Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с этим выдвигаются следующие задачи:
разобраться, в чём сущность понятия «человеческий капитал»;
в чем заключается роль человеческого капитала в современной экономике;
как человеческий капитал влияет на развитие доходов населения Республики Беларусь;
какие пути выдвигаются для эффективности использования человеческого капитала в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

 

3.2 Роль человеческого капитала  в формировании доходов населения  Республики Беларусь

Возможности модернизации экономики, ее конкурентные преимущества,  в современных условиях, напрямую связаны с накопленным и задействованным человеческим капиталом. И, как следствие, именно инвестиции в человека становятся приоритетным источником экономической динамики, а люди с их образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют границы и темпы необходимых перемен.

Концепция использования  производительных способностей индивида применительно к анализу проблемы распределения доходов проводилась  на основе стандартного уравнения (3.1) заработной платы Дж. Минcера [17, с.450]:

 

                      ,                                         (3.1)

 

где  wi - оплата труда работника i;

        Xi- набор переменных, оказывающих влияние на доходы;

        s - мера образования (год или уровень образования);

        ei - мера опыта работы;

         ui - отклонение, представляющее собой воздействие других факторов, не связанных с X, s, и е, которые не могут быть напрямую учтены в модели.

 

Заметим, что  переменная е появляется также в квадратичной форме, что предполагает выпуклость функции доходов. Ввиду использования полулогарифмической модели коэффициенты r и интерпретируются как процентный прирост доходов, соответствующий дополнительному отработанному году и по достижении определенного уровня образования соответственно.

В международной  практике, как правило, приводится ставка увеличения доходов, соответствующая  дополнительному году обучения. Ввиду особенности используемой базы данных в качестве меры образования был принят не год, а определенный уровень (школа, училище, техникум, университет). Как было отмечено в работе Ньюэла и Рэйли, такой подход, применительно к странам с переходной экономикой, позволяет получить более реалистичные результаты [18, c.103]. Для получения годовых коэффициентов, которые в дальнейшем могут сравниваться с аналогичными показателями по другим странам, производится пересчет с использованием формулы (3.2): 

 

                                                ,                                                            (3.2)

 

где r - расчетный  годовой коэффициент отдачи от образования, соответствующий университетскому диплому;

          ru- коэффициент, полученный в ходе оценки регрессионной модели, представленной в общем виде формулой (3.1);

         ( ) - число лет, необходимых для получения университетского диплома по сравнению с принятым за базу дипломом о неполном среднем образовании, которому, в свою очередь, присваивается индекс с.

 

Комментируя результаты, полученные в ходе применения описанной выше методики, следует сказать, что уже в 1996 г. образование давало существенную прибавку в зарплате, а именно: каждый год, проведенный в университете, потенциально повышал доходы на 10,1%, что очень высоко в сравнении с соседними странами и не только, оценочные результаты по которым можно найти в ряде работ. Такая тенденция в большей степени характерна для развивающихся стран с низким уровнем доходов. Годовой процент роста доходов по окончании техникумов находился на уровне 14%, училищ и средних школ - 10 и 14% соответственно. Это указывает на постепенное снижение предельной отдачи от каждого дополнительного года, затраченного на образование.

Что касается сопутствующих оценочных результатов, то при прочих равных условиях занятость  в частном секторе не представляется более выгодной с точки зрения заработков. Зарплата женщин, при прочих равных условиях, в среднем на 15% ниже (2001 г.), причем данный коэффициент очень стабилен в плане значимости (на уровне 15-20%) и увеличивается при рассмотрении дополнительных категорий доходов. Военнослужащие, как отдельная категория, пользуются определенными привилегиями. Так, при прочих равных условиях зарплата на основном месте работы для них в среднем на 21-22% выше. Следует также обратить внимание на коэффициент, соответствующий опыту работы. В случае Республики Беларусь он весьма стабилен, по крайней мере, на протяжении рассматриваемого периода, и составляет порядка 2% прибавки к зарплате за каждый дополнительно отработанный год.

С целью выделить наиболее выгодные с экономической точки зрения специальности, к вышеприведенной спецификации модели было добавлено 8 переменных, идентифицирующих основные области, в которых было получено высшее образование, а именно: экономика, медицина, технические, естественные и гуманитарные науки, педагогика, военные специальности, сельское хозяйство. Идея состояла в том, чтобы выявить преимущества, которые может давать приобретение определенного типа образования при прочих равных условиях.

Введение, вместо личностных характеристик работников таких факторов как форма собственности и отраслевая принадлежность предприятия сделало возможным проанализировать эффект принадлежности индивида к предприятию и отрасли в качестве фактора, влияющего на дифференциацию трудовых доходов. Полученные результаты свидетельствуют  о значительной дифференциации в оплате труда между различными отраслями экономики. Очевидно, что наиболее высокооплачиваемыми являются научная и информационная сферы, что объясняется преобладанием «новой экономики», характеризуемой главным образом преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов.

 

 

Таблица 3 - Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата (рублей)

 

 

2005г.

2008г.

2009г.

всего

463 741

868 169

981 584

промышленность

490 674

957 713

1 049 095

сельское хозяйство

286 308

563 053

674 734

лесное хозяйство

461 148

783 320

768 112

транспорт

518 797

918 293

1 048 739

связь

542 995

977 287

1 148 997

строительство

561 223

1 124 598

1 307 631

торговля и общественное питание

349 424

698 398

816 234

материально-техническое  снабжение и сбыт

482 423

922 137

1 068 751

информационно-техническое обслуживание

592 008

1 168 474

1 410 465

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

454 414

484 653

556 377

здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение

269 630

716 069

796 819

образование

419 462

635 177

702 428

культура

399 378

632 807

696 853

искусство

403 235

693 619

785 091

наука и научное обслуживание

620 770

1 246 711

1 389 974


 

Примечание – Источник:[19]

 

Вызывает сомнение низкая значимость коэффициентов по накопленному опыту работы. Объяснением тому может быть использование в качестве зависимой переменной почасовой оплаты труда. Чтобы проверить данное предположение, были проведены аналогичные оценки, где в качестве зависимой переменной использовался логарифм месячной оплаты труда. В результате получены коэффициенты схожего порядка (0,018-0,022) со значимостью на уровне 1%. В подтверждение гипотезы о выпуклости функции доходов по отношению к опыту работы, в том числе при разбиении выборки на подгруппы по уровню образования, рисунок (3.1):

 

Рисунок 3.1 -  Зависимость доходов от опыта работы, в разрезе уровней образования

Примечание - Источник:[18, с.108]

 

Интересен тот  факт, что опыт работы не потерял  своей значимости, в противовес многим странам с переходной экономикой, для большинства из которых был характерен медленный, но верный рост отдачи от инвестиций в человеческий капитал наряду с резким снижением отдачи от накопленного опыта работы. Однако в условиях Республики Беларусь, где государство до сих пор сохраняет за собой право контроля за установлением заработной платы, как на госпредприятиях, так и косвенным образом в частном секторе, сложно разделить роль государства и рыночных факторов, вступающих в действие. [18, с.101-110]

 

3.3 Пути эффективного использования человеческого капитала

 

Эффективность развития экономики во многом определяется накопленным и реализованным в стране человеческим капиталом. В современных условиях знания и квалификация являются важными факторами экономического и социального прогресса общества. Главное богатство любого общества составляют люди, поэтому вопрос изучения проблем эффективности использования основных производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.

Большинство современных  компаний не используют потенциал своих сотрудников наилучшим образом. Главным ограничителем использования человеческого капитала является проблема отношения менеджеров к сотрудникам компании. Чтобы поддержать конкурентоспособную позицию на рынке XXI века, менеджменту придется найти методы, повышающие эффективное использование человеческого капитала. Но для эффективного управления человеческим капиталом, необходимо измерять и оценивать его, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческим капиталом.

Появилась необходимость  в более совершенных и эффективных  способах оценки не только человеческого  капитала, но и глобальной оценки деятельности всего предприятия. С этой целью  была создана Сбалансированная система  показателей (Balanced Scorecard). ССП позволяет прогнозировать появление проблем, контролировать наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятия. Отличительной чертой человеческого капитала является то, что он неотделим от личности своего владельца. Поэтому вне зависимости от источников и видов инвестиций в формирование человеческого капитала его использование, в конечном счете, контролируется самим его владельцем, так же как и степень отдачи от его применения. [20, c.53-54]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки  
и профессиональные способности работника.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие  на экономическую политику государства.  Благодаря ей изменилось отношение  общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. 

В ходе исследования темы человеческого капитала, были сделаны следующие выводы:

  • Человеческий капитала - это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек, но и так же:

- приобретенный запас  знаний, умений, навыков;

- что этот запас  целесообразно использовать в  той или иной сфере общественной  деятельности, и это способствует  росту производительности труда  и производства;

- что использование  данного запаса приводит к  росту заработков (доходов) данного  работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

- что увеличение доходов  способствует заинтересованности  работника, и это приводит к  дальнейшему инвестированию в  человеческий капитал; 

- что человеческие  способности, дарования, знания  и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

- и что мотивация  является необходимым элементом  для того, чтобы процесс воспроизводства  (формирование, накопление, использование)  человеческого капитала носил  полностью завершенный характер.

  • Основные составляющие человеческого капитала: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
  • Существуют различные взаимосвязи понятия «человеческого капитала» с другими категориями, как «капитал», «рабочая сила», «физический капитал».
  • На предприятии, в настоящее время человеческий капитал в большинстве случаев рассматривается как составляющая капитала предприятия нематериальной формы, частично входящая в состав интеллектуального капитала вместе со структурным и потребительским капиталом. Исследование профессионализма работников сельскохозяйственных предприятий показало, что профессиональная компетентность работников во многом зависит от качества их подготовки. В сфере услуг, человеческий капитал. Развитие сектора современных услуг, составляет более половины ВВП страны. Важно при этом, чтобы государство концентрировалось на современных наукоемких, с высокой добавленной стоимостью услугах: информационно-компьютерных, финансовых, транспортно-логистических, технологических и образовательных. И поэтому важное место имеет человеческий капитал.
  • В XXI веке роль человеческого капитала в развитии экономики и повышении ее эффективности резко возрастает, и удовлетворение разнообразных потребностей населения должно стать одним из главных оценочных показателей проведения социальной политики страны.
  • Существует определенная сложность в измерении накопленных объемов человеческого капитала, что во многом обусловливается проблемами учета всех факторов, влияющих на основные элементы, составляющие эту форму капитала.
  • Перспективы и успешные возможности становления новой экономики Беларуси в XXI веке связывается с сохранением и развитием качественного человеческого капитала, созданием условий для формирования сопряженных с ним секторов. В этом видится шанс становления новой экономики Беларуси в XXI веке.
  • В Беларуси существует дифференциация в оплате труда между различными отраслями экономики. Использование данного запаса человеческого капитала приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления. Увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал.
  • Главное богатство любого общества составляют люди, поэтому вопрос изучения проблем эффективности использования основных производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.

Информация о работе Человеческий капитал