Разработка стратегии развития предприятия в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель стратегии развития предприятия заключается в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат его выживание, устойчивое функционирование и развитие. Однако, как показывает практика работы большинства субъектов рынка, не все отечественные предприятия готовы к формированию долгосрочных ориентиров развития. Даже имея стабильное финансовое положение и конкурентные преимущества на рынке, многие из них не имеют возможности формировать стратегию развития из-за отсутствия соответствующей специфическим российским условиям методологии и методического инструментария стратегического менеджмента. При этом наибольший интерес для предприятий представляют принципы, методы и инструменты разработки стратегии, отражающие отраслевые особенности функционирования промышленных предприятий.

Оглавление

Введение _________________________________________________________3
1. Теоретические аспекты стратегии развития __________________________5
1.1 Стратегия развития предприятия __________________________________5
1.2 Виды и выбор стратегий _________________________________________5
1.3 Внешняя среда как фактор влияния на выбор стратегии деятельности предприятия _____________________________________________________9
2. Анализ состояния деятельности предприятия ООО «Ракурс» __________15
2.1 Общая характеристика ООО «Ракурс» ____________________________15
2.2 Анализ системы управления в ООО «Ракурс» ______________________19
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Ракурс» ___________________________________________________21
3. Определение резервов путей совершенствования____________________24
3.1 Автоматизация рабочих мест фармацевта _________________________24
3.2 Разработка рекламных мероприятий ______________________________27
3.3 Введение новой должности в организацию ________________________29
Заключение _____________________________________________________35
Список используемых источников _________

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 118.94 Кб (Скачать)

   На  стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:

   1. Риск. Риск  - неотъемлемый элемент корпоративной жизни, но высокая степень риска для компании разрушительна.

     [1] Источник: The Boston Consulting roup, Inc., 1973, "The Experience Curve - Reviewed, IV. The Growth Share Matrix, or the Product Portfolio", Bruce D. Henderson. All rights reserved.

   2. Знание прошлых стратегий. Часто  сознательно или бессознательно  менеджмент находится под влиянием прошлых стратегических выборов фирмы.

   3. Требования владельцев. Довольно часто гибкость менеджмента при выборе конкретной стратегической альтернативы ограничивают акционеры. Например, группа внешних инвесторов приобрела большой пакет акций Southeast Bank (крупнейший банк Флориды), что заставило руководство банка пересмотреть свои стратегические альтернативы и любыми способами выкупить этот пакет (стоимостью 150 млн.долл.). Руководство Southeast решило, что это единственный способ сохранить существующую структуру менеджмента.

   4. Фактор времени. Фактор времени  при принятии решения может  способствовать успеху или неудаче  организации. Даже наилучшая идея, возникшая в неподходящее время, может оказаться разрушительной для организации.

    1.3 Внешняя  среда как фактор влияния на  выбор стратегии деятельности  предприятия

     На основе миссии и цели организации, менеджмент переходит на диагностическую фазу процесса стратегического планирования. Первый этап – изучение внешней среды, которая оценивается по трем причинам.

     1. Чтобы оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. Например, повышение цен на ракетное топливо привело к ряду проблем у авиакомпаний.

     2. Чтобы определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Подготовиться к потенциальным угрозам позволяет, например, наблюдение за деятельностью конкурентов.

     3. Чтобы определить, какие факторы представляют большие возможности для достижения корпоративных целей путем корректировки плана. Так, например, поступила Holiday Inns, изменив свой стратегический план и занявшись игорным бизнесом.

     Анализ внешней среды – процесс,  посредством которого специалисты  в области стратегического планирования  наблюдают за внешними факторами  и определяют новые возможности  и угрозы для фирмы.

     Анализ внешней среды позволяет организации заранее выявить возможности, составить план действий в непредвиденной ситуации, разработать системы раннего сигнала в случае возникновения угроз и стратегии, благодаря которым можно превратить эти угрозы в благоприятные возможности.

     Угрозы и возможности внешней  среды, как правило, можно разбить  на семь областей: экономика, политика, рынок, технологии, конкуренция,  глобальная ситуация и социальные  привычки (рис. 9.3).

Рис. 1.2. Факторы внешней среды. 

     Текущие и прогнозируемые экономические условия могут очень сильно повлиять на цели организации. Некоторые факторы необходимо диагностировать и оценивать постоянно: темпы инфляции или дефляции, уровень занятости, международный платежный баланс, стабильность доллара и налоговая ставка. Все они могут нести для фирмы либо угрозу, либо новую возможность, причем то, что для одной организации будет угрозой, другая воспримет как возможность. Например, во время экономического спада, как правило, процветают фирмы, выпускающие запчасти для автомобилей. Почему? Потому что потребители предпочитают ремонтировать старые машины, а не покупать новые.

     Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций. Точнее говоря, руководство должно следить за нормативными документами местных органов, властей штата и федерального правительства; отношением политиков к антитрестовской деятельности; кредитами федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды. Поскольку правительство постоянно и активно принимает участие в деловых вопросах, для организаций было бы разумным внимательно следить за политической деятельностью.

   Изменчивая  рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать  непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющие демографические  условия, жизненные циклы различных  изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом, анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам. Например, увеличение благосостояния в США и Канаде создало спрос на более привлекательные товары для отдыха. Удовлетворяя этот спрос, такие фирмы, как «Med», добились процветания, предложив на рынок завоевавшие большую популярность комплекты предметов для отдыха

   Э.Тоффлер предложи термин «шок будущего», как разрушительный стресс и дезориентацию, возникающие в индивидах из-за воздействия на них слишком больших перемен за слишком короткое время . Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Анализ технологической внешней среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно-технического прогресса. Однако руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию «шока будущего», который может разрушать организацию. Отрасль, выпускающая бумажные пакеты, всегда казалась относительно устойчивой. Однако за последние годы успехи в технологии производства пластиковых пакетов вместе со стабилизацией цен на нефть (производство пластиковых изделий основано на нефтепродуктах) создали определенные проблемы для этой отрасли. Успех бумажной промышленности в преодолении этих проблем будет отражением ее реакции на резкие изменения за короткий период.    

   Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство сегодня должно постоянно  контролировать и оценивать изменения  в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к  сырьевым материалам, деятельности иностранных  картелей, изменений валютного курса  и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.

   Общефирменная стратегия или правительственная  политика в других странах может  подразумевать усилия по защите или  расширению компании или отрасли. В  свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы  может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной  защиты против иностранных конкурентов  или на расширение международной  активности для противодействия  стратегиям других компаний.

      Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Профессор Майкл Портер разделяет анализ такого объекта, как конкурент, на четкие вопросы, на которые должно ответить руководство: «Что движет конкурентом?», «Каковы его действия и что он может сделать»? Анализ в данном случае включает диагностику четырех элементов: 1) анализ будущих целей конкурентов, 2) оценка их текущей стратегии, 3) анализ предпосылок относительно конкурентов и отраслей, в которых они работают, и 4) всестороннее исследование сильных и слабых сторон конкурентов. Портер предлагает четыре простых вопроса, способных помочь менеджерам исследовать эти элементы.

  1. Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
  2. Какие вероятные действия  или изменения в стратегии предпримет конкурент?
  3. В чем уязвимость конкурента?
  4. 4. Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?

     Факторы социальных привычек включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым, важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей. Часто именно социальные факторы создают самые крупные проблемы для организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, должна меняться сама корпорация, намеренно преобразуясь в адаптированный к новой среде институт.

   Таблица 1 - Перечень внешних опасностей и возможностей для организации (ПВОВ) 1

   _________________

   1Мескон, Майкл Х., Альберт, Майкл, Хедоури, Франклин. – М53 Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008. – 672. : ил. – Парал. Тит англ.

Факторы Взвешивание фактораа Воздействие фактораб
Экономические

Политические

Рыночные

Технологические

Конкурентные

Международные

Социальные

+1х+20

+2х-10

+1х-20

+4х+30

+1х-20

+3х-30

+4х+10

= +20

= -20

= -.20

= +120

= -20

= -90

= +10

   а Вес от +5 (очень положительный фактор) до 0 (нейтральный) и до -5 (крайне отрицательный фактор).

   б Воздействие: +50 или больше (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -50 или меньше (сильное воздействие, серьезная опасность). Наибольшие возможности данной организации обеспечиваются ее технологической мощью, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

   Перечень внешних опасностей и возможностей (ПВУС).

     При помощи анализа внешней  среды организация может создать  перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в этой среде. Перечень включает  как взвешивание факторов (для  измерения значимости каждого  фактора для данной организации), так и оценку воздействия фактора  на организацию. В табл. 1. приведен образец такого перечня.

   После анализа перечня руководство  должно провести оценку сильных и  слабых сторон организации. Для успешного  планирования руководство должно иметь  полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках  организации, а также о существенных внешних проблемах. 
 
 
 
 
 

  1. Анализ состояния деятельности предприятия ООО «Ракурс»
    1. Общая характеристика ООО «Ракурс».

     Общество с ограниченной ответственностью «Ракурс» создано в 1995 году. ООО «Ракурс» является коммерческой организацией, действующей в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

     Целью деятельности ООО «Ракурс», как и любой коммерческой организации, является получение прибыли. Основное направление деятельности – розничная продажа лекарственных средств и препаратов. Общество осуществляет свою деятельность с целью удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в товарах и услугах, реализуемых обществом.

     Фирма действует на основании  Устава, в котором оговорены: структура  предприятия, его цели, права и  обязанности работников, положение  об ответственности и т.д. В  Уставе указывается название  фирмы, порядок реорганизации  или ликвидации ООО «Ракурс», а также формулируются принципы бухгалтерского учета и контроля.

     Общество имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом. Общество имеет круглую печать, содержащую его фирменное название на русском языке и указание его местонахождения, а также штампы и бланки со своим наименованием и эмблемой. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия в условиях конкуренции