Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предпрятия. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. [1, с.15] Персонал предприятия – занятые на предприятии работники, имеющие опыт и навыки, прошедшие специальную поготовкую. [2, с.699] Главным элементом всей системы управления народным хозяйством являются кадры, которые в одно и тоже время могут выступать как объектом, так и субъектом управления.
Все службы предприятия: экономическая,
финансовая, сбытовая, снабженческая,
маркетинговая, производственно-
Имея почти вековую традицию в производстве цемента, ОАО в настоящее время производит следующие строительные материалы:
Продукция, производимая ОАО "Красносельскстройматериалы", реализуется как на внешнем рынке, так и на внутреннем. С позиции оценки уникальности организации следует отметить, что ОАО "Красносельскстройматериалы" является единственным производителем в Республике Беларусь труб асбестоцементных, мелкогранулированного мела, извести порошкообразной без добавок. Самыми крупными потребителями продукции ОАО "Красносельскстройматериалы" на внутреннем рынке являются: ОАО «СМТ-32» г. Волковыск; РУП «СМТ-22» г. Полоцк; РУППП «Гродненский з-д СЖБ-10»; ОАО «Гродненский КСМ»; ОАО «Гродножилстрой»; Светлогорский з-д ЖБИ; Завод КПД-1 ОАО «Мапид»; РУП «Лидастройконструкция», АП Минский КСИ, ОАО Могилевский КСИ, ОАО «Сморгоньселикатобетон», ОАО «Оршастройматериалы», ОАО «Забудова», ОАО «Любанский КСМ», а также Минские ТЭЦ3, ТЭЦ4, ТЭЦ5, использующие известь в качестве реагента для очистки сточных вод.
Потребителями продукции за рубежом в основном являются посреднические фирмы, которые реализуют строительные материалы организациям и населению. К таким фирмам в Польше относятся «Артез», «Фадом», «Домар». Фирма «Атлаз-Вигры» покупает цемент для собственных нужд и использует в производстве сухих смесей. Строительная известь, реализуемая через торгово-посредническую фирму «Артез», используется для изготовления в Польше силикатного кирпича и ячеистых блоков.
ОАО "Красносельскстройматериалы" реализует выпускаемый цемент заводу ЖБК-3 (Вильнюс). Литовская фирма «Химпорт» выиграла тендер по поставке асбестоцементных труб, выпускаемых ОАО, для прокладки линий связи в Литовской Республике. Асбестоцементные листы (шифер) реализуется в Эстонию а также в Калининградскую область (Россия).
На внутреннем рынке у ОАО "Красносельскстройматериалы" имеется два основных конкурента: ОАО «Кричевцементношифер» и ОАО «Белорусский цементный завод» г.п. Кастюковичи. Основными конкурентными преимуществами акционерного общества на внутреннем рынке являются: широкий ассортимент выпускаемой продукции и ее высокое качество.
К конкурентам на внешнем рынке можно отнести: Россия – Цементный завод в г. Брянске, "Мальцевцемент" - г. Калининград; Польша – "Хелмский цементный завод"; Литва – "Акмянцемтос"; Эстония - "ПунанеКунда"; Украина – "Здалбуновский цементный завод". Основным преимуществом на внешнем рынке наряду с высоким качеством продукции, является и более приемлемая цена.
Очевидными слабыми сторонами акционерного общества являются:
К достоинствам предприятия можно отнести:
Далее будут приведены показатели, характеризующие финансовую деятельность ОАО "Красносельскстройматериалы" (таблица 2.1.1):
Таблица
2.1.1 - Динамика рентабельности
производственной деятельности
и продаж ОАО "Красносельскстройматериалы"
за 2007-2009 годы
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | Темп роста (снижения), % или отклонение, (+;-) | ||||
2008
к 2007 |
2009 к 2008 | |||||||
1.
Выручка от реализации |
105078,0 | 150751,0 | 192067,0 | 143,5 | 127,4 | |||
2.
Полная себестоимость |
91270,0 | 125785,0 | 158826,0 | 137,8 | 126,3 | |||
3. Прибыль от реализации (Прп), млн р. | 10411,0 | 19163,0 | 24985,0 | 184,1 | 130,4 | |||
4. Чистая прибыль от основной деятельности (ЧП), млн р. | -5703,0 | 2447,0 | 11183,0 | - | 457,0 | |||
5. Амортизация отчетного периода (Ам), млн р. | 5740,0 | 8027,0 | 11749,0 | 139,8 | 146,4 | |||
6.
Рентабельность |
11,41 | 15,23 | 15,73 | 3,83 | 0,50 | |||
6.2.
По чистой прибыли (стр.4:стр. |
- | 1,95 | 7,04 | - | 5,10 | |||
6.3. По чистому денежному потоку ((стр.4+стр.5):стр.2) | 0,0004 | 0,0833 | 0,1444 | 0,08 | 0,06 | |||
7.
Рентабельность продаж (оборота), %
7.1. По прибыли от реализации (стр.3:стр.1) |
9,91 | 12,71 | 13,01 | 2,80 | 0,30 | |||
7.2.
По чистой прибыли (стр.4:стр. |
- | 1,62 | 5,82 | - | 4,20 | |||
7.3. По чистому денежному потоку ((стр.4+стр.5):стр.1) | 0,0003 | 0,0695 | 0,1194 | 0,07 | 0,05 |
Примечание
- Источник: собственная разработка.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
Состав
и структура прибыли отчетного
периода ОАО "Красносельскстройматериалы"
за 2007-2009 годы представлены в таблице 2.1.2:
Таблица
2.1.2 - Состав и
структура прибыли
отчетного периода
ОАО "Красносельскстройматериалы"
за 2007-2009 годы, млн р.
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | Темп роста (снижения), % | ||||
млн. р. | % к итогу | млн. р. | % к итогу | млн. р. | % к итогу | 2009 к 2008 | 2009 к 2007 | |
1. Прибыль от реализации | 10411,0 | 424,2 | 19163,0 | 211,8 | 24985,0 | 119,2 | 130,4 | 240,0 |
2. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | -7639,0 | -311,3 | -3608,0 | -39,9 | -1421,0 | -6,8 | 39,4 | 18,6 |
3. Внереализационные доходы | 283,0 | 11,5 | 2979,0 | 32,9 | 4133,0 | 19,7 | 138,7 | 1460,4 |
4. Внереализационные расходы | 601,0 | 24,5 | 9485,0 | 104,8 | 6737,0 | 32,1 | 71,0 | 1121,0 |
5. Итого прибыли (убытка) за отчетный период | 2454,0 | 100,0 | 9049,0 | 100,0 | 20960,0 | 100,0 | 231,6 | 854,1 |
5.1.В том числе чистая прибыль | -5703,0 | - | 2447,0 | 27,0 | 11183,0 | 53,4 | 457,0 | - |
Примечание
- Источник: собственная разработка.
Как видно из таблицы 2.1.2 прибыль за отчетный период растет. Темп ее прироста в период 2008-2009 годы по сравнению с 2007 годом составил, соответственно, 231,6 % и 854,1 %.
В настоящее время общество проводит грамотную и поступательную политику, направленную на постоянное улучшение качества производимой продукции, снижение затрат на производство, сохранение и расширение рынков сбыта, повышение рентабельности продукции и уровня квалификации специалистов, поддержание высокого уровня корпоративной культуры.
ОАО
"Красносельскстройматериалы" всегда
было лидером в отрасли производства строительных
материалов. Коллектив организации и в
дальнейшем стремится не утратить достигнутый
уровень, повысить свой рейтинг у потребителя,
занять прочное место на рынке и обеспечить
благосостояние каждому работнику ОАО.
2.2 Структура персонала и оценка его использования
В промыщленности занята большая часть трудоспособного населения страны, поэтому рациональное использование персонала относится к числу важных задач. В производстве строительных материалов, как и в других отраслях экономики, проблема использования рабочей силы должна решаться посредством активного перехода отрасли на интенсивный путь развития.[8, с.230]
Для повышения эффективности труда необходимо также создать оптимальные соотношения между такими показателями, как численность и состав работников, производительность труда, объем выполняемых работ, использование рабочего времени и расходование заработной платы. Немаловажное значение для решения этих задач имеет экономическая оценка использования персонала предприятия.
Оценка эффективности использования персонала ОАО «Красносельскстройматериалы» проводится по следующим направлениям:
- обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом профессиональном и квалификационном составе;
-
оценка эффективности
-
определение и изучение
-
изучение производительности
- выявление резервов персонала, более полного и эффективного его использования.
К трудовым ресурсам организации относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность организации нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.[10,с.327]
Состав и структура трудовых ресурсов за 2007-2009 годы приведены в таблице 2.2.1:
Таблица
2.2.1 – Состав и структура
трудовых ресурсов
ОАО»
Категории
персонала |
2007 | 2008 | 2009 | Отклонение от 2009 года | Темп роста (снижения) 2009 года, % | |||||
чел. | Уд. Вес, % | чел. | Уд. Вес, % | чел. | Уд. Вес, % | от 2008 | от 2007 | к 2008 | к
2007 | |
1.
Промышленно-производственный |
2290 | 100,0 | 2316 | 100,0 | 2359 | 100,0 | 43 | 69 | 101,9 | 103,0 |
1.1. Рабочие | 1880 | 82,1 | 1889 | 81,6 | 1928 | 81,7 | 39 | 48 | 102,1 | 102,6 |
1.2. Руководители | 189 | 8,3 | 194 | 8,4 | 196 | 8,3 | 2 | 7 | 101,0 | 103,7 |
1.3. Специалисты | 200 | 8,7 | 212 | 9,2 | 218 | 9,2 | 6 | 18 | 102,8 | 109,0 |
1.4. Служащие | 21 | 0,9 | 21 | 0,9 | 17 | 0,7 | -4 | -4 | 81,0 | 81,0 |
2.
Персонал неосновной |
189 | х | 177 | х | 210 | х | 33 | 21 | 118,6 | 111,1 |
3. Всего персонала | 2479 | х | 2493 | х | 2569 | х | 76 | 90 | 103,0 | 103,6 |