Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:55, реферат
Целью данной работы является изучение теории человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики.
В соответствии с этим выдвигаются следующие задачи:
разобраться, в чём сущность понятия «человеческий капитал»;
в чем заключается роль человеческого капитала в современной экономике;
как человеческий капитал влияет на развитие доходов населения Республики Беларусь;
какие пути выдвигаются для эффективности использования человеческого капитала в Республики Беларусь.
3.2 Роль человеческого капитала
в формировании доходов
Возможности модернизации экономики, ее конкурентные преимущества, в современных условиях, напрямую связаны с накопленным и задействованным человеческим капиталом. И, как следствие, именно инвестиции в человека становятся приоритетным источником экономической динамики, а люди с их образованием, квалификацией, профессиональным опытом определяют границы и темпы необходимых перемен.
Концепция использования
производительных способностей индивида
применительно к анализу
,
где wi - оплата труда работника i;
Xi- набор переменных, оказывающих влияние на доходы;
s - мера образования (год или уровень образования);
ei - мера опыта работы;
ui - отклонение, представляющее собой воздействие других факторов, не связанных с X, s, и е, которые не могут быть напрямую учтены в модели.
Заметим, что переменная е появляется также в квадратичной форме, что предполагает выпуклость функции доходов. Ввиду использования полулогарифмической модели коэффициенты r и интерпретируются как процентный прирост доходов, соответствующий дополнительному отработанному году и по достижении определенного уровня образования соответственно.
В международной практике, как правило, приводится ставка увеличения доходов, соответствующая дополнительному году обучения. Ввиду особенности используемой базы данных в качестве меры образования был принят не год, а определенный уровень (школа, училище, техникум, университет). Как было отмечено в работе Ньюэла и Рэйли, такой подход, применительно к странам с переходной экономикой, позволяет получить более реалистичные результаты [18, c.103]. Для получения годовых коэффициентов, которые в дальнейшем могут сравниваться с аналогичными показателями по другим странам, производится пересчет с использованием формулы (3.2):
где r - расчетный
годовой коэффициент отдачи от образования,
соответствующий
ru- коэффициент, полученный в ходе оценки регрессионной модели, представленной в общем виде формулой (3.1);
( ) - число лет, необходимых для получения университетского диплома по сравнению с принятым за базу дипломом о неполном среднем образовании, которому, в свою очередь, присваивается индекс с.
Комментируя результаты, полученные в ходе применения описанной выше методики, следует сказать, что уже в 1996 г. образование давало существенную прибавку в зарплате, а именно: каждый год, проведенный в университете, потенциально повышал доходы на 10,1%, что очень высоко в сравнении с соседними странами и не только, оценочные результаты по которым можно найти в ряде работ. Такая тенденция в большей степени характерна для развивающихся стран с низким уровнем доходов. Годовой процент роста доходов по окончании техникумов находился на уровне 14%, училищ и средних школ - 10 и 14% соответственно. Это указывает на постепенное снижение предельной отдачи от каждого дополнительного года, затраченного на образование.
Что касается
сопутствующих оценочных
С целью выделить наиболее выгодные с экономической точки зрения специальности, к вышеприведенной спецификации модели было добавлено 8 переменных, идентифицирующих основные области, в которых было получено высшее образование, а именно: экономика, медицина, технические, естественные и гуманитарные науки, педагогика, военные специальности, сельское хозяйство. Идея состояла в том, чтобы выявить преимущества, которые может давать приобретение определенного типа образования при прочих равных условиях.
Введение, вместо личностных характеристик работников таких факторов как форма собственности и отраслевая принадлежность предприятия сделало возможным проанализировать эффект принадлежности индивида к предприятию и отрасли в качестве фактора, влияющего на дифференциацию трудовых доходов. Полученные результаты свидетельствуют о значительной дифференциации в оплате труда между различными отраслями экономики. Очевидно, что наиболее высокооплачиваемыми являются научная и информационная сферы, что объясняется преобладанием «новой экономики», характеризуемой главным образом преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов.
Таблица 3 - Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата (рублей)
2005г. |
2008г. |
2009г. | |
всего |
463 741 |
868 169 |
981 584 |
промышленность |
490 674 |
957 713 |
1 049 095 |
сельское хозяйство |
286 308 |
563 053 |
674 734 |
лесное хозяйство |
461 148 |
783 320 |
768 112 |
транспорт |
518 797 |
918 293 |
1 048 739 |
связь |
542 995 |
977 287 |
1 148 997 |
строительство |
561 223 |
1 124 598 |
1 307 631 |
торговля и общественное питание |
349 424 |
698 398 |
816 234 |
материально-техническое снабжение и сбыт |
482 423 |
922 137 |
1 068 751 |
информационно-техническое обслуживание |
592 008 |
1 168 474 |
1 410 465 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
454 414 |
484 653 |
556 377 |
здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение |
269 630 |
716 069 |
796 819 |
образование |
419 462 |
635 177 |
702 428 |
культура |
399 378 |
632 807 |
696 853 |
искусство |
403 235 |
693 619 |
785 091 |
наука и научное обслуживание |
620 770 |
1 246 711 |
1 389 974 |
Примечание – Источник:[19]
Вызывает сомнение низкая значимость коэффициентов по накопленному опыту работы. Объяснением тому может быть использование в качестве зависимой переменной почасовой оплаты труда. Чтобы проверить данное предположение, были проведены аналогичные оценки, где в качестве зависимой переменной использовался логарифм месячной оплаты труда. В результате получены коэффициенты схожего порядка (0,018-0,022) со значимостью на уровне 1%. В подтверждение гипотезы о выпуклости функции доходов по отношению к опыту работы, в том числе при разбиении выборки на подгруппы по уровню образования, рисунок (3.1):
Рисунок 3.1 - Зависимость доходов от опыта работы, в разрезе уровней образования
Примечание - Источник:[18, с.108]
Интересен тот факт, что опыт работы не потерял своей значимости, в противовес многим странам с переходной экономикой, для большинства из которых был характерен медленный, но верный рост отдачи от инвестиций в человеческий капитал наряду с резким снижением отдачи от накопленного опыта работы. Однако в условиях Республики Беларусь, где государство до сих пор сохраняет за собой право контроля за установлением заработной платы, как на госпредприятиях, так и косвенным образом в частном секторе, сложно разделить роль государства и рыночных факторов, вступающих в действие. [18, с.101-110]
3.3 Пути эффективного использования человеческого капитала
Эффективность развития экономики во многом определяется накопленным и реализованным в стране человеческим капиталом. В современных условиях знания и квалификация являются важными факторами экономического и социального прогресса общества. Главное богатство любого общества составляют люди, поэтому вопрос изучения проблем эффективности использования основных производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.
Большинство современных компаний не используют потенциал своих сотрудников наилучшим образом. Главным ограничителем использования человеческого капитала является проблема отношения менеджеров к сотрудникам компании. Чтобы поддержать конкурентоспособную позицию на рынке XXI века, менеджменту придется найти методы, повышающие эффективное использование человеческого капитала. Но для эффективного управления человеческим капиталом, необходимо измерять и оценивать его, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческим капиталом.
Появилась необходимость
в более совершенных и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем смысле человеческий капитал
— это знания, навыки
и профессиональные способности работника.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
В ходе исследования темы человеческого капитала, были сделаны следующие выводы:
- приобретенный запас знаний, умений, навыков;
- что этот запас
целесообразно использовать в
той или иной сфере
- что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
- что увеличение доходов
способствует
- что человеческие
способности, дарования,
- и что мотивация
является необходимым