Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и неоднозначность его трактовок.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить сущность и понятие человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала и его неоднозначность.

Оглавление

Введение 3
1 Человеческий капитал 5
1.1 Сущность человеческого капитала 5
1.2 Основные характеристики человеческого капитала 10
2 Неоднозначность трактовок человеческого капитала 14
2.1 Методологические основы концепции человеческого капитала 14
2.2 Теоретические воззрения экономистов на понятие капитала. Неоднозначность трактовки человеческого капитала 18
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал.docx

— 50.11 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение 3

1 Человеческий капитал 5

1.1 Сущность человеческого капитала 5

1.2 Основные характеристики человеческого капитала 10

2 Неоднозначность трактовок человеческого капитала 14

2.1 Методологические основы концепции человеческого капитала 14

2.2 Теоретические воззрения экономистов на понятие капитала.  Неоднозначность трактовки человеческого капитала 18

Заключение 23

Список литературы 25

 

 

Введение

Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных  потребностей человека и общества в  целом. Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику. В XX в.была разработана теория «человеческого капитала». Согласно этой теории совершенствование качественных характеристик человека с сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность использования накопленной индивидом способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов.

Перспективы мировой экономики  в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.

Парадокс сегодняшней  ситуации заключается также в  том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

Теория человеческого  капитала имеет очень старые теоретические  и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных  и очень актуальных направлений  развития неоклассической теории. Все  вышеперечисленные факторы и  обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы – рассмотреть  и проанализировать человеческий капитал  и неоднозначность его трактовок.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- изучить сущность и понятие человеческого капитала;

- рассмотреть основные  положения концепции человеческого  капитала и его неоднозначность.

Предмет исследования –  человеческий капитал и его роль в современной экономике

  1. Человеческий капитал

    1. Сущность человеческого капитала

Теория человеческого капитала имеет отнюдь не простую и весьма противоречивую историю. С одной  стороны, человеческий капитал как  объективное экономическое явление  признавался ещё со времён А.Смита, К.Маркса и многих других представителей классической и постклассической экономической теории. Смит писал, что основной капитал состоит не только из машин и оборудования, но и из полезных способностей членов общества, приобретение которых всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал. К.Маркс отмечает, что с точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем под этим основным капиталом понимается сам человек. С другой стороны, в течение длительного интервала времени экономисты-теоретики применяли в своих исследованиях не понятие "человеческий капитал", а такие категории, как "труд" и "рабочая сила". Человеческий капитал признавался и признается как объективная реальность, существующая в мире экономических явлений, но человеческий капитал до сих пор не стал субъективной реальностью в соответствующих теоретических построениях и концепциях большинства представителей фундаментальной теоретической науки. Кроме того, даже среди немногих представителей экономической теории прошлого и настоящего нет согласия хотя бы относительно ключевых методологических положений, характеризующих человеческий капитал как сложное и противоречивое явление. Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах Теодора Шульца, экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Он рассматривал человеческий капитал как накопленные в стране затраты на воспроизводство рабочей силы независимо от источника их покрытия. Результатами таких инвестиций являются накопление способностей людей к труду, их созидательная деятельность в обществе, поддержание самой жизни людей, здоровья и т.д. Он также обосновал необходимость расширительной трактовки ряда категорий воспроизводства, особенно накопления, предположив, что из производимого в обществе продукта на накопление человеческого фактора используется уже не 35-50%, как следовало из большинства теорий воспроизводства в 20 в., а  его общей величины.

Последователем Теодора Шульца был Гэри Беккер, который развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Существует огромное количество подходов к исследованию и обилие трактовок  сущности человеческого капитала. Если попытаться классифицировать существующие в современной экономической  литературе трактовки человеческого  капитала, то их можно подразделить на следующие разновидности:

а) предикативные,

б) ресурсные,

в) эклектические.

Предикативные трактовки сущности человеческого капитала представляют собой формулировки, которые лишь соприкасаются со сферой человеческого  капитала, но не проникают вглубь, не выявляют и не отражают действительной сущности проблемы.

Ресурсные трактовки сущности человеческого  капитала являются наиболее распространёнными  в экономической литературе. Смысл  ресурсных определений человеческого  капитала заключается в том, что  здесь говорится не о капитале как об актуализированных ресурсах, а непосредственно о самих  ресурсах, являющихся всего лишь потенциалом, а не фактом созидательной деятельности.

Эклектические характеристики сущности и связанного с этим содержания человеческого  капитала вбирают в себя различные  разорванные положения и трактовки  рассматриваемого явления. В частности, человеческий капитал здесь определяется одновременно как элемент национального  богатства, как часть экономических  ресурсов индивида, организации и  общества в целом, как процесс  создания требуемых благ и т.д.

Представленные трактовки сущности человеческого капитала являются объектом критики, поскольку они не отражают качественной определённости рассматриваемого явления. В то же время эти определения  и характеристики человеческого  капитала весьма полезны с точки  зрения выявления его социально-экономического содержания, а также исследования различных аспектов формирования и  развития данного капитала. Но, для  того, чтобы понять, в чем же заключается  качественная определённость человеческого  капитала и как в связи с  этим следует трактовать данное сложное  социально-экономическое явление, следует  осуществить исследовательское  «восхождение» от «общего» к «особенному».

Рассмотрим «общее» в характеристике человеческого капитала. Если капитал как таковой представляет собой любую ценность, непосредственно используемую для создания жизненных благ, то человек должен рассматриваться как капитальный важнейший актив, как основная ценность, без которой практически невозможно создать какое-либо жизненное благо. С точки зрения «общего» сущность человеческого капитала состоит в его способности быть использованным для создания определённых благ; это ценность, способная обеспечивать создание других ценностей. "Особенное" в человеческом капитале заключается в том, что носителем создающей ценности является сама личность, от культурного уровня и образования, мотивации и установок, решений и действий которой зависит не только актуализация человеческих сил и их трансформация в созидающую, капитальную ценность, но и непосредственно любой созидательный процесс. Только человек приводит в движение себя и другие виды неживого капитала, человек организует и управляет созидательным процессом, задавая ему направленность и наполняя определённым содержанием. Это обстоятельство выявляет первую, исходную особенность человеческого капитала: в системе национального капитала он является базисным, интегрирующим. Прямые инвестиции в человеческий капитал есть косвенные инвестиции в природный и вещественный капитал нации. Значение человеческого капитала как интегратора всех видов капитала заключается в создании технологической сцепки существующих факторов производства, в формировании благоприятной социально-экономической и институциональной среды, обеспечивающей наиболее результативное использование задействованных элементов природного и вещественного капитала.

Важнейшей особенностью человеческого  капитала является его качество самовозрастания, т.е. человеческий капитал, рассматриваемый  в единстве с самим человеком, наращивает сам себя, формирует и  воспроизводит необходимые созидательные  качества и характеристики. Динамика, сложности и противоречия современного воспроизводственного процесса, а также  растущие и меняющиеся требования к  созданию жизненных благ обуславливают  необходимость не только ускоренного, но и опережающего, диверсифицированного развития человеческого капитала.

Рассмотренные особенности человеческого  капитала сводятся ещё в одно специфическое  его свойство, которое предстает  в виде способности данного капитала к внутренней систематизации всех качественных характеристик и количественных свойств личности, при непосредственном созидательном использовании человеческого  капитала работает система человеческих свойств, реализуется личность как таковая, а не один или два её характерных признака.

Современной важнейшей особенностью человеческого капитала является то, что осуществляемая на рынке человеческого  капитала купля-продажа способностей человека к определённой созидательной  деятельности все меньшей степени  отражается и объясняется принципом  эквивалентного обмена, а в нарастающей  степени приобретает экстернальный характер. Выявление экстернального характера человеческих взаимодействий и развития членов организации, а также наличие разумного начала в человеческом капитале как таковом позволяют выделить ещё одну его особенность как фактора производства. Эта особенность заключается в том, что человеческий капитал - единственный фактор производства, который в процессе использования одновременно и потребляется, и развивается. Таким образом, человеческий капитал приобретает мультипликативную, или «двойную» ценность. Эффект мультипликации заключается в том, что в результате производственного процесса с целью создания какого-либо жизненного блага созидательная ценность человеческого капитала «на выходе» превышает его ценность «на входе». Этим и объясняется постоянно растущая эффективность инвестиций именно в человеческий капитал при относительно угасающей результативности инвестиций в природный и вещественный капитал.

Важнейшей особенностью человеческого  капитала является его способность  создавать блага без участия  природного и вещественного капитала. Такими благами являются прежде всего новые знания, необходимые для человеческого развития.

Историко-экономический и логико-гносеологический анализ существующих трактовок человеческого  капитала, а также выявление особенностей человеческого капитала как фактора  производства позволяет уточнить определение  сущности человеческого капитала, под  которым понимается специфическая  ценность, представленная системой постоянно  развивающихся, созидательно ориентированных и востребованных человеческих свойств, сознательное и целенаправленное использование которых обеспечивает расширенное воспроизводство требуемых для развития жизненных благ.

В современной экономической литературе категории человеческий капитал, рабочая  сила, труд часто рассматриваются  как факторы производства. Между  тем выявленная сущность человеческого  капитала позволяет говорить о том, что все эти категории являются разноуровневыми. Рабочая сила представляет собой определённый человеческий ресурс, потенциальную готовность к созидательной деятельности. Человеческий капитал выражает реальную готовность к созидательному использованию определённой комбинации человеческих знаний и способностей. Труд - есть материализация этой реальной готовности в факт деятельности по созданию того или иного блага.

Применение понятия "человеческого  капитала" позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального  фактора на рыночную экономику. Беккер в своей работе "Человеческий капитал" вводит понятие "специального человеческого капитала", то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для  какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала – знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений.

    1. Основные характеристики человеческого капитала

Каждый человек проживает в  своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет  и получает образование. Образование  и навыки, которые мы приобретаем обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку и называют человеческим капиталом. Вторая стадия жизни человека - экономически продуктивная, когда человек работает и получает доход. Источником дохода человека (домохозяйства) на протяжении жизни является его общий капитал, или общее богатство. В упрощенном случае общий капитал человека состоит из двух частей: его человеческого капитала и финансового капитала. Финансовый капитал включает в себя торгуемые активы, такие как акции, облигации, паи инвестиционных фондов. Человеческий капитал же является "неликвидным активом" и определяется как приведенная стоимость всех будущих трудовых доходов человека, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. Основная задача человека в вопросе личных финансов формулируется следующим образом: "Осуществляя на протяжении жизни регулярные сбережения части трудового дохода, трансформировать человеческий капитал в финансовый, который и станет основным источником регулярного дохода, когда человеческий капитал иссякнет". По сути, человеку необходимо планомерно заместить одну форму капитала другой. Третья стадия - это жизнь человека после выхода на пенсию. Замещение человеческого капитала финансовым необходимо для того, чтобы человек мог безбедно жить в тот период жизни, когда он не сможет работать по состоянию здоровья. Однако следует отметить виды рисков, с которыми может столкнуться человек или его семья на протяжении жизни. Риск "досрочного проедания" накопленного финансового капитала. С ним человек может столкнуться на третьей стадии жизни, т.е. после выхода на пенсию. Но существуют ситуации, когда человек теряет способность работать ещё до выхода на пенсию либо рано умирает. Поэтому выделяют ещё два вида рисков, которым подвержен человеческий капитал: - Риск колебания (временной потери) дохода от человеческого капитала - Риск полной потери дохода от человеческого капитала - смерть кормильца[3].

Информация о работе Человеческий капитал