Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:04, статья
« Человеческий капитал » формирование и развитие концепции. В экономике современного мира человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста и развития. При этом перспективы этого развития в XXI веке связываются именно с человеком его потенциалом и ресурсами как носителями знания. Это обусловлено основными отношениями в системе «природа-человек-общество», включающими человеческий , технический, природный, институциональный, организации-онный, информационный факторы, в условиях рыночной экономики приобретающие адекватные формы капиталов1. Еще академик В. И. Вернадский предсказывал, что будущий человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и разума, названной им ноосферой. Он утверждал: «Научная мысль впервые выявляется как сила, создающая ноосферу, с характером стихийного процесса»2.
Понятие
человеческого капитала
Мордовченков
Н.В.
доктор
экономических наук, профессор, зам.директора
по научной работе СГУТ и КД г.Н.Новгород
«
Человеческий капитал » формирование
и развитие концепции. В
экономике современного мира
человеческие ресурсы играют
определяющую роль в
Во всех
современных моделях управления
знаниями используется понятие
«интеллектуальный капитал ». Классическую
классификацию основных составляющих
интеллектуального капитала разработал
Т. Стюарт, один из основоположников
современной теории интеллектуального
капитала . По мнению Т.Стюарта, структура
интеллектуального капитала имеет
три основных компонента – человеческий
капитал , организационный капитал и
потребительский капитал3. Проведем анализ
интересующей нас составляющей интеллектуального
капитала - человеческий
капитал . Концепция человеческого
капитала в ее современной интерпретации
имеет определенные сложившиеся предпосылки
и является закономерным результатом
развития мировой экономической мысли.
При этом мировой информационный ресурс
в настоящее время накопил значительное
количество сведений по объяснению места
и роли человека в системе хозяйствования,
так как положение человека в экономике
в значительной степени определяет уровень
индустриального, экономического и социального
развития социума. Таким образом, прежде
чем рассматривать современные трактовки
и концепции, в контексте теории человеческого
капитала необходимо осознать эволюцию
научных взглядов на проблему производительных
способностей человека и их использование
в общественно-производительном процессе,
а также объективные предпосылки, обуславливающие
развитие научных идей и мнений о теории
человеческого капитала .
Основы
анализа и научные знания о
производительных способностях человека
были заложены в трудах классиков
политической экономии. Первые подходы
в экономической науке к
Одними
из основателей экономической
Вслед
за А.Смитом, принявшим за основу его
концепцию производства и воспроизводства
человеческих способностей, был Д.Рикардо.
В своём основном произведении «Начала
политической экономии и начала налогообложения»
Д. Рикардо рассматривал основной набор
тех издержек по созданию человеческого
капитала , которые исследовал А.Смит,
и акцентировал внимание на проблему места
и роли образования в формировании богатства
наций как разный уровень экономического
развития стран, наряду с другими причинами,
объясняется им недостатком образования
во всех слоях народа. В своих трудах Рикардо
широко оперирует категорией «рабочая
сила», включая в это понятие население,
работающее по найму, но, не подразумевая
под «рабочей силой» творческого, созидательного
потенциала человека.
Идеи
классиков политической экономии У.Петти,
А.Смита и Д.Рикардо быстро одержали победу
над другими течениями и на протяжении
всего XIX века оставались главными и определяющими
для экономической мысли того времени.
Однако в конце XIX века экономисты стали
осознавать, что в жизни общества происходят
важные изменения, и это породило потребность
в общественной науке нового типа. Наиболее
важное место в их представлениях занимало
возросшее сознание роли, которую играет
человеческий фактор. В связи с этим
формируется целый ряд направлений и школ,
теоретически обосновывающих социально-экономическую,
социально-психологическую природу человека
и его производительных способностей.
Дж.Р. Макулох
ясно определил человеческие существа
как капитал : «Вместо того, чтобы понимать
капитал как часть продукции промышленности,
несвойственной человеку, который мог
бы быть сделан применимым для его поддержки
и способствовать производству, кажется,
не существует каких-либо обоснованных
причин, по которым сам человек не мог
бы им считаться, и очень много причин,
по которым он может быть рассмотрен как
формируемая часть национального богатства»11.
Кроме того, он отмечал, что существование
тесной аналогии между общепринятым и
человеческим капиталом , считая,
что инвестиции в человеческие существа
должны иметь темп оборота, согласующийся
с темпом оборота других инвестиций, плюс
нормальный темп оборота, определенный
рыночной процентной ставкой в течение
возможной жизни индивидуума12. «…Между
обычным и человеческим капиталом
существует тесное сходство, констатировал
Мак-Кулох, - инвестиции с человеческое
существо индивида должны в течение предстоящей
жизни принести норму дохода, согласующуюся
с другими видами инвестиций, плюс нормальную
норму дохода, определяемую рыночной процентной
ставкой»13.
Заметное
влияние на развитие теории человеческого
капитала в начале XX века оказал
А.Маршалл, один из самых влиятельных лидеров
неоклассического направления того времени.
В своей работе «Принципы экономической
науки» он отмечает, что «развитие рода
человеческого - увеличение его численности,
укрепление его здоровья и силы, умножение
его знаний и способностей, обогащение
свойств его характера должны составлять
цель всех экономических исследований»14.
Но в то же время от самой идеи « человеческого
капитала » он отказался, назвав ее «нереалистичной»,
тем более, что данный подход резко контрастировал
с реальным положением рабочего класса
того времени. Сам А.Маршалл возвратился
к неоклассической позиции, рассматривающей
в качестве экономической формы движения
производительных способностей человека
труд «как фактор производства». Под трудом
он понимал «всякое умственное или физическое
усилие, предпринимаемое с целью достичь
какого-либо результата»15.
Для описания
механизма спроса на рынке труда
А.Маршалл ввел понятие «предельный
работник» и «предельная производительность»,
которые остаются и по сегодняшний день
в западной теории основопо-лагающими
критериями ценообразования на рынке
труда. А.Маршалл, понимая узость представленного
механизма формирования заработной платы,
на полях своей работы добавил: «Эта доктрина
не является теорией заработной платы,
а лишь полезная часть этой теории»16.
В тоже
время существовал целый ряд экономистов
периода конца XIX века – начала XX века:
У.Беджхот, Ф.Лист, В.Рошер, Дж.С.Милль, Н.Сениор,
Г.Синджуик, Дж.С.Уолш, которые отстаивали
позицию, согласно которой капиталом
является не сам человек, а унаследованные
и приобретённые им способности к труду
и такие качества, как образование и квалификация.
«Само
человеческое существо …, - по мнению
Дж.С.Миля, - не является капиталом .
Человек служит целью, ради которой существует
богатство. Но его приобретённые способности,
выступающие только как средство и реализующиеся
только посредством труда, с полным основанием
можно отнести к категории капитал»17.
Дж.Р.Уолш
рассматривая инвестиции в образование
с точки зрения получения прибыли, видел
в высшем и послевузовском образовании
основу для долгосрочной успешной экономической
реализации способностей индивида. Он
показал, что ценность образования, полученного
в колледже, превосходит стоимость его
приобретения. Значение высшего образования
связывается им не только с сугубо материальной
выгодой, но и с такими показателями, как
удовлетворенность индивида собственным
жизненным сценарием, его способность
самостоятельно распоряжаться временем,
большая мобильность и востребованность
на рынке труда и т.п. Рассматривая проблемы
образования, Дж.Р.Уолш отметил: «Многие
экономисты включали человека в категорию
фиксированного капитала , поскольку
подобно капиталу человек требует
затрат на создание и служит для возвращения
этих затрат с прибылью. Это заключение,
тем не менее, выводится в общих понятиях
, отношение устанавливается для всех
людей, как к капиталу , и для всех видов
расходов на воспитание и обучение, как
его стоимости»18.
Несколько
в стороне от западной экономической
мысли стоит анализ производительных
способностей человека и характера
их движения, произведенный К.Марксом.
Категория «рабочая сила», раскрывающая
производительные способности человека
возникла в трудах К.Маркса не сразу. В
работах, относящихся к 40-м годам XIX века,
он еще оперировал категорией заработной
платы как цены труда («Манифест коммунистической
партии», «Нищета философии», «Наемный
труд и капитал ») и так же, как и классики
политэкономии считал, что на рынке рабочий
продает свой труд19. В дальнейшем, по мере
эволюции взглядов на природу стоимости,
двойственного характера труда, К. Маркс
приходит к выводу, что рабочий продает
не труд, а свою рабочую силу, которая по
Марксу является «совокупностью физических
и духовных способностей, которыми обладает
… живая личность человека, и которые
пускаются им в ход всякий раз, когда он
производит какие-либо потребительские
стоимости»20. К.Маркс рассматривал производство
человека - потребительное производство
- как второй вид общественного производства21.
В этом процессе потребительного производства
рабочая сила не только воспроизводится,
но и совершенствуется, развивается. Происходит
своего рода накопление производительной
силы труда, созидательных способностей
человека, причем в большей степени именно
умственных способностей.
Несомненно,
рабочая сила является главным движущим
фактором процесса производства, а
общественное воспроизводство в
широком, народнохозяйственном, аспекте
есть возобновление производства товаров
и воспроизводства самой
Таким
образом, мы рассматриваем в соотношении
понятия «рабочая сила» и «
человеческий капитал », определяем
их общность и выявляем отличия. «
Человеческий капитал » и
«рабочая сила» обозначают единый объект
производящего человека, человека как
производительную силу общества и субъекта
производственных отношений. Причем в
качестве родового понятия , исходной
категорией, выступает «рабочая сила».
По отношению к человеческому капиталу
рабочая сила - его начало и субстанция.
Формирование человеческого капитала
идет через формирование, прежде всего
способностей к труду, то есть рабочей
силы. Его первоначальная производительность
зависит от качества рабочей силы работника,
которого нанял предприниматель. Эта роль,
как отмечают в частности А.Котляр23, В.Федотов24
принадлежит рабочей силе в силу того,
что именно она обладает наивысшим уровнем
абстракции, а значит и выражает сущность
более глубокого порядка. Все же остальные
смежные категории лежат ближе к поверхности
изучаемого объекта и характеризуют лишь
ту или иную из его многочисленных сторон.
Как справедливо подчеркивал В.Ленин,
«дефиниций может быть много, ибо много
сторон в предметах. Чем богаче определяемый
предмет, то есть чем больше различных
сторон представляет он для рассмотрения,
тем более различными могут быть выставляемые
на основе их определения»25. Соответственно
в зависимости от того, на чем нужно сделать
акцент, используется то или иное понятие
. Частицей одной и той же сущности, общим
моментом, объединяющим категории «рабочая
сила» и « человеческий капитал
» и делающим их в сущности своей едиными,
выступает способность человека к труду.
По определению «рабочая сила» есть совокупность
всех физических и духовных способностей,
которыми обладает человеческий
организм и которые используются людьми
для производства тех или иных потребительских
благ26. Способность к труду (в широком
смысле) - определение, используемое К.Марксом
для субстанциональной характеристики
рабочей силы. По структуре своей это сложный
комплекс, включающий физические и духовные
потенции индивидов, необходимые им в
процессе производства. На стороне категории
«рабочая сила» они всегда выступают в
органическом единстве, как единое целое.
Только благодаря наличию данных способностей,
человек на деле может осуществлять себя
и в качестве первой производительной
силы общества, и в качестве субъекта производственных
отношений, то есть как рабочая сила.