Человеческий капитал России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны.

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал в экономике России.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     Доля  занятых мужчин составляет 67,7 %, доля занятых женщин – 58,8%. Доля занятых  мужчин превышает долю занятых женщин на 8,9 %. 

Таблица 2.3 Уровни безработицы по полу и образованию, 15-72, 2010, %

  Все Муж. Жен.
Высшее 2,7 2,6 2,8
Неполное  высшее 10,9 10,5 11,3
Начальное профессиональное с аттестатом о  полном среднем 4,3 4,4 4,2
Начальное профессиональное 6,2 6,1 6,3
Полное  среднее общее 9,5 9,4 9,7
Основное  общее 13 13,3 12,5
Начальное и ниже 14,7 17,3 11,0
Все 6,1 6,4 5,8
 

     На  основе данных об уровне безработицы  по полу и образованию можно сделать  вывод о том, что безработными являются 2,7 % людей, имеющих высшее образование. Среди людей, имеющих  неполное высшее, безработными являются 10,9 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, безработными являются 4,3 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, - 6,2 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, безработными являются 9,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, - 13 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, - 14,7 %.

     На  основе этих данных можно сделать  вывод о том, что наибольшее количество безработных среди людей, имеющих начальное образование и ниже. За ними идут люди с основным общем образованием. На 3 месте - люди с неполным высшим образованием. Затем, люди с полным средним общим образованием. На 5 месте – люди с начальным профессиональным образованием. На 6 месте – люди с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем. И на последнем месте по уровню безработицы – люди с высшим образованием. 

     Таблица 2.4 Средняя продолжительность специального стажа, 1996-2010 гг., лет (15/64, РМЭЗ)

      Все Мужчины Женщины
    1996 8,1 7,7 8,5
    1997 7,8 7,4 8,2
    1998 7,7 7,2 8,1
    1999 7,3 6,8 7,8
    2002 6,9 6,2 7,4
    2003 7,3 6,4 8,0
    2004 6,9 6,2 7,5
    2005 6,8 6,0 7,4
    2006 6,8 5,9 7,6
    2007 6,8 5,8 7,7
    2008 6,8 5,8 7,7
    2009 6,7 5,7 7,6
    2010 6,9 6,1 7,6
 

     На  основании данных о средней продолжительности специального стажа можно сделать вывод о том, что с 1996 по 2010 год, средняя продолжительность специального стажа упала на 1,2 года.

     Наибольшая  средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 1998 году. Она составляла 8,1 года. Наименьшая средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 2009 году. Она составляла 6,7 года.

     На  основании этой таблицы можно сделать вывод о том, что средняя продолжительность специального стажа у женщин превышает среднюю продолжительность специального стажа у мужчин на 1,5 года. 

     Таблица 2.5 Среднемесячная заработная плата по специальному стажу, 2008 г., РМЭЗ, руб.

Специальный стаж Все Муж. Жен.
Менее 1 года 9 821 11 579 7 950
1-3 года 10 199 11 637 8 865
3-5 лет 10 678 12 481 8 895
5-10 лет 10 900 13 714 8 366
10 и  более лет 9 376 11 290 8 259
Все 10 032 11 952 8 340
 

     На  основании данных о среднемесячной заработной плате по специальному стажу можно сделать вывод о том, что наибольшая среднемесячная заработная плата по специальному стажу у тех людей, чей стаж 5-10 лет. Она составляет 10 900 рублей. Наименьшая среднемесячная заработная плата у тех людей, чей стаж равен 10 и более лет. Она составляет 9 376 рублей.

     Среди мужчин, наибольшая среднемесячная заработная плата у тех, чей стаж равен 5-10 лет. Она составляет 13 714 рублей. Среди женщин, наибольшая заработная плата у тех, чей стаж равен 3-5 лет. Она составляет 8895 рублей.

     Среднемесячная  заработная плата по специальному стажу  у мужчин превышает среднемесячную заработную плату женщин на 3 612 рублей. 

     Таблица 2.6 Распределение занятых по профессиональным группам

  2000 2010
Руководители 6,3 6,9
Специалисты высшего уровня квалификации 14,8 18,0
Специалисты среднего уровня квалификации 15,0 14,9
Служащие, занятые подготовкой информации 3,2 3,0
Работники сферы обслуживания 10,8 14,0
Квалифицированные рабочие сельского хозяйства 2,8 4,4
Квалифицированные рабочие промышленности 17,0 15,1
Полуквалифицированные рабочие 14,8 12,3
Неквалифицированные рабочие 15,2 11,4
Итого 100 100
 

     На  основании таблицы о распределении  занятых по профессиональным группам  можно сделать вывод о том, что по сравнению с 2000 годом в 2010 году доля руководителей увеличилась на 0,6 %. Доля специалистов высшего уровня квалификации увеличилась на 3,2 %. Доля специалистов среднего уровня квалификации понизилась на 0,1 %. Доля служащих, занятых подготовкой информации, уменьшилась на 0,2 %. Доля работников сферы обслуживания увеличилась на 3,2 %. Доля квалифицированных рабочих сельского хозяйства увеличилась на 1,6 %. Доля квалифицированных рабочих промышленности упала на 1,9 %. Доля полуквалифицированных рабочих упала на 2,5 %. Доля неквалифицированных рабочих упала на 3,8 %.

     Также можно сделать вывод о том, что в 2000 году наибольшая доля занятых (17,0 %) приходилась на квалифицированных рабочих промышленности. В 2010 году наибольшая доля занятых приходилась на специалистов высшего уровня квалификации (18 %).

     Наименьшая  доля занятых в 2000 году приходилась на квалифицированных рабочих сельского хозяйства (2,8 %). Наименьшая доля занятых в 2010 году приходилась на служащих, занятых подготовкой информации.

     Выводы:

  • Масштабное обесценение человеческого капитала, накопленного при прежней (плановой) системе.
  • Сглаженные профили заработков по возрасту
  • Короткий специфический стаж (менее 8 лет)
  • Высокая текучесть кадров (около трети работников имеют стаж менее 1 года). Доля работников со стажем более 10 лет сократилась в 1,5 раза.
  • Низкие масштабы формальной подготовки на рабочих местах (5 % работников обучались на каких-либо курсах в течение последнего года, средняя продолжительность обучения чуть не более 1 месяца)
  • С формальной точки зрения Россия обладает высокообразованной рабочей силой (среднее число лет образования на одного занятого – 13)
  • Доля работников с третичным образованием одна из самых высоких в мире (Каждый четвертый занятый имеет высшее или неполное высшее образование, около 36 % - среднее профессиональное) - неожиданно для страны со средне-низким уровнем доходов
  • Устойчивый рост спроса на третичное образование (85 % молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет собираются продолжить образование, 60 % в вузах)
  • Недофинансирование системы образования – но неожиданно низкое соотношение учащиеся/преподаватели
  • Низкое и ухудшающееся качество обучения
  • Сдвиг от низкой отдачи от образования в дореформенный период к высокой в настоящее время
  • Сглаженные профили заработков по возрасту; практически нулевое влияние специфического стажа
  • Инвестиции в специфический стаж практически не окупаются
  • 30 % работников считают полученные в период обучения знания и навыки полностью, либо практически бесполезными, 25 % переинвестировали в человеческий капитал, 15 % недоинвестировали, 50 % совершили нецелевые инвестиции
  • Доля работников, свободно владеющих иностранным языком, - 1,5 %
  • Доля работающих по специальности среди обладателей ВУЗовских дипломов – около 50 %. Верность профессии сохраняют 80 % выпускников медицинских вузов, математики (61 %), компьютерщики (67 %). Выпускники сельскохозяйственных вузов – 22 %, инженерных – 36 %.
  • 16 % дипломированных специалистов занимают руководящие должности
  • Каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования
  • Среднее специальное образование – «лифт вниз» (две трети выпускников занимают позиции, не требующие образования, 30 % - рабочие, в том числе низкой и средней квалификации)
 

2.2 Анализ текущего состояния дел и проблемы развития человеческого капитала в России 

     Теория человеческого капитала объясняет, почему зарплаты работников растут с возрастом. В молодости велики инвестиции в образование, профессиональный опыт и подготовку, постепенно эти вложения сокращаются, и работники начинают получать от них доходы.

     В развитых странах средний уровень зарплаты достигает максимума в возрасте 50 — 60 лет, после чего начинает снижаться, поскольку сказываются факторы «износа капитала» — проблемы со здоровьем, устаревание знаний и навыков, пассивность, снижение способности к обучению и восприятию нового и т.п.

     Данная  тенденция – максимум доходов  в возрасте 31 – 35 лет и затем  резкое снижение — особенно характерна для людей, имеющих высшее образование (см. диаграмму 2.1 «Тренды динамики средней заработной платы респондентов в зависимости от их возраста и образования»). 

     

     Диаграмма 2.1 «Тренды динамики средней заработной платы респондентов в зависимости от их возраста и образования»

          Расстояние между верхней и нижней пунктирными линиями – это и есть «премия на высшее образование». В молодом и среднем возрасте она укладывается в упомянутые 50-100%, характерные для развитых стран, зато ближе к 60 годам практически исчезает.

     Объяснение  может быть очень простое. Рабочая сила в России разделена на две группы – на тех, кто начал накапливать «свой человеческий капитал» в советское время, до начала радикальных рыночных реформ, и тех, кто сформировался как работник исключительно в новую, рыночную эпоху.

     Россияне, которым сейчас 30-35 лет, окончили школу  и начали трудовую деятельность или  учебу как раз в конце 80-х  – начале 90-х. Среди тех, кто сформировался  как работник исключительно в  рыночную эпоху, они успели накопить максимальный объем знаний и профессионального опыта и поэтому наиболее высоко оценены современной экономикой.

     Человеческий  капитал, инвестированный в советское  время, напротив, значительно обесценился. Это понятно и на бытовом уровне — чем больший груз «советского» образования, опыта, менталитета, ценностей и привычек несет с собой человек по жизни, тем труднее ему найти на рынке труда высокооплачиваемую работу.

     Но  именно высокооплачиваемую, а не любую работу. Как показано на диаграмме 2.2 «Тренды динамики занятости респондентов в зависимости от их возраста и образования», в старшей возрастной группе процент работающих остается примерно таким же, как и в остальных группах. 

Информация о работе Человеческий капитал России