Человеческий капитал России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал в экономике России.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

                                           Введение 

     Человеческий  капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.

     Актуальность темы: экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.

     Целью исследования является выявление особенностей человеческого капитала в России.

     Задачи:

  1. Определить сущность понятия «человеческий капитал», его генезис и развитие.
  2. Охарактеризовать структуру и стоимость человеческого капитала
  3. Выделить направления инвестиций в человеческий капитал
  4. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала
  5. Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития
 

 

       1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала 

     
    1. Понятие человеческого капитала: генезис и развитие
 

     Человеческий  капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь— Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

     Первооткрыватели  человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.

     Ф. Махлуп— австрийский и американский экономист, предлагает различать первичные  и усовершенствованные способности. «... Неусовершенствованный труд, - пишет  он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал».

     Социально-экономическую  форму человеческого капитала и  его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. «Человеческий капитал, - пишут они, - представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике..., адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства».

     В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

     1) потоковый, накопительный запас  способностей человека по фазам  жизнедеятельности;

     2) целесообразность использования  запаса способностей, что ведет  к росту производительности труда;

     3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;

     4) увеличение доходов мотивирует  работника делать дополнительные  вложения в свой человеческий  капитал, кумулятивно его накапливать.

     Каждый  человек проживает в своей  жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку называют человеческим капиталом.. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал. Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату. Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.

1.2 Факторы, оказывающие  влияние на формирование  человеческого капитала 

     1.2.1 Инвестиции в человеческий капитал 

     Понятие и виды инвестиций в человеческий капитал.

     Главный фактор увеличения человеческого капитала – инвестиции. Это основной аспект «человеческого капитала», который роднит его с общим понятием «капитал». Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или другими словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем.

     «Стартовым» капиталом в инвестиционном процессе в немалой степени выступают  качества человека, заложенные самой  природой, окружающей средой: здоровье, талант, способности, созидательная ориентация. Они реализуются уже на первом этапе жизнедеятельности человека с помощью профориентации и профотбора.

     Размеры инвестиций должны быть достаточными, чтобы человеческий капитал в  полной мере соответствовал требованиям  экономической и научно-технической ситуаций, способствовал эффективному развитию экономики предприятий и страны в целом.

     Существуют  три основных направления инвестиций в человека:

     - На образование и профессиональную подготовку.

      - На здравоохранение.

     - На поиск информации и мобильные перемещения рабочей силы (миграция из мест с относительно низкой заработной платой в места с относительно высокой заработной платой)

     В модели формирования и накопления человеческого  капитала особую роль играют профессионализм, образование и повышение квалификации. Образование представляет собой основную часть человеческого капитала. В обществе оно выполняет две функции: личное развитие и экономическую, т.е. воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

     Уровень квалификации работников, их профессионализм относятся к важнейшим компонентам качества рабочей силы. Решается эта проблема с помощью систем начального, среднего и высшего профессионального образования.

     В настоящее время российские вузы осуществляют многоуровневую подготовку специалистов, что позволило сделать систему высшего образования более гибкой, обеспечивающей студентам возможность выбора цели и характера дальнейшего обучения на различных его стадиях. Это в значительной мере способствует вхождению высшей школы России в мировую систему образования, хотя и проблем на выбранном пути много.

     Профессионализм – это особое свойство людей систематически и эффективно выполнять сложные  трудовые функции с заданными  показателями качества. В понятии  «профессионализм» отражается такой  уровень выполнения работы, который соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и накопления опыта работы, а может лишь «числиться» профессионалом.

     Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования.

1.2.2 Характеристики основных институтов, определяющих формирование и развитие человеческого капитала 

     Наиболее  подробно данных вопрос рассмотрен Даниленко  Н.Н., Долгополовой И.С. в учебном пособии «Формирование человеческого капитала». [4, c. 34]

     Институты определяются как «… совокупность формальных и неформальных норм, действующих в обществе, которые определяют правила взаимодействия индивидов». Общественные институты присутствуют практически во всех областях жизни человека и также практически все они оказывают влияние на формирование человеческого капитала. Чтобы выделить те институты, которые наиболее значимы, мы можем воспользоваться понятием «фондов» человеческого капитала.

     Основными фондами человеческого капитала являются:

  • «интеллектуальный капитал, включающий образовательный фонд, фонд науки, инновационный фонд;
  • фонд подготовки на производстве;
  • фонд здоровья;
  • фонд миграции (обеспечивающий мобильность работников );
  • фонд мотивации экономической деятельности;
  • другие активы, рассматриваемые в расширительной трактовке».

     Расширительная  трактовка понятия человеческий капитал предполагает включение в анализ сформированных обществом личных качеств человека, а также социальных, психологических, культурных факторов его деятельности, которые в нашем анализе относятся к понятию «стабильности предпочтений».

     В соответствии с выделяемыми фондами  человеческого капитала можно определить те группы институтов, которые оказывают  наиболее значительное влияние на формирование этих фондов. Причем мы предлагаем разделить  их на две группы : формальные и неформальные. Формальные институты будут отражать тот комплекс учреждений и законов, которые относятся к регулированию данной области формирования и развития человеческого капитала. Неформальные – те институты, которые не зафиксированы в формальном виде, но, тем не менее, являются принятым способом действий в той или иной области формирования и развития человеческого капитала (табл. 1.1). 

Таблица 1.1 Основные институты, оказывающие влияние на формирование фондов человеческого капитала

Фонды человеческого капитала Основные институты, оказывающие влияние на эти фонды
Формальные Неформальные
Интеллектуальный  капитал Семья, социальное окружение. Религия, культура, национальные традиции, идеология Образовательные институты, законы об образовании
Фонд  подготовки на производстве Институт наемного работника, корпоративная культура Профсоюзы, трудовые договоры, институты занятости, налоговое  законодательство, институты пенсионного  обеспечения
Фонд  здоровья Семья, социальное окружение, институт здорового образа жизни, религия, культура, институты досуга и отдыха Учреждения  здравоохранения, профилактические институты, законы о здравоохранении
Фонд  миграции Семья, социальное окружение, религия, культура, национальные, социальные, культурные особенности  регионов Региональные  институты, законы, ограничивающие миграцию или способствующие ей
Фонд  мотивации экономической деятельности Семья, социальное окружение, образование, корпоративная  культура, религия, институт рынка, институт предпринимательства, наемного работника, культура, этика бизнеса Законы о  предпринимательской деятельности, частная собственность (распределение прав собственности), институты рынка, институты контрактации, институты пенсионного обеспечения, институты занятости

Информация о работе Человеческий капитал России