Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием
Введение
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Теория человеческого
капитала появилась во второй половине
20-ого века в рамках неоклассического
направления. Ее авторы полностью отказались
от наработок, имеющихся в марксистской
парадигме и по вопросам роли сложного
труда в создании стоимости, и
по проблемам капитала как такового.
Основателями теории человеческого
капитала являются Т. Шульц и Г. Беккер,
удостоенные Нобелевской
Теория экономического роста,
первоначально уделявшая
Актуальность темы исследования
определяется изменениями сущности
и логики роста постиндустриальной
экономики, вызванными становлением новых
технологических укладов, требующих
более высокого уровня подготовки кадров.
Следствием этого в ставших на
инновационный путь развития странах
явилось возрастание инвестиций
в человека и формирование такого
феномена, как человеческий капитал,
что обусловило его доминирование
в структуре совокупного
В то же время необходимы
исследования влияния экономического
роста, обеспечивающего удовлетворение
существующих и новых потребностей
человека, на формирование и накопление
человеческого капитала в условиях
постиндустриальной диверсификации экономики.
Становление
Теоретической основой курсовой работы явились труды классиков экономической теории, работы современных отечественных и зарубежных ученых.
Объектом исследования в курсовой работе является человек, его физические и социальные способности и качества, используемые им в процессе общественного производства с целью получения дохода.
Предметом исследования выступают
социально-экономические
Целью курсовой работы является
определение специфики
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- на основе развития
понятия «человеческий капитал»
- выявить элементы (составные
части) «человеческого
- определить в указанной
структуре наличие
- обнаружить общие черты
и особенности «человеческого
капитала» в переходной
1. Место человеческого капитала в постиндустриальном обществе
Рабочая сила является главным
движущим фактором процесса производства,
а общественное воспроизводство
в широком, народнохозяйственном, аспекте
есть возобновление производства товаров
и воспроизводства самой
А. Смит писал, что «увеличение
производительности полезного труда
зависит, прежде всего, от повышения
ловкости и умения рабочего, а затем
от улучшения машин и
Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью».
К. Маркс рассматривал производство человека - потребительное производство - как второй вид общественного производства.
В этом процессе потребительного производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходит своего рода «накопление» производительной силы труда, созидательных способностей человека, причем в большей степени именно умственных способностей. Так, анализируя взгляды пролетарского критика буржуазной политической экономии Томаса Годскина, К. Маркс пишет: «Что по Годскину действительно «накапливается», но не как мертвая масса, а как нечто живое, это - искусство рабочего, степень развития труда».
Результатом производства физических
и умственных способностей к труду
является развитая рабочая сила, способная
к квалифицированному труду. Сложность,
качество труда, если отвлечься от вещественных
условий производства, являются характеристикой
самой рабочей силы. Развитая рабочая
сила проявляется в сложном труде,
хотя может реализовываться и
в простом труде. Но простая рабочая
сила, ни при каких обстоятельствах
не может проявиться в сложном
труде. Можно сказать, что величина
вновь созданной стоимости
К. Маркс писал: «Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которого требует большего рабочего времени и которое имеет, поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях».
Расширенное общественное воспроизводство
может осуществляться только при
наличии прибавочного продукта. Это
общее положение для всех формаций:
«избыток продукта труда над издержками
поддержания труда и
Прибавочный продукт создается
рабочей силой, а затем служит
источником ее воспроизводства. Последнее
происходит как за счет роста населения,
так и за счет развития способностей
к труду отдельных людей, накопления
ими знаний, опыта и мастерства.
Накопление способностей к труду
членов общества, развитие индивидуальных
рабочих сил требуют
В условиях научно - технической
революции образовался дефицит
высококвалифицированных
Сущность категории «
«Человеческий капитал» - как
определяют его большинство западных
экономистов - состоит из приобретенных
знаний, навыков, мотиваций и энергии,
которыми наделены человеческие существа
и которые могут использоваться
в течение определенного
Производительные качества и характеристики работников были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что, они подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход. «В последние десятилетия идея о том, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана, - отмечал в 70-е года американский экономист Т. Шульц. На ее месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив - физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.
Существование любой формы капитала предполагает целевую функцию возрастания прибыльности. В связи с этим необходим соответствующий показатель рентабельности, исчисляемый отношением доходов от данного капитала к его стоимости (так называемая норма отдачи). По мысли экономистов-неоклассиков данная величина - аналог «нормы прибыли», используемой по отношению к физическому капиталу.
Что же является составными компонентами стоимости человеческого капитала? Важнейшими формами вложения в человека принято считать затраты на образование, профессиональную подготовку (осуществляемую непосредственно в процессе производства), медицинское обслуживание, рождение детей и уход за ними[27].
Интерес вызывает разработанный Г. Беккером вопрос об эффективности высшего образования. Степень данной результативности отражает рентабельность вложений в образование человека, которая, в свою очередь, исчисляется путем сопоставления выгод и издержек (издержки - затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращении продукции) образования.
Выгоды, или доход, от высшего образования в экономической науке определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто окончил колледж, и теми, кто этого сделать не сумел. В составе же издержек образования главным элементом являются «потерянные заработки», т.е. доходы, недополученные студентами за годы учебы (своего рода «альтернативные заработки») или просто, и как плюс, расходы на оплату учебы. По существу, потерянные суммы измеряют ценность человеческого капитала.