сотрудника являются неотъемлемой частью попытки его стоимостного измерения, поскольку именно наличие таких качественных характеристик как способность неочевидно мыслить, использовать навыки и опыт в сочетании с интуицией и др. В частности, названные качественные характеристики являются неотъемлемой частью капитала знаний компании. Вклад персонала в общие результаты определяется по следующим направлениям:
- вклад в развитие новых научных направлений;
- вклад в увеличение доходов компании;
- вклад в развитие отношений с заказчиками;
- вклад в координацию деятельности подразделений;
- вклад в успешное выполнение линейных функций.
В рамках экспертного подхода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии:
- определение ключевых показатели, идентифицирующих вклад работника в капитал знаний компании;
- установление весовых долей (коэффициент значимости) для каждого показателя, исходя из того, насколько часто каждый показатель проявляется у аттестуемого;
- определение бальной
шкалы для оценки каждого
Далее анализируются полученные результаты и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.
6. Оценка человеческого
капитала исходя из