Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:04, статья
« Человеческий капитал » формирование и развитие концепции. В экономике современного мира человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста и развития. При этом перспективы этого развития в XXI веке связываются именно с человеком его потенциалом и ресурсами как носителями знания. Это обусловлено основными отношениями в системе «природа-человек-общество», включающими человеческий , технический, природный, институциональный, организации-онный, информационный факторы, в условиях рыночной экономики приобретающие адекватные формы капиталов1. Еще академик В. И. Вернадский предсказывал, что будущий человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и разума, названной им ноосферой. Он утверждал: «Научная мысль впервые выявляется как сила, создающая ноосферу, с характером стихийного процесса»2.
Итак,
категория « человеческий
капитал » имеет, с одной
стороны, самостоятельный
Неоклассическая
концепция человеческого
капитала . Отдельные элементы теории
человеческого капитала были разработаны
к первой половине XX века. Но эти разработки
не представляли собой организованной
системы. В центре внимания были вопросы
использования рабочей силы, а не вопросы
формирования человеческого капитала
. Под человеческим капиталом ,
с одной стороны, понимали запас экономических
благ, находящихся в собственности человека
и неразрывно связанных с носителем рабочей
силы, имеющих стоимостную оценку и способных
приносить доход как самому человеку,
так и субъекту, финансирующему создание
подобных благ. К таким экономическим
благам, прежде всего, относили знания,
духовные и социальные продукты. С другой
стороны, под капиталом видели отношения
между людьми по поводу присвоения и, отчуждения
экономических благ – продуктов капитала27.
Таким образом, несмотря на наличие в первой
половине прошлого века теоретических
предпосылок для формирования теории
человеческого капитала как самостоятельной
концепции, не возникли ещё все необходимые
и объективно обусловленные практические
предпосылки.
В 60-х
годах ХХ века произошла трансформация
разрозненных научных знаний в достаточно
целостную современную концепцию
человеческого капитала , в самостоятельное
научно-экономическое направление, Это
произошло в результате развития, как
всей экономической теории, так и практики
народного хозяйствования. Теорию
человеческого капитала можно
рассматривать в этом контексте как одно
из проявлений этой общей тенденции, получившей
название «экономического империализма».28
В
это время концепция «
Теория
«инвестиций в человека» была
первой из представлений
М.Блауг
полагал, что человеческий капитал
есть приведенная стоимость прошлых инвестиций
в навыки людей, а не ценность людей самих
по себе29.
С точки
зрения У.Боуэна — человеческий
капитал состоит из приобретенных знаний,
навыков, мотиваций и энергии, которыми
наделены человеческий существа
и которые могут использоваться в течение
определенного периода времени в целях
производства товаров и услуг. Ф.Махлуп
писал о том, что неусовершенствованный
труд может отличаться от усовершенствованного,
ставшего более производительным, благодоря
вложениям, которую увеличивают физическую
и умственную способность человека. Подобные
усовершенствования и составляют человеческий
капитал30.
Авторами
теории «производства
В частности,
Теодор Шульц основные положения
концепции человеческого капитала
обобщил в статьях «
Г.Беккер,
параллельно с Т.Шульцем разрабатывал
концепцию человеческого капитала
. При этом он внес наибольший вклад в разработку
категориального аппарата теории человеческий
капитал и расширение сферы её использо-вания
для объяснения различных социальных
связей. Г.Беккером были опубликованы
ряд работ, связанных с разработкой теории
человеческого капитала . Наиболее
известные работы, это статья «Инвестиции
в человеческий капитал »35 и его
фундаментальный труд « Человеческий
капитал : теоретический и эмпирический
анализ»36. Данную работу научный мир признал
классической, её содержание определило
направленность исследований человеческого
капитала . По мнению Г. Беккер главным
побудительным фактором стало осознание
того, что в большинстве стран рост физического
капитала объясняет относительно невысокую
часть роста дохода. Поиск удовлетворительных
объяснений привел к разработке более
совершенных измерителей физического
капитала и вызвал интерес к менее
осязательным сущностям, таким, как технический
прогресс и человеческий капитал
. По его мнению, наряду с собственниками
средств производства появляется и развивается
новая группа собственников - владельцы
человеческого капитала . В качестве
примера он приводил неквалифицированных
рабочих, которые стали капиталистами
в том смысле, что приобрели много знаний
и навыков, которые имеют экономическую
ценность. С его точки зрения, человеческий
капитал состоит из приобретенных знаний,
навыков, мотиваций и энергии, которыми
наделены человеческие существа
и которые могут быть использованы в течение
определенного периода времени в целях
производства товаров и услуг. Можно сказать,
что человеческий капитал есть
способность индивидуума к производству
товаров и услуг, его «производительные
способности, дарования и знания. Он рассматривает
данное понимание в широком смысле: « человеческий
капитал формируется за счет инвестиций
в человека: на общее и профессиональное
образование, расходы на воспитание детей,
здравоохранение, поиск информации, смену
работы, миграцию и другие вложения, так
или иначе способствующие развитию производительной
силы человека, содействующие её культурному
и интеллектуальному росту»37. Данное определение
широко охватывает комплекс человеческих
способностей, но его узость состоит в
том, что не охватываются почему то природные
источники происхождения человеческого
капитала . Также Г.Беккер ничего не говорит
при этом о лимитирующих факторах, которые
способны ограничить любые инвестиции.
Так как несомненным фактором является
то, что для того, чтобы вкладывать в получение
профессиональных способностей индивида,
он должен быть здоровым, способным к потенциальной
трудовой деятельности. Беккер, индивидуализируя
обучение и другие формы человеческого
капитала , приводит их в соответствие
с гипотезой рациональных ожиданий. Он
доказал в частности, что многие решения,
принимаемые в семье, - например, о вступлении
в брак, о количестве детей, об их дальнейшем
образовании и т.п., - принимаются как решение
об инвестициях38.
По мнению
Л Туроу, человеческий капитал
— это способность индивидуума к производству
товаров и услуг, производительные способности
и знания39.
Существенный
вклад в концепцию
Ещё один
последователь теории «производства
человеческого капитала » И.Бен-Порэт
определяет человеческий капитал
в качестве фонда, функция которого –
производство трудовых услуг в общепринятых
единицах измерения и который в этом своем
качестве аналогичен любой машине как
представительнице вещественного капитала
. При этом роль человека возрастает из-за
повышения доли прогрессивных отраслей
и сфер деятельности, имеющих высокую
концентрацию квалифицированной рабочей
силы как физического, так и умственного
труда. Речь идет не только о быстрорастущем
наукоемком секторе обрабатывающей промышленности,
но и о сфере услуг, рост доли которой в
общественной занятости стал наиболее
заметным отраслевым сдвигом в современной
экономике . И.Бэн-Порет с точки зрения
методологического подхода характеризует
различия к производству созидательных
способностей человека: «К теории инвестиций
в человека мы добавили функцию производства
человеческого капитала и исследовали
некоторые скрытые качества его элементов
с целью выявить оптимальные пути накопления
человеческого капитала40. Само производство
такого капитала сторонники теории
«производства человеческого капитала
» понимают как создание производительных
способностей человека посредством специфических
процессов (функций), а не с помощью инвестирования,
как считают авторы одноименной теории.
Важно отметить, что в идеях Г.Беккера
и Т.Шульца, а также их последователей
ощущается влияние классического наследия,
но, в отличие от экономистов прошлого,
школа человеческого капитала
не ограничивается общими рассуждениями
о значении инвестиций в человека, а пытается,
используя методы количественного анализа,
установить воздействие на хозяйственную
жизнь таких социальных процессов и институтов,
которые ранее никто не решался исследовать.
В отечественной
политэкономии теоретические
Ряд экономистов,
сохраняя методологию К.Маркса также рассматривали
в воспроизводстве рабочей силы фазы:
производство рабочей силы, ее обмен, распределение
и использование42. Но при этом появились
также новые мнения, не основанные на западных
разработках трактовки теории человеческого
капитала . Они нашли свое отражение в
трудах В.С.Гойло (« Современные буржуазные
теории формирования рабочей силы» 1980г.),
Р.И. Капелюшникова (« Современные буржуазные
концепции формирования рабочей силы»
1985г.). В частности он писал, что данная
концепция « человеческого капитала
» занимается сравнительно широким изучением
технико-экономической стороны главной
производительной силы общества и выдвинула
наибольшее число вариантов анализа человеческих
способностей к труду и их развития. Эта
концепция исследует внутреннюю структуру
живых производительных сил человека;
конкретные процессы их производства
и воспроизводства, границы и всю систему
этой специфической сферы экономики ,
названной классиками марксизма « экономикой
второго вида». Западные экономисты относят
концепцию « человеческого капитала
» к неоклассическому направлению43.
Для
современных отечественных
Интересную
и нетрадиционную оценку человеческого
капитала дал М.М.Критский, утверждая,
что человеческий капитал изночально
выступал как всеобщая конкретная форма
жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие
формы и осуществляющаяся как итог исторического
движения человеческого общества
к его современному состоянию44. Аналогичного
подхода придерживается Н.Н.Кошель, подчеркивающий
необходимость соответствия человеческого
капитала формам и организации деятельности
человека, в которых его активность и энергия
могут проявляться45. А.И.Добрынин подразумевал
под человеческим капиталом имеющийся
у человека запас здоровья, знаний, навыков,
способностей, мотиваций, которые содействуют
росту его производительности труда и
влияют на рост доходов (заработков), утверждая,
что для постиндустриального общества
характерно воспроизводство производительных
сил человека не в товарной форме, а в форме
человеческого капитала46. С.А.Дятлов рассматривал
человеческий капитал , как сформированный
в результате инвестиций и накопленный
человеком определенный запас здоровья,
навыков, способностей, мотиваций, которые
целесообразно используются в той или
иной сфере общественного производства,
содействуют росту производительности
труда и производства и тем самым влияют
на рост доходов (заработков) данного человека47.