Разработка стратегии развития предприятия в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель стратегии развития предприятия заключается в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат его выживание, устойчивое функционирование и развитие. Однако, как показывает практика работы большинства субъектов рынка, не все отечественные предприятия готовы к формированию долгосрочных ориентиров развития. Даже имея стабильное финансовое положение и конкурентные преимущества на рынке, многие из них не имеют возможности формировать стратегию развития из-за отсутствия соответствующей специфическим российским условиям методологии и методического инструментария стратегического менеджмента. При этом наибольший интерес для предприятий представляют принципы, методы и инструменты разработки стратегии, отражающие отраслевые особенности функционирования промышленных предприятий.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
1. Теоретические аспекты стратегии развития __________________________5
1.1 Стратегия развития предприятия __________________________________5
1.2 Виды и выбор стратегий _________________________________________5
1.3 Внешняя среда как фактор влияния на выбор стратегии деятельности предприятия _____________________________________________________9
2. Анализ состояния деятельности предприятия ООО «Ракурс» __________15
2.1 Общая характеристика ООО «Ракурс» ____________________________15
2.2 Анализ системы управления в ООО «Ракурс» ______________________19
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Ракурс» ___________________________________________________21
3. Определение резервов путей совершенствования____________________24
3.1 Автоматизация рабочих мест фармацевта _________________________24
3.2 Разработка рекламных мероприятий ______________________________27
3.3 Введение новой должности в организацию ________________________29
Заключение _____________________________________________________35
Список используемых источников _________

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 118.94 Кб (Скачать)

     Общество может открывать филиалы и представительства на территории РФ и за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В том числе: розничная торговля, открытие магазинов и реализация товаров отечественного и зарубежного производства и другие виды деятельности.

     Также общество вправе открывать  расчетный, валютный и иные  счета в банках РФ и за  рубежом (в соответствии с действующим  законодательством). Общество также  вправе быть участником других  организаций, как в России, так  и за рубежом.

       Данная организация представляет собой сеть, состоящую из пяти аптек, первая из которых была открыта в 1995 году, а последняя – в 2005 году.

     Общая численность персонала ООО «Ракурс» составляет 42 штатных единицы.

     Состав и взаимосвязь элементов управляющей системы в виде должностных лиц, подразделений аппарата управления, органов управления, закрепление за ними функций, а также прав, обязанностей и ответственности по принятию и реализации управленческих решений отражает организационная структура.

     Организационная структура ООО «Ракурс» направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между работниками организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационная структура представляет собой состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

     По степени участия в процессе производства в трудовом коллективе можно выделить две основные части: рабочие и служащие (см. рис. 2.1).

   
 
ПЕРСОНАЛ
 
Производственный  персонал

(рабочие)

Управленческий  персонал

(служащие)

Основные
Вспомогательные
Руководители
Специалисты
  Функциональные специалисты Специалисты-инженеры Технические специалисты

Рисунок 2.1 Производственная структура ООО «Ракурс» 

      К категории линейных руководителей  в составе управленческого персонала  ООО «Ракурс» относятся директор и заместитель директора, в число  функций которых, помимо прочих, входит и управление персоналом.

      Специалистов, в зависимости от результатов их труда, разделяют на:

      - функциональных, результатом деятельности, которых является управленческая  информация;

      - инженеров, результатом труда  которых является конструкторско-технологическая  и проектная информация по  направлениям деятельности организации;

      - технических специалистов, выполняющих  вспомогательные функции в управленческом  процессе1.

      К числу специалистов в ООО «Ракурс» можно отнести главного бухгалтера, секретаря и фармацевтов. Все указанные специалисты относятся к категории функциональных специалистов в составе управленческого персонала предприятия.

      Категории основного производственного персонала, инженеров и технических специалистов  в составе персонала ООО «Ракурс» не представлены.

      Таким образом, система управления ООО  «Ракурс» включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей системы входят директор и его заместитель. В качестве управляемой системы выступают исполнители: главный бухгалтер, секретарь, фармацевты, грузчик, уборщики.

        Структурная характеристика персонала в ООО «Ракурс» определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий работников. В зависимости от выполняемых функций весь персонал ООО «Ракурс» подразделяется на три категории:

    1. управленческий
    2. основной (торгово-оперативный)
    3. вспомогательный.

      Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят директор, заместитель директора, главный бухгалтер.

     Основной (торгово-оперативный) персонал – это фармацевты, то есть работники, занятые обслуживанием покупателей в торговых залах аптек фирмы «Ракурс». В их обязанности входит: подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, выполнение расчетных операций с покупателями, сдача выручки.

     Вспомогательный персонал сети аптек «Ракурс» обеспечивает обслуживание основного персонала, а так же поддерживает магазины в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. К этой категории относятся: грузчик, уборщицы.

     Общее руководство фирмой осуществляет  директор. Он же руководит планово-экономической,  занимается подбором кадров и  организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику  безопасности и пожарную безопасность  и др. Ему подчинены службы, занимающиеся  вопросами бухгалтерского учета  и финансов.

     Заместитель директора руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

     Бухгалтерский аппарат в ООО «Ракурс» в лице главного бухгалтера принимает от материально-ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

     2.2. Анализ системы управления в ООО «Ракурс»

            Следует отметить, что в ООО «Ракурс» существует бригадная форма организации труда, то есть члены бригады несут общую ответственность за результаты работы. Бригадная форма используется по причине невозможности разграничить материальную ответственность каждого работника.

      Для предприятия характерна линейно-функциональная система управления, когда функциональные службы или отдельные специалисты в зависимости от выполняемых функций разрабатывают программы работы производственных подразделений, которые согласовываются и утверждаются руководителем. 

     Смешанная (линейно-функциональная) система управления обеспечивает также разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные звенья управления призваны консультировать линейных руководителей в подготовке и принятии решений по выполнению конкретных функций. Данная система обладает рядом положительных и отрицательных черт.

     Достоинства линейно-функционального вида организационной структуры управления:

  • соблюдается принцип единоначалия;
  • наличие конкретных лиц, ответственных за общие результаты работы;
  • освобождения линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием и т.д.;
  • построение связей между руководителями и подчиненными осуществляется по иерархической лестнице.

     Недостатки линейно-функционального вида организационной структуры управления:

  • каждое функциональное звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели предприятия;
  • отсутствие тесных взаимосвязей между функциональными подразделениями предприятия.

     Существующая на предприятии структура управления, при которой предприниматель непосредственно связан с главными специалистами по определенным функциям, позволяет оперативно принимать управленческие решения, благоприятно влияет на качество работы. Однако необходимо уделить особое внимание совершенствованию сотрудничества между функциональными звеньями, что также благоприятно скажется на качестве работ.

       Организационная структура управления персоналом ООО  «Ракурс» может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 2.2): 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 Органи

Рисунок 2.2 Организационная структура  ООО «Ракурс»

     Необходимо  отметить, что данная структура существует только формально. Все вопросы, связанные  с управлением персоналом в ООО  «Ракурс» выполняет директор, либо заместитель директора. Должности специалиста по управлению персоналом в штатном расписании предприятия нет. Отдела кадров в структуре ООО «Ракурс» также не существует. Его функции выполняют главный бухгалтер и заместитель директора.

     Для решения проблем развития предприятия в условиях конкуренции перед ООО «Ракурс»  ставятся определенные цели: первое – получение доступа к современным технологиям, и второе - «обеспечить» место в уже сформировавшихся рынках, с помощью повышения качества технологий, материалов и сервиса услуг.

     2.3 Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Ракурс»

Таблица 2 – Анализ основных технико-экономических показателей

Показатели  2009г.

тыс.руб

2010г.

тыс.руб

Темп роста
+ / - %
1.Объем реализации в стоимостном выражении 24300 26900 2600 10,7
2.Численность работающих 13 16 3 23
3. Среднегодовая  выработка 667,4 715,12 47,72 7,1
4.   Фонд з/п 5950 6078,25 128,25 2,1
5.   Себестоимость продукции 8700 8025 -675 -7,8
6.    Затраты на один рубль реализации  услуг или продукции 0,86 0,59 -0,27 68,6
7.  Прибыль 1100 1875 775 70,4
8.  Рентабельность 11,9 24,3 12,4 104,2
         

      Задачей ООО «Ракурс» является обеспечение роста прибыли. Это позволит организации удержать устойчивую позицию в условиях конкуренции.

     На основе данных таблицы 2.1 видно, что объем реализации продукции в стоимостном выражении в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 2600 тыс. рублей. Повышение данного показателя связано с увеличением численности работающих в 2010 на три человека.

2.3  Таблица 3 – Анализ производства и реализации услуг

Показатели 2009 2010 %
1. Объем реализации 24300 26900 10,7
2.Количество  реализованной  продукции 1300 1623 24,8
3.Средняя цена за одну штуку 15,3 16,7 9,1

           Прибыль организации можно увеличить с помощью увеличения выпуска и сбыта товаров. Для того чтобы увеличить сбыт, необходимо учитывать интересы потребителя и обеспечить большую доступность своего товара.

     В 2010 году объем реализации в стоимостном выражении составил 26900тыс. руб., что выше показателя 2009 года на 10,7%. Это связано с повышением средней цены единицы продукции – на 9,1% по отношению к 2009 году и с увеличением количества реализованной продукции – на 24,8%.

Таблица 4 – Анализ заработной платы

Показатели 2009 2010 %
1. Объем  реализации 24300 26900 10,7
2. Фон  заработной платы 9500 9628,25 28,25
3. Численность  всего рабочих 13 16 23
4. Средняя  выработка одного работающего 667,4 715,12 7,1
5. Средняя  заработная плата 387,2 431,5 11,4
6.Заработная  плата на 1 рубль реализации услуг 3,16 3,04 96,2
7.Соотношение  между ростом производительности  труда и ростом средней заработной  платы 3,46 3,91 13

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия в условиях конкуренции