Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм. Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием
По мнению В.В. Лукашевича, процесс инвестирования в человеческий капитал можно подразделить на восемь этапов затраты на получения образования, затраты на поиск и найм персонала, затраты на персонал в период обучения, затраты на персонал в период накопления потенциала роста, затраты на персонал в период достижения профессионализма, затраты на персонал в период обучения, повышение квалификации затраты на персонал в период снижения и «морального старения» профессионализма.
Все затраты в человеческий
потенциал условно можно
- финансирование за счет средств федерального бюджета - это затраты на образование в учебных заведениях (школа, средне специальные учебные заведения, высшие учебные заведения и др.);
- финансирование за счет средств компании, сотрудником которой является конкретный человек (затраты на переподготовку, повышения квалификации, дополнительное обучение и др.);
- затраты складывающиеся
за счет средств и времени
конкретного человека. Самофинансирование
или самообразование играет
Э =, (1)
где Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе; Bn- выработка работника до обучения;
В - выработка работника после обучения;
Ц - цена единицы продукции;
З - инвестиции в человеческий капитал.
7. Оценка человеческого
капитала по аналогии с
Во-первых, и человеческий и основной (материальный) капитал участвуют в процессе деятельности хозяйственной деятельности компании, формируют конечные финансовые результаты.
Во-вторых, как основному
капиталу присущ процесс износа, так
и человеческий капитал со временем
обесценивается, так как часть
знания забывается или устаревает.
Несомненно, есть весьма существенные
различия между данными понятиями.
Человеческий капитал является частью
капитала знаний, для которого характерен
и закономерен
Тем не менее, указанные сходства позволяют провести попытку оценки человеческого капитала на основе модели оценки основного (физического) капитала, для чего необходимо:
1. Определить «первоначальную
стоимость» конкретного
2. Определить коэффициент
«устаревания» (забывания)
После определения первоначальной стоимости необходимо определить коэффициент устаревания и забывания знаний человека. Для этих целей необходимо определить срок участия конкретного работника в деятельности компании. В данном случае этот срок можно определить исходя их двух допущений:
1. Срок, указанный в трудовом
договоре конкретного
2. Если между работником
и работодателем заключен
3. Определить порядок
изменения «первоначальной
При определении коэффициента устаревания знаний (забывания определенных знаний или информации) необходимо использовать статистические данные, отражающие зависимость между усвояемостью новых знаний и процессом забывания имеющихся. Данная величина должна быть скорректирована на поправочный коэффициент, представляющий собой эмпирически полученное значение устаревания знаний применительно к определенной сфере деятельности. Также можно использовать метод, предложенный Ю.В. Козырем при определении запаса знаний с учетом фактора устаревания (4):
В основе данного метода лежит аналог
метода накопления активов. В рамках
этого метода при оценке знаний необходимо
оценить объем накопленных
Р = , (2)
где Р - стоимость накопленных знаний;
a - эмпирически определяемые
TK - суммарно накопленные знания типа i;
k - количество видов (типов)
Суммарно накопленные знания индивидуума должны определяться с учетом факторов устаревания полученных знаний (морального износа) и забывания:
TK=, (3)
где - накопленные знания i-го типа полученные в j - й период;
A - моральный износ знаний типа i в единицу времени (моральный износ);
З - забывание в единицу времени знаний индивидуумом;
b - эмпирический числовой
t - время необходимое для
Совокупность величины человеческого капитала в целом, на наш взгляд необходимо определить не простым арифметическим сложением, поскольку в данном случае четко прослеживается синергетический эффект от взаимодействия сотрудников.
Сама мысль оценки человеческого
капитала и измерение его стоимости
кажутся несколько
Экспертный метод (метод качественной
оценки) является важным звеном в системе
методов оценки человека, поскольку
из всех существующих моделей, наиболее
объективно оценивает качественные
составляющие человеческого капитала,
однако ограничение только данным методом
не позволяет получить стоимостное
измерение человеческого
Если рассматривать недостатки затратного подхода к оценке человеческого капитала (метод инвестиций), то на наш взгляд, опять возникает проблема объективного расчета всех инвестиций в человеческий капитал. В данной модели нельзя отождествлять инвестиции в человека с его «справедливой стоимостью», поскольку нивелируются затраты на самообразования, играющие ключевую роль в формировании человеческого потенциала. Если рассматривать инвестиции только на уровне компании, назначением которых является улучшение показателей деятельности конкретного работника, повышение его квалификации, навыков, то необходимо оценить эффективность направленных инвестиций, что в конечном итоге должно найти адекватное отражение в формировании финансовых результатов деятельности компании. Объективную сложность также представляет собой попытка определения удельного веса эффективности конкретного работника в общем финансовом результате компании. Например, работник является менеджером по продажам колбасных изделий. Руководство направляет данного сотрудника на обучение продолжительностью 1 месяц и стоимостью 30 000 руб. После обучения, объем продаж колбасных изделий увеличивается, и связано это в большей степени, эпидемией куриного гриппа, вызвавшего падения спроса на куриное мясо.
Таким образом, при данном подходе
нельзя пренебречь влиянием внешних
факторов, которые могут оказывать
существенное влияние на формирование
финансовых результатов компании. Кроме
того, определенные сложности возникают
с бухгалтерским и налоговым
учетом инвестиций в человеческий капитал
и измерением получаемых результатов.
Затраты на обучение персонала и
повышение его квалификации по правилам
финансового учета следует
При анализе метода оценки человеческого капитала по аналогии с физическим (основным) капиталом вызывает сложность объективная оценка первоначальной стоимости, определения срока работы конкретного сотрудника в компании (то есть выбор рационального способа начисления коэффициента устаревания и забывания), а также сложность ведения учета, громоздкость оценки, которая в большей степени удобная для крупных компаний.
Конечно, можно попробовать провести сочетание указанных методов оценки и применять их в рамках конкретной компании, однако на наш взгляд, указанные недостатки таким образом можно минимизировать, но нельзя избежать[7].
Объективная и достоверная оценка
человеческого капитала, на наш взгляд,
обречена на неудачу, поскольку на результаты
деятельности человека оказывают влияние
огромное количество разнообразных
факторов, не поддающихся количественной
оценке. Кроме того, сочетание данных
факторов может приводить к
Результаты анализа сводятся к тому, что объективной, единой методики оценки человеческого капитала не существует и вряд ли она возможна. Означает ли это, что нужно отказаться от попытки формализации и измерения стоимости человека? Конечно нет. Однако необходимо признать, что данные модели рассматриваются в большей степени как качественные характеристики оценки человеческого капитала, они необходимы, но в большей степени предназначены для внутреннего менеджмента.
В то же время очевиден вывод невозможности оценки отдельных составляющих интеллектуальных активов, в том числе фундамента капитала знаний компании - человеческого капитала, в связи, с чем оценка капитала знаний должна носить комплексный характер и ориентирована она должна быть в первую очередь на формирование справедливой стоимости компании[12].
3. Качество жизни населения Российской Федерации
Понятие уровня жизни неразделимо
связано с понятием качества жизни.
Уровень жизни оценивает
Наиболее полным определением качества жизни населения является определение данное директором Государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики» (ВНИИТЭ) Министерства образования и науки Российской Федерации Владимиром Кулайкиным: «Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению» [24].
Высокое качество жизни отдельного гражданина - это, когда у него:
- имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие способностей, хорошее образование);
- сформирована система
- удовлетворены базовые
- приоритетными являются
- осуществляется осмысленная
Высокое качество жизни общества - это, когда:
- имеется высокий жизненный потенциал общества, то есть, абсолютное большинство граждан идентифицируют себя с российским обществом и при этом чувствует себя в безопасности во всех отношениях, а их жизнедеятельность соответствует описанным выше критериям высокого качества жизни отдельного гражданина;
- удовлетворены базовые
- осуществляется политическая, общественная,
предпринимательская,
- абсолютное большинство
Качество жизни предполагает:
-чистую окружающую среду;
- личную и национальную