Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:55, реферат
Целью данной работы является изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с этим выдвигаются следующие задачи:
разобраться, в чём сущность понятия «человеческий капитал»;
в чем заключается роль человеческого капитала в современной экономике;
как человеческий капитал влияет на развитие доходов населения Республики Беларусь;
какие пути выдвигаются для эффективности использования человеческого капитала в Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Человеческий капитал» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики человеческий капитала. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы человеческого капитала определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Человеческий капитал и его роль в экономике» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, наличием множества прямых и обратных взаимосвязей между социальной и экономической сферой, то есть существование совокупности социальных факторов экономического развития. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Тема теории человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. Несмотря на то, что техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования, только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества. Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.
Целью данной работы является изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с этим выдвигаются следующие задачи:
Методы исследования: описания, системный, классификации, статистический, графический.
При изучении основных вопросов темы, были использованы следующие основные источники:
1 Теоретические аспекты человеческого капитала
1.1 Понятие человеческого капитала
Человеческий капитал в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства. [1, c.3]
Человеческий капитал подразделяется на такие виды как:
1. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.
2. Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.
3. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта. [1, c.3]
Для того чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий, развиваемых в экономической литературе.
Т.Щульц понимает категорию «человеческий капитал» чрезвычайно широко. Он относит к инвестициям в человеческий капитал не только прямые затраты на образование в средних и высших учебных заведениях, но и в сферы здравоохранения, образования и науки. [1, c.3]
А.И.Добрынин под человеческим капиталом понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков), утверждается, что для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала. Г.Беккер предполагал выделять в составе человеческого капитала образование (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности. [1, с. 3]
Таким образом, основные положения теории человеческого капитала сводятся к следующему:
1. Под «человеческим
капиталом» понимается запас
знаний, навыков, способностей и
мотиваций человека, имеющих экономическую
ценность. Они составляют капитал,
так как могут служить
2. Это капитал особого рода, он воплощается в личности своего носителя;
3. Как и «обычный»
капитал, человеческий может
4. К основным типам вложений в человека относятся образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, рождение и воспитание детей и др.
Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
- приобретенный запас знаний, умений, навыков;
- что этот запас
целесообразно использовать в
той или иной сфере
- что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
- что увеличение доходов
способствует
- что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
- и что мотивация
является необходимым
Основные составляющие человеческого капитала можно рассмотреть на разных уровнях, это:
Исходя из этого определено
место инновационной
Рисунок 1.1 - Инновационная составляющая человеческого капитала
Примечание - Источник: [1, с.4]
Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». Из этого И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала (1.1) принимает следующий вид [1, c.5]:
ЧК = Кз + Кк + Ко (1.1)
где, ЧК – человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности [1, c.5]. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Образование и здравоохранение - это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. [2, c.148]
1.2 Взаимосвязь понятия человеческого капитала с другими категориями
Поскольку каждый человек способен в той или иной степени включаться в производственный процесс, элементы «человеческого капитала» имеют некую гипотетическую оценку. О существовании такой оценки пишет С.А. Дятлов, рассматривая «человеческий капитал» в том числе как «денежную оценку сформированной в результате инвестиций в человека его потенциальной способности приносить доход». [3, с.56]
Общая сумма оценок элементов «человеческого капитала» составляет величину «человеческого капитала», формула (1.2):
,
где MK - величина «человеческого капитала»;
- оценка i-го элемента «человеческого капитала»;
m - количество элементов «человеческого капитала».
Структурно «человеческий капитал» может быть записан в виде матрицы с одним столбцом, где значение каждой строки — оценка каждого элемента «человеческого капитала».
Важнейшим свойством «человеческого капитала», по мнению А.Ф. Лысков, является его динамический характер. В «человеческий капитал» могут под воздействием тех или иных обстоятельств добавляться дополнительные элементы, удаляться существующие, значение существующих элементов может уменьшаться или увеличиваться. Так изменяется и величина «человеческого капитала». Обычно рассматривается только положительная динамика «человеческого капитала» — накопление, возрастание (самовозрастание), производство и воспроизводство, в то время как отрицательной динамике практически не уделяется внимания. Между тем, отрицательная динамика величины «человеческого капитала» может оказывать на индивида и, следовательно, на производственный процесс, в котором он задействован, на меньшее влияние. [4, с.5]
Связь «человеческого капитала» и «капитала» в понимании А.Ф. Лыскова возможна только через понятия рабочей силы и переменного капитала. Последний направляется капиталистом на приобретение рабочей силы, тогда как постоянный капитал вкладывается в приобретение средств производства. Владелец рабочей силы абстрактным трудом создает новую стоимость, превышающую стоимость рабочей силы. [4, c.5-6]
Рассмотрим процесс формирования рабочей силы у ее владельца. Человеку необходимы жизненные средства (материальные и нематериальные блага), чтобы обеспечить себя и семью. Дабы получить эти жизненные средства, ему необходимо работать, то есть продавать свою рабочую силу на рынке рабочей силы. Чтобы сформировать рабочую силу — товар, выставляемый на продажу, индивид проводит «инвентаризацию» имеющихся в настоящий момент элементов своего «человеческого капитала» и путём самооценки принимает решение, какие именно элементы «человеческого капитала» и какая часть каждого элемента войдёт в состав рабочей силы. Представив «человеческий капитал» индивида в виде набора отрезков, где длина каждого отрезка равна 100% имеющегося запаса соответствующего элемента, получим следующую схему, рисунок (1.2):