Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с этим выдвигаются следующие задачи:
разобраться, в чём сущность понятия «человеческий капитал»;
в чем заключается роль человеческого капитала в современной экономике;
как человеческий капитал влияет на развитие доходов населения Республики Беларусь;
какие пути выдвигаются для эффективности использования человеческого капитала в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

 

 

 

..

 


 

Рисунок 1.2 - Схема распределения индивидуального «человеческого капитала» при формировании товара рабочей силы, где a1…am — элементы «человеческого капитала»; q1 …qm —коэффициенты, показывающие долю включения соответствующего элемента в состав рабочей силы; m — количество элементов «человеческого капитала».

Примечание - Источник: [4, с.6]

 

Исходя из формулы (1.2), стоимость рабочей силы равна, формула (1.3):

                                          

,                                                         (1.3)

где АК— стоимость рабочей силы;

 — оценка i-го элемента «человеческого капитала»;

 — коэффициент, показывающий долю i-го элемента, включаемую в состав рабочей силы.

 

Индивид обычно выставляет на продажу не весь запас каждого  из элементов, поскольку он не может жить на работе, а многие качества нужны ему и в иной повседневной жизни. Налицо существование некоего предельного уровня комплектования рабочей силы элементами «человеческого капитала» , для которого справедливо неравенство (1.4):

  ,                                                   (1.4)

Таким образом, «человеческий капитал» разделяется на товарный «человеческий капитал», который потенциально может быть выставлен на продажу в составе рабочей силы, и собственный «человеческий капитал», который необходим индивиду для персональной жизнедеятельности. [4, c.7] Следовательно, выявим формулу (1.5):

 

                                                      

,                                            (1.5)

где — величина собственного «человеческого капитала»;

— величина товарного «человеческого капитала».

 

Для стоимости рабочей  силы справедливо неравенство (1.6):

                                    0<

<
.                                                 (1.6)

Таким образом, рабочая  сила представляет собой ту часть  «человеческого капитала», которую индивид выделяет для продажи капиталисту (предпринимателю) для получения от последнего жизненных средств для себя и своей семьи в форме заработной платы. Рабочая сила обладает двумя свойствами — стоимостью и потребительной стоимостью. Первая интересна рабочему, так как это и есть цена его рабочей силы, равная величине его заработной платы. Вторая представляет интерес для капиталиста, поскольку именно посредством производственного потребления рабочей силы создаётся прибавочная стоимость, присваиваемая впоследствии капиталистом.

А.Ф. Лысков, полагает, что связь понятий «человеческий капитал» и «капитал» существует, равно как и связь понятий «человеческий капитал» и «рабочая сила» [4, c.7]. Базовым оказывается понятие «человеческий капитал», который является источником формирования рабочей силы. Рабочая сила продаётся, после чего приобретает качество переменного капитала, функционируя наравне с постоянным капиталом в составе совокупного капитала, формула (1.7):

                                                        

,                                                          (1.7)

где - капитал;

- постоянный капитал;

- переменный капитал.

 

В процессе производства переменный капитал изменяет стоимость, формула (1.8):

                                                        

,                                                  (1.8)

где т — прибавочная стоимость.

Прибавочная стоимость  присваивается капиталистом, возникает  прибыль, что делает возможным сам  процесс капиталистического производства.

Полученное нами объяснение взаимосвязи понятий «рабочая сила» и «человеческий капитал» позволяет опровергнуть известный тезис о том, что ребёнок не является носителем «человеческого капитала», а становится им только после «обработки», то есть обучения. Точно так же безработный человек является обладателем «человеческого капитала», однако не может продать скомплектованную им рабочую силу.

Обратимся теперь к проблеме соотношения «человеческого капитала»  и «физического (вещественного) капитала». «Физический капитал» по сути представляет постоянный капитал, который капиталист использует для приобретения средств производства и который (в отличие от переменного капитала) не изменяет стоимость в процессе производства. [4 ,c.8]

Основные особенности «человеческого капитала», которые необходимо ставить прежде всех остальных, говоря о соотношении «человеческого капитала» и «физического капитала». В первую очередь, это динамический характер «человеческого капитала». «Человеческий капитал» подвержен изменению не только при изменении существующих элементов, но и за счёт добавления новых (удаления существующих), а также изменения величины q и . Во-вторых, саморегулируемость и самоопределяемость «человеческого капитала». Человек самостоятельно производит «инвентаризацию» своего «человеческого капитала», сам решает вопрос о комплектовании своей рабочей силы, сам выбирает контрагента (капиталиста) при продаже рабочей силы, сам устанавливает и пересматривает величину q. Данные права продавца неотъемлемы, если нет рабства. [5, с.88-89]

Наконец, интеллектуальность «человеческого капитала». Работник принимает  все решения, связанные с функционированием  своего «человеческого капитала», на основе определённого анализа, причём информация и способность анализировать её являются элементами «человеческого капитала» [4, c.9]. Таким образом, «человеческий капитал» задействуется и при принятии решений.

Большинство сходных  черт физического и «человеческого»  капиталов, сформулированных С.А. Дятловым, справедливы:

1. «Человеческий капитал» (точнее, его часть в руках капиталиста) приобретает форму переменного капитала и взаимодействует с физическим капиталом в составе совокупного производительного капитала.

2. Оба капитала должны соответствовать друг другу. Сложным и дорогостоящим оборудованием должны управлять высококвалифицированные рабочие, то есть высококвалифицированная рабочая сила, которая может быть скомплектована только из высококачественного и дорогостояще го «человеческого капитала».

3. Формирование и того, и другого требует значительных затрат и отвлечения средств в ущерб текущему потреблению. Причём «человеческий капитал» в последние годы требует больших затрат по сравнению с физическим капиталом.

4. И вложения в физический капитал, и вложения в «человеческий капитал» могут приводить к накоплению.

5. «Человеческий капитал» и физический капитал имеют денежную оценку.

6. И физический, и «человеческий» капитал подвержены физическому и моральному износу. Для «человеческого капитала» — физическому износу подвержены только элементы физического блока.

Особого внимания из вышеприведённых  сходств «человеческого» и физического капиталов заслуживают пункты 1 и 2. Важно помнить об их неразрывной связи. [4, с.9]

 

2 Человеческий капитал – главная  ценность экономики

2.1 Применение и значение человеческого  капитала в основных сферах  экономики

На предприятии, в настоящее время человеческий капитал в большинстве случаев рассматривается как составляющая капитала предприятия нематериальной формы, частично входящая в состав интеллектуального капитала вместе со структурным и потребительским капиталом. При этом под потребительским капиталом понимается  накопленный опыт и система долговременного взаимодействия с клиентами и поставщиками, а под структурным – используемые процессы и системы трансформации, накопления и использования знаний в организации. [6, c.28]

Вместе с тем, природа  человеческого капитала имеет двойственный характер. С одной стороны, он неотчуждаем  от его носителя (сотрудника или  группы сотрудников). С другой стороны, заключение долговременных отношений с предприятием, закрепляемое контрактом, позволяет рассматривать сотрудника с его навыками и компетенциями как часть капитала нематериальной формы, а в ряде случаев даже капитала предприятия материальной формы.

Так, включение человеческого капитала в состав капитала нематериальной формы может быть подтверждено тем обстоятельством, что на период действия контракта знания и навыки сотрудника (не имеющие физически осязаемой формы) могут быть оценены в денежном выражении. На рисунке (2.1) показано место человеческого капитала в структуре капитала предприятия.

 

 

Рисунок 2.1 Человеческий капитал в  структуре капитала предприятия

Примечание - Источник:[6]

 

Для организаций, осуществляющих финансирование процессов инвестирования в человеческий капитал,  особое значение имеет возможность предприятия на основе улучшения основных финансово-экономических показателей обеспечить оговоренные условия предоставления кредита.

Следует отметить, что в качестве инвестора в сфере формирования и реализации человеческого капитала крупных предприятий могут рассматриваться органы региональной и местной власти, для которых основными показателями эффективности подобных проектов являются повышение уровня жизни и улучшение условий труда сотрудников. Это, в свою очередь, обычно приводит не только к прямому, но и косвенному эффекту, связанному с ростом налоговых отчислений в бюджеты различных уровней и снижением затрат, вызванных временной или постоянной утратой трудоспособности.

Инвестиции в формирование человеческого капитала имеют важнейшее значение для менеджмента и непосредственно сотрудников организации. В данном аспекте инвестиции позволяют не только повысить эффективность использования всех материальных и нематериальных активов, но и сформировать корпоративную культуру, основанную на командном духе. [6, с.28-33]

В сельском хозяйстве, с изменением требований к работникам на повестке дня встает вопрос о критерии уровня квалификации будущего работника, который позволил бы интегрировано оценить способность  выполнять ту или иную работу в соответствии с требованиями общества и современного производства.

Приемлемым ориентиром в этом направлении  целесообразно считать рекомендации ЮНЕСКО о переосмыслении понятия  человеческих ресурсов. Рекомендации предполагают переход от классического понимания человеческих ресурсов к концепции компетентности человека.

В сфере экономики компетентность человека, проявляется через профессионализм, который включает в себя профессиональную востребованность, профессиональную пригодность, профессиональную удовлетворенность и профессиональный успех работников. Профессиональная востребованность связана с ситуацией на рынке труда и определяется кадровым спросом на специалистов, способных осуществлять тот или иной вид деятельности.

Профессиональная пригодность  обусловлена совокупностью психических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих его соответствие избираемому виду профессиональной деятельности.

Профессиональная удовлетворенность  предполагает возможность самореализации личностью своих индивидуальных способностей, склонностей, интересов и ценностных установок в процессе осуществления трудовой деятельности и решения профессиональных задач.

Профессиональный успех выражает наличие значимых профессиональных достижений, результативность прилагаемых усилий, обеспечивающих реализацию замыслов, а также личностный рост специалиста.

Исследование профессионализма работников сельскохозяйственных предприятий показало, что профессиональная компетентность работников во многом зависит от качества их подготовки.

Критерий качества подготовки кадров должен отражать:

  • владение системой знаний, навыков и умений, необходимых не только непосредственно для производительного труда, но и для всестороннего подхода к процессу и результатам труда;
  • развитие профессионального, интеллектуального, физического потенциала квалифицированного труда, его профессиональных и личностных качеств, позволяющих в дальнейшем в соответствии с возрастающими требованиями оценить новое содержание профессиональной деятельности.

Такой подход к качеству подготовки работников откроет широкую перспективу для раскрытия интеллектуального и трудового потенциала человека и даст основу для выбора стратегии профессионального обучения и интеграции ее содержания в конкретные социальные, психологические и педагогические мероприятия.

Как показывают исследования, качественный уровень работников сельскохозяйственных предприятий страны существенно  уступает требованиям, предъявляемым  на современном рынке труда.

Повышение конкурентоспособности рабочей силы возможно только на основе профессиональной подготовки и повышения квалификации. [7, с.68]

Развитие сектора современных услуг, составляет более половины ВВП страны. Важно при этом, чтобы государство концентрировалось на современных наукоемких, с высокой добавленной стоимостью услугах: информационно-компьютерных (Индия), финансовых (Швейцария, Люксембург), транспортно-логистических (Германия), технологических и образовательных (США). Динамика постиндустриализации (Приложение А) показывает, что Беларусь, учитывая ее географическое положение, должна уделять больше внимания сектору современных услуг. Хотя цифры свидетельствуют, что отдельные сектора развиваются на рыночных принципах и весьма динамично: так, за пять докризисных лет наш экспорт транспортно-логистических услуг вырос до 3 млрд. долларов, экспорт софтвера– почти в 10 раз до 160 млн. долларов, по официальным данным, и до 500 млн. долларов, по экспертным оценкам.

Информация о работе Человеческий капитал