Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 84.46 Кб (Скачать)

По мнению В.В. Лукашевича, процесс инвестирования в человеческий капитал можно подразделить на восемь этапов затраты на получения образования, затраты на поиск и найм персонала, затраты на персонал в период обучения, затраты на персонал в период накопления потенциала роста, затраты на персонал в период достижения профессионализма, затраты на персонал в период обучения, повышение квалификации затраты на персонал в период снижения и «морального старения» профессионализма.

Все затраты в человеческий потенциал условно можно разделить  по источникам финансирования:

- финансирование за счет  средств федерального бюджета  - это затраты на образование  в учебных заведениях (школа, средне специальные учебные заведения, высшие учебные заведения и др.);

- финансирование за счет  средств компании, сотрудником которой  является конкретный человек  (затраты на переподготовку, повышения  квалификации, дополнительное обучение  и др.);

- затраты складывающиеся  за счет средств и времени  конкретного человека. Самофинансирование  или самообразование играет ключевую  роль в формировании человеческого  капитала. На каждом этапе экономическая  эффективность обучения определяется  соотношением затрат и результатов.  Результатом инвестиций в человеческий  капитал следует считать повышение производительности труда. Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой:

Э =, (1)

где Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе; Bn- выработка работника до обучения;

В - выработка работника после обучения;

Ц - цена единицы продукции;

З - инвестиции в человеческий капитал.

7. Оценка человеческого  капитала по аналогии с физическим  капиталом. Между физическим и  человеческим капиталом есть  определенные сходства, которые  позволяют провести оценку человеческого  капитала по аналогии с физическим.

Во-первых, и человеческий и основной (материальный) капитал  участвуют в процессе деятельности хозяйственной деятельности компании, формируют конечные финансовые результаты.

Во-вторых, как основному  капиталу присущ процесс износа, так  и человеческий капитал со временем обесценивается, так как часть  знания забывается или устаревает. Несомненно, есть весьма существенные различия между данными понятиями. Человеческий капитал является частью капитала знаний, для которого характерен и закономерен мультипликативный  эффект, то есть увеличение и развитие каждого компонента капитала знаний приводит не просто к простому суммированию указанных компонентов, а вызывает синергетический эффект. Кроме того, являясь стратегическим ресурсом компании, человеческий капитал предопределяет развитие, совершенствование и управление материальным или основным капиталом.

Тем не менее, указанные сходства позволяют провести попытку оценки человеческого капитала на основе модели оценки основного (физического) капитала, для чего необходимо:

1. Определить «первоначальную  стоимость» конкретного сотрудника. Для этого можно использовать  различные методы тестирования  и аттестации сотрудников.

2. Определить коэффициент  «устаревания» (забывания) знаний, так как человеческому капиталу  со временем утрачивает часть  накопленных знаний, в то время  как основной капитал подвергается  физическому и моральному износу.

После определения первоначальной стоимости необходимо определить коэффициент  устаревания и забывания знаний человека. Для этих целей необходимо определить срок участия конкретного  работника в деятельности компании. В данном случае этот срок можно  определить исходя их двух допущений:

1. Срок, указанный в трудовом  договоре конкретного сотрудника (в случае, если между работником  и работодателем заключен срочный  трудовой договор). Во многих западных компаниях, при приеме на работу ключевых сотрудников, оговаривается период, в течение которого работник обязан работать в данной компании, и в случае ухода работника, ранее срока оговоренного в трудовом договоре (контракте), по причинам, не оговоренным в данном контракте, работник обязуется уплатить определенную сумму неустойки, также заранее оговоренную в данном контракте. В этом случае такие контракты с ведущими сотрудниками компания рассматривает как интеллектуальный актив и раскрывает информацию по ним в интеллектуальных отчетах.

2. Если между работником  и работодателем заключен бессрочный  трудовой договор целесообразно  установить срок работы работника в компании исходя из требований законодательства конкретной страны к определению срока полезного использования других видов нематериальных активов.

3. Определить порядок  изменения «первоначальной стоимости»  сотрудника. Основные средства совершенствуются  посредством проведения модернизации, реконструкции, в свою очередь,  человеческий капитал совершенствуется  посредством направленных в его  развитие инвестиций.

При определении коэффициента устаревания знаний (забывания определенных знаний или информации) необходимо использовать статистические данные, отражающие зависимость между усвояемостью новых знаний и процессом забывания  имеющихся. Данная величина должна быть скорректирована на поправочный  коэффициент, представляющий собой  эмпирически полученное значение устаревания  знаний применительно к определенной сфере деятельности. Также можно  использовать метод, предложенный Ю.В. Козырем при определении запаса знаний с учетом фактора устаревания (4):

В основе данного метода лежит аналог метода накопления активов. В рамках этого метода при оценке знаний необходимо оценить объем накопленных индивидуумом знаний, сделать поправки на их устаревание  и забывание, и перемножить каждый скорректированный объем знаний определенного вида на стоимость  единицы объема знаний этого вида:

Р = , (2)

где Р - стоимость накопленных знаний;

a - эмпирически определяемые коэффициенты, ставящие в соответствие стоимость  и объем накопленных знаний  типа i;

TK - суммарно накопленные знания  типа i;

k - количество видов (типов) знаний.

Суммарно накопленные знания индивидуума  должны определяться с учетом факторов устаревания полученных знаний (морального износа) и забывания:

TK=, (3)

где - накопленные знания i-го типа полученные в j - й период;

A - моральный износ знаний типа i в единицу времени (моральный  износ);

З - забывание в единицу времени знаний индивидуумом;

b - эмпирический числовой коэффициент,  обратный по размерности времени;

t - время необходимое для получения  знаний в объеме TK.

Совокупность величины человеческого  капитала в целом, на наш взгляд необходимо определить не простым арифметическим сложением, поскольку в данном случае четко прослеживается синергетический  эффект от взаимодействия сотрудников.

Сама мысль оценки человеческого  капитала и измерение его стоимости  кажутся несколько некорректными. Однако необходимо признать, что существуют объективные причины необходимости  формализации человеческого капитала его измерения для последующего эффективного управления. Имеющиеся  методы измерения человеческого  капитала имеют ряд существенных недостатков.

Экспертный метод (метод качественной оценки) является важным звеном в системе  методов оценки человека, поскольку  из всех существующих моделей, наиболее объективно оценивает качественные составляющие человеческого капитала, однако ограничение только данным методом  не позволяет получить стоимостное  измерение человеческого капитала. Это очевидно, ввиду невозможности  адекватного перехода от качественных показателей к количественным. Любая формализация неизбежно субъективна и может рассматриваться только в контексте рассматриваемой компании, и соответственно исключает возможность сопоставления, что сводит данную модель исключительно к попытке обоснованного управления человеческим капиталом, но никак не оценки.

Если рассматривать недостатки затратного подхода к оценке человеческого  капитала (метод инвестиций), то на наш  взгляд, опять возникает проблема объективного расчета всех инвестиций в человеческий капитал. В данной модели нельзя отождествлять инвестиции в человека с его «справедливой  стоимостью», поскольку нивелируются затраты на самообразования, играющие ключевую роль в формировании человеческого  потенциала. Если рассматривать инвестиции только на уровне компании, назначением  которых является улучшение показателей  деятельности конкретного работника, повышение его квалификации, навыков, то необходимо оценить эффективность  направленных инвестиций, что в конечном итоге должно найти адекватное отражение  в формировании финансовых результатов  деятельности компании. Объективную  сложность также представляет собой  попытка определения удельного  веса эффективности конкретного  работника в общем финансовом результате компании. Например, работник является менеджером по продажам колбасных  изделий. Руководство направляет данного  сотрудника на обучение продолжительностью 1 месяц и стоимостью 30 000 руб. После  обучения, объем продаж колбасных  изделий увеличивается, и связано  это в большей степени, эпидемией  куриного гриппа, вызвавшего падения  спроса на куриное мясо.

Таким образом, при данном подходе  нельзя пренебречь влиянием внешних  факторов, которые могут оказывать  существенное влияние на формирование финансовых результатов компании. Кроме  того, определенные сложности возникают  с бухгалтерским и налоговым  учетом инвестиций в человеческий капитал  и измерением получаемых результатов. Затраты на обучение персонала и  повышение его квалификации по правилам финансового учета следует относить к расходам, а не к инвестициям.

При анализе метода оценки человеческого  капитала по аналогии с физическим (основным) капиталом вызывает сложность  объективная оценка первоначальной стоимости, определения срока работы конкретного сотрудника в компании (то есть выбор рационального способа  начисления коэффициента устаревания  и забывания), а также сложность  ведения учета, громоздкость оценки, которая в большей степени  удобная для крупных компаний.

Конечно, можно попробовать провести сочетание указанных методов  оценки и применять их в рамках конкретной компании, однако на наш  взгляд, указанные недостатки таким  образом можно минимизировать, но нельзя избежать[7].

Объективная и достоверная оценка человеческого капитала, на наш взгляд, обречена на неудачу, поскольку на результаты деятельности человека оказывают влияние  огромное количество разнообразных  факторов, не поддающихся количественной оценке. Кроме того, сочетание данных факторов может приводить к непредсказуемым  последствиям поведения человека в  различных обстоятельствах в  течение определенного промежутка времени.

Результаты анализа сводятся к  тому, что объективной, единой методики оценки человеческого капитала не существует и вряд ли она возможна. Означает ли это, что нужно отказаться от попытки  формализации и измерения стоимости  человека? Конечно нет. Однако необходимо признать, что данные модели рассматриваются в большей степени как качественные характеристики оценки человеческого капитала, они необходимы, но в большей степени предназначены для внутреннего менеджмента.

В то же время очевиден вывод невозможности  оценки отдельных составляющих интеллектуальных активов, в том числе фундамента капитала знаний компании - человеческого  капитала, в связи, с чем оценка капитала знаний должна носить комплексный характер и ориентирована она должна быть в первую очередь на формирование справедливой стоимости компании[12].

3. Качество жизни  населения Российской Федерации

Понятие уровня жизни неразделимо  связано с понятием качества жизни. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием  при выборе направлений и приоритетов  экономической и социальной политики государства. По мнению большинства  социологов, основным определением качества жизни является следующее: качество жизни это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ [10].

Наиболее полным определением качества жизни населения является определение  данное директором Государственное  учреждение «Всероссийский научно-исследовательский  институт технической эстетики» (ВНИИТЭ) Министерства образования и науки  Российской Федерации Владимиром Кулайкиным: «Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению» [24].

Высокое качество жизни отдельного гражданина - это, когда у него:

- имеется высокий жизненный  потенциал (крепкое здоровье, чувство  самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие способностей, хорошее образование);

- сформирована система личностно  значимых и, при этом, социально  позитивных смысло-жизненных ориентаций, ценностей, интересов, целей и стилей поведения;

- удовлетворены базовые физиологические  и психологические потребности;

- приоритетными являются вторичные  потребности - личностного роста  и созидательной деятельности, имеются  условия для их реализации;

- осуществляется осмысленная жизнедеятельность  с этапными и конечными достижениями, преобладают положительные эмоции  и чувства.

Высокое качество жизни общества - это, когда:

- имеется высокий жизненный  потенциал общества, то есть, абсолютное  большинство граждан идентифицируют себя с российским обществом и при этом чувствует себя в безопасности во всех отношениях, а их жизнедеятельность соответствует описанным выше критериям высокого качества жизни отдельного гражданина;

- удовлетворены базовые потребности  всех членов общества на уровне  не ниже минимального социального  стандарта, то есть, отсутствует  нищета;

- осуществляется политическая, общественная, предпринимательская, производственная, хозяйственная, научная, культурная  деятельность по всем направлениям  социально-экономического развития  с этапными достижениями, дающими  вклад в качество жизни всего  населения;

- абсолютное большинство населения  удовлетворены своей страной  и тем, что в ней происходит, испытывают чувство гордости  за нее.

Качество жизни предполагает:

-чистую окружающую среду;

- личную и национальную безопасность;

Информация о работе Человеческий капитал