Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с этим выдвигаются следующие задачи:
разобраться, в чём сущность понятия «человеческий капитал»;
в чем заключается роль человеческого капитала в современной экономике;
как человеческий капитал влияет на развитие доходов населения Республики Беларусь;
какие пути выдвигаются для эффективности использования человеческого капитала в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Человеческий  капитал» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики  человеческий капитала. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы человеческого капитала  определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Человеческий капитал и его роль в экономике» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, наличием множества прямых и обратных взаимосвязей между социальной и экономической сферой, то есть  существование совокупности социальных факторов экономического развития. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Тема теории человеческого капитала очень актуальна  в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. Несмотря на то, что техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования, только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества. Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

 

Целью данной работы является изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.

В соответствии с этим выдвигаются следующие  задачи:

  • разобраться, в чём сущность понятия «человеческий капитал»;
  • в чем заключается роль человеческого капитала в современной экономике;
  • как человеческий капитал влияет на развитие доходов населения Республики Беларусь;
  • какие пути выдвигаются для эффективности использования человеческого капитала в Республики Беларусь.

Методы исследования: описания, системный, классификации, статистический, графический.

 

При изучении основных вопросов темы, были использованы следующие основные источники:

 

  1. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями. Показывает основную сущность понятия человеческого капитала и его взаимосвязь с другими понятиями.
  2. Аникина Ж.П., Липницкая В.В. Воспроизводство человеческого капитала как фактор экономического роста. Описывает каким образом, человеческий капитал применяется в различных сферах экономики.
  3. Удовенко И.М. Человеческий капитал как основной источник экономического роста Беларуси в XXI веке. Показывает как человеческий капитал влияет на экономику Республики Беларусь.

 

1 Теоретические аспекты человеческого капитала

1.1 Понятие человеческого капитала

Человеческий капитал  в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства. [1, c.3]

Человеческий капитал  подразделяется на такие виды как:

1. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

2.  Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

3. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта. [1, c.3]

Для того чтобы рассматривать  теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых  понятий, развиваемых в экономической  литературе.

Т.Щульц понимает категорию  «человеческий капитал» чрезвычайно широко. Он относит к инвестициям в человеческий капитал не только прямые затраты на образование в средних и высших учебных заведениях, но и в сферы здравоохранения, образования и науки. [1, c.3]

А.И.Добрынин под человеческим капиталом понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков), утверждается, что для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала. Г.Беккер предполагал выделять в составе человеческого капитала образование (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности. [1, с. 3]

Таким образом, основные положения теории человеческого  капитала сводятся к следующему:

1. Под «человеческим  капиталом» понимается запас  знаний, навыков, способностей и  мотиваций человека, имеющих экономическую  ценность. Они составляют капитал,  так как могут служить источником  будущих доходов и выгод;

2. Это капитал особого  рода, он воплощается в личности своего носителя;

3. Как и «обычный»  капитал, человеческий может уменьшаться  под воздействием морального  или физического износа и увеличиваться  в зависимости от инвестирования;

4. К основным типам  вложений в человека относятся  образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, рождение и воспитание детей и др.

Нужно отметить, что это  не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под  понятием «человеческий капитал» нужно  видеть:

- приобретенный запас знаний, умений, навыков;

- что этот запас  целесообразно использовать в  той или иной сфере общественной  деятельности, и это способствует  росту производительности труда  и производства;

- что использование  данного запаса приводит к  росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

- что увеличение доходов  способствует заинтересованности  работника, и это приводит к  дальнейшему инвестированию в  человеческий капитал; 

- что человеческие  способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

- и что мотивация  является необходимым элементом  для того, чтобы процесс воспроизводства  (формирование, накопление, использование)  человеческого капитала носил  полностью завершенный характер.

Основные составляющие человеческого капитала можно рассмотреть на разных уровнях, это:

  • Наноуровень (на уровне отдельного человека) представлен следующими видами капиталов: капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой капитал, интеллектуальный капитал, организационный капитал, предпринимательский капитал;
  • Микроуровень (на уровне отдельного предприятия): признанные активы индивидуального человеческого капитала, фирменные нематериальные активы, организационный капитал, структурный капитал, бренд-капитал, социальный капитал;
  • Мезоуровень (на уровне  группы предприятий): идентичные агрегированные составляющие;
  • Макроуровень (на уровне государства в целом): социальный капитал, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества, природный потенциал.

Исходя из этого определено место инновационной составляющей в составе человеческого капитала: инновационная составляющая человеческого  капитала – это совокупность умственных (интеллектуальных) способностей работника по разработке (генерации) и реализации новых знаний, рисунок (1.1). [1, c. 4]

 

 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Инновационная составляющая человеческого капитала

Примечание - Источник: [1, с.4]

 

Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». Из этого И.В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала (1.1) принимает следующий вид [1, c.5]:

 

                                         ЧК = Кз + Кк + Ко                                              (1.1)

 

где, ЧК – человеческий капитал;

Ко – капитал образования;

Кз – капитал здоровья;

Кк – капитал культуры.

 

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности [1, c.5]. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Образование и здравоохранение - это факторы долговременного  действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. [2, c.148]

 

1.2 Взаимосвязь понятия человеческого капитала с другими категориями

Поскольку каждый человек  способен в той или иной степени  включаться в производственный процесс, элементы «человеческого капитала» имеют некую гипотетическую оценку. О существовании такой оценки пишет С.А. Дятлов, рассматривая «человеческий капитал» в том числе как «денежную оценку сформированной в результате инвестиций в человека его потенциальной способности приносить доход». [3, с.56]

Общая сумма оценок элементов  «человеческого капитала» составляет величину «человеческого капитала», формула (1.2):

                                                 ,                                                   (1.2)

где MK - величина «человеческого капитала»;

- оценка i-го элемента «человеческого капитала»;

m - количество элементов «человеческого капитала».

Структурно «человеческий  капитал» может быть записан в  виде матрицы с одним столбцом, где значение каждой строки — оценка каждого элемента «человеческого капитала».

Важнейшим свойством  «человеческого капитала», по мнению А.Ф. Лысков, является его динамический характер. В «человеческий капитал» могут под воздействием тех или иных обстоятельств добавляться дополнительные элементы, удаляться существующие, значение существующих элементов может уменьшаться или увеличиваться. Так изменяется и величина «человеческого капитала». Обычно рассматривается только положительная динамика «человеческого капитала» — накопление, возрастание (самовозрастание), производство и воспроизводство, в то время как отрицательной динамике практически не уделяется внимания. Между тем, отрицательная динамика величины «человеческого капитала» может оказывать на индивида и, следовательно, на производственный процесс, в котором он задействован, на меньшее влияние. [4, с.5]

Связь «человеческого капитала» и «капитала» в понимании А.Ф. Лыскова возможна только через понятия рабочей силы и переменного капитала. Последний направляется капиталистом на приобретение рабочей силы, тогда как постоянный капитал вкладывается в приобретение средств производства. Владелец рабочей силы абстрактным трудом создает новую стоимость, превышающую стоимость рабочей силы. [4, c.5-6]

Рассмотрим процесс  формирования рабочей силы у ее владельца. Человеку необходимы жизненные средства (материальные и нематериальные блага), чтобы обеспечить себя и семью. Дабы получить эти жизненные средства, ему необходимо работать, то есть продавать свою рабочую силу на рынке рабочей силы. Чтобы сформировать рабочую силу — товар, выставляемый на продажу, индивид проводит «инвентаризацию» имеющихся в настоящий момент элементов своего «человеческого капитала» и путём самооценки принимает решение, какие именно элементы «человеческого капитала» и какая часть каждого элемента войдёт в состав рабочей силы. Представив «человеческий капитал» индивида в виде набора отрезков, где длина каждого отрезка равна 100% имеющегося запаса соответствующего элемента, получим следующую схему, рисунок (1.2):

Информация о работе Человеческий капитал