Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 84.46 Кб (Скачать)

Формирование новой теории изменило позицию многих политиков  по отношению к затратам на образование. Инвестиции в данную форму начали рассматриваться как источник экономического роста, не мене важный, чем традиционные капиталовложения.

Многие сторонники концепции  постиндустриализма, понимая под  таковым множество вариантов  постэкономических обществ, то есть обществ, в которых неэкономические интересы и потребности людей выходят на первый план социально-духовной жизни, по-разному видят их структуру:

- одни мыслят его как  технократы, уповая на решающую  роль и всесилие техники и  технологий;

- другие акцентируют приверженность  гуманитарной и экологической  проблематике;

- третьи считают предназначением  такого общества обеспечение  гарантированного выживания человечества  и т.д.

Начиная со второй половины ХХ века. Будущая продолжительность  неизвестна, но многие специалисты  предсказывают ее в период всего  нескольких десятилетий ввиду многих серьезных противоречий, порождаемых  постиндустриальной эпохой.

Эту новую эпоху в развитии человечества иногда еще называют «информационным  обществом», «обществом знаний» ввиду  той роли, которую в ней играют знания и информация, а также «обществом услуг», так как в этом новом  обществе все большая часть трудоспособного  населения переходит на работу в  сферу услуг[3].

Постиндустриальная экономика, характеризующаяся увеличением  доли нематериального производства в общей структуре хозяйства, делает высококвалифицированный труд массовым и повышает роль образовательного потенциала, как важнейшего производительного  фактора. Улучшение условий труда, рост заработной платы, кардинальное изменение  содержания деятельности, в которой  все в большей мере присутствуют элементы творческой самореализации, постепенно модифицируют отношения  эксплуатации капиталистом наемного работника. Все больше выявляются моменты партнерства, причем не, только в форме владения акциями компаний. Однако в рамках капиталистических производственных отношений наблюдается противоречивое течение этого позитивного процесса. Возрастает не только доля рабочих  мест, требующих высокообразованного  профессионала, но и рабочих мест низкой квалификации. Последние не пользуются спросом среди жителей  развитых стран, что усиливает приток в Европу, США, Австралию (а в рамках СНГ - приток жителей ближнего зарубежья  в Россию, особенно в крупные города - Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, в нефтедобывающие регионы). В  этом секторе труда эксплуатация усиливается (иммигранты и временные  гастарбайтеры не имеют права на социальные льготы, работодатель за них не несет столь высокой ответственности как за граждан своей страны). Кроме того, усиливается социальная напряженность, растет безработица, что также опосредованно увеличивает степень эксплуатации. Однако большинство исследователей постиндустриального хозяйства сходятся в том, что постепенно отношения эксплуатации будут подрываться. Кроме того, ввиду нетоварной природы основных постиндустриальных продуктов (знания, информация) подрываться будут и товарные отношения.

Главным действующим лицом  постиндустриализма - человеком, - движет не забота о хлебе насущном, не стремление к накоплению материальных благ, не потребительские инстинкты, а потребность  в преодолении социально-экономического и политического отчуждения, освобождении от обезличивающей массовости индустриального  общества, самореализации и самоутверждении  в творчестве. В этом смысле человек  становится не только носителем «всеобщих  производительных сил» (в информационном обществе основой любого производства становится знание), но и основной целью  культурного развития. Деятельность «многомерного человека» постиндустриального  общества неразрывно связывается с  коренными преобразованиями самого характера труда. Труд в привычном  его понимании, как процесс воздействия  человека на вещество природы, исчезает. На место абстрактного труда («труда вообще»), овеществляемого в массе  стоимостей, создающего всю совокупность материальных богатств, приходит всеобщий («универсальный») труд как свободная  творческая деятельность человека в  области науки, культуры, информации и, что, быть может, и болеет важно, производстве самого человека. Всеобщий труд всегда индивидуален, независимо от того, совершается ли он в огромных коллективах или является деятельностью одиночек. Он опирается, как правило, на всю совокупность научных знаний, достижений культуры, народную мудрость, традиции, духовные ценности, накопленные человечеством. По своей природе всеобщий труд не поддается той регламентации, которая обычно характерна для абстрактного труда индустриального типа, объединяющего под крышей отдельных производств сотни и тысячи людей.

«Капитал» или «инвестиционные  ресурсы» в постиндустриальном обществе приобрел характер венчурного, т.е. рискового, приоритетным является вложение материальных и финансовых ресурсов в новые, растущие инновационные предприятия[8].

С содержательной точки зрения структура «труда» изменилась в  сторону преобладания интеллектуальной составляющей. В постиндустриальном обществе определяющими в воспроизводственном  процессе стали умственные способности  людей, в связи с трансформацией содержания труда целесообразно  в качестве основного фактора  производства употреблять понятие  «интеллектуальный труд».

«Человеческий капитал» в  постиндустриальном обществе складывается из следующих затрат:

- огромных усилий и  расходов по воспитанию детей  в семье;

- собственных усилий детей,  а потом и учащихся средней  специальной и высшей школ  по освоению знаний и достижений  культуры;

- расходов государства,  частных фондов и самих граждан  на образование;

- общих - государственных,  частных и коллективных, - затрат  на поддержание и развитие  культуры и искусства;

- затрат времени людей  на освоение достижений культуры;

- затрат времени и усилий  человека на поддержание своей  спортивной формы - здоровья и  трудоспособности;

- совокупных расходов  на охрану и восстановление  окружающей среды.

Важнейшей сферой «производства  человека», где начинается накопление «человеческого капитала», становятся домашнее хозяйства и семья. В  постиндустриальной перспективе сохранятся, как утверждают специалисты, все  три главные функции семьи, но существенно изменятся механизмы  их реализации:

- на стадии зрелой постиндустриальной  цивилизации возобладает тенденция  возрождения семьи как основной  ячейки общества, без которой  невозможно полноценное воспроизводство  жизни, продолжение рода, передача  биологического генотипа следующим  поколениям;

- усилится экономическая  роль семьи: в развитых странах  доля домашних хозяйств в конечном  потреблении в 1993 году составила  от 63% (Япония) до 74% (США). Повышение роли  семейного хозяйства в общественном  воспроизводстве может свидетельствовать  лишь об укреплении семьи как  важнейшего социального института;

- незаменимой становится  роль семьи в воспроизводстве  социального генотипа: передаче  знаний и культурного наследия, образовании и воспитании, формировании  духовного мира подрастающего  поколения.

Свободное время, а отнюдь не производство материальных благ, как  это было раньше, все больше начинает влиять на бытие и сознание людей. И хотя «существенный рост свободного времени сначала проявляется  в катастрофических судорогах бескультурья, поскольку бытие в условиях свободного времени для большинства людей  дело непривычное, а свобода самоопределения  человеческих поступков труднопереносима, постольку свободное время пока что растет лишь в пустотах времени  рабочего как вздох освобождения от дьявольской принудительности исполнительского труда». Тем не менее, возрастает понимание того, что материальные блага или деньги, с одной стороны, и богатство общества, с другой, «суть не одно и то же», что мерой последнего становится свободное время[4].

Постиндустриальный технологический  способ производства ведет к информатизация общества, всех сторон жизни и трудовой деятельности человека на базе телекоммуникаций, информационных компьютерных сетей с использованием космических средств связи и волоконно-оптических кабелей, факсимильных аппаратов, электронной почты, сотовой связи. С помощью средств мультимедиа (синтеза компьютеров, аудио- и видеотехники), компьютерной графики создается виртуальный мир, виртуальная реальность, где для человека открывается широкая дорога для творчества, быстрого освоения и обновления знаний. Всесторонняя информатизация жизни современного человечества как глобальная тенденция «представляет собой интеллектуально-гуманистическую перестройку всей жизнедеятельности человека и общества в целом на основе все более полного использования информации как ресурса развития с помощью новых информационных технологий». В рейтинге слагаемых информатизации общества наиболее значимой является интеллектуализация, а затем идут компьютеризация и медиатизация. На практике же на первый план выходит компьютеризация. Многие авторы в определении понятия информатизации выделяют не столько технические средства, сколько рассматривают ее как комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающегося и современного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, как способ овладения таким стратегически важным ресурсом, каким является информация. «Интеллектуализация» постиндустриальной экономики становится ее наиболее примечательной чертой, ибо:

- знание, информация представляют  собой уникальные и одновременно  неуничтожимые в процессе их  «потребления» блага;

- знание, однажды произведенное,  можно воспроизвести и передавать  по очень низкой цене, которая  совершенно не соответствует  первоначальным затратам на его  производство;

- знание может получить  цену, если только оно защищено  какой-либо монополией;

- цену знания трудно  установить согласно закону спроса  и предложения, поскольку информация  в принципе неделима и покупатели  по определению не могут до  конца понять, как оценить товар,  пока они не купят его;

- природа знаний такова, что крайне трудно, если не  невозможно, поддерживать монополию  на информацию, и существует объективная  тенденция «ускользания» ее из  частных рук или монопольного  владения;

- научное знание, информация, становясь предметами общественного  достояния, не отчуждаются вместе  с тем ни от их создателей, ни оттого, кто ими пользуется, даже если они являются объектами  купли-продажи. Несмотря на то, что история и в процессе  перехода к постиндустриализму  демонстрирует «догоняющий» характер  перемен в социальных отношениях, общественной морали, политических  институтах по сравнению с  радикализмом переворотов в сфере  технологии и экономики, тем  не менее, и на этом «этаже»  общественного здания можно обнаружить  немалое число принципиального  плана инноваций. Изменение характера  труда, возникновение информационного  технологического способа производства, трансформация сущности и масштабов  экономической деятельности обусловили  новые тенденции в социально-политическом  развитии информационно-постиндустриального  общества[13].

Человек в эпоху постиндустриализма выступает в ипостаси индивида, члена  семьи, участника социопрофессиональной группы, субъекта гражданского общества, гражданина государства, олицетворения цивилизации. Он воплощает в себе всю сложность и противоречивость человеческого измерения главной проблемы - выживания в условиях неблагоприятно складывающихся отношений с Природой и изменения ситуации в сторону нахождения приемлемого баланса, гармонии в отношениях с нею. В данном случае можно констатировать: с одной стороны, в постиндустриальном социуме происходит предельная мобилизация всех реальных и потенциальных возможностей не только личности, но и всех коллективных человеческих образований во имя восстановления бессмертия рода человеческого; с другой cтороны, возникает эффект динамизации жизни коллективистских обществ за счет индивидуализации бытия каждого из их субъектов и обогащения опыта социального развития индивидуалистических сообществ освоением и усвоением коллективистских форм жизнедеятельности и жизнеустройства[2].

труд постиндустриальный переходный экономика

2. Виды человеческого  капитала и его оценка

Особенности человеческого  капитала:

- в современных условиях  человеческий капитал является  главной ценностью общества и  главным фактором экономического  роста;

- формирование человеческого  капитала требует от самого  человека и всего общества  значительных затрат;

- человеческий капитал  в виде навыков и способностей  является определенным запасом,  т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий капитал  может физически изнашиваться, экономически  изменять свою стоимость и  амортизироваться;

- человеческий капитал  отличается от физического капитала  по степени ликвидности;

- человеческий капитал  неотделим от его носителя - живой  человеческой личности;

- независимо от источников  формирования, которые могут быть  государственными, семейными, частными  и др., использование человеческого  капитала и получение прямых  доходов контролируется самим  человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов человеческого  капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам  затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие  его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера  содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский  и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает  поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких  потребительских услуг, которые  приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению  эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал  создает поток услуг, потребление  которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется  в виду научная и образовательная  деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации  видов человеческого капитала является различие между формами, в которых  он воплощается[10].

1. Живой капитал включает  в себя знания, воплощенные в  человеке.

2. Неживой капитал создается,  когда знания воплощаются в  физических, материальных формах.

3. Институциональный капитал  состоит из живого и неживого  капитала, связанного с производством  услуг, удовлетворяющих коллективные  нужды общества. Он включает в  себя все правительственные и  неправительственные институты,  которые содействуют эффективному  использованию двух типов капитала.

Информация о работе Человеческий капитал